Мат как часть современной культуры. Вероятнее всего, сегодня вы уже пару раз слышали крепкое словцо, проходя мимо пивного ларька или даже детской площадки(уж такое нынче время), или сами были посредником между ним и ушами окружающих, а может просто, очередной раз перепутав \"рычаг\" и окатив себя ледяной водой с утра пораньше, молча проклинали все на свете не очень приличным словами. В нашем прогрессирующем мире мы имеем интернет. А интернет такое место, в которое кто угодно может выставить что угодно и когда угодно, и в данных условиях вряд ли можно говорить о каких либо рамках и приличиях(ведь в таких масштабах просто невозможно контролировать каждый вброс, уж слишком много людей на нашей прекрасной планете). Разумеется, этот фактор позволяет процветать культуре страны, ведь, получая постоянную подпитку, она развивается самостоятельно и молниеносно. Но в эту культуру входит не только искусство во всех его проявлениях, развивается и культура речи. Не только в сторону интеллигентной подачи мыслей, но и к огромное количеству слов паразитов и нецензурной лексиаи, из-за которых людей часто считают некультурными, недостаточно эрудированными, но так ли это? Сейчас мы с вами разберем: кто использует мат, в каких случаях, когда его можно считать признаком скудного ума человека и наоборот. Как мат приходит в нашу жизнь? Сидишь ты однажды на кухне, давишься овощами, пока не съешь которые, не получишь заветную конфетку(так уж мама распорядилась) и слышишь, как папа в соседней комнате смотрит спортивный матч, в котором проигрывает его любимая команда. Ну вы поняли, к чему я веду. Это слово, произнесенное им(или целый набор слов) врезается в твой детский ум, потрясая его, вызывает тысячи вопросов, но, когда ты решаешь я спросить у мамы что же оно значит , получаешь в ответ, что это слово \"плохое\" и повторять такое не нужно. Ну а дальнейший путь мата в нашу жизнь ясен: слышим от сверстников в школе, удивляемся, повторяем. И вот тут уже кто-то в большей, кто-то в меньшей степени. Почему мы используем мат? Если говорить о том, почему это делают дети(уж давайте не будем включать сюда случаи, когда малыш, не выговаривающий букву “л” просит вас улыбнуться, это не мат, это вы смеетесь над всякой фигней), то тут все ясно, они просто неосознанно стремятся впитать в себя максимум информации, пародируя все, что видят вокруг. Мат одна из таких интересных новинок, суть которой не понимаешь, но очень хочется попробовать. И пробуешь. А дальше уже с возрастом приходит пора делать осознанный выбор: ругаться или нет, быть или не быть. , вот, в чем вопрос. Большинство моих сверстников злословят и, чего уж греха таить, я тоже. Но каждый делает это по разным причинам. Приведем пример: Вот Виталик, его родители частенько выпивают и просто не могут общаться без мата, такая уж у них культура в семье (если это можно так назвать). Соответственно, наш Виталик с малых лет слышит преимущественно бранную речь, которую и повторяет, а о впечатлительности детского разума мы с вами уже говорили. Так вот, парнишка матерится потому, что просто не знает иного способа общения, ему не знакома культура речи, разновидности литературы и, соответственно, литературного слога, так что у него попросту не остается выбора. И все слова, что можно и нельзя на автомате заменяются на мат, что приводит к неумению четко и полно выражать свои мысли, а если ты не можешь внятно сформулировать свои думы в слова, то и сами мысли формулируются у тебя с трудом и вряд ли занимают много пространства в голове. И это уже сложная для рассуждений ситуация: у мальчика определенно узкий кругозор, скудный словарный запас и склад мыслей достаточно бедный и корявенькая речь, но тут нельзя точно сказать: он матерится потому, что глуповат или он глуповат, потому что всю свою сознательную жизнь только и делает, что матерится, не зная иного пути донести свою мысль. Это достаточно интересная тема связи причины и следствия. Оба элемента явно взаимосвязаны: мат не позволил Виталику в достаточной степени развиться, как широко мыслящая личность, но как раз из-за того, что он недостаточно эрудирован, мат заменяет ему такое количество слов. Следующий наш подопытный кролик Алина. Алина умная девочка, много читает, разбирается в психологии и может дать вам множество жизненных советов, так как любит анализировать ситуации, произошедшие с нею. Алиночка пишет стихи и блестяще рассказывает все доклады что ей задают, а еще умеет легко выходить из каверзных ситуаций путем невероятно