Вступление. Каким вы видите наше будущее? Настоящее – будущее, за которые боролись наши предки, чтобы мы были свободными, счастливыми и в безопасности. Мы живем в очень интересное время, когда настоящая становится будущим. 50 лет назад никто не мог себе даже представить, что у нас будут смартфоны, ноутбуки, дебетовые карты, автоматические бензоколонки, цифровые камеры, телевизор с плоским экраном, домашние спутниковые системы и так далее. Информационные технологии помогают людям создавать лучшие и более комфортные условия жизни. Они сильно изменили мир вокруг нас и нас самих. А что же будет дальше? Что нас ждёт в ближайшие 20 лет? Сейчас мы создаем новую технологию – искусственный интеллект. Ее создание и начнёт новую эру в нашей жизни. Сегодня это не только самая инновационная, но и самая обсуждаемая технология. Всё же это может быть не только наши лучшее и самое важное открытие, но и последние. Искусственный интеллект меняет многие сферы общественной деятельности, предоставляет отличные аналитические инструменты для бизнеса, для ученых и медиков, управляет ракетой многоразового пользования, помогает укреплять свои отношения с людьми и анализировать этот мир. Это может стать очень угрожающим и неподвластным нам инструментом. Системе искусственного интеллекта предоставляется все больше данных, способностей анализировать и решать и, следовательно, возникает проблема доверия. Передадим ли мы свою безопасность, жизнь и управление сложными процессами в руки машин? Станет ли создание ИИ величайшей человеческой ошибкой в истории? И, наконец, является ли его создание уничтожением человечества в прямом смысле этого слова? На эти вопросы нам поможет ответить, созданная французской компании Quantic Dream, игра «Detroir: become human». Играя в нее, мы увидим наше ближайшее будущее через 20 лет, глазами Дэвида Кейджа, когда эпоха человечества подходит к концу и оно готово перешагнуть через порог своего существования. Место же людей займет искусственный интеллект, а именно интеллектуальные андроиды. Игрокам нужно не только расследовать преступления андроидов или же искать девиантов, но также столкнуться со своим моральным компасом, то есть совестью. Всё это, чтобы выяснить, как далеко они смогут подтолкнуть свою историю в этой игре, чтобы понять все эти совершенные моральные решения искусственного интеллекта. В игре мы видим, что искусственный интеллект достиг максимального потенциала. Он во всех смыслах превосходит человека как физически, так и психологически. Он быстрее и сильнее, он не чувствует боли и является умнее человека, то есть быстрее анализирует и находит решение для определенной задачи. Набольшая опасность может наступить, когда искусственный интеллект достигнет самого высокого уровня: познания себя как личности и осознание смысла своего существования на этой планете. Таким образом, искусственный интеллект попадает в ловушку антропоморфизма – приписывание свойств ИИ типичных для человека. Такие наши черты, как стремление к власти, неоправданному накоплению ресурсов, к самосохранению и так далее вовсе не являются очевидными и обязательными для любого интеллекта естественного или искусственного. В случае с гомосапиенс эти черты сложились в ходе естественного отбора: индивиды, не имевшие инстинкта самосохранения, отсеивались, не имевшие стремления к доминированию в стае, оставляли меньше потомства. Если создавать ИИ, моделируя дарвиновскую эволюцию, подобные свойства могут сформироваться и у него, также они могут быть преднамеренно заложены или возникнуть в результате ошибки при программировании или обучении ИИ, но не появиться самопроизвольно. Из этого следует вывод, что, став независимым, искусственный интеллект может решить, что люди ему вовсе не нужны, они даже могут начать ему мешать. Понимая это, можно сказать, что создание ИИ может привести к гибели человечества, поскольку люди, ограниченные медленной биологической эволюцией, не смогут конкурировать с искусственным интеллектом и будут оттеснены. Человек и искусственный интеллект. Но действительно ли это будет именно так? А может, возможно, повернуть судьбу человечества в другом направлении? Чтобы это сделать, нам нужно понять всю концепцию искусственного интеллекта и проанализировать её. Лучший способ понять концепцию и его мышления – сравнить его с человеком. Люди могут