Гендерная дискриминация и жестокость в отношении женщин в арабском мире Несмотря на международные усилия, гендерное неравенство в арабских странах по-прежнему сохраняется. Помимо физического и психологического насилия, арабские женщины сталкиваются с дискриминацией в правовой, политической и социальной системах. По мнению Организации Объединенных Наций, использование возможностей арабских женщин посредством участия в экономической и политической жизни остается самым низким в мире в количественном выражении. Доля женщин составляет всего 34 процента от доли мужчин, что составляет до 67 процентов для остального мира. Женщины в этих странах сталкиваются с рядом культурных, правовых, социальных, экономических и политических препятствий. Традиционные образовательные схемы, дискриминационные положения семейного права и Кодекс личного статуса усиливают неравенство и подчинённость. Шариат или исламское право определяют правила традиционного социального поведения. В соответствии с этим законом женщинам отводится меньшая роль, чем мужчинам, и, следовательно, они всё ещё не развивают свой полный потенциал, а равенство возможностей по-прежнему отвергается, что сказывается на процветании и прогрессе арабских обществ в целом. Хотя религия является одной из основных причин дискриминации в отношении женщин в мусульманских обществах, существует вероятность того, что причиной такой сегрегации является не сама религия, а неправильное толкование Корана. Действительно, в некоторых странах религиозная переосмысленность привела к ликвидации явно дискриминационных законов в отношении женщин. С момента своего основания мусульманское, патриархальное и иерархическое общество предоставляет женщинам частное пространство для дома и ухода за детьми. Практика поощряется как мужчинами, так и женщинами. В этой консервативной и традиционной реальности семья определяет всю жизнь женщин в обществе. В отличие от Запада, где индивидуум является унитарной основой государства, в арабских странах основой является семья. Это означает, что государство больше заботится о защите семьи, чем о защите членов семьи как отдельных лиц. В этой реальности права женщин учитываются только в ролях матери и жены. Будучи гражданами второго сорта, женщины лишаются прав, привилегий и безопасности, которыми должны пользоваться граждане любой страны. Дискриминацию государства в отношении женщин можно найти в законах, которые отрицают равный доступ к вопросам, связанным с разводом, наследованием и опекой над детьми. В ряде стран арабского мира женщины, которые решили вступить в брак с иностранцем, не имеют права распространять свое гражданство на своих мужей. Исключительным правом передавать гражданство своим детям обладают мужчины. Даже в тех случаях, когда женщина-вдова разводится, брошена или ее муж является иностранцем, ее дети не имеют гражданства, и поэтому они исключаются из всех прав, предоставляемых им. Эти права включают доступ к образованию, системе здравоохранения, имуществу и праву наследования. В таких странах, как Египет, Иордания, Марокко и Саудовская Аравия, замужние женщины должны иметь письменное разрешение от своих мужей на выезд за границу. Мужья в свою очередь могут помешать им сделать это, аргументируя любыми доводами. Кроме того, наследство, получаемое женщиной, меньше, чем наследство ее братьев-мужчин. В Саудовской Аравии женщинам запрещено водить автомобили. Фактически в различных дискуссиях по этому вопросу утверждается, что вождение для женщин будет иметь негативные последствия, поскольку помимо отсутствия дома женщины будут вынуждены выставлять свои лица, чтобы чётко видеть дорогу, а также когда их попросят идентифицировать себя во время обычных дорожных проверок или в случае дорожно-транспортного происшествия. Женщины должны покрывать все тело и лицо публично, а те, кто этого не делает, подвергаются физическому преследованию со стороны религиозной полиции Саудовской Аравии. Традиционно арабские женщины вступают в брак в раннем возрасте с мужчиной, избранным их отцом. Муж имеет право на развод в любое время, даже вопреки воле жены, лишь устно заявив, что это его намерение, и опека над детьми автоматически передается отцу. В некоторых арабских странах изнасилование в браке и преступления в защиту