ФГБОУ ВПО «Российский Государственный Университет Туризма и Сервиса» Москва, Российская федерация Ващенко Дарья Евгеньевна, студентка 1 курса, группа ТРД 19 2в daria261001@inbox.ru Высшая школа туризма и сервиса, Индустрии Гостеприимства и Дизайна Значение искусства в жизни человека Что же такое искусство? Это не просто образное осмысление действительности; процесс или итог выражения внутреннего или внешнего мира в художественном образе, а это помощник, учитель, советник. К нему обращаются те, кто в общем сами не являются деятелями искусства, а иногда даже к нему равнодушны. Искусство- язык на котором мы говорим с другими, а все люди говорят на разных языках и это делает искусство многогранным и недостижимым для кого -то. Какие же функции выполняет искусство? Они очень разнообразны с одной стороны это эстетическая функция, с другой ценностно-ориентировочная, это может быть коммуникативная и т.д. Поговорим более подробно о функциях. Благодаря познавательной функции человек при помощи художественных произведений может узнавать, что испытывали те люди, которые жили в том времени или могут познавать окружающую действительность при помощи современного искусства. Потому что это все плод творения человечества, плод конкретного человека, живший в конкретном времени и соответственно он чувствовал, и мыслили и пытался свои мысли и чувства отразить в художественном произведении. Коммуникативная функция это общение между автора художественного произведения с потребителя, который смотрит и оценивает данное произведение. С одной стороны это так, но на самом деле коммуникативная функция намного шире. Потому что это способ выявления смысла. Люди могут понять произведение совсем по иному и может это понимание гораздо более правильное и гораздо более ответственное, чем то что делал автор. Эстетика - это наука о прекрасном. Эстетическая функция связана с тем как человек оценивает данное произведение. Эта функция достаточно противоречива. Заключается в том, чтобы человек учился задавать себе вопросы. Гедонистическая- это когда человек ищет удовольствие во всем в том числе и в искусстве. Хотелось бы выделить еще такую функцию как воспитательная, ведь искусство нас учит и повышает духовный уровень . Предвосхищающая функция - это функции, которая отвечает за создание нереальных объектов которые в будущем могут появится в реальности. Последняя функция, которую я выделю -это утешительная-компенсаторная, когда человек компенсирует то чего у него нет. Приведу пример, была счастливая пара и один из супругов умирает, но у оставшегося супруга остался портрет на котором они изображены вместе, и этот протрет утешает второго супруга. Как же структурируется искусство или можно ли его структурировать? Да, возможно. Мы уже давно пользуемся определенной системой. Она заключается в том, что мы называем составные части видами искусств. Существует даже определенные классификации то, каким образом человек пытается интерпретировать окружающую действительность, по этой классификации существует идеальные и реальные виды искусств. Реальные- это музыка, скульптура, архитектура и живопись, это реальные объекты, которые можно потрогать и пощупать. Идеальные виды искусств - это те виды искусств, которые являются потоком сознания человека (проза, поэзия). С другой стороны виды искусств делятся на жанры. Жанр -это уже суженное направление в рамках какого-то вида искусств. Возьмем, к примеру живопись - это вид, а портретная живопись -это ее жанр. Почему сложилась такая система? Просто так удобнее воспринимать искусство и так же у нас у каждого есть свои вкусы и желания, если хочется, допустим, что- прочитать нужны какие -то подсказки и такие подсказки по жанрам могут помочь человеку определиться с выбором. Так же существует иное структурирование видов искусства: пространственные или пластические образы, которых имеют пространственные построение, к ним относятся живопись, архитектура, скульптура, дизайн и т.