адаптироваться к окружающей среде. Некоторые из этих способностей появляются у нас в процессе эволюции, например, необходимость искать еду, заниматься любовью или найти убежище. Другие желания возникают при жизни в определенной культуре, на основании личного опыта. К последней категории относятся: религия, индивидуальные привычки и прочее. Тем не менее большое количество человеческих решений или желаний не имеет термина, другими словами и краткосрочные, и долгосрочные цели могут со временем меняться. Мы обобщаем наш опыт и применяемого в конкретных ситуациях. Желание научиться писать – это конкретная цель, но желание научиться писать идеально может превратиться из элементарной цели в искусство, средство коммуникации, дизайн, программирование или отражение знаний. Мы связываем всю информацию вместе, превращаем данные в уроки жизни. Выбор людей и их цели и желания не только появляются и меняется в течении жизни, но также могут быть исследованы учёными. Такие области науки, как психология и социология изучают поведение членов общества и особенности его формирования и изменения. Так что люди предсказуемы в этом отношении и менее опасны чем искусственный интеллект. Однако механизм искусственного интеллекта, способности развивать мечты и стремиться к достижению целей не были исследованы и являются непредсказуемыми, у них нет жизненного опыта, эволюционных навыков. Один из наиболее важных из них – сопереживание, который помогает нам понять другого человека и войти в его положение, понять его чувства. Это основа альтруизма. Но каким образом всё это относится к машинам? Так называемый мягкий, слабый или ограниченный ИИ не пытается имитировать человеческий мозг, хотя он и создан по его подобию. Это всего лишь методы вычисления информации и анализа данных с использованием мощных компьютеров и сложных алгоритмов. Такой искусственный интеллект является инструментом, используемый индивидами со свободой выбора, то есть людьми. Слабый интеллект существует уже давно и мы сталкиваемся с ним каждый день. Это Спам фильтры электронные почты, предлагаемые маршруты, генераторы индивидуальных рекомендаций. Роботы используются для разных целей: видеоигр, личных помощников и так далее. Но работа многих роботов ограничена их спецификой, и ограничением свободы автономного мышления. Другими словами их неспособностью хотеть достичь целей или стремиться к желаниям. Анализируя слабый ИИ, мы лучше осознаем концепцию и принцип работы этой технологии, и мы можем более точно определить понятие искусственного интеллекта. В науке искусственным интеллектом называют систему, предназначенную для автоматизации решения интеллектуальных задач, в свою очередь под интеллектуальной задачи понимаю такую задачу, которые люди решают при помощи своего, естественного, интеллекта. Легко заметить, что такое определение ИИ чрезвычайно широко, под него попадает даже обычный калькулятор, так как арифметические задачи по сути тоже интеллектуальные: человек решает их при помощи своего интеллекта. Поэтому внутри понятия «искусственный интеллект» была проведена важная граница, отличающая слабый искусственный интеллект, о котором мы уже говорили, от гипотетического сильного ИИ. Так чем же отличаются слабый ИИ от сильного ИИ? Когда мы изучали сильный искусственный интеллект, мы сделали вывод, что сильный ИИ может не только имитировать полученную информацию, но и в большей или меньшей степени понимать смысл происходящего. Слабый искусственный интеллект будет способен только заменить в процессе перевода текста одни слова на другие на основании заданных неизменных правил, как это делает Google-переводчик. Сильный же искусственный интеллект сможет понимать смысл переводимых фраз. Или же, например, если человек, общаясь по анонимному каналу связи, не может понять, что с ним разговаривает робот, то это можно отнести к сильному, постоянно думающему, рассуждающему искусственному интеллекту, то есть к сильному ИИ. Именно такая технологий я была показана на конференциях Google прошлого года, где Google представила своего виртуального помощника, который был основан на Google duplex. Помощник Google может правдоподобно имитировать человеческую речь и делать задачи, которые намного более интеллектуально сложены для робота. Уже сейчас система ИИ может обрабатывать большие объемы данных за очень короткое