“Мы покинем этот мир таким же глупым и злым, каким мы застали его при приходе”. Вольтер* Вступление Дебютом творчества Артура Шопенгауэра является своего рода предтеча всей его философии труд под названием «Мир как воля и представление», опубликованный в 1818 году. Однако эту работу можно назвать «пробой пера», ибо зрелые мысли Артура Шопенгауэра, лишь пунктиром обозначенные в труде «Мир как водя и представление» в полной мере отражены в его «Афоризмах житейской мудрости». Вершиной же полёта философской мысли Шопенгауэра является его книга «Афоризмы житейской мудрости», которую по праву можно назвать «учебником жизни для каждого человека». Именно поэтому я и пишу об этом труде. Артур Шопенгауэр (1788-1860) - выдающийся немецкий философ волюнтарист, главным лозунгом которого было «освобождение от мира - через милосердие, альтруизм, бескорыстие и аскетизм. Шопенгауэру присущ пессимизм, растерянность перед несовершенством мира, стремление этот мир сделать лучше путём нравственного самоусовершенствования. Философия Шопенгауэра получила достаточно широкое распространение в странах западной Европы во второй половине 19 века. Прежде чем освещать философский мысли Артура Шопенгауэра следует дать определение понятия философии, - науки, требующей логичного мышления, тонкого нравственно-психологического анализа, знания общественно-политических изменений в обществе, следования этическим и эстетическим нормам его развития. Заглянем в философский словарь, где написано: “слово «философия» произошла от двух греческих слов: “phileo”, что означает люблю и “sophia”- мудрость. Это наука о всеобщих закономерностях, которым подчинены как бытие (то есть природа и общество), так и мышление человека, процесс познания”. Таким образом, философия учит нас мыслить. *Вольтер - Мари Франсуа Аруэ (1694-1778) великий французский просветитель, писатель и философ, боровшийся против абсолютизма, мракобесия религиозного фанатизма, феодальной системы государственного устройства. Вольтер сыграл колоссальную роль в становлении идеологии Великой французской революции, в коренном изменении общественно-философской мысли как в мировой, так и русской. В Библии есть слова: «Великое знание рождает великую скорбь». Вероятно, именно поэтому Александр Сергеевич Пушкин утверждал: «Философствовать — значит учиться умирать». С этими словами можно поспорить. Человек, лишенный способности мыслить, не стремящийся к накоплению мудрости - примитивен и бесполезен для общества. Недаром в древней Греции гражданин ценился за умение писать стихи или философские трактаты, а те граждане, которые не в состоянии были этим заниматься назывались “идиотами”. Слова А.С. Пушкина являются своеобразным выводом из теории очищения (katharsis) величайшего античного философа Платона, поклонником которого был великий русский поэт. Теория Платона как бы освобождает людей от пагубных страстей и пороков, от низменных желаний, от любых проявлений зла. В заключении этой теории Платон утверждает, что полное освобождение от нравственных несчастий даёт только смерть, поэтому философия Платона — это своего рода приготовление к смерти, умению умирать. Чем не аналогия Пушкинских строк? В том же философском словаре дается определение философии как науки: “Основным вопросом философии как особой науки является проблема отношения мышления к бытию, сознание к материи. Любая философская система представляет собой конкретно развёрнутое решение этой проблемы даже если основной вопрос в ней прямо не формулируется”. Слово философия впервые встречается у Пифагора*, однако, особой наукой её впервые назвал Платон. Человечество знает целый ряд блистательных философов, среди которых особое место занимает Артур Шопенгауэр. Среди множества философских его работ следует отметить произведение, объединённое под общим названием «Parerga and Paralipomena” (Афоризмы). Этот сборник в полной мере можно назвать вершиной философской мысли Шопенгауэра, великого мудреца и мыслителя. Его учение достаточно сложно в понимании обычного человека, недаром существует древняя поговорка: «Чтобы следовать поучениям мудреца, надо по меньшее мере им быть». Однако нужна ли в таком случае земная мудрость? «Афоризмы житейской мудрости» Артура Шопенгауэра (1857) - наставление простакам: они счастливы и вполне довольны собой. Зачем им Шопенгауэр? Книга философа рассчитана на тех читателей, которые хотят жить счастливо и спокойно независимо от того, что думают о нём другие. *Пифагор Самосский (6 в. до н.