Философия хип-хопа в современном мире Ни для кого не секрет, что в последние годы во всем мире и в России в частности, огромную популярность получил такой жанр музыки и танцев, как хип – хоп. Жанр, появившийся в начале 1970-х годов стремительно набирает обороты по сей день. Спортивные штаны, кроссовки, большие футболки, кепки, толстовки и подобная одежда так же являются атрибутикой этого жанра. Почему молодежи нравятся незамысловатые аранжировки, содержащие в основном ритм-партии и простой в плане исполнения рэп, учитывая обилие различных музыкальных жанров, полных богатством инструментов и обилием красивого вокала? Именно этот вопрос стал предметом моих рассуждений в данной статье. Прежде всего стоит начать с истоков и становления хип-хопа, как самостоятельной единицы и жанра. Подвижный и энергичный фанк, пришедший на смену коммерческому ритм-энд-блюзу в 1960-х годах стал главным прародителем хип-хопа. Около 70% афроамериканцев в то время так или иначе имели отношение к фанку: играли его на музыкальных инструментах, пели либо танцевали. Со времени этот стиль занял место одного из основополагающих течений афроамериканской музыки. Нельзя сказать, что фанк являлся совершенно новым направлением, не имеющим ничего общего с популярной до него музыкой. Скорее можно сказать, что все лучшее приемы, инструменты, навыки и ритмы были собраны вместе. Присутствие разного рода труб, колоритного вокала, бас и электрогитар, классического звука органа из госпела сочетались с ритмом, заставляющим качать головой в такт. На рубеже 70-х и 80-х годов фанк разрастается до огромных масштабов и популярности и получает признание в мировой поп-музыке. Альтернативная фанку культура хип-хопа начала зарождаться в 70-е годы в Бронксе, одной из частей Нью-Йорка. Сочетание рэпера, диджея, граффити и танца стало ключевым в развитии направления на улицах города. По моему мнению именно сплав этих четырех сфер творчества: поэт, музыкант, танцор, художник и помог сплотить колоссальное количество людей и привлечь их в хип-хоп культуру. Развитую хип-хоп музыку в конце 70-х начали называть “новое школой фанка”. Период 1986 – 1993 называют “золотой эрой хип-хопа” в силу количества вовлеченных в него жанров. Как и ранее, музыкальное сопровождение в основном создается при помощи сэмплирования (нарезки, обработки) нескольких уже готовых записей диджеями и соединения их в один микс, несущий энергичный настрой. Хип-хоп стал широко известен благодаря большому количеству людей, хотевшим высказать свое мнение под музыку. Жанр стал инструментом донесения собственной философии до масс. Улицы бедных районов заполнялись рэперами и диджеями, устраивавшими выступления и словесные состязания между друг другом. Политика, нищета, криминал, наркотики, образ жизни бедных и любые другие явления становились предметом для размышлений в текстах хип-хопа. В течение “золотой эры” музыканты все больше и больше стали использовать сэмплы из джазовых, госпел и рок произведений, показывая, насколько разноплановым и разнообразным может быть этот жанр. Появляются различные деления на поджанры, а именно “Олдскул”, ”Ньюскул” и “Гангста-рэп”. Список далеко не ограничивается тремя наименованиями, но тем не менее, они являются основными. Олдскул - самый первый и классический представитель хип-хоп музыки. Его появление смежно с появлением первой музыки этого направления и датируется 1979 годом. В нем использовался незамысловатый с точки зрения ритмичности речитатив, размерность которого редко менялась во время трека. Инструментал в основном состоял из компиляций заимствованных композиций жанров фанк и диско с нередким разбавлением синтезаторных звуков. Идеология песен была проста и в основном носила характер повествования о старых добрых временах. Однако, появление новых творческих группировок с более агрессивным видением жанра привело к разложению старой школы, на смену которой пришел “Ньюскул”. Ньюскул принес в хип-хоп специализированные приспособления: семплеры для упрощенной и более быстрой обработки музыкальных отрезков и драм-машины, изобретенные