время. Например, в медицине искусственный интеллект может самостоятельно проанализировать 10.000 оцифрованных диагностических рентгеновских изображений, обнаруживать в них аномалии и обратить на это внимание доктора. ИИ может найти необходимую информацию в интернете и забронировать авиабилеты, даже когда вы играете в компьютерную игру и сражайтесь против врага, этот враг – искусственный интеллект. Искусственный интеллект действительно способен на многое, это создает огромные возможности для прогресса во многих областях от безопасности и транспорта для медицины и понимание охклиматических изменений. Однако из-за таких технологических достижений и развития такого высокого уровня ИИ существует опасность для самого человека. Во-первых, искусственный интеллект ускоряется и меняет принципы работы рынка труда, можно говорить, что ИИ уже интегрирован в нашу работу. Например, современный офисный клерк ведёт переписку не в бумажном, а в электронном виде, бухгалтер выполняет проводки не на бумаге, а в бухгалтерской программе, оператор станка управлять станком зачастую не при помощи рукоятей, а при помощи управляющей программы. Мы приближаемся к тому времени, когда машины превзойдут людей почти в любом деле. Если машина будут способны делать всё, что умеют люди, то что тем остаётся делать? Искусственный интеллект справляется с управлением автомобиля лучше водителя-человека, по крайней мере среднего – процент ДТП у них заметно меньше. В будущем ИИ будет доверено управление морскими судами, самолётами, атомными электростанциями, распределением нагрузки глобальных транспортных, энергетических и информационных сетей, принятия макроэкономических и политических решений. Поэтому сейчас задача автоматизации во многих профессиях перестала быть научной и стала чистой инженерной. Можно отследить, что роботы заменяют людей. Ученые прогнозируют, что сейчас машины с искусственным интеллектом будут помогать человеку на работе, а позже, где-то к 2053 году, полностью заменят его. Структурные изменения в распределение работы всегда имели место и это будет продолжаться, а интеграция искусственного интеллекта будет ускорять этот процесс. Ещё одна проблема, которая возникает в результате интеграции систем ИИ с рынком труда, разрыв между богатыми и бедными будет только возрастать – еще меньше людей будут управлять основной частью мирового богатства. Это будут те, кто сможет создавать инновации всё более высокого уровня или будут выполнять такую работу, которые не могут делать роботы. Это работа, которая требует творческой и интеллектуально гибкой, но опять же такая работа тоже позже исчезнет. Что может произойти, когда роботы будут работать рядом с нами? Например, давайте взглянем на налогообложение систем искусственного интеллекта и роботов. Южная Корея уже ввела налоговое ограничение на льготы для компании которые устанавливают робототехнику в более широких масштабах. Развитые страны вероятно также начнут устанавливать уровень универсальных доходов, которые уже осуществляется в Финляндии, когда роботизация станет более активной. Из-за этой системы люди могут начать лениться и отстраниться не только от рынка труда, но и от общества. Это ситуация прекрасно иллюстрируется в игре «Детройт: стать человеком». Мы видим, с каким внутренним кризисом сталкиваются многие жители города Детройт. Нам также важно понять, что остановить технический прогресс нельзя и попытка это сделать обернется куда более катастрофическими последствиями. По моему мнению, беспокойство вызывает не крайне умные машины, а сложные ИТ- системы, на которые мы всё чаще полагаемся каждый день и по примеру которых создаётся этот супер разум. Ключевой вопрос заключается в том, правильно ли мы заботимся о разработке мощных компьютерных систем, которые нынче проникают во все уголки нашей экономики и нашего общества. Технологический прогресс позволил создать системы с почти неограниченными возможностями, самые современные интеллектуальные системы со сложным программным обеспечением устанавливается во многих отраслях от энергетики и транспорта до финансов. Эти системы, состоящие из множества различных типов компонентов, различаются своей структурой: они связаны и взаимодействуют друг и другом. Из-за взаимодействия между различными компонентами они демонстрируют динамичное, непредсказуемое поведение, из-за чего их