Введение Нормы морали контролируют общество на протяжении всей истории его становления, они меняются в зависимости от периодов, поколений, но всегда оказывают влияние на выбор индивида, определяют его поведение. Действие человека, сопровождаемое моралью, говорит о его сущности, характеризует его душу с хорошей или же плохой стороны. Данная тема будет актуальна вне зависимости от эпохи, поскольку моральные ценности, особо ценимые раннее, утрачиваются в наши дни. В общем, можно сделать вывод, что это определенные традиции в обществе, образец поведения, стандарт, отклонение от которого является причиной неуважения человека обществом. Правда, не всегда нормы морали равны нашим истинным желаниям. Зачастую это стереотип о правильном поведении. Общество трактует человеку то, что он должен поступить именно так и не иначе. Иногда это может быть не рациональным поступком, приводящим к отсутствию свободы выбора личности, тем самым подавляя её. Вышесказанное хорошо описывается гильотиной Юма. Это принцип, который утверждает невозможность перехода от суждений со связкой «есть» к суждениям со связкой «должен» исключительно на основании логики. То есть, не всегда сущее и пригодное в нем поведение совпадает с тем, что якобы должен сделать человек. Шотландский философ Дэвид Юм пришел к такому умозаключению, когда осознал, что все, существовавшие тогда (и частично существующие сейчас) нормы морали, слишком подвязаны к Богу. По каким-то причинам религия оказала главное влияние на формирование моральных ценностей. По сути, религиозное поведение и поведение по нормам морали являются почти идентичными. Однако, человек неверующий в божественные силы все равно должен придерживаться моральных ценностей. После таких умозаключений невольно задумываешься о том, есть ли вообще у человека права на свой выбор и жизнь. Скорее, ответ будет таковым: личность имеет право принимать свое собственное решение, не опираясь на моральные нормы, которые трактует общество, но следует ждать осуждений и абстрагирования от социума в целом. По моему мнению, человечество еще не готово к принятию своей полной свободы (в рамках закона). Это не означает, что, забывая об уже установленном порядке поведения люди начнут создавать хаос. В общем, все основные нормы морали прописаны в главных законах всех государств. Важно понимать, что общество так или иначе, само вводит в себя в определенные рамки, создавая самому себе стереотипы и ценности в качестве императивов, которых, по мнению большинства, должны придерживаться все. Рассмотреть данный вопрос можно через разные призмы, как через научную, так и через не признанные наукой теории. Если говорить о научной призме философии, то можно рассмотреть данный вопрос через систему категорических императивов. Термин категорический императив появился благодаря немецкому философу Иммануилу Канту, который разрабатывал концепцию автономной этики. Нравственные принципы существуют всегда, не зависят от окружающей среды, и должны быть в постоянной связи друг с другом. И категорический императив говорит о том, что человек должен использовать особые принципы, которые определяют его поведение. Также, можно посмотреть на вопрос морали и ее влияния на общество через призму ненаучной теории Овертона. Джозеф Овертон описал, как совершенно чуждые обществу идеи были подняты из помойного бака общественного презрения, отмыты и, в конце концов, законодательно закреплены. Согласно Окну возможностей Овертона, для каждой идеи или проблемы в обществе существует т. н. окно возможностей. В пределах этого окна идею могут или не могут широко обсуждать, открыто поддерживать, пропагандировать, пытаться закрепить законодательно. Окно двигают, меняя тем самым веер возможностей, от стадии «немыслимое», то есть совершенно чуждое общественной морали, полностью отвергаемое до стадии «актуальная политика», то есть уже широко обсуждённое, принятое массовым сознанием и закреплённое в законах. В итоге мы приходим к выводу о том, что мораль базируется не только на императивах, сформированных обществом, и постоянно дополняется, и развивается благодаря санкции социума на те или иные события и сущности, но и на «коллективном бессознательном», о котором говорил Карл Юнг. Коллективное бессознательное — это совокупность универсальных личностных проблем, которые могут возникать перед человеком во все времена. Для более детального погружения в понятия «мораль» и «этика» необходимо более подробно детерминировать и провести демаркационную линию этих двух понятий. Рассмотреть данные понятия и определить значения в социуме можно через главное учение индийской философии о «Дхарме». Понятийный аппарат «мораль» и «этика» Мораль — это дифференциация решений, действий и намерений между правильными или хорошими и неправильными или плохими. Мораль также определяется как соответствие правилам правильного поведения. Этика — это философия морали. Следовательно, мораль означает правильность или доброту. Моральный кодекс относится к определенной системе морали в определенной религии, философии, культуре среди других. С другой стороны, мораль — это любое учение или практика в рамках определенного морального кодекса. Однако противоположностью морали является безнравственность, которая на самом деле противоположна тому, что правильно или хорошо. Мораль — это безразличие к данному набору принципов или моральных норм, неверие в них или неосознанность. Этика — это