э.) - родоначальник древнегреческой философии, выдающийся общественно- политический и религиозный деятель. Это произведение помогает найти верные отношения к людям, к себе и к внешним обстоятельствам, которые, как правило, складываются не всегда лучшим образом. Артур Шопенгауэр утверждает: «Жить в обществе и быть свободным от общества трудно, но можно». И его книга убедительное тому доказательство. Афоризмы Шопенгауэра имеют специфические черты, делающие данный труд доступным и интересным даже для широких масс при этом следует отнести свободную форму изложения, которое дает возможность видеть не только великого философа, но и человека, не только великого мыслителя с холодным разумом и отточенной, словно бритва, логикой, но и смертного человека, волнуемого страстями, негодующего на нелепость людских отношений. Артур Шопенгауэр ставил перед собой цель написать не просто научной-философский труд, а своеобразное пособие для простых людей, позволяющих ответить на вопросы, возникающие в реальной жизни. Именно поэтому язык афоризмов значительно легче того, каким изложен его крупные труды. Сам философ признавал, что афоризмы в силу их самостоятельности характера могут быть вполне устроены независимо от знакомства с его главными философскими трудами. Мало того: эти «Афоризмы» являются как нельзя более пригодными к тому, чтобы «через них» выступать в глубокие недра Шопенгауэровской философии. Ведь все главнейшие, основные тезисы великого пессимиста приведены и в «Афоризмах», где они к тому же изложены весьма доступным языком, иллюстрированы массой наглядных примеров так, что усвоить их нетрудно даже для мало разбирающего в философии читателя. Итак, каковы же основные вопросы освещаются в «Афоризмах житейской мудрости» Шопенгауэра. Когда-то Аристотель* выделил блага человеческой жизни: благо внешние, духовные, телесные. Следуя теории Аристотеля Шопенгауэр заявляет, что все различия в жизни человека могут быть сведены к трём основным принципам. Шопенгауэр задается следующими вопросами: “Что такое человек? То есть личность его в самом широком смысле слова: «Сюда следует отнести здоровье, силу, красоту, темперамент, нравственность, ум и степень его развития». Что человек имеет? То есть имущество, находящееся в его собственности или владении. *Аристотель (384-322 до н.э.)–замечательный древнегреческий философ, ученый мыслитель, воспитатель А. Македонского. Философ Аристотель находился между своеобразной Сциллой и Харибдой науки, между материализмом и идеализмом, но никогда не отступал от своего основного принципа: разум отличает человека от животного, делает его членом общества, очищает его дух. Жизненные принципы человека–разумное поведение, уверенность во всем, приверженность добродетелям. Особое внимание Аристотель уделял связи человека с природой. Что представляет собой человек? Под этими словами подразумевается то, каким человек является в представлении; словом, это - мнение остальных о нём, мнение, выражающееся во вне в его почете, положении и славе”. На первый вопрос философ даёт простой ответ все физические аспекты личности человека заложены в нем самой природой, следовательно, влияние их на судьбу личности шарахало значимее того, которое оказывается принципами других категорий. Недаром Метродор*, переданный последователь Эпикура писал: «То, что находится внутри нас более влияет на наше счастье, чем то, что вытекает из внешнего мира». По мнению Шопенгауэра окружающий мир, в котором существует человек зависит, конечно, от того как человек понимаю его составляющие, зависит прежде всего от возможностей и свойств его мозга, в связи с этим мир кажется кому-то убогим, тоскливым и пошлым, а кому-то наоборот ярким, красочным, интересным и великолепным. Философ приходит к выводу: любое событие трактуется разными людьми по-разному, по-особому. Например, меланхолик в любом пустяке увидит драму, трагедию, сангвиник –всего лишь забавное происшествие, а флегматик посчитает то же событие недостойным его внимания. В книге Артура Шопенгауэра ставится осень важный вопрос, что же такое человек? Философ пишет о том, что подлинное «эго» ( то есть «я») определяет наше счастье в большей степени чем то, что мы видим перед собою или чем то, что мы из себя представляем. Важнейшим фактором для каждого человека является то, что он ощущает в самом себе так, как его непохожесть на других, индивидуальность следует за ним в течение всей жизни, окрашивая в разные краски всё, что он переживает. В результате источником как хорошего, так и плохого являемся мы сами: это утверждение относится как к физическим, так и к духовом наслаждениям. Если человек душевно плох, то испытываемые им удовольствия похожи на морской привкус подобно ощущения вкуса желчи во рту. Следовательно индивидуальные блага: великодушный нрав, выдающиеся таланты, веселое настроение, ощущение счастья, здоровое тело – являются главным и наиважнейшим условием счастья каждого человека. В связи с вышесказанным, люди прежде всего должны печься о развитии и сохранении личных благ, чем о предвечерним благ и повестей внешних. *Метродор -выдающийся древнегреческий философ эпикуреец, который указывает на приоритет чувственности в жизни человека, еще больше, чем у Эпикура. Основные приоритеты его учение заключены в этике, науке о поведении и физическом начале каждого индивидуума. В третьей главе «Афоризмов» Артур Шопенгауэр размышляет о том, что человек имеет или должен