философская антропология направление рассматривающее человека как существо наделённое переживаниями и чувствами способное к самоанализу. данный подход объединяет российских философов 19-20 века среди которых особенно выделяются владимир сергеевич соловьев и николай александрович бердяев. первый в российской истории философ получивший соответствующее образование в. с. соловьёв родился в 1853 году в семье известного историка христианина с. соловьёва. он также был внуком священника преподающего в одном из училищ москвы. происхождение во многом повлияло на мировосприятие молодого соловьёва. с 13 лет он увлекался материализмом обучался в университете естествознанию и часто конфликтовал с отцом из-за разницы мировоззрений. но уже в 21 год стал отвергать основы идей материализма считая что истина кроется в религии а данный этап в жизни должен пройти каждый. большое влияние на мировоззрение соловьёва оказали труды канта платона гегеля и других известных философов. он также увлекался поэзией и мистикой. и.в. киреевский ввёл понятие цельность которое соловьёв заложил в основу своей философской концепции всеединства. по мнению русского философа основная задача философии заключается в синтезе веры опыта и разума. их он считал тремя формами единой общей истины возведённой в абсолют ценности которая принадлежит всеединству. учение о боге соловьёв также связывал с принципом триединства. понятие троицы он раскрывал как единение духа разума и души. дух считался носителем блага разум он же логос истины а душа красоты. троица представлялась ему тремя отличными друг от друга формами любви главного принципа объединения мира. философия соловьёва антропоцентрична в ней человек выступает совершенным созданием природы. причём каждая личность виделась ему особенной настолько что определить её внешним образом невозможно. согласно его теории самосовершенствование личности её путь к богочеловеку объединяющему в себе логос и софию мудрость обладающую божественным происхождением он утверждал что нравственность человека основывается на способности испытывать к тому что находится ниже его выше или равно ему три чувства: чувство стыда жалости и благоговения. главное условие личностного развития по соловьёву преодоление эгоизма с помощью всеобъемлющей любви одного из основополагающих понятий в его учении. соловьёв критиковал славянофилов подчёркивая единство всех народностей и вероисповеданий. для него идеалом была вселенская свободная теократия где каждый в некотором роде служит основной задаче: объединению всех народов в единый организм. философ выступал против национализма считая необходимым подчинение государства церкви. под влиянием идей соловьёва сформировалась софиология. ей последователи продолжили разработку принципов всеединства и цельности. ещё один яркий представитель отечественной философии конца 19 начала 20 века николай александрович бердяев родившийся в 1874 году. особо ценным с позиции мировой философии принято считать его вклад в основание экзистенциализм. философ нового религиозного сознания как принято его называть считается основоположником христианского персонализма. основополагающей в философии бердяева считается идея свободы. данный термин подразумевает не свободу выбора для индивида а некий хаос породивший бог и сам мир. ещё один важный принцип его философии превосходство человека над обществом и бытием. согласно его теории личность не является составляющей целого. напротив любое целое мир общество вселенная космос лишь часть человеческой личности. как и соловьёв бердяев считал: развитие человеческой личности должно быть устремлено к богоподобию. согласно учению бердяева в социальном мире каждый из людей подчинён необходимости под воздействием объективации он вынужден считать что должен стать частью общества. он называл этот механизм механизмом порабощения. причина субъективизма и отрицания всех ценностей монизм главенствующий в том числе и в философии. под собороностью бердяев подразумевал свободную социальность человека. по его мнению а.с. хомякова впервые сформулировавший этот термин не додумал его до конца. бердяев считал что соборность не должна быть превращена во внешний авторитет. сам философ называл своё учение экзистенциальным персоналистическим и антропологическим. это определялось с одной стороны главенством личности в его теориях а с другой восприятием свободы как высшей ценности. его социальная теория как и теория соловьёва тесно переплетена с религией. историю бердяев воспринимал как вечное противодействие добра и зла. проблемой российской истории он считал то что в стране так и не установилась политическая и духовная свобода. как и соловьёв он критически относился к теориям славянофилов возвеличивающих русский народ. благодаря прогрессивным взглядам он получил мировую известность ещё при жизни. при этом бердяева удивляла и огорчала безвестность в россии: на родине его философия обрела известность лишь в 90-е годы 20 века. 19-20 век один из самых ярких периодов в истории русской философии. труды соловьёва и бердяева вне всякого сомнения дали пищу для размышления их многочисленным последователям и легли в основу экзистенциализма.
Уникальность текста: 100.0
Подсветить все совпадения