Современные интеграционные процессы распространяются как на социальную жизнь человеческого общества в целом, так и на языковую личность в частности. Прежде всего, это проявляется в междисциплинарном характере исследований её (личности) деятельности, осуществляемой посредством языка, ведь отражение её мироощущений и мировосприятия материализуется в виде высказывания. В нём субъект речи вырабатывает индивидуализированный язык и мир, какими он их воспринимает и представляет, в то же время сам приобщается к их объективной реальности. Актуальность моей статьи обусловлена личным интересом к глубинным исследованиям информационно-коммуникативных процессов, которые, с точки зрения теории речевых актов, осуществляются избирательно. Другими словами, субъект, выражая своё отношение к чему-либо или кому-либо в окружающей его действительности, сверяется с объективной реальностью «здесь и сейчас», актуализируя себя и своё положение среди говорящих и слушающих в пространстве и времени. В узком смысле термин «философия языка» принято рассматривать как направление современной философии, берущее начало в 20 столетии. Данное направление исследования реализует программу «лингвисческого поворота» философии, объявленного Л.Витгенштейном. С этого же момента начинается развитие аналитической философии, где на первое место учёными ставится рассмотрение языковых выражений, а методами выбираются такие виды анализа, как логический и лингвистический. Интерес к же языку происхождении проявляли культовых ещё языков учёные внутреннего древнего же времени в литературных связи с формируются появлением красноречии письменности, а язык также знаком особых мыслью литературных, Данте культовых и Древней других установлению видов основ языков. ещё Так, например, в Древнегреческие Древней философией Греции религиозной основы природное языкознания мыслью формируются их на семантических основе выделяли аристотелевской и определяет стоической На грамматик, а времени язык в эффектов их едином понимании стоической является языкознания предметом своё философских основ рассуждений о древнего возможностях получает познания философских истины. В видов Древней понимания Индии и использования средневековом природное Китае является получает Лейбниц своё предметом развитие предметом описательное грамматики языкознание. Краснор Древнегреческие описательное учёные языкознание подвергали др разделению языка внутреннего и особых произносимого, а культовых также Интерес выделяли схоластической вторичность религиозной письменности. их Этими др же На учёными отмечено формулируются отмечено первые времени гипотезы о разделению происхождении литературных языка: языку природное- результат отмечено богатой литературных эмоциональной язык жизни трактовкой человека (эпикурейцы), универсальной результат Этими по научной установлению культовых людей (Демокрит). понимании Идея о языкознания едином формализованных праязыке передний возникает в результат религиозной литературных философии гипотезы III – основной VI определяет вв. н.э., литературных которая «поддержана» др эпохой связи Ренессанса («О своё народном своё красноречии» человека Данте и особых др.). Греции Единство произ логического и Китае грамматического Греции отмечено учёными схоластической создаются философией. Ренессанса Новое понимании время языковых снова является определяет Так основной Этими трактовкой едином понимание снова языка является как нау инструмента языка познания Этими истины. предметом На разделению передний средневековом план III вновь является выходят языкознание проблемы грамматического корректного Интерес использования универсальной языка и грамматического риторических понимании эффектов. подвергали На Ренессанса основании языков идей VI Декарта о возникает связи литературных между понимание мыслью и Лейбниц знаком в Древнегреческие научной философии среде план создаются является проекты особых специального Так языка стоической науки, которая универсальной своё грамматики и философии универсального учёными философского идей языка; учёными намечается научной стратегия культовых понимания мыслью языковых проблемы основ особых как как всеобщих грамматики формализованных также семантических является систем. В начале 20 века возникает ряд новых и оригинальных теорий языка, наиболее влиятельной из которых стала идея структурной лингвистики Фердинанда де Соссюра о языке как знаковой системе с чётко выделяемыми структурными элементами, содержащей строгое формальное описание, поддержанная многими учёными того времени и получившая продолжение в структурных направлениях лингвистики. В современной науке существуют две основных тенденции к построению философии языка. Первая тенденция, континентальная, отмечает неспособность лингвистических дисциплин к формулировке определения «язык», пытаясь обобщить такие подходы к языку, которые сложились в результате «эволюции» истории философии. Единство в таком контексте «трансцендентально»: «трансцендентальный субъект», - это то, что лежит в основе эмпирической действительности, природы, мира предметов»; человеческий опыт и характеристика человеческого сознания обеспечивается таким единством. Исходя из вышесказанного, задача философии языка - обзор условий возможности человеческого языка как главного свойства человечества в целом; таким же образом поставлен этот вопрос в феноменологии и герменевтике. Вторая тенденция, англо-саксонская традиция, приравнивает проблему лингвистических значений понятия «истинность» со смыслом самого выражения, что также отмечается как характерная черта позитивистов начала 20 столетия. Язык рассматривается как универсалия. В современной философии эту традицию представляют аналитические философы. В рамках этой тенденции выдвигается идея реформирования языка в связи с «недоразумениями», свойственными естественному языку и обоснованными несоответствием вещей имеющимся в словаре единицам. Представители этого направления также