Суицидальное поведение - это социальная проблема с устойчивыми закономерностями, сформированными на основе этнических, культурных, исторических и экономических характеристик целых континентов. Это общая концепция, которая, помимо полного самоубийства, включает попытки без летального исхода, суицидальные мысли, намерения и планы. Исследование суицидального поведения порождает ряд трудностей, что часто наблюдается у представителей различных научных областей с диаметрально противоположных позиций. Это в основном обусловлено множеством стимулирующих суицидальных мотивов, которые включают философские, теологические, правовые, медико-генетические, биологические и социально-психологические аспекты. Рассмотрим проблему суицидального поведения с точки зрения философии. Философов нового и новейшего времени по их отношению к самоубийству делят не три группы: первые оценивали его резко негативно, утверждая, что человек по объективным причинам не имеет права распоряжаться своей жизнью; вторые объясняли это явление, не высказывая твёрдой положительной или отрицательной оценки; третьи же, не поддерживая самоубийство как таковое, считали, что в определённых обстоятельствах право на самостоятельное завершение жизни у людей должно быть – они свободны выбрать жизнь или смерть. Актуальность темы может быть обоснована по трём направлениям. 1. Культурно-мировоззренческая и социальная актуальность. Большой рост числа самоубийств (особенно в нашей стране) указывает на значительность принципиального углубления суицидологических исследований и в то же время отмечает неполноценность их теоретического уровня и их влияния на ситуацию. Самоубийство остаётся одним из неустранимых симптомов социальной неустойчивости индивида и несовершенства самого общества. \"Назрела необходимость проанализировать проблематику самоубийств на современном материале, чтобы эффективнее бороться с этим явлением. Нельзя откладывать выполнение этой высокогуманной исследовательской и организационной задачи. Крайне важно также изучать обстоятельства, приведшие к трагическим последствиям\".Мировоззренческая актуальность суицидологической тематики связана с поднятием вопроса о смысле личного бытия (существования) человека в мире перед лицом смерти. \"Истребление себя есть вещь серьёзная, - утверждал ещё Достоевский, - слишком серьёзная вещь, стóящая неустанного наблюдения и изучения\". 2. Общетеоретическая актуальность. В разных сферах гуманитарного знания в настоящее время накоплен значительный опыт теоретического осмысления самоубийства. Желательно попытаться подвести некоторый общий итог этого осмысления. Такой шанс даёт философия. Только на уровне суммирования и суждения сущности можно угадывать эти \"реальные причины\". Поэтому философское изучение самоубийства должно быть признано благим в теоретическом плане и может быть востребовано отдельными научными дисциплинами, имеющими отношение к суицидологии. 3. Философская актуальность. Объявленный наиболее \"передовыми\" учёными конец метафизики вызвал процесс постепенного исчезновения человека с его проблемами как \"предмета\" метафизического рассуждения. Антропология, теряя онтологическую глубину, всё больше эволюционирует к сумме методик: психологических, социологических, культурологических, политологических, биоэтических. Тема смерти и самоубийства перестаёт быть философской; во всяком случае, на сегодняшний день очевидно такое направление. Тем не менее ответ на метафизический вопрос о смерти может быть только метафизическим. Следовательно, исследование самостоятельного добровольного ухода из жизни , предпринятое с точки зрения внимания к основаниям человеческого бытия, оказывается сегодня особенно актуальным. Сущность самоубийства не лежит на поверхности. Следовательно, «ни социология, ни психология, ни медицина не удовлетворяют честных искателей прошлого века», поскольку во всех этих областях знаний «описание» преобладает. Ясно, что «ни социальные, ни антиобщественные условия, связанные с самоубийством, не могут быть основными причинами этого явления». Следовательно, необходим «анализ внутренних причин самоубийства». Представители современной социально-психологической суицидологии также видят необходимость философского пересмотра самоубийства. Например, С.П. Короленко и Т.А. Донских настаивают на очевидной многомерности «проблемы суицидального поведения», которая, с точки зрения одной из специальных дисциплин, не может быть решена из-за социально-психологических факторов среды и личности. Человек - это его род, окружающие его люди воспринимают ситуации, личные проблемы, особенности мотивационных подходов, систему жизненных ценностей, жизненный опыт, характер воспитания, способы преодоления трудностей и многое другое. «Философия может просто притворяться, что объясняет суть этой многомерной проблемы, не отвлекаясь на бесконечную сумму всех релевантных и потенциальных «компонентов» этой многомерности». Понятие «суицид» и типология суицидального поведения Слово «самоубийство» ведет свое начало от древнелатинского «mors voluntaria», что дословно переводится как «добровольная смерть». А «sibi mortem consciscere» означает «добровольный выбор собственной смерти». В русскоязычном варианте слово «самоубийство» для обозначения суицида в первый раз употребляется в 1704 г. в трактате «Лексикон треязычный», составленном директором Московской типографии. На сегодняшний день самоубийство полагается определять как осознанное, добровольное, собственноручно исполненное саморазрушающее деяние, непосредственной и ближайшей целью которого является смерть. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) предлагает рассматривать самоубийство как «… результат действия, преднамеренно начатого и совершенного человеком с полным знанием или ожиданием своего фатального исхода». Значительное большинство исследователей суицидального поведения сходятся во мнении, что оно не является строго психиатрическим явлением. Самоубийство под влиянием внешних обстоятельств могут совершать и психически здоровые люди. Известный суицидолог Г. Гордон в предисловии к первому изданию книги Э. Дюркгейма «Самоубийство» пишет: «К реакциям в форме суицида способны не только больные и болезненные, но и здоровые души, совершенно нормальные по своим качествам и эмоциям». Е.В. Змановская (2004) рассматривает суицид как крайнюю из точек в ряду взаимно переходящих друг в друга форм аутоагрессии. В этой связи классификации суицидального поведения, учитывающие кроме типов суицида виды самоповреждений, приводящих к временной потере трудоспособности, к инвалидизации или к смерти, считаются наиболее приемлемыми. Философские и психологические парадигмы суицидального поведения «Есть только одна очень серьезная философская проблема: проблема самоубийства: решить, стоит ли жить - означает ответить на фундаментальный вопрос философии». Постулат А. Камю не потерял актуальности на протяжении многих веков. Большинство древних философов отсылали к нему в своих исследованиях и пытались разгадать тайну жизни и смерти. По мнению некоторых, совершить самоубийство могут только люди, полностью разочаровавшиеся в жизни и потерявшие в ней всякий смысл. Древние стоики считали, что при конкретных условиях каждый человек имеет абсолютное право по собственному желанию уйти из жизни. Последователи этого течения в философии были убеждены, что только мудрый человек может полностью контролировать свою собственную свободу и что умение вести собственную жизнь является высшим проявлением свободы. Луций Анней Сенека, который защищал моральную философию стоицизма, сказал: «Жизнь не является безусловным благом, она имеет ценность, если она основана на моральной основе, но если она исчезает, человек имеет право покончить с собой \". В соответствии с учением эпикурейского философа Тита Лукреция Кара, поводом для самоубийства может быть безразличие к жизни, также некоторые люди вынуждены добровольно покидать этот мир, опасаясь будущей смерти. Тит Лукреций Кар, совершивший самоубийство, писал в своем труде о природе вещей, что законы недостаточно строгие для самоубийц, что религия не пугает их, и что общество не осуждает их самоубийства. Проблема суицидального поведения не обошла и представителей философского направления науки и последующих веков. В XVIII веке Английский философ Д. Юм, который обсуждал самоубийство, писал в своем трактате о человеческой природе: «... вопрос суицидального поведения ... не противоречит Божьим целям, не нарушает гармонию мир \". Он считал, что самоубийство - это всего лишь проявление рационального эгоизма. А. Шопенгауэр чувствовал, что «... самоубийство - это человек, который вместо того, чтобы отказаться от желания, уничтожает проявление этого желания: он не останавливает желание жить, просто жизнь». Он считал самоубийства проблемами людей без воли и способности выживать. По словам И. Канта, самоубийство - это оскорбление человечества. Каждый человек должен верить в существование высшей морали. Он утверждал, что самоубийство «опускает человека на более низкий уровень, чем животное». И. Кант - один из многих философов, которые всегда выступали за абсолютный запрет добровольного ухода из жизни. Представитель философии «серебряного века» В.В. Розанов также категорически отрицал право человека на самоубийство. Суицид казался ему \"... искажением основных законов природы со стороны их высшего носителя, их самого яркого и блестящего представителя\". В. С. Соловьев подчеркнул, что только религия может играть ведущую роль в защите от самоубийства. В своей книге «Духовные основы жизни» он утверждает: «Если жизнь человека не согревается верой, если он не чувствует, что его жизнь зависит от высшей силы, трудности становятся невыносимыми». Бердяев расценивал самоубийство как «умственное расстройство и слабость». Он обратил особое внимание на двойственную природу суицида. С одной стороны, человек, который убивает себя, заслуживает жалости и сострадания, а с другой стороны, он должен быть наказан за совершение смертного греха и преступления. Современный философ С. Аванесов считает, что самоубийство есть результат онтологического уничтожения человека и греха. 