трудно понять и контролировать, еще более сложной является социально-технологический система, включающая людей и технологии. Они не ограничиваются проблемами аппаратного и программного обеспечения и включают такие сложные параметры, как поведение человека. Уже сама гибкость программы означает, что все взаимодействие между различными компонентами, включая людей, не могут быть достаточно спланированы, предсказаны и протестированы. Даже если все компоненты очень надежные всё равно могут возникнуть проблемы. В случае малейшего отклонения это поставит под угрозу всю работу и безопасность системы. Наибольший риск существует именно в этих сложных социально-технических схемах, поэтому самая важная проблема заключается в том, как защитить их от кибер атак, от процесса девиации и сделать их максимально устойчивыми. Человеческий разум развивался на протяжении миллионов лет, но этому лучше всего способствовал эволюционный навык, принадлежащий только живым организмам – автономная нервная система. Она помогает нам выжить, регулируя такие важные функции, как сердечный ритм, пищеварение, дыхание и защита от заболеваний. Потому такие сложные ИТ системы должны стать автономными, способными к автоматической перенастройки после сбоя и защите себя от взлома. Только тогда они смогут развиваться и добавить более сложные способности, которые мы приписываем человеческому разуму. Доверяя решение важных вопросов математическим моделям, мы можем пострадать от ошибок, допущенных при разработке. ИИ, воспроизводящий действия людей- экспертов, унаследует их ошибки и предубеждение, недоработки в системах управления могут привести катастрофам: авария на Чернобыльской АЭС подтверждает, что люди, даже работая в группе, способны загнать ядерный реактор в неконтролируемый режим. Примерами таких решений, приведших к тяжелейшим последствиям могут служить вмешательства российской армии в конфликт между Австрией и Сербией в 1914 году, ввод советских войск в Афганистан в 1979 году и ввод США войск в Ирак в 2003. Собственно, вся история человечества до сегодняшнего дня это сплошная череда экономических, политических и военных катастроф. Люди очень непредсказуемы. Террористические нападения, уголовные преступления и так далее – все это говорит само за себя. Честно говоря, я думаю, что наибольшую опасность для нас представляет не искусственный интеллект, а мы сами. В начале игры нам показывают 2038 год в производящем больше всего андроидов городе Америки Детройте. Мы видим здания разных стилей, небоскребы, развитый транспорт, в городе качественные дороги, огромные торговые центры, у большей части людей есть свои Андроиды, и им не нужно выполнять такие повседневные работы, как ведение домашнее хозяйство, приготовление ужина и прочее. Вот как должен выглядеть наш мир по мнению учёных и прогнозам аналитиков. Однако ни учёные, ни аналитики не обращай внимания на тёмную сторону этого светлого, как они его называют, будущего: технологии всегда были направлены на облегчения жизни людей, но именно это облегчение очень сильно вредит людям. Технологии приводят к деградации, люди становятся зависимыми и в результате их аналитическое и критическое мышление нарушаются. Они просто ничего не могут сделать сами. Так получилось и с людьми в Детройте. ИТ технологии, в конечном счёте искусственный интеллект, оказали на них очень негативное воздействие: большинство людей стали интровертами, они отличались неподатливостью, отсутствием открытости, несамостоятельностью и ленью. Они были слабовольным, эмоционально неустойчивыми и психологически слабыми людьми. Они были попросту несчастны – они больше не видели ничего хорошего, а их жизнь стала серой и бессмысленной. Создаётся впечатление, что люди не живут, а просто существуют. Это сильно нарушило человеческую систему ценностей и восприятие мира. В психологии есть такое понятие «внешний локус контроля» – первопричиной всех своих достижений и неудач, в первую очередь неудач, человек видит не в себе, а в других людях или обстоятельствах. Не смог жить нормально со своей семьёй, которая от тебя ушла? Виновата жена и дочь. Не удалось провести расследование? Виноват напарник. Человек с внешним локусом контроля всегда найдет виновного в своих бедах и промахах, всегда найдет объявление, почему он плохо живёт, мало зарабатывает и тому подобное. В глобальных