Человек всегда боялся неизведанного, в особенности того, чего нельзя увидеть и нельзя познать. Одним из ярчайших примеров тому-смерть. Смерть, это понятие очень многогранное. Под смертью можно подразумевать не только физическую смерть как распад тела, но и психическую смерть как прекращение любой психической деятельности, социальную - как разрыв связи с другими людьми и уход от социальной деятельности, а также психологическую - как потерю значимых для нас отношений, разрыв привязанностей. У многих людей мысли о смерти вызывают неподдельный ужас. Что происходит с человеком, когда он умирает? Живет ли душа человека дальше, или умирает вместе с его телом? Существует ли рай и ад? Никто не может дать однозначных ответов на эти вопросы, поэтому смерть страшит человека. О ней практически ничего не известно. Должны ли мы бояться смерти? На это вопрос люди тоже затрудняются ответить. С одной стороны, смерть не достойна страха. Она является естественной концовкой любой жизни, кроме того, она не доставляет человеку страдания. Наоборот, как многие считают, смерть является избавлением от физической боли и мучений нашего мира. Люди в преклонном возрасте осознают это и выстраивают свое отношение к смерти, как к освобождению от страданий. Многие люди, перешагнув определенный рубеж в жизни, начинают даже готовиться к своему уходу из этого мира. Они выбирают погребальную одежду, копят деньги на похороны, отдают распоряжения и делятся своими пожеланиями. Но что самое занимательное, эти «подготовленные» люди, как правило, жили полноценной жизнью, а умирали так легко и внезапно, например, во сне. Своим примером они показывали младшему поколению, что бояться не нужно. С другой же стороны, избавится от страха смерти достаточно трудно. Мы ничего не знаем о нашей судьбе, кроме того факта, что все мы когда-нибудь умрем. Через минуту, завтра или через год, но это неизбежно. Поэтому, даже если эта тема нас не страшит, то хотя бы вызывает некую тревогу в нашем подсознании. Сомневаюсь, что кто-то будет говорить о своей смерти совершенно равнодушно, хотя, наверное, найдутся и такие. В любом случае, забыть или не думать о таком крайне нелегко. И не удивительно, ведь уже в раннем детстве нам внушают, что смерть нечто страшное, причиняющее боль явление. Как я уже говорила, самое пугающее в смерти — это неизвестность. Именно поэтому многие религии предполагают в себе «загробную» жизнь или реинкарнацию. Известны прецеденты настолько глубокой веры в жизнь после смерти, что люди занимали деньги с условием, что их вернут в следующей жизни! Естественно, страх смерти у этих людей был минимальным. А вот индуизм, хотя и обещает возрождение, но не уточняет, в какое именно тело оно осуществится. Мысли о том, что следующую жизнь человек проведет в теле, к примеру, навозной мухи, приводит индуистов в ужас, поэтому страх смерти у индуистов едва ли не сильнее, чем у неверующих. И все же, хоть жизнь и представляется для человека высочайшим благом, стоит ли воспринимать смерть, как нечто ужасное? Многие с уверенностью могут ответить: «Нет». И Я думаю, что это правильно. Людям не стоит жить в вечном страхе того, чего они не в силах изменить или избежать. Для чего тогда уделять этому вопросу столько времени и сил, тратить драгоценные минуты на глупый страх, когда свое время можно потратить на нечто большее, на то, что сделает вашу жизнь счастливее. Вообще, страх собственной смертности - отличительная черта психики человека. Именно в том, что мы дорожим нашей жизнью, кроется причина страха смерти. Нам не хочется обрывать свое существование. Этот страх-чисто человеческое чувство, его нет ни у одного из животных. Точнее, у животных присутствует страх смерти, но он отражает лишь их физиологию и инстинкт самосохранения. Если жизни угрожает опасность, любое животное начинает жить в другом режиме — готовности убегать или сражаться. Человек, безусловно, обладает такими инстинктами, иначе просто не выжил бы. Так, он чисто инстинктивно отскакивает с дороги, если на него летит машина. Но у человека существует еще одна составляющая этого страха-психологическая. Психологическая составляющая страха смерти проявляется в болезненной и нездоровой привязанности к своему телу. И многим людям это по-настоящему портит жизнь. К примеру, привязанность к телу часто выражается в стремлении продлить молодость. В этом случае каждая морщинка, становится причиной депрессии и переживаний. Вместо того чтобы радоваться жизни, и просто наслаждаться временем, которое