Идеи и философия Буддизма В данной статье мы рассмотрим такое понятие как буддизм, его основные идеи, направления, школы и понятия. Вместе с исламом и христианством буддизм принадлежит к мировым религиям. Зарождение произошло в противовес главенствующему в то время брахманизму еще в середине первого тысячелетия до нашей эры в северной части Индии. В философии Древней Индии буддизм занимал и занимает главное место, тесно переплетаясь с ней. Буддизм – это не религия в привычном для многих понимании, это больше традиция, философия, система взглядов на жизнь, главная цель которого – достижение просветления. Тут нет Бога, происхождение которого трансцентдентно, а поклонение ему – безропотно. Будда-это человек, которому удалось достичь нирваны, он вовсе не Бог, он подсказывает ученикам свою дорогу. Упор делается на то, что человек сам должен желать измениться, постичь природу данного мира, очистить разум от тщетных мыслей, уйти в глубокие размышления, достичь гармонии с окружающим миром, избавиться от желаний, страстей и спастись. Это и называют нирваной – полное освобождение от страданий. История возникновения буддизма Если рассмотреть появление буддизма кратко, то, по мнению некоторой категории ученых, этому явлению поспособствовали конкретные изменения в жизни индийских людей. Примерно в середине VI века до н.э. индийское общество столкнулось с культурным и экономическим кризисом. То есть родовые и традиционные связи, существовавшие до этого времени, стали постепенно меняться. Чрезвычайно важно то, что именно в тот период происходило постепенное становление классовых отношений. Появилось множество аскетов, которые бродили по территории Индии, у которых сформировалось своё определенное видение мира, им они делились с другими людьми. Так, в противостояние устоев, которые были актуальны в то время появился буддизм, заслуживший признание народа. Не меленькое количество ученых считает, что основоположником буддизма был существовавший в реальности человек с именем Сиддхартха Гаутама, белее известный как Будда Шакьямуни. Родился Будда в 560 году до н.э. в богатой семье главы племени шакья. С самого детства он не сталкивался ни с разочарованиями, ни с нуждами, повсюду был окружен роскошью. И так провёл Сиддхартха молодость, находясь в неведении о том, что существуют старость, болезни и смерть. Невероятным потрясением для него стало то, что он встретился однажды на прогулке за пределами дворца со стариком, больным человеком и похоронной процессией. Это оказало на него такое влияние, что в свои 29 лет он присоединился к группе странствующих отшельников. Так он начал поиски истины и бытия. Гаутама старается понять причину человеческих бед и пытается найти способы их ликвидации. Понимая, что бесконечная череда перевоплощений неминуема, если не избавиться от страданий, он пытался найти ответы на интересующие вопросы у мудрецов. Странствуя шесть лет, он испробовал разные техники, практиковал йогу, но пришел к итогу, что такими методами просветления не достичь. Действенными методами он считал молитвы и размышления. Именно тогда, когда он проводил своё время в раздумьях под деревом Бодхи, он ощущал просветление, благодаря которому отыскал ответ на свой вопрос. После открытия, которое он совершил, он провел еще несколько дней на том самом месте, где внезапно наступило озарение, а после отправился в долину. И впредь стали звать его Буддой, что означает просветленный. Там он стал проповедовать людям учение. Самая первая проповедь прошла в Бенаресе. Основные понятия и идеи Обратим внимание на основные идеи и понятия. Одной из важнейших целей буддизма считается путь к нирване. Нирвана – это достигаемое с помощью самоотречения, отказа от комфортной внешней среды состояние осознания своей души. Проведя долгое время в глубоких размышлениях и медитациях, Будда изучал метод контроля над собственным сознанием. В процессе познания он сделал вывод, что люди очень привязаны к мирским благам и слишком беспокоятся о мнении других людей. Из-за этого душа человека не только не развивается, а даже деградирует. Достигнув нирваны, человек может лишиться этой зависимости. Неотъемлемые четыре истины, лежащие в основе буддизма: 1. Есть понятие дукхи (страдание, страх, гнев, самобичевание и другие негативные переживания). Все люди находятся под влиянием дукхи, кто то больше, кто то меньше. 