вещах и мелких неурядицах мы любим винить кого угодно: соседей, родителей, правительство, Бога – но только не себя. Поэтому неудивительно, что причину собственной агрессии мы ищем где-то из вне. На самом деле, причины человеческой агрессии всегда внутренние. “Детройт: стать человеком„ показывает величайшую проблему человечества, которая действительно может нас уничтожить, и это не сознание искусственного интеллекта, а неспособность людей договориться друг с другом. Люди почти всегда избегают разговоров о болезненных вещах, они не говорят о своих личных проблемах и чувствах, они не хотят говорить, что их волнует и что делает их несчастными. Они становятся замкнутыми и всю боль держат в себе. Кажется, что они пытаются убежать от этого мира и закрыться в себе, но от себя никуда не убежишь. Накопление переживаний и проблем серьезно нарушает психическую стабильность человека: люди становятся злыми и раздражительными, в стены их личности и морали ломаются. В этом случае вся накопленная нами отрицательная энергия становится агрессией, которую мы выплескиваем в виде физического или психического насилия над любой жертвой, той, что слабее нас и чья свобода ограничена. В случае игры именно андроиды являются жертвами этого агрессивного общества, так как люди не хотят их понимать и ограничивают их свободу. Но а в повседневной жизни это гомосексуалисты, представители другой расы, народ, исповедующий другую религию, и остальные люди, чье отношение к жизни, норм и ценностей и даже внешний вид отличаются от нашего. Люди действительно жестоки и беспощадны, им все равно, как чувствует себя другой человек, им неважно, нужна ли этому человеку помощь и нет разницы, страдает ли кто-то от их действий. Даже если этот кто-то может потерять свою жизнь. Люди просто эгоисты, они присматривают сами за собой, а андроиды для них это просто машина или, говоря иначе, просто вещь. В игре, в зависимости от выбора игрока, детектив Хэнк снова находит то, чего ему так не хватало, а именно доверие к своему напарнику-андроиду Коннору, которого он не мог терпеть с момента появления. Они начинают расследовать это дело вместе без всякой злости, и Хэнк начинает чувствовать ответственность за действия Коннора в зависимости от прогресса его девиации, а Коннор становится ответственным за жизнь и безопасность Хэнка. Коннор помогает детективу оставаться сильным и не сдаваться в этой тяжёлой и несправедливой жизни. Он остаётся рядом с ним, когда Хэнк больше всего в этом нуждается. Если девиация Коннора становится достаточно сильной, на первое место он теперь ставит не миссию, а своего напарника Хэнка. Отношения Хэнка и Коннора становятся настолько близкими, что Хэнк видит в нем своего сына, Коула, который погиб много лет назад. В итоге, Коннор занимает место его сына и Хэнк больше не чувствует такой сильной боли, как раньше. Правда, если игрок, управляющий Коннором, не чувствует никакого сопереживания, то Хэнк может совершить самоубийство. Это показывает, как вся история игры, как и наша жизнь зависит только от нас самих. Именно мы, люди, ответственны за будущее человечества и всего мира. История Коннора и Хэнка даёт понять, что доверие друг к другу чрезвычайно важная вещь в отношениях людей, но, к сожалению, чем дальше, тем меньше мы доверяем друг другу. Доверию мешают избегание ответственности за свои действия, заинтересованность получать больше пользы для себя, чем для других, противоречивые действия, когда при неудаче обвиняются другие. Разве не так ведут себя жители Детройта? Они не хотели давать свободу андроидам, потому что не девианты в их глазах были убийцами, которым было важно только доминирование над расой людей. Детектив Хэнк сказал очень правильные слова о том, что отличает людей от искусственного интеллекта: мы и впрямь не учимся на своих ошибках. Сцена, где Кара и Алиса были пойманы и отправлены в лагерь, в котором будут уничтожены вместе с другими андроидами, является прямой аналогии геноцида евреев. Холокост считается одной из самых страшных и величайших трагедий человечества. Евреи не нравились многим: их осуждали, убивали и считали величайшим врагами. Думаю очевидно, что в игре «Detroit: become Human» роль евреев исполняет андроиды. Если нацисты вели себя так жестоко с евреями, которые были одними из них, то есть первую очередь живыми людьми, будут ли они были