ему предоставлено, человек регулярно ложится под нож пластического хирурга. Но здоровья-то такой способ вряд ли придаст, а только добавит человеку невроза. Поэтому, психологический страх смерти в любой форме всегда действует на человека разрушительно! Не позволяйте страху смерти портить вашу жизнь! Скорей всего именно это ответит вам любой психолог. Казалось бы, что все просто. Живи, радуйся, не думай ни о какой смерти и будешь счастлив, но, на самом деле, все не так прозрачно и однозначно. У этого вопроса есть более глубокая и философская сторона, которая, скорей всего станет основным посылом моей статьи. Что, если страх смерти все же должен занимать часть человеческого сознания, и как бы парадоксально это не звучало, способен внести в вашу жизнь пользу и смысл? Философия придерживается именно такой точки зрения. Дело в том, что смерть - мощнейший фактор, он заставляет человека задуматься о том, правильно ли он живет. Нужно понимать, что философия заинтересована в смерти не как в физическом явление. Скорее, ее волнует смысл смерти в жизни человека, в системе его ценностей. Человек отличается от животных не только внешними признаками, он отличается от них кардинально, по существу. Поэтому и смерть человека значительно отличается от смерти, к примеру, кошки или птички. Человеческая смерть не означает простого прерывания жизни, точно так же, как жизнь людей не заключается в употребление еды, размножение и защите от опасностей. Важнейший смысл смерти заключается в том, что понимание факта её неизбежности заставляет человека более осмысленно и вдумчиво относиться к своей жизни. Сознание смерти — это понимание человеком того, что его жизнь не бесконечна. И если жизнь ограничена в своем времени, то не стоит тратить её на ненужные поступки. Эта неизбежность побуждает, принуждает человека более осмысленно взглянуть на мир, увидеть его заново, понять, чего именно он хочет успеть за этот короткий период, которым он располагает. Человек начинает производить своего рода «ревизию» ценностей, отделять важное от пустякового, существенное от несущественного. Мысли о смерти так же оказывают сильное влияние на мировоззрение людей. Если для человека состояние его здоровья ценно, то тогда, напоминание о неизбежной кончине стимулирует его поведение, подталкивает человека на укрепление своего здоровья и заботу о организме. Люди начинают чаще ходить к врачу, проводить самодиагностику и следить за собой и своим самочувствием, отказываться от вредных привычек. Люди хотят как можно сильнее продлить свое существование. Хотя, это работает не со всеми. Одних людей мысли о бренности бытия заставляют отчаяться и опустить руки, зато другие начинают бороться со смертью до последнего, изводя врачей своими постоянными визитами, а также близких людей своей мнительностью и фантазиями о недомоганиях. Также, если людям часто напоминать о смерти, они начинают больше тренироваться, совершенствовать свое тело, но лишь в том случае, если спорт влияет на их самооценку. Другие же эксперименты показывают то, что раздумья о смерти стимулируют у людей экологическую сознательность: люди начинают больше думать и заботиться о состоянии нашей окружающей среды, стараются помочь ей и начинают вести себя так, чтобы причинить ей как можно меньше вреда. Так как наше здоровье находится в прямой зависимости от экологической обстановки. Исходя из всего вышесказанного, возникает мысль: а нельзя ли, к примеру, заядлых курильщиков перевоспитывать экскурсиями по кладбищам и постоянными напоминаниями о смерти? Можно ли бороться с наркотической зависимостью прослушиванием церковной заупокойной службы? И особенно, конечно, впечатляет мысль о создании психологического оружия, которое будет нацелено против разнокалиберных террористов. Не будут ли более эффективными вооружённые действия, если вместо бомб и ракет на территорию врага сбрасывать надгробные памятники?.. Образ смерти и размышления о ней заставляет нас пересмотреть свою систему ценностей: насколько важны нам наши цели, которые мы ставим, нужно ли тратить на это жизнь и не стоит ли заняться чем-то более важным —например, помощью близкому. Именно факт смерти заставляет возникнуть в глубине души вопрос о смысле жизни. Жизнь в нашем мире несет смысл именно потому, что существует смерть. Смысл связан с концом. И если бы не было конца, и жизнь длилась бы вечность, то смысла в ней не было. Смерть, вызывающая этот предельный ужас и тревогу, именно она оказывается единственным выходом из времени