д. Временные или динамичные -в них действия разворачиваются во времени, к ним относятся: литература, музыка. И последний вид - это пространственно-временные или синтетические зрелищные, они построены пластически, а действия разворачиваются во времени. Это такие как хореография, кинематограф, цирк, эстрада. Центральным понятием темы искусства является -эстетика. Эстетика - это философская категория которая изучает прекрасное в живописи, в искусстве, в музыке. Так же эстетика - это система взглядов отделенной творческой личности или о том, что красиво и что не красиво в этом мире. Можно выделить эстетику отдельных писателей, музыкантов, поэтов. Эстетика- это подход в понимании прекрасного отдельных философских школ, литературных школ. К примеру, эстетика натуральной школы. На фоне изучение различных форм духовной культуры, именно для искусства принято выделять несколько специфических черт: аллегоричность- это перенесение некоторых идей в виде художественного образа, это не персонаж, а это идея, это не поступок, а это символ. Вторая специфическая черта искусства -эмоциональность, ведь всякое искусство это в первую очередь эмоция, какое- то переживания писателя, художника. Искусство построено на эмоции. Третья черта- это осознание мира и передача через слова, цвета, ноты. Четвертая- искусство образно и наглядно. И самая важная характеристика искусства - это то, что оно субъективно. Подходы откуда появилось искусство или теории о происхождении культуры. Первая теория биологизаторская- это когда человек высматривает в искусстве какие- то действия человека, которые мы можем применить к собственному телу. Мы используем искусство, как творцы для привлечения противоположного пола. Вторая теория игровая- это условные обстоятельства и задачи в которой человек раскрывается. Он создают эту ситуация или для человека ее создают, чтобы он лучше себя понял и чему- то научился. Еще одна теория, магическая- это когда человек приписывает произведениям искусства особую магическую сущность. Последняя теория, которую я рассмотрю – это трудовая, когда человек вынужден использовать и придумывать для своей деятельность новые орудия труда. И так зачем человеку нужно искусство? Первый предмет искусства появился тогда, когда первобытный человек украсил свое тело или жилище какой- то вещицей или наскальным рисунком. Есть такое понятие синкретизм-сочетание или слияние «несопоставимых» образов мышления и взглядов. Первобытный человек не ощущал себя деятелем искусства, он не разделял понятия на труд и искусство. Человек был полностью растворен в этом мире, когда для него его жизнь была и искусством, и трудом. Зачем же первобытному человеку искусство? Человеком двигал голод не физический, а духовный он не удовлетворялся обычной пищей. Люди сами пришли к тому, что нужно выражать свое эмоциональное состояние, они хотели показать это, написав сначала на стене, а потом на холсте. Вот от сюда возникло искусство, кто-то захотел что-то сказать. Потребность красоты и творчества, воплощающего его, неразлучна с человеком и без нее он бы не смог существовать. Время идет и люди начитают все больше отходить от окружающего мира-природы. Первобытный люди были связаны с природой, их жизнь зависела от нее, что нельзя сказать о современном человеке, который не зависим и самодостаточен. Можно подумать, что человек начал отходить и от искусства. Нет это не так. Просто теперь намного сложнее искусству связаться с человеком удивить или вызвать какие- то эмоции. «Боль проходит, а красота остается». Так говорил Ренуар, который рисовал превозмогая боль. Художника можно определить, как невротика, который непрерывно лечится искусством. (Ли Симонсон). «Всякое искусство бесполезно» (Оскар Уайльд). На том, что оно бесполезно многие сходились, но и многие оспаривали. Но зачем оно и почему? Когда человек не может найти смысла т.е. пристегнутости к большим, объективным и несомненно нужным делам, не может найти смысла в своем занятии, он впадает иногда в депрессию и хочет все таки увидеть в чем тут смысл, а в чем здесь польза и зачем уже наконец надо этим заниматься. С точки зрения самого художника или писателя, в частности можно заниматься этим для денег, хотя для денег лучше спекулировать нефтью, недвижимостью, но все- таки искусством можно зарабатывать деньги. Но деньги-это еще не смысл, в таком случае человек, который занимается биржевыми спекуляциями зарабатывая больше писателя, должен иметь больше почестей и славы. Искусства много примений, это источник материальной выгоды, другой возможностью