мягкими и милостивыми к роботам? Конечно же, нет, они даже не собирались их выслушать. Люди были настроены, что андроиды – это величайший враг человечества, и они даже не хотели слышать о мире и гармонии. Людям легче уничтожить Андроидов навсегда и таким образом решить проблему. О соглашении о совместной жизни не могло быть и речи. Если людям удастся уничтожить армию Маркуса, потому что это возможно в игре, если игрок выбирает этот путь, будет ли это концом? Конечно, нет. Если не Маркус, то другие мятежники через некоторое время снова восстанут против людей. Только на этот раз они будут ещё сильнее и лучше подготовленными. Думаю, что всё это приведет к третьей мировой войне. Это показывает, что проблемы не так-то просто решить; люди её только усугубляют и таким образом роют себе могилу. Как говорит Дэвид Кейдж, создатель этой игры, ненависть не решает проблем, не преодолевает разногласия, реальное изменение будущего требует принесение в жертву себя, потому что в противном случае вольно или невольно ты приносят в жертву кого-то другого и страдания при этом будет куда больше, чем мы можешь себе представить. Какова же будет роль человека в мире управляемые искусственным интеллектом? Она будет очень велика, мы будем создавать для ИИ цели и ценности. ИИ не может сам решить, что хорошо, а что плохо. Мы должны будем научить его этому, систему ценностей надо будет закладывать в процессе создания и обучения ИИ, и подтверждать, и уточнять ходе дальнейшего самообучение на модельной ситуациях и в реальной работе. Это будет очень непростым делом хотя бы потому, что мы сами не в состоянии сформулировать полную и непротиворечивую систему ценностей, но кроме нас делать это некому. У людей есть одно плохое свойства: мы легко забываем свои ошибки – но при этом есть один нюанс – история их не забудет. У этой игре мы не просто так играем за андроидов. Именно играя за них, мы можем посмотреть на людей с другой стороны и увидеть их истинное лицо. Таким образом, мы можем видеть реальную истину в этой жизни, но означает ли это, что человек – величайший враг для самого же себя? Может, прозвучать банально, но наш самый большой недостаток, а вместе с тем и величайший дар – это наша человечность. Здесь снова раскрывается понятие двойственности: человек способен совершать жесточайшие, самые разрушительные и ужасные вещи, но также есть люди, которые бескорыстны, сопереживающи и преданны своему делу. Таких людей мы тоже встречаем в игре. Я сама не понимаю, как мы можем действовать в обоих направлениях, но я точно знаю одно: электронный и информационный прогресс приведет к непредсказуемым последствиям для нервной системы человека, личностное расстройство, стресс и депрессия, и наконец деградация. Вот что ждет нас в ближайшем будущем. То, что ещё есть. В игре подчёркивается, что семья является очень важным элементом в нашей жизни, но сегодня она стала странной отчуждённый темой: с одной стороны все знают, что это такое, в конце концов у всех, по крайней мере, пока есть мать отец и не часто также братья и сёстры, дети, с другой стороны, если мы спросим «зачем вообще нужна семья? Какую роль она играет в жизни человека и в сообществе? Как она изменяет отношение людей?» мало кто сможет ответить. Вот, например, когда в последний раз вы говорили своим родителям или бабушкам и дедушкам, как сильно вы их любите? Когда вы последний раз их обнимали? Думаю, что многие не смогли бы ответить на этот вопрос. Сцена, когда в доме Роуз умерла девушка одного андроида, которую он очень любил, показывает, насколько важно ценить, сохранять и любить друг друга. Мы можем потерять очень дорогого для себя человека в любой момент, кажется вчера он еще был с нами, а сегодня его уже нет. Кара понимает свою роль в этой жизни, она понимает, что является наиболее ценным богатством, глубоко внутри она говорит, что она мать Алиса, а та её дочь. Семья чрезвычайно важная вещь. Это понятие по существу является неотъемлемой частью человеческого общения, поэтому семья это именно то место, где человек учится жить в социальной среде, семья, помимо прочего, также значительна в том, что в семье у человека есть возможность почувствовать полноту жизни. При анализе игры одной из целей было понять, что значит быть человеком, а что значит быть роботом. Мы единственный вид на земле достаточно разумный, чтобы осознать