для мгновенного создания и записи барабанных партий, начиная от базовых и заканчивая сложными ритмами, содержащими различного рода перкуссию. В этом поджанре значительное место стали занимать тексты, повествующие о жизни в гетто. Именно во время развития ньюскула хип-хоп занял место в мировой поп-культуре, что привело также и к популяризации речитатива. Многие музыканты на волне популярности хип-хопа начали использовать рэп в своих песнях. В конце 1980-х годов большое количество рэперов начало уходить от привычной тематики хип-хоп композиций и стали описывать свою хулиганскую молодежную рутину. Такая тематика начала носить название “Гангста - рэп”. Тексты в основном посвящались тяжелой жизни в гетто, включая большое количество криминала, хулиганства и насилия. Некоторые коллективы, причислявшие себя к поджанру гангста-рэпа были связаны с агрессивным движением за права чернокожих. Хип-хоп продолжал набирать обороты и в 1990-е началась так называемая “Война побережий”, а именно Западного и Восточного побережий США. Побережья представляли собой два лагеря музыкантов, соревновавшихся за первое место в хип-хоп индустрии. В то время музыка в принципе была показателем сепарации населения, четкого разделения на «чёрных» и «белых», появление новых музыкальных жанров внутри конкретного сообщества носило также политическую окраску и выражало мысли и чувства определенного слоя населения, и развивалось в рамках борьбы за права и свободы. Положительный эффект сегодняшнего дня состоит в том, что музыка перестала делиться на «чёрную» и «белую», стала мировой движущей силой, объединяющей людей всего мира. Благодаря конкуренции, слушателем предоставлялось обилие качественной коммерческой музыки, ставшей в то время самой популярной. После окончания войны побережий наиболее популярный гангста – рэп начал терять былую популярность, но хип-хоп благодаря нему начал отходить от истоков, становясь самостоятельной единицей. Происходит разделение на мейнстрим и андерграунд культуру. Мейнстрим характеризуется большой популярностью среди масс, а андерграунд представляет собой совокупность противопоставляющих себя этой культуре музыкантов. Война закончилась тем, что четкая стена, разделявшая два побережья, прекратила свое существование. Популярные песни выпускались на западе и на востоке с переменной очередностью. Традиционный хип-хоп все больше и больше начал смешиваться с другими жанрами и приобретал ярко выраженную коммерческую окраску. Этот жанр остается очень популярным до сих пор. Безусловно, до нас он дошел не в первоначальном виде, а смешавшись с обилием мировой музыкальной индустрии. Почему же хип-хоп продолжает развиваться и остается популярным? Я считаю, что ключевым фактором является его универсальность и возможности создать на его основе композицию, которая сможет сочетать в себе красивую музыку и подвижный ритм. Хип-хоп, как и большинство жанров афроамериканской музыки очень ритмичен, что и привлекает молодежь. Под него хочется двигаться и качать головой, подпевая достаточно легкие в исполнении речитативные строчки. Также доля правды будет в том, что хип-хоп и гангста-рэп в частности, который так или иначе остался в культуре до наших лет, популярен из-за запрещенности описываемых в нем действий. Людям всегда интересно что-то неизведанное, новое, запрещенное. Именно о таких вещах и говорится в гангста-рэпе. Бесконтрольная жизнь молодых людей из гетто, устраивающих разборки и перестрелки в бедных районах определенно вызовет интерес у человека, который никогда не оказывался, не жил в такой обстановке и не имеет представления о таком окружении. Достаточно часто я слышу негативную критику в сторону хип-хопа и рэпа, что считаю неправильным. Аргументами чаще всего выступают факты бедности черного населения, их необразованности, пропаганды разгульного образа жизни, хулиганства и криминала. Должен не согласиться с большинством из этих высказываний. В большинстве песен отсутствует подобного рода пропаганда. Да, костяк хип-хопа основан на рассказе и повествовании людей, живущих, безусловно, в бедных