27 апреля 1910 г. З. Фрейд принял участие в собрании Венского психоаналитического общества, посвященном проблеме самоубийств среди детей. В своем выступлении «отец психоанализа» он сказал, что, несмотря на низкую осведомленность о суицидальном поведении, это, похоже, обусловлено неприязнью к жизни и стремлением к смерти. Это утверждение предвосхитило последующее появление позиции З. Фрейда о существовании инстинкта смерти, который он описал в своей работе «Печаль и тоска». По словам З. Фрейда, у каждого человека есть два типа диаметрально противоположных тренировок. Это инстинкт жизни (Эрос) и инстинкт смерти (Танатос). Эти инстинкты, присущие всем людям, постоянно колеблются. Однако с количеством лет жизни Эрос медленно угасает, и Танатос не теряет своей силы, оставаясь активным до смерти человека. З. Фрейд утверждает, что самоубийство - это то же самое убийство с поворотом всего на 180 градусов. Это не оправдывает добровольный отказ от жизни и способствует предотвращению самоубийств. Идеалист-психолог и философ К.Г. Это одна из основных причин суицидального поведения. Юнг считал бессознательным стремление человека к духовному перерождению. Он не согласился с З. Фрейдом в оценке бессознательного, которое, по словам основателя психоанализа, содержит только подавленные сексуальные и агрессивные импульсы. KG. Юнг рассматривал суицидальное поведение как результат разрешения трудной жизненной ситуации, и сознательный выбор смерти, по его словам, был обусловлен «порогами напряженности или привязанности». Кроме того, люди не хотят уходить от невыносимых условий своей нынешней жизни, они спешат метафорически вернуться в «утробу матери», чтобы чувствовать себя в безопасности. «На образном языке символической мудрости веков есть знаменитое Распятие: после смерти человека награда ожидает в виде новой жизни за счет воскресения. Один из последователей психоаналитика К. Г. Юнга, Д. Хиллман, вероятно, является самым ярым сторонником самоубийства. По его мнению, правовой, медицинский и теологический подходы его исследования затрудняют понимание причин суицидального поведения. Хиллман считал, что, поскольку основной целью врачей всегда было продление жизни, представители медицинской науки не могут оправдать самоубийство как акт самоуничтожения. С юридической точки зрения, самоубийства не имеют права быть прощенными, поэтому оправдание их действий кажется законодателям очень сомнительной задачей. Однако священники не против самоубийства, потому что добровольный отказ от жизни противоречит воле Всевышнего, но из-за «неправильно понятой богословской догмы». Д. Хиллман в своей дискуссии о самоубийстве настаивал на том, что этот метод смерти является абсолютно законным, способным выпустить самые сокровенные фантазии души. Чтобы подтвердить свою теорию, он сослался на Юма: «Когда я падаю на свой меч, я принимаю смерть от руки божества так же, как если бы это было результатом нападения льва, падения в пропасть или лихорадки». А. Бандура чувствовал, что человек склонен беспокоиться и осуждать себя, когда он нарушает свои внутренние стандарты поведения. А. Бандура рассматривал суицидальное поведение как преднамеренный добровольный акт, непосредственной целью которого является смерть, и целью которого является разрешение кризисной ситуации посредством действий, направленных на самоуничтожение. Согласно Роджерсу, внутренние переживания человека являются единственным реальным отражением эмоционального восприятия окружающей действительности. Чувство несоответствия между представлением о себе и общим «органическим опытом» может привести человека к осознанию полного одиночества. В то же время вера в себя исчезает, жизнь теряет свою ценность, смерть идеализируется, что в конечном итоге может привести к реализации суицидальных намерений. Исследователи суицидального поведения в основном признают, что сложность и разнообразие их мотивов и проявлений требуют междисциплинарного подхода к изучению этого явления. Существует множество теорий, с разных точек зрения, объясняющих причины суицидального поведения, в том числе психологические. Философия не может, подобно религии, декларативно запрещать самоубийство и отрицать право человека на него, поскольку таким актом она изменила бы своей природе, однако ей не следует, спекулируя на праве «сомнения и толерантности» утверждать, что у человека есть такое право. Неверен и третий, «нейтральный» путь, предполагающий не запрещать и не разрешать данное действие. Истинная философия самоубийства должна, отталкиваясь от этой сложной и противоречивой проблемы, направлять вектор развития общества таким образом, чтобы людям больше не приходилось совершать суицид.