раздел философии, который занимается вопросами морали. Этика в большинстве случаев взаимозаменяема с моралью. Некоторые типы этических теорий, такие как деонтологическая этика, в некоторых случаях различают мораль и этику. Мораль в описательном смысле — это социальные нравы, кодексы поведения и культурные или личные ценности. Здесь она фактически не означает объективных утверждений о неправильности или правильности, но она относится только к тому, что считается неправильным или правильным. С другой стороны, мораль в нормативном смысле определяется как то, что на самом деле неправильно или правильно, что может быть независимым от нравов или ценностей, которые придерживаются данной культурой. Добродетели нравственности в Дхарме — это честность, истина и послушание. Дхарма — это императивное понятие в индийской философии. Некоторые подразумевают естественный закон или универсальную справедливость. В своем общем значении он определяется как выполнение того, что требуется, исходя из его или ее стадии и положения в жизни. Другими важнейшими моральными понятиями, которые встречаются в индуизме, являются «ануграха» (Божественная благодать), «прарабдха» (судьба) и «папа» (моральное зло). Согласно индуистской морали, Дхарма — это кодекс моральных обязанностей и поведения, который рассматривается как основные истины, которые люди ищут в своей жизни. Дхарма связана с ответственностью и праведностью, и в основном она рассматривается как жизнь в соответствии с чьими-то кастовыми традициями. Среди буддистов это вечная истина, высшая реальность, к которой Будда был пробужден. Поскольку противоположностью морали является безнравственность, противоположностью Дхармы является адхарма, которая, как правило, является поведением, противоположным чьей-то Дхарме. Эти два термина подобны Ян и инь, потому что они противостоят друг другу, но также они дополняют друг друга. Правильное и неправильное, ложь и истина, добро и зло можно рассматривать в терминах адхармы и Дхармы, но они относятся к конкретному человеку и его положению в жизни. Карме и Дхарме уделяется много внимания в эпосах Махабхараты и Рамаяны индуистской религии. Чистота жизненно важна в индуистской религии. Индусы верят, что очищение тела ведет к очищению ума, и чья-то каста определяется нечистотой или чистотой его прошлых поступков. Пять «панчамакр», загрязняющих окружающую среду, — это мясо, вино, сухое зерно, половое сношение с женщиной и рыба. Идея чистоты — главная забота кастовой системы. Связь между моралью и Дхармой Понятия морали и Дхармы в большинстве кругов определяются и объясняются взаимозаменяемо. Дхарма в первую очередь связана с обозначением поведения, которое считается необходимым для поддержания естественного порядка вещей. Дхарма, по существу, является опорой и цементом человеческой социальной жизни. Это обеспечивает прочную основу, через которую люди взаимодействуют. Из-за этих функций Дхарма рассматривается как благопристойность или обязанность, направленная на поддержание порядка, социальной гармонии, справедливости и счастья в человеческой жизни. Индивид, существующий в определенном обществе или общине, черпает свою собственную Дхарму из непосредственного окружения или обстановки. Поэтому Дхарма диктует многие человеческие аспекты, включая понятие морали. Каждый, кто соблюдает кодекс Дхармы, должен вести нравственную жизнь. Нравственность рассматривается как одна из важнейших черт человека. Он служит кодексом самоуправления поведения для отдельного человека. Лучший способ понять Дхарму — это интуитивно слушать свое сознание. Мораль позволяет человеку различать добро и зло. Мораль черпает свои основные аспекты из Дхармы. Поэтому Дхарма рассматривается как совокупность универсальных принципов морали. Однако понятие морали не следует путать с понятием законности. Как мы видели ранее, мораль черпает свою силу из Дхармы, которая обычно является неписаным кодексом поведения. Поэтому несоблюдение принципов морали не обязательно означает нарушение закона. В сущности, понятие морали в любой конкретной культуре может быть наиболее эффективно определено, если оно содержит положения о применении понятий Дхармы. Полностью усвоив и включив в себя термины, продиктованные Дхармой, любому человеку, находящемуся в данной предпосылке, становится относительно легко вести нравственную жизнь. Честность Честность относится к лицу морального характера, который указывает на положительные и праведные атрибуты, такие как правдивость, целостность и прямота, которая идет вместе с отсутствием обмана, лжи или даже воровства. Честность — это вечная ценность, которая отражает буддийское моральное учение, основанное на Дхарме. Эта ценность честности помогает человеку продвинуться на духовную сторону и вести нравственно праведную жизнь. Эта заповедь является важным фактором в социальных отношениях и жизни, поскольку она побуждает человека не делать выбор в пользу лжи или правды. Эта заповедь заставляет человека развивать надежность, честность и моральную целостность. Соответственно, это является, своего рода «проверкой», насколько надежным вы можете быть в отношении чего-то или определенных вопросов. Моральная ценность имеет дело с этическим понятием и моральными ценностями человека. Уважение к истине — это то, что сильно удерживает кого-то склоняться к совершению неправильных действий или впадать в искушение совершить неправильные действия. Если