чести являются законными. В местах, где убийства в честь чести запрещены, наказания минимальны. По оценкам, более 5 тысяч женщин ежегодно умирают из-за этого. Например, марокканские законы оправдывают убийство или оскорбление жены, которая была уличена в прелюбодеянии; однако женщины, которые любят своих мужей, при тех же обстоятельствах наказываются. В сельских районах Египта, Ливии, Омана, Судана и Йемена ритуальная калечащая операция на женских половых органах по-прежнему является общей практикой. Борьба с медленными результатами В течение нескольких десятилетий в арабских странах развиваются крупные реформистские и феминистские течения, осуждающие традиционную монополию мужчин и борющиеся за обеспечение гендерного равенства. Эти группы претендуют на право женщин на прямой доступ к религиозным текстам и их толкование с точки зрения женщин, что приводит к тому, что Коран рассматривается как важный инструмент освобождения женщин. Статус женщин медленно продвигался в некоторых более светских арабских странах. Однако эти улучшения по-прежнему в значительной степени ограничены в городских центрах и кругах высокого класса. В целом в условиях международного давления арабские режимы предпочитают незначительные улучшения положения женщин с тем, чтобы незаконно проводить радикальные реформы, которые могли бы противоречить их идеологии и противоречить консервативным элементам страны. В арабском мире задержка в рассмотрении гендерной проблематики является серьезной. Несмотря на существенный прогресс, достигнутый в некоторых областях, картина почти во всех других странах весьма мрачна. Несколько примеров: Саудовская Аравия с ее жестокой степенью сегрегации, нанесенной женщинам в рамках национального законодательства; Египет, нация, где сексуальное надругательство и феминизация являются повседневными вещами и пользуются широкой безнаказанностью; или Ливан, где в Уголовном кодексе страны даже сексуальное надругательство не рассматривается как уголовное преступление. В этом контексте «убийства в защиту чести» как выражение варварской практики, оправданной гротескным образом на основе «приверженности важным ценностям традиции», являются одним из самых тяжких бедствий. Шагов, предпринятых до сих пор, недостаточно. Однако в контексте этих консервативных обществ они значительны. Важным достижением является право голоса и участие в политической жизни, которое было предоставлено в большинстве этих стран, уступки, которые всего несколько лет назад были бы немыслимыми. Но несмотря на то, что половина арабских женщин по-прежнему неграмотна, уровень образования в регионе значительно возрос. Важную роль сыграла королева Иордании Рания Аль-Абдулла, возглавляющая кампанию по проведению структурных реформ в отношении положения женщин. Королева Рания описывает Ближний Восток, на котором жизнь нескольких женщин застаивается неравенством и несправедливостью: «Они не находят работы, они должны оставаться в своих домах по патриархальной традиции, и в худшем случае их жизнь отнимается у них простым подозрением в совершении аморального поступка». Со своей стороны женщины Афганистана добились значительного прогресса. Хотя во время режима талибов они сталкивались с самыми жестокими видами дискриминации, в настоящее время образованные женщины выделяются как политики, общественные активисты, учителя, журналисты, художники, и даже есть чемпионка тхэквондо. К сожалению, в сельских районах суровые традиции, укоренившиеся в повседневной жизни, ограничивают роль женщин в их доме и подчиняют их прихотям своих мужей, родителей и старейшин племен. Большинство женщин по-прежнему неграмотны, имеют ограниченный доступ к медицинскому обслуживанию, а дочери по-прежнему продаются для разрешения споров между семьями или племенами. Следует отметить, что недавно в Египте был опубликован закон, предоставляющий женщинам право на развод в одностороннем порядке и право предоставления гражданства их детям от иностранного отца. Кроме того, в этой стране уже насчитывается 31 судья-женщина, в то время как в 2003 году была только одна. Феминистки, как одно из самых крайних проявлений отпора гендерному насилию, во многих частях перестали быть игнорируемым звеном в уличении преступлений, сметенных под ковром тишины. В настоящее