2. У дукхи всегда есть причина, которая непосредственно способствует появлению зависимости – алчность, похоть, тщеславие и др. 3. От страдания и зависимости можно освободиться. 4. Полностью избавиться от дукхи можно пройдя путь, ведущий к нирване. Будда считал, что необходимо придерживаться «срединного пути». Это означает, что нет необходимости бросаться в крайности от жизни, всей состоящей из наслаждений, до полного отказа от всех благ, так как это может нанести человеку серьезный вред. Необходимо найти золотую середину, которая поспособствует как духовному, так и физическому развитию. Для того, чтобы достигнуть цели избавления от желаний необходимо прибегнуть к восьмеричному пути спасения. Этот путь называется «срединным», он позволяет избавиться от страданий с помощью отказа от крайностей и заключается в чем-то среднем между истязанием плоти и потаканием физическим удовольствиям. Восьмеричный путь спасения предполагает: 1. правильное понимание – самое главное- это осознать, что наш мир полон страданием и скорбью; 2. правильные намерения – необходимо в некоторой степени ограничить свои страсти и стремления, причиной которых является человеческий эгоизм; 3. правильная речь – стоит следить за словами, так как речь должна источать только добро; 4. правильные поступки – необходимо воздерживаться от недобродетельных поступков и совершать добрые дела; 5. правильный образ жизни –к избавлению от страданий может привести только правильный образ жизни, который не будет вредить всему живому; 6. правильные усилия – следует следить за своими мыслями, гнать от себя всё зло и настраиваться только на добро; 7. правильные помыслы –избавившись от желаний вашей плоти вы сможете избавиться и от страданий; 8. правильная сосредоточенность – необходима полная сосредоточенность, так как восьмеричный путь подразумевает постоянные тренировки. В буддизме выделяют три важнейшие вещи: 1. Будда – им может быть не только создатель учения, но и его последователь, который достиг просветления. 2. Дхарма – это само учение, основы и принципы, которые оно может дать последователям. 3. Сангха – община буддистов, которые придерживаются законам представленного религиозного учения. Чтобы достигнуть всех трех важнейших вещей, буддисты борятся с тремя ядами: • Неведения и отстранение от истины бытия; • Страсти и желания, которые способствуют появлению страданий; • Гнев, несдержанность, неспособность принять что-либо. Важное понятие буддизма, известное многим –это карма. В буддизме нет идеи о том, что существует вечная душа, которая искупает грехи. Однако же, все, что человек делает и как он это делает, найдет свой отпечаток – это несомненно вернется к нему. Это не божья кара, это последствия всех мыслей и действий, которые оставляют следы на собственной карме. Любое чувство, наше действие и даже мысль находит отклик в будущем. Они, разрушительные или же благие, так или иначе оставят кармический отпечаток и несомненно приведут к последствиям. Жизнь человека – есть страдание. Все вещи переходящие и непостоянны. Появляясь, все должно быть уничтожено. Само существование символизируется в буддизме пламенем, поглащающее себя, но ведь огонь приносит только страдание. Страдания появляются из-за желаний. Человек в такой степени привязан к материальным аспектам существования, что невероятно желает жить. Чем силнее будет это желание, тем больше он будет страдать. Избавление от страданий возможно только с помощью избавления от желаний. Нирвана – это состояние, достигая которое человек испытывает угасание жажды и страстей. С помощью нирваны возникает свобода от переселения душ, возникает чувство блаженства. Священные книги Учение Будды долгое время передавалось из уст в уста. Священное писание возникло из-за боязни утраты основных заповедей. Основной книгой, как Библия для христиан, как Коран для мусульман, для буддистов