в вечность, и жизнь бессмертная становится достижимой только лишь через смерть. Жизнь благородна лишь потому, что в ней присутствует смерть, есть конец, который свидетельствует о том, что человек предназначен к другой, высшей жизни. Социальная роль смерти также имеет положительные стороны. Всеобщность смерти напоминает нам, что все люди по своему существу равны. Смерть может посетить как богатого, так и бедного, доброго и злого, поэтому, она в очередной раз дает понять, что жизни всех людей одинаково бесценны. Парадокс смерти заключается в том, что смерть ознаменуют самым страшным злом на планете, которое больше всего пугает людей, но в то же время, через это самое зло раскрывается выход к вечной жизни. Вот такими парадоксами наполнено человеческое бытие. Бесконечность жизни как раз и делает человека конечным существом... Смерть уродлива, и она есть предельное уродство, увядание, разложение, утеря существующего облика и лика, торжество низшего, элементов материального мира. И в то же время, она удивительна. Смерть побеждает уродство, вычищает пошлость и обыденность. Красота и прелесть прошлого жизни связана с облагораживающей ролью смерти. Смерть очищает прошлое, накладывая на него свою печать вечности. Она представляет собой не только разложение и уродство, но и очищение и освобождение. Испытания смерти не выдерживает ничто испортившееся, разложившееся и тленное. Лишь вечное способно преодолеть это испытание. С точки зрения этического императива парадокс жизни и смерти заключается в том, что нужно относиться к живым, как к умирающим, к умершим относиться, как к живым. Иными словами, нужно всегда помнить о смерти, как о тайне жизни, и в жизни, и в смерти утверждать всегда жизнь вечную. Люди всегда искали избавления от неминуемой гибели. Это избавление заключается не только в поисках бессмертия души и тела, но также в «безразличии» к самой смерти. На этом был основан принцип «прекрасной жизни» Эпикура. Свой принцип Эпикур формулирует так: «приучай себя к мысли, что смерть не имеет к нам никакого отношения. Все в жизни заключается в ощущении, и хорошее, и плохое. Смерть же является ощущением лишним. А исходя из этого, верное осознание того, что смерть не имеет к нам никакого отношения, и является сего лишь лишним ощущением, делает смертность жизни усладительной, - не потому, что оно прибавляет к ней безграничное время, но потому, что отнимает жажду бессмертия». Глуп будет тот, кто боится смерти не из-за того, что она причинит ему страдание, когда придет, а потому что причинит страдание тем, что придет. Если вас не тревожит присутствие, то к чему боятся самого ожидания? Таким образом, когда мы живем, смерть еще не присутствует, а когда она присутствует, уже не живем мы, поэтому смерть и является ложным ощущением. Грубо говоря, смерть не имеет отношения ни к живым, ни к мертвым. До тех пор, пока вы живете на этом свете, в вашей жизни может присутствовать только чужая смерть. Да, бывает невыносимо больно, но где-то глубоко в себе, в самой глубине души, принимая эту чужую смерть, человек неосознанно радуется тому, что сам ее избежал. Что касается вашей же смерти, то, когда она придет, бояться у вас уже не получится. Не просто не успеете… Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что на вопрос «Должны ли мы бояться своей смерти?» однозначного ответа мы не найдем. У этого страха есть как отрицательные, так и положительные стороны. Каждая личность будет реагировать на вопрос, касающийся их смерти по-разному, исходя из многих факторов. В любом случае, столкновение со смертью вопросом однозначным не будет являться никогда. С одной стороны, смерть вселяет ужас перед небытием и конечностью, то есть оказывает разрушительное действие на человека, а с другой – придает жизни смысл, делает ее более полной и содержательной, позволяет взглянуть на все другими глазами. По крайней мере точно наталкивает на вопросы по типу: «А счастлив ли я?», или «Правильно ли я живу?». Я думаю, этот страх должен присутствовать в вашей жизни, скорее даже не страх, а осознание того, что вы не вечны, это не будет лишним ни для кого. Мы много нашего времени тратим впустую, много нервничаем и вечно жалуемся на все вокруг. Сами же этим портим свою жизнь и теряем драгоценные минуты, наверное, мы уверены, что мы все успеем по жизни и со всем справимся, но не сейчас, а как ни будь потом. Не будьте ни в чем уверены, живите, радуйтесь, ищите себя, но не забывайте, ваше время ограничено. А в твоей жизни есть смысл, а?