принять и пренебречь ценностью уважения в честности, то это приведет к противоположности последнему, что приведет лишь к внушению дурных поступков. Честность в Дхарме — это также просто практика любить то, что правильно. Любовь к тому, что правильно, освобождает нас от обмана. Мы отпускаем свои обманы главным образом для двух целей: во-первых, у нас есть желание узнать истинные мотивы и причины нашей защиты. Когда мы должным образом отполируем это желание, оно станет нашим врагом к завершению морали. Честность, таким образом, делает нас прямыми, простыми, великодушными, откровенными ораторами, не лицемерными и свободными от обмана. Роли истины Согласно Дхарме, истина — это высшая реальность. Абсолютное существование доверия должно быть отражено в делах, словах и мыслях. Верующие должны поступать правильно; их поступки должны отражать то, чему учит их религия. Произносимые слова должны отражать истину в них. Та же концепция применима и к мышлению верующих. Все эти понятия так или иначе взаимосвязаны и должны практиковаться одновременно. Из всех трех добродетелей Дхармы истина является наиболее утвержденной. Истина-самая ценная добродетель. «И это в праве короля и крестьянина одинаково поддерживать истину и праведность». Роль истины по отношению к Дхарме состоит в том, чтобы составлять славу и венец этической жизни. «Практика истины и Ахимса составляют венец и славу этической жизни». Истина — это опора и цемент общественной жизни; следовательно, мир должен быть укоренен на ней. Любая религия, которая не встроена в истину, не служит своей пастве должным образом. Справедливость, прямота, искренность и честность — это выражения или модификации истины. Знание должно быть истинным, чтобы исследовать понятие истины, и чтобы оно было ценным. Концепция истины, согласно Дхарме, состоит в том, чтобы посвятить себя и достичь благородных целей. Многие люди часто используют неэтичные средства для достижения благородных целей. Поэтому роль истины состоит в том, чтобы обеспечить достижение всеми людьми своих благородных целей правдивым образом, который является этическим по своей природе. Главная цель истины -обеспечить то, чтобы люди оставались на правильном пути. Истина играет ключевую роль в предотвращении морального разложения среди верующих и способствует моральной приверженности. Необходимо обогатить как общественное, так и научное понимание истины, отслеживая человеческое понимание. Истина является краеугольным камнем и фундаментальной ценностью любой религии. Роль послушания Согласно верованиям Дхармы, существуют определенные основные роли роста, которые имеют первостепенное значение в индуистских религиозных и философских верованиях. Общество обычно называет некоторые вещи правильными, в то время как другие считаются неправильными. «Все они благородны, но мудрец, которого я считаю своим собственным «Я», ибо он, оставаясь всегда в мире со мной, делает меня своей конечной целью». Дхарма, как и любая другая концепция религиозных или философских верований, установила свои собственные стандарты морали. Лишь немногие избранные и избранные религиозные старейшины, которые служат и координируют общественные религиозные и философские функции, знают, когда были разработаны или сформированы стандарты и где эти стандарты иногда не соответствуют установленным стандартам. Тем не менее, для обычного общества установленных нормативов, в основном, рассматривается, как правило, хорошо. Многие религиозные и философские ученые определили Дхарму как обязанность. Итак, если Бог един, то и наш сокровенный долг-повиноваться ему. Согласно верованиям Дхармы, послушание Богу - единственный путь, ведущий к нему. Считается, что каждое живое существо отражает врожденную склонность к этому вечному послушанию. Это находит свое отражение в широко используемой в индуистских религиозных верованиях иллюстрации того, что даже самое грубое животное, такое как тигр, приручается и подчиняется своему дрессировщику. Это в высшей степени подтверждает, что идея послушания заложена и вечна во всех живых существах. Если бы послушание не было таким, то невозможно было бы приручить и привести в повиновение всех жестоких существ, таких как тигры, змеи и многие другие дикие формы. Обязанность или ответственность повиновения естественным образом развивается в человеческом сознании. Этот естественный и универсальный инстинкт называется Дхармой в зависимости от конкретных обществ. Даже многие другие подобные религиозные группы и те, кто не верит в Бога, такие как буддисты, имеют такое же послушание своему Господу Будде и его высшим законам. Список используемых источников: 1. Бхактивинода Тхакур. Джайва Дхарма // abhidharma.ru URL: http://abhidharma.ru/A/Simvol/Indyizm/Cadxy/Bhaktivinoda/0002.pdf (дата обращения: 28.11.2019). 2. Гильотина Юма // iphras.ru URL: https://iphras.ru/uplfile/root/biblio/em/em12/4.pdf (дата обращения: 27.11.2019). 3. Категорический императив Иммануила Канта // 4brain.ru (дата обращения: 27.11.2019). 4. Коллективное бессознательное Карла Юнга // psychologos.ru URL: https://www.psychologos.ru/articles/view/kollektivnoe-bessoznatelnoe (дата обращения: 27.11.2019). 5. Окно Овертона // nstarikov.ru URL: https://nstarikov.ru/tehnologiya-unichtozheniya-okno-overton-36349 (дата обращения: 27.11.2019). 6. Этика Буддизма // litresp.ru URL: https://litresp.ru/chitat/ru/%D0%9A/keoun-damjen/buddizm/10 (дата обращения: 27.11.2019).