иметь. Философ приводит теорию Эпикура, которого называет: «великим учителем счастья», разделившим человеческие потребности на три группы, или категории. Категория первая – потребности естественные и необходимые, то есть те , что могут причинить физические страдания при условии если их не удовлетворять. К ним относятся, например, одежда и пища. Категория вторая – это те потребности, что необходимы для физики человека, например, подовое общение. Категория третья – это те потребности, которые не являются естественницы или необходимыми, например, роскошь, богатство, внешний блеск, удовлетворённое тщеславие, фатовство таких потребностей бесконечное множество и удовлетворить их крайне трудно, поэтому Шопенгауэр утверждает, что очертить границы разумности подобных желаний очень трудно. Философ делает вывод, что удовлетворить человека в подобных желаниях является не абсолютной, а относительной величиной. Четвёртое глава представляет собой то, что повествует человек. Зачастую для каждого из нас важно мнение других, это мнение обычно ценится слабыми людьми, ибо знаки чужого одобрения нередко утешают нас в чужой беседе. С другой стороны, люди, казалось бы, сильные принимают равнодушие к себе, как оскорбление таких называют честолюбцами, которые состоят из суррогата нравственности, понятия чести, высокомерия, жаждой подучить одобрение окружающих, зачастую граничащее с лестью. Такие люди становится гробами чужих мнений: «Так пусто и мелко то, что угнетает или радует душу, жаждущую похвал». В пятой главе говоря о общих правилах Шопенгауэр приводит первую заповедь житейской мудрости, высказанную Аристотелем в Никомахейской Этике: «Мудрец должен не наслаждений, а отсутствия страданий». Аристотелю по мнению Шопенгауэра противоречит Вольтер: «Счастье-грезы, реально лишь страдание». Рассматривая эти изречения, Шопенгауэр соглашается с изречением Гёте: «Кто хочет избавиться от горя, тот всегда знает, чего ему надо; тот же, кто хочет лучшего, чем у него есть, - тот слеп на оба глаза». Это напоминает французскую пословицу: «Лучшее - враг хорошего. В шестой и последней главе говорится о различие возрастов Шопенгауэр приводит слова Вольтера: «У кого ум не соответствует возрасту, тот испытывает все несчастья своих лет». В течение жизни человек обладает только настоящим недаром в песне Олега Анофриева поется: «Есть только миг между прошлым и будущим, именно он называется жизнь». В начале жизни человек видит длинное будущее впереди, в конце её длинное прошедшее позади; сверх этого наш темперамент, но отнюдь не характер подвергается известным изменениям благодаря чему настоящее приобретает различный оттенок. Очень часто в преклонных годах люди сожалеют о пройденном пути и это придает старости налёт угрюмости, скуки, однако, скука сопутствует лишь тем, кто обогащал свой дух и невольно вспоминаются слова Данте Алигьери: «Только глупец сожалеет о молодости». Познакомившись с трудом Шопенгауэра, я не только восхитилась полётом его мысли, но и попыталась пересмотреть свои взгляды на окружающий мир и на жизнь на себя самоё. Я удивилась, прочитав в словаре, что философия жизни, идеологом которой был Шопенгауэр представляет собой субъективно- идеалистическое направление. Философа называют великим пессимистом, основоположником экзистенциализма, а этот самый экзистенциализм является философией существования, философией кризиса, упадничества, либеральных иллюзий, бессилия, перед лицом исторических катастроф. И действительно Шопенгауэр приводит слова из Экклезиаста: «День смерти лучше для рождения», ибо «Кто долго живет - видит много зла». Знакомясь с книгой Артура Шопенгауэра «Афоризмы житейской мудрости», я пришла к выводу, что философия — это прежде всего логика размышлений о мире, человеке, о бытии. Это своего рода лакмусовая бумажка, указывающая на интеллектуальную зрелость каждого из нас. Философию можно назвать стройным, совершенным зданием духовной культуры общества. Её можно поставить в один ряд с такими формами культуры как нравственная, правовая, художественная и политическая. Существует меткое выражение: время рождает философию. Этот тезис подтверждает историю философской мысли, которую мы в общих чертах проследили от Метрадора до Шопенгауэра и убедились в том, что каждый этап в развитии человека, общества является звеном одной цели под названием общественное бытие, где философ рождает время. Использованная литература: 1. Философский словарь под редак. Розенталя и Юдина Издательство полит. Москва 1968г. 2 Краткий философский словарь под редак. Розенталя Полит. Изд. при ЦК ВКП(б) 1940г. 3 Политический словарь (Издание 2 дополн.) Полит. Изд. при ЦК ВКП(б) Москва 1948г. 4 Артур Шопенгауэр “Афоризмы житейской мудрости” Перевод с немец. Гупского 1914г. 5 Шопенгауэр “Афоризмы житейской мудрости” Минск 1998г. 6 Гомер Одисея 18в. 130-137. 7 Аристотель в Никомахерской этике (12в.) 8 Данте Алигьери “Божественна комедия”. 9 Экклезиаст (7). 10 Платон “Диалоги”.