и далеко не процветающих районах, жизнь в которых полна непростых вещей, но нужно принимать во внимание то, что львиная доля причин происходящего заключается в продолжительном ущемлении прав чернокожих и отношения к ним, как к неполноценной расе в целом. Более того, идея о том, что можно выбраться их гетто и сломать стереотип того, что черный может добиться того же что и белый, если не больше – стала одной из основных установок современного хип-хопа и рэпа. По сравнению с хип-хопом большинство музыкальных групп и проектов лично для меня выглядят, как “люди, сочиняющие музыку в розовых очках”. Безусловно, мы не черные и у нас есть своя культура и ценности, но это не значит, что какая-либо другая культура не достойна уважения и внимания к ней. Мое мнение заключается в том, что большинство ненависти к хип-хопу складывается из-за неприязни людей к черным, что не является толерантным или воспитанным. Культура хип-хопа составляет большую часть моей жизни. Не потому, что мне нравится криминал или запрещенные вещества, а потому что меня вдохновляет смелость, энергетика и правда, которую несет эта музыка. Ни в коем случае не стану утверждать, что эта музыка является самой лучшей в мире. Нам повезло жить в то время, когда перед нами стоит огромный выбор путей, по которым мы можем пойти, жизней, которые мы можем прожить, одежды, в которую можем одеваться и музыки, которую можем слушать, сочинять сами и находить поклонников своего творчества. Сейчас очень большое количество молодых людей из России пробуют себя в музыкальной сфере, зачастую, записывая рэп. Я отношусь к этому позитивно и положительно. Считаю это показателем таланта и демонстрацией поэтических способностей. Более того, многие, не находя поддержки в людях, имея громаду эмоций и мыслей, обращаются к рэпу. Хип-хоп никогда не умрет и не перестанет быть популярным или актуальным благодаря своей способности мутировать. Хип-хоп – это отражение и обратная связь бедности и действий людей, оказавшихся в трудной жизни не по своему желанию. Многие также говорят, что хип-хоп и рэп становятся огромной машиной по зарабатыванию денег, с чем я согласен, но не считаю это чем-то плохим. К обвинениям в сторону музыкантов по поводу их продажности в плане количества рекламы отношусь так: нужно уметь разделять личность артиста от его творчества. Сейчас большинство артистов независимы от влияния и давления со стороны продюсеров и продвигаются сами, что говорит лишь о частичной коммерции рынка хип-хоп индустрии. В нашей стране в последнее время государство начинает притеснять свободу слова и вместе с этим и рэп в частности, слыша недовольные высказывания в сторону правительства или иных вещей, которые зачастую являются правдой и носят аргументированный характер. Тем не менее масса молодежи поддерживает эту культуру, выражая это в танцах, граффити и одежде, что является личным выбором каждого и это не должно подвергаться критике, унижению, запрету или давлению. Хип-хоп дает уникальную возможность – проявить себя, осознать свою уникальность и отличие от других, почувствовать свободу от страхов и стереотипов общества. Рэп – это определенная философия, не представляющая собой две зарифмованные строчки, которые повторяются на протяжение всей песни, но целая история жизни, повесть о настоящем, прошлом, будущем. Мысли, изложенные рэпом, часто заставляют задуматься, что-то понять, изменить мнение, мировоззрение или даже жизнь. Достаточно сложно найти человека, который относился бы к этому жанру нейтрально. Задав вопрос, вы либо услышите огромный шквал критики и ненависти в его сторону, либо услышите положительные фразы о том, что эта музыка помогает забыть о проблемах и раствориться в качающей тело и душу музыке. Я считаю, что рассуждения на тему “как долго просуществует хип-хоп” и “хотел бы я, чтобы он вышел из моды” – некорректны и глупы, поскольку это действительно легендарная культура, имеющая поклонников по всему миру и существующая много лет. Наиболее правильным будет решение пройти мимо, если этот или какой-то другой жанр человека не привлекает.