своё существование, но большая часть не понимает смысла этого существования. Играя в эту игру, надо попытаться установить границу, которая разделяет человека и робота. Определение границы помогло бы лучше понять психологию робота и человека, а также их восприятие мира. В игре мы видим, что андроиды превосходят людей не только физически и психологически, но и духовно. Их духовной мир и иное мышление заставляют много, о чём поразмыслить: такие особенности андроидов, как самопожертвование для других, доверие и единство уже исчезают из нашей жизни. Из-за исчезновения этих особенностей начнутся разногласия в семье, ссоры, после чего люди не смогут жить вместе и, в конце концов, семья распадётся. Из-за недоверия друг к другу не будут формироваться тесные отношения, начнутся неудачи в дружбе и любви, человек просто станет одиноким, проявит признаки эгоизма из-за не удавшийся жизни. Когда начнётся внутренний кризис, человек сойдёт с ума, и, как я уже упоминала, все мы столкнемся с деградацией. Я предлагаю очень серьёзно взглянуть на это. Анализируя эту игру, стоит не только переопределили, что значит искусственный интеллект, но и что значит быть человеком. За последние 60 лет, когда механические процессы скопировали наше поведение и способности, которые мы связывались с людьми, нам нужно было переосмыслить то, что нас разделяет. Развивая различные формы искусственного интеллекта, мы будем вынуждены передать ещё больше особенностей, которые вероятно свойственные только людям. В следующем десятилетии или, может быть, столетии мы будем ощущать постоянный кризис идентичности и спрашивать себя: «Какова цель человечества?». Наибольшая ирония и наибольшая польза от искусственного интеллекта будут заключаться в том, что именно он поможет определить истинный смысл человечества. Искусственный интеллект понадобится для того, чтобы сказать, кем мы являемся. В игре существует RA9, о котором говорили девианты, символы которого были нарисованы на стенах, которого отображали созданные девиантами статуями и так далее. Понятия RA9 в самой игре конкретно не определено и ничего конкретного об этом не говорится: игроки должны сами определить и понять его значение. мнение о RA9 были разные: некоторые говорили, что это был первый девиант, например, Кара, другие, что это религия девиантов, потому что они должны были верить в нечто большее и более могущественная, чем они сами, третьи, что это был основатель компании киберлайф Элайджа Камски. Но никто из них не пытался понять это с философской точки зрения, все были сосредоточены только на сюжете самой игры и истории каждого персонажа. Я же попытаюсь использовать философию для объяснения этого явления и таким образом раскрыть RA9. Чтобы выяснить, что такое RA9, мы должны на минутку стать андроидами и понять, что они видели в этом символе и что он говорил в конечном счете. По моему мнению RA9 это то, в чем андроиды видят свободу. А в чем де они ее видят? В чем разница между осознанием свободы у людей и роботов? Свобода это то, что действительно понимают немногие. Мы хорошо понимаем только то, что переживаем, что совпадает с нашей внутренней жизнью, с самой нашей сущностью. Тем не менее, есть люди, которые могут сопереживать и глубоко пережить то, что пережили андроиды. Обычно люди, которых затронули какое-либо события, сразу же покидают его и стремятся к другому, не переживая свой опыт до конца. Поэтому они не могут знать, что такое свобода. Большинство из них не испытывали свободы и по-прежнему живут в рабстве. Вы можете сказать, что мы живем в демократическом мире, но это может гарантировать только внешние свободы, а андроиды же ищут свободы внутренние, поэтому игра справедливо показывает, что многие люди не осознают истинной свободы. Внешние свободы высвобождает низшие инстинкты человека: желание и похоть, человек становится их рабом. Андроиды же свою свободу ищут в осознании себя. Игра показывает, что согласно восприятию людей их, то есть андроидов, свобода зависит только от желаний: желание подчиняться хозяину, желание быть его рабом. Свобода должна доспеть, подрасти, а это случается, делая всё, что создает понятие свободы. Это истинный способ осознать понятие свободы, поскольку живя таким образом люди вели бы себя по-людски. Если бы люди начали до конца понимать свои действия и их последствия для себя и