является позволяет набрать социальный капитал установить профессиональные связи, а также оно оказывает на нас огромное влияние. Искусство дает нам доступ к прекрасному, к возвышенному, эти два понятия различаются. Прекрасное-это что-то красивое, а возвышенное -это характеризует внутреннюю значительность предмета. Искусство может отражать как мир материальный, так и социальный и духовный, может доставлять эстетическое наслаждение, а также удивлять нас и менять нас. Благодаря искусству мы не только меняемся, учимся и прислушиваемся, но и находим новых друзей по интересам. Общие цели, интересы, стремления объединяют людей в сообщества вот так они становятся частью огромной мира- мира полного искусства. Они дополняют друг друга, дают какие то советы и оказывают поддержку и вместе они рождают на свет новые достояния искусства. И это произведение делал не один человек, а несколько и это делает его разносторонним и многогранным и не на что не похожим, потому что в него вкладывали разные люди разный смысл. Это классическая модель работы в мире творческий людей именно в современном мире. Мы приобретаем хороших коллег и товарищей, которые нас дополняют, а мы дополняем их. Новые знакомства – это конечно же обмен информации, но они так же могут повлиять и поменять человека кардинально Мы чему-то учимся у них, а они в свою очередь берут что-то от нас. Могут появится иные интересы, а какие- то интересы потерять свое значение. Разные люди на протяжении всей жизни меняют нас и буквально по кирпичику превращают нас в целый и нерушимый дом. Друзья и товарищи важная составляющая нашей жизни и отчасти искусство помогает нам найти их и меняться, реализоваться вместе с ними. Так же искусство открывает многочисленные двери, открыв которые человек может показать себя и реализовать свои идеи и мечты. Если не получится реализоваться в одном виде искусства, можно попробовать реализоваться в другом. Искусство настолько разностороннее, что каждый человек найдет себе в нем место. Современный ритм жизни диктует нам новые условия. Мы не настроены на созерцательность, ушли из жизни, длинные философские вечерние беседы о смысле бытия за чашкой чая. Девиз современности - время деньги. Духовный голод насыщают средства массовой информации, потребность в общении занят интернетом, возникли новые эталоны красоты. Даже в таком мире человек стремится сохранить искусство. Зачем? У человек существуют свои собственные системы, которыми он может себя вознаграждать, это способ получения удовольствия. Эмоции влияют на нашу жизнь. Искусство-чистый источник эмоций. Мы идем к творцам за чувствами которых нам не хватает в повседневной жизни. Даже существует термин арт-терапия- лечение искусством. Арт-терапию можно назвать своеобразным связующим звеном между сознанием и подсознанием человека, так называемым мостом между разумом и душой. И идея тут в том, что большая часть проблем человека проистекает именно из глубинного подсознательного уровня, а не из поверхностного сознательного. Потому-то зачастую медикаментозное лечение оказывается перед ними бессильно. «Задача искусства протирать нам глаза.»(Карл Краус) Каждый из нас интуитивно чувствует, что этот мир не такой, как нам кажется на первый взгляд. Есть в нем глубина, доступная только избранным. К художникам мы идем с вопросом. Как этот мир выглядит на самом деле? Ван Гог всю свою творческую жизнь хотел нарисовать картин каких мир еще не видывал, хотел показать мир так, как он его видит то есть поделится своим виденьем. Он считал, что его долг научить людей смотреть на мир совсем иными глазами и хотел превратить искусство в вечность. Он хотел, чтобы искусство существовало вечно на столько, на сколько это возможно. И он вложил в это не малый вклад, для того чтобы это стало реальностью. Человек всегда задавался вопросом. Кто я? Я смертен или моя душа вечна? Именно поиски себя, каждого ищущего приводят к творчеству. В творчестве мы получаем крупицы ответов и из них словно мозайку складываем целостную картину мира. Благодаря творцам мы можем видеть прошлое и будущее. Если бы люди не умели рисовать нам была закрыта дверь в прошлое. « Художник должен присутствовать в своем произведении, как бог во вселенной вездесущим и невидимым.» (Флобер).