красивой, складной (но иногда пустой) болтовни. Но вопреки(или не вопреки) всему, она ругается матом. А почему же она это делает? Явно не из-за недостатка словарного запаса. Мат- часть культуры современного общества, в которую входим ты, я и даже Алина. И как ты и я она использует эту часть на полную катушку. Но здесь уже работает немного другой принцип: мат входит в ее жизнь не потому, что ей нечем его заменить, не потому, что это вынужденная мера, а как раз наоборот. Это абсолютно осознанное включение элементов нецензурной брани в свою речь с целью выделения некоторых элементов, подчеркивания конкретных частей и эмоционального акцента на деталях. Ну или просто потому, что это усиливает юмористический эффект многих шуток (здесь тоже нужно чувствовать и понимать: когда это является уместным, а когда нет). Или потому, что это просто прикольно и современно и вообще все подружки так говорят, чем я хуже? Пускай в этом осознанном использовании есть элемент просто бездумного следования за массами, самое главное, что Алина может в любой момент перестроиться и исключить мат из своей речи. Потому, что он не основная ее часть, не база, к которой, как пазлы, крепятся все остальные слова, а лишь инструмент, который она может использовать когда захочет. Не речь определяет Алину, а она сама определяет свою речь. И это самое важное. Наличие мата в речи совсем не значит, что человек, использующий его, скудно мыслит. И если вам не достаточно примера с Алиной, то вот, держите еще одну невероятно талантливую личность с широчайшим кругозором мыслей, ставшую культовой в наше время: Сергей Есенин. Молодой поэт совмещал в себе тонкую, чувствующую душу, улавливавшую малейшие изменения мира и умеющую все это выразить в чудесных, завораживающих словах, попутно затронув ими струны души всех, кто «прикоснется» к ним и сложный нрав ярого дебошира, пьяницы и того еще хулигана, укравшего сердце не одной девушки. Именно эта комбинация позволила появиться на свет его знаменитым, дерзким стихотворениям, в которых очень складно соединялись чистота поэзии и грязь трактиров. Далее постараемся разобрать: почему и для чего Есенин использовал мат в своих работах. Для более явного примера возьмём одно из его стихотворений. Сыпь, Гармоника. Сыпь, гармоника. Скука... Скука... Гармонист пальцы льет вольной. Пей со мною, паршивая сука. Пей со мной. Излюбили тебя, измызгали – Невтерпеж. Что ж ты смотришь так синими брызгами? Иль в морду хошь? В огород бы тебя на чучело, Пугать ворон. До печенок меня замучила Со всех сторон. Сыпь, гармоника. Сыпь, моя частая. Пей, выдра, пей. Мне бы лучше вон ту, сисястую, – Она глупей. Я средь женщин тебя не впервую... Немало вас, Но такой вот, как ты со стервою Лишь в первый раз. Чем больнее, тем звонче, То здесь, то там. Я с собой не покончу, Иди к чертям. К вашей своре собачьей Пора простыть. Дорогая, я плачу, Прости... прости… Несмотря на то, как написано стихотворение (довольно грубо с использованием, как сказала бы моя мама, неприличных выражений), мат- вовсе не то, на чем фокусируется поэт. Сейчас объясню. Множество современных песен наполнено неоправданным количеством нецензурной брани просто потому, что это модно/круто/вау класс. Это мат ради мата, он лишь форма, за которой не скрывается никакого содержания. То есть, его можно назвать и содержанием, но все таким же пустым. Молодые исполнители бездумно пихают в рецепт своих стихотворений то, что модно и прикольно звучит. Так, собственно, и рождаются песни на 70% состоящие из глупых, пошлых выражений. Именно пошлых, ведь брань без цели- неоправданная пошлость. А что же делает наш поэт? Он использует мат с целью как можно глубже погрузить читателя в атмосферу русских трактиров, где сидят отчаявшиеся люди, потерявшие веру во все хорошее, люди, которые ищут счастье в мгновенных наслаждениях, которые и не мыслят о высоком. В такой мир погружает нас Есенин, и делается это именно с помощью этих грубых выражений. Чтобы прочувствовать человека, нужно, в первую очередь услышать, как он говорит, ведь, как я уже отмечал, речь определяет человека в такой же степени, как и человек определяет речь. Услышав, как человек говорит мы можем сделать выводы о том, что он из себя представляет. И именно в таком изображении человеческой души Есенин был невероятно хорош. \"Пей со мной, паршивая сука\" - жест отчаяния, это слова человека, озлобленного, обиженного на весь мир, потерявшего надежду на лучшее. И все это мы понимаем лишь из одной фразы. Это обращение не является