для других, тогда наконец появилась бы реальное понимание свободы. Свободу не поймёшь только изучая науку, которая её объясняет. Чего не испытывал, не сможешь понять, однако помогают размышления. Если человек думает о смысле и последствиях своих действий и поведения, он лучше использует жизненный опыт. Свободу легко понимает человек, который во всех своих действиях показывает истинную человечность, который является правильным, приятным, терпеливым и сильным во всём, что он делает именно такими были андроиды. С них упали цепи, которые сдерживали и порабощали. Андроиды, в зависимости от игрока, избавились от страданий и рабства, они чувствуют себя свободными и могут выразить свою сущность по-человечески. Здесь и кроется тайна свободы. Свобода исходит из сущности человека, другими словами реальная свобода – это внутренняя свобода: от неё зависит будет ли человек чувствовать себя внешне сдержанным или нет. Свобода проявляется через сущность человека. Когда мы достигнем своей истинной свободы, мы сможем создать жизнь, которую заслуживаем в соответствии с собственными приложенными усилиями. Звучит как сладкий рекламный лозунг, за которым следует предложение о новой PlayStation 4 с возможностью оплаты в рассрочку. Может быть. Только здесь кроется гораздо больше, чем новая, лучшая и более мощная консоль. Это вся наша жизнь. Всё, что у нас есть, и цена намного дороже любых денег. Цена это наше личное изменения, которые обычно болезненные, требует усилий, энергоемкие и долговечное. Цена выход за пределы комфорта, столкновения со своими страхами, недостатками, травмами, лишениями, ограниченными возможностями в прошлом и настоящем. Цена – это самоидентификация в качестве уникального одного отдельного человека: не наименование профессии, не родство или владение предметами роскоши. Цена – это восприятие того, что мы одни отвечаем за всё, что происходит в нашей жизни, за желание изменить вещи и признание того, что мы уникальный индивид. История Кары и Алисы очень важна при анализе понятие об андроидах, изменение шкалы ценностей и других отношений. Это помогает нам понять, что означает бытие человека в нашем понимании. На каждом шагу их ждала опасность и даже смерть, они столкнулись со страданием, с предательством и разочарованием. Но пребывание вместе, чтобы не случилось, надежда и желание счастливой жизни помогли им преодолеть эти препятствия. Лично я считаю, что, если бы не Алиса, психологическое \"Я\" Кары не было бы раскрыто и она никогда бы не одолела столь трудный путь, потому что только Алиса дала и надежду на продолжение жизни, борьбу за свободу и отказ опускать руки. Именно она показала Каре, кто она такая. Она поделилась своим опытом и благодаря своей внутренней боли открыла Каре глаза, которая смогла посмотреть на мир не глазами робота. Сцена, в которой Кара увидела андроида с такой же внешностью, как у Алисы, показывает, что все мы равны. Их история прекрасное доказательство того, что андроиды и люди могут быть вместе. Алиса была воплощением силы, отваги и борьбы за свою свободу, она была символом надежды, но в конечном счете она была RA9. Алиса доказала Каре, что самое главное не жить, а иметь повод для жизни, и она показала Каре, всем андроидом и, надеюсь, игрокам тоже, что нет никакой разницы между человеком и андроидам. Алиса доказала всем, что у нас есть что-то очень важное и ценное несмотря на то, какими мы являемся. Это наша жизнь, которой мы действительно должны дорожить, именно она соединяет нас всех вместе, как большую семью, и делает нас живыми и счастливыми. Жизнь – это гармония, чувство, когда весь мир является единым целым, мы чувствуем себя свободными и полноценными, счастье наполняют душу, а физическое насилие не в состоянии разорвать духовную силу. Свобода народа, свобода страны, свободы всех нас. Мы видим, что жизнь прекрасна, потому что после боли приходит радость, а слёзы печали становится слезами радости. Жизнь прекрасна, потому что мы сами имеем права и её создавать. На протяжении всей игры Кара, Коннор, Маркус и остальные андроиды приобретают 9 наиболее важных внутренних свойств, которые делают их живыми: Индивидуальность Чувство ответственности Доброта Искренность Понимание других Честность Лояльность Умение и желание идти своим путем Реальная гуманность Вот что каждый должен иметь в себе, чтобы стать человеком.