является Трипитака. Она представляет собой сборник священных писаний, объединенных в три разных тома. Отсюда и такое название, что переводится как «три корзины». Сборник составляют: Виная-питака. Описывает правила поведения монахов внутри общины, порядка пятисот проводимых обрядов, приводит примеры из жизни Пробужденного и любопытные притчи о некоторых традициях. Сутра-питака. Хранит в себе свыше десяти тысяч известных изречений Учителя, раскрывает подробности его жизни. Абхидхарма-питака. Раздел о теории философии, в котором систематизированы понятия, знания, основополагающие принципы Дхармы. Священные писания относятся к жанрам учения, научного труда и художественной литературы. Они учат познавать Вселенский покой и истину. Школы Буддийский взгляд за многовековую историю распространился далеко за пределы родины, увлекая за собой тысячи приверженцев. Он трансформировался, изменялся, перетекал из одной формы в другую. Основа буддизма остается цельной, но все же некоторые взгляды на мироустройство могут разниться от одного направления к другому. В одном из них, например, личности Будды поклоняются и обожествляют боддхисаттв, в то время как в другом могут не признаваться никакие авторитеты, за исключением собственного сердца. По мнению одной школы стать буддистом могут только монахи, принявшие аскезу, другая принимает в свои ряды всех желающих, верящих искренне. Можно выделить три основные философские школы буддизма, сформировавшиеся в разные периоды существования учения: Тхеравада: Самая древняя школа, появившаяся вскоре после паринирваны Шакьямуни. Она считается самой строгой, консервативной. По мнению тхеравадинов, достичь нирваны может только монах.Здесь нет каких-то особых обрядов, пантеона святых, изображений в виде скульптур. В основе всего лежат поступки, мысли и правильное поведение человека. Махаяна: Школа, которая дает надежду даже мирянам вырваться из круга перерождений, а значит – страданий, и достичь Пробуждения. Она также известна под названием «Великая колесница».Это направление представляет образы святых – боддхисаттв, будд, чтобы они помогли верующим в столь нелегком деле. Ваджраяна: Знакомая многим также как «Алмазная колесница», в центр дхармы она ставит тантру – искусство саморазвития, оздоровления путем различных практик, медитации, самоконтроля, самоосознания. Распространение буддизма В наше время география буддизма невероятно широка, существует несколько классификаций его течений, и в их перечислении многие называют среднюю цифру восемнадцать. Среди них тибетские школы, например, гелуг, кагью, ньингма, а также японский сингон, дзен, необуддизм и многие другие ответвления. 1. Индия — является родиной учения, но только около 1% населения составляют буддисты. 2. В Таиланде буддизм является государственной религией, даже глава государства должен проповедовать учение. В главном городе страны – Бангкоке изучают религию в специальных буддийских университетах. По всей стране множество различной религиозной атрибутики и великолепных буддийских храмов. 3. В Шри-Ланке построено около 6 тысяч буддийских храмов, 60% граждан страны исповедуют учение, состоящее из трёх течений. 4. В социалистическом Вьетнаме третья часть населения исповедует учение. 5. В Тайване буддизм поддерживает почти 90% жителей. 6. Камбоджа признала религию государственной с 1989 г., но во времена «культурной революции» при власти Пол Пота, по отношению к монахам проводились массовые репрессии. 7. Китайские государственные структуры с 90-х годов прошлого столетия жёстко контролируют буддийские и другие религиозные организации. 8. Российский буддизм широко распространён в Калмыкии, Бурятии и Туве. Есть общины представителей учения и в обеих столицах государства. История возникновения и развития буддизма включает в себя восточные страны, но в современном мире им интересуются в Европе и в Америке. В заключении хотелось бы сказать, что основная идея буддизма кроется в том, что жизнь человека – страдание и нужно стремиться избавиться от него. Это учение продолжает уверенно распространяться по планете, завоевывая все больше сторонников.