обзывательством или просто заменой слов (за нехваткой выражений в вакабуляре), да и вряд ли Лирический герой просто забыл имя девушки и вот пришлось как-то выкручиваться. Это обращение- отражение внутреннего состояния героя, его терзаний и переживаний. И вот такой мат я уж никак не могу назвать пошлым. Это художественный ход, наоборот, украшающий речь. Для каждого человека важна эрудиция. Важно быть разносторонней личностью с развитой способностью к адаптации. Именно эта способность, кстати, позволяет нам понимать: где мы находимся, с кем, чего от нас ожидают и как стоит себя вести. То есть, говоря простыми словами: в диалоге с учителем не стоит затрагивать тему мемов с котиками, а с мамой лучше не обсуждать, какая у Катюхи сегодня была прозрачная блузка. Думаю, тут разобрались, продолжим нашу тему. Являясь лишь инструментом, мат должен появляться в речи лишь когда тому способствует благоприятная обстановка (попивая с пацанами пивко можно себя не сдерживать и продемонстрировать весь свой неприличный вакабуляр). Если вы используете мат потому, что хотите и осознаете, что тут он звучал бы неплохо, то так держать, я вас совсем не осуждаю. Но если вы замечаете, что слова подобного рода все чаще мелькают в вашем диалоге и не потому, что вы много тусуетесь с друзьями, а потому, что вам будто нечем их заменить, нечего сказать, то это уже проблема. Недостаток слов в обойме вашего интеллекта душит, словно болотная жижа, обволакивающая вас, не давая выбраться и посмотреть, что находится позади вас, справа, слева. Вы застреваете в пучине скудоумия и попросту не можете анализировать вещи, поступки потому, что не в силах посмотреть на них под другим углом. А седиментация крайне важный процесс, который стоит совершенствовать, ведь именно от того, как мы усваиваем и анализируем приобретенную информацию зависят и наше мышление, наши поступки, то, как мы выходим из различных ситуаций, как общаемся с окружающими и какое впечатление на них производим. Наш язык- инструмент, которым невероятно важно уметь пользоваться, ведь он универсален и, как бы парадоксально не было, именно степень владения им определяет нас, наше положение в обществе, нашу должность. А мат, как часть современно культуры закаляет язык: люди более осознно подходят к своей речи, следят за ней (не буду брать во внимание тех, кто не задумывается об этом, с ними ничего не поделаешь. Я делаю акцент на людях мвслящих, людях, которые осознанно подходят к своей жизни и хотят чего-то в ней достичь). Так что, даже засоряя речь, мат параллельно и очищает её, добавляя осознанности в слова людей. Мат как индивидуальная часть речи На самом деле, сейчас мат уже можно назвать, полноценной (а что самое главное универсальной) частью речи, как существительное или прилагательное. Только он может быть как глаголом или междометием, так и местоимением или предлогом. Думаю, здесь разъясняет особо не нужно. Одно и то же слово, в зависимости от контекста, может принимать любое значение, даже если используется в одной и той же форме. Эту черту я считаю поистине удивительной, ведь ни одна другая группа слов не имеет такого потенциала, как мат. О, великий, могучий, правдивый и свободный русский язык, как сказал бы Тургенев ( а он между прочим не хухры мухры, а заслуженный русский писатель). И частью этой мощи стала нецензурная брань. Как она влияет на нашу речь невозможно сказать однозначно. Да, говорить о том, что она её портит и развращает можно всегда, но это то же самое, что отмечать: фастфуд портит фигуру и увеличивает количество людей с ожирением. Не он это делает, а сами люди. У каждого есть выбор, который он делает в силу собственного ума и стойкости духа (силы воли) и наличие плохо влияющих факторов не может помешать человеку, если он в чем-то убежден. Спортсмены, следящие за фигурой осознают, что плохая еда одноимённо влияет на их организм и их можно сравнить с людьми, которые контролируют свою речь, осознают пагубное влияние мата на неё и используют его исключительно осознанно. Я уже повторял и не устану повторять: мы сами определяем себя и уж тем более свою речь, так что нельзя полностью винить мат в отсутствии чистой и грамотной речи у подростков. Мат является неотъемлемой частью нашей культуры и отрицать это глупо и бесполезно, так что это нужно просто принять. Но и не забывать делать свой выбор. И выбор этот стоит делать в пользу осознанности. Она вам пригодится, уж поверьте мне. Ведь если нет осознанности в речи, вряд ли она будет в остальных сферах жизни.