время благодаря упорству феминистских движений и чрезвычайным явлениям, таким как #MeToo, происходит революция, в которой все больше и больше женщин (и мужчин) в мире решили бороться с этим положением дел всеми возможными способами: образованием, новым законодательством, рекламными кампаниями, выделением финансовых ресурсов для осуществления необходимых программ, а также публичным протестом в его различных формах с тем, чтобы дать властям и гражданскому обществу понять, что существует абсолютно твердое требование прекратить светскую терпимость, которая существовала в отношении различных и устаревших моделей поведения, отмеченных насилием по признаку пола. Вот некоторые из многих историй о том, как женщины из разных арабских стран меняют свое общество и борются с гендерным неравенством: 1. Ирак: школа для девочек, в которой есть современные сенсорные доски. Мадиха Аль Бермани пожертвовала 2 миллиона долларов США, чтобы построить среднюю школу для девочек в своем родном городе Хилла в Вавиле. Десятилетия назад, когда она был в их возрасте, она должна была посещать среднюю детскую школу, потому что научная область, которой она интересовалась, была предоставлена только мужчинам. Девушка-врач, эмигрировавшая из своей страны, пожертвовала свои сбережения, чтобы помочь в обучении иракских девочек и расширении их прав и возможностей с тем, чтобы в дальнейшем они могли реализовать все свои цели. Аль Бермани не только вложила весомый капитал, но и участвовала в отборе преподавательской команды. Сумма её пожертвования позволила также оснастить школу передовыми технологиями, включая сенсорные интеллектуальные доски и современные лаборатории, которые принесут беспрецедентную пользу студентам. 2. Иордания: самооборона, один удар за раз. Сексуальное домогательство является глобальным явлением, но в Иордании и некоторых других арабских странах это относительно новое явление. Для борьбы с насилием в семье иорданская женщина создала неправительственную организацию и учебный центр по вопросам самообороны. Лина Халифех, эксперт по боевым искусствам и активист по расширению прав и возможностей женщин, основала SheFighter в 2010 году для обучения самообороне иорданских женщин и борьбы с домашним насилием в стране. Халифех решила сделать это после того, как одна из её подруг была жестоко атакована её отцом и братом. Увидев подругу жутко избитой, она захотела научить её и других женщин быть сильными и способными защитить себя от подобных действий. 3. Йемен: требвание демократии мирным путем. Ее посадили в тюрьму и обвинили в организации «беспорядков». Её арест в 2011 году разозлил население и активизировал восстание против бывшего йеменского правителя Али Абдаллы Салеха. Тауккол Карман, правозащитница из числа журналисток, была арабской женщиной, которая добилась перемен в мире. Она была среди популярных лиц, которые поддержали смену режима в Йемене во время «арабской весны». В 2011 году Тауккол Карман стала первой арабской женщиной, получившей Нобелевскую премию мира. 4. Сирия: \"сирийская Малала\". Существует поговорка: \"то, что не убивает тебя, делает тебя сильнее\". И то, что не убило 16-летнюю Мазун Альмеллехан в Сирии, разрушенной войной стране, превратило её в борца за образование девочек в лагере беженцев Азрака в Иордании. В течение двух лет Мазун проводил кампанию, чтобы убедить родителей воспитывать своих дочерей, а не заставлять их вступать в брак. Она была названа “сирийской Малалой” за борьбу за обучение девочек в школе, как это сделала Малала, пакистанская активистка, которая была атакована талибами в 2012 году. Выводы Несмотря на признание некоторых прав, арабские женщины по-прежнему подвергаются насилию: словесному, физическому, сексуальному и психологическому. В ряде мест, где закон уже предусматривает гендерное равенство, местные обычаи препятствуют равному обращению с женщинами в сфере образования и занятости или даже дальше от их традиционной домашней роли. По мнению правозащитников, для укрепления позиций женщин и закрепления их достижений необходимы новые законы, которые не являются двусмысленными в отношении прав женщин. В то же время женщины должны получать образование, позволяющее им знать свои права и предоставляющее им инструменты для собственной защиты.