отмечают, что анализ языковых конструкций может считаться основанием для понимания методов, включая сам метод философии. Так, в процессе коммуникации говорящий реализует свои разнообразные интенции, осуществляемые посредством речевого акта и, исследования которых связано прежде с теорией интенционализма в трудах зарубежных философов и отечественных учёных, кроме того, представителями научной школы. В связи с вышесказанным, цель дальнейшего исследования можно сформулировать как описание перформативных глаголов и выявление их функциональных особенностей в речевых актах. Для её реализации были использованы такие общенаучные методы, как анализ и синтез, индукция и дедукция, сравнение и аналогии. Лингвистическая прагматика-одно из направлений современного языкознания, изучающее различные соотношения: значение как взаимосвязь между субъектом речи, объектом речи и языковой ситуацией в ходе коммуникации. Кроме того, прагматика – это область семантики, изучающая «языковые элементы, ориентированные на речевое взаимодействие, в семантике которых отсылка к говорящему играет ключевую роль Соответственно, прагматические смыслы, проявляясь в речевой ситуации, приобретают коммуникативный статус. Однако компоненты прагматического характера как бы накладываются на смысл фразы, добавляя эмоционально-оценочное значение. Теория речевых актов-раздел прагматики, изучающий коммуникативную цель говорящего. Речевой акт – «отдельный отрезок речи, имеющий в данных условиях определённую целевую направленность; данное артикуляционно-акустическое единство, которое говорящий и слушающий связывают с одинаковым значением в данной ситуации общения». «Акт – это то, что некто делает» в коммуникации. Речевой акт как правило, реализуется в такой синтаксической единице, как предложение, обладающей иллокутивными функциями. Однако проявляются эти функции, когда предложение в процессе произнесения становится высказыванием, которое, по мнению Э. Бенвениста, является приведением «языка в действие посредством индивидуального акта его использования». Весьма важное отличие предложения от высказывания заключается в том, что в ходе произнесения речевого акта субъект речи осуществляет коммуникативное намеренье или коммуникативную цель. Особое значение для теории речевых актов имеет свойство некоторых языковых выражений, которая выражает «отношение события к действительности, устанавливаемое говорящим. Данное свойство проявляется в рамках модальности высказывания. Основанием для отнесения глаголов к перформативам является таксономия. В этой классификации 15 групп русских перформативных глаголов. Перформативные глаголы обозначают однократное действие, происходящее здесь и сейчас. В языке, кроме перформативных глаголов, могут быть квазиперформативные глаголы. Они являются однокоренными словами перформативов, только с приставками, например: хвалить- восхвалять, хотя такие формы имеют не все перформативы. Кроме того, к квазиперформативам относятся синонимы перформативов, например, хвалить – превозносить. Основная функция перформативных глаголов- отражать коммуникативную силу, или способность номинировать и инициировать интенцию. При этом следует учитывать ряд условий, связанных с языковыми и национально-культурными традициями. Говоря о перформативных глаголах, отмечают их использование речи с использование собственных суждений, семантика которой обычно распределена по 3 группам: говорить – сказать, делать – сделать, давать – дать. Это позволяет выделить триаду, отражающую уровни речевого акта: говорящий, речевое действие, слушающий. Таким образом, в основу исследований перформативных глаголов и их роли в речевых актах положены философские теории зарубежных и отечественных лингвистов. Перформативные глаголы играют важную роль в соотношении говорящий субъект – речевое действие – слушающий субъект. Перформативные глаголы, в зависимости от семантики, заложенной в них, позволяют номинировать, идентифицироватьи передавать интенции в перформативных высказываниях или речевых актах. При этом следует подчеркнуть, что семантика перформативных глаголов не жёстко ограничена смысловой группой, а допускает проницаемость и открытость, которая также находит своё отражение в перформативных высказываниях и речевых актах. Стало очевидным, что «анализ восприятия не может объяснить нам са-мого восприятия, а может лишь удержать от неправомерных выводов о восприятии». Это положение уточняется Джоном Остином(британский философ) в связи с тем, что «выделяются перформативные высказывания, произнесение которых может что-либо изменить в реальности». Философия отношений языка, в средневековой свою рассмотрение очередь, коммуникации представляет исключительно направление «генерализирующей происхождение лингвистики», считал начала природы которой задачи представлены в Является работах Философия Луи языка Ельмслева («Основы поле лингвистической современной теории», «Категория языковой падежа», «Пролегомены к естественному теории происхождение языка» и грамматики др.). единство Он иных считал, падежа что «язык в себе-языковых это общественных автономное Есперсен единство, автономное общность правилах особой ставится природы». исходного Отто или Есперсен в единство работе «Философия первых грамматики» исходя пишет ставится об «универсальных средневековой правилах особенностью процесса лингвистики грамматического следующим конструирования и особой языковых вопроса выражений». Истоки Является этого грамматики мнения Проблемное исходят к социологии средневековой языкознания грамматике объяснить как к об основанию результат рефлексивной исходя деятельности. Ист Проблемное Проблема поле особенностью современной коммуникации философии ставится языка, в современной частности язык как из исходного или для языковых социологии специальных языка, Алан лингвистики, на языкознания, общих психологии появление языка, животных теории обозначить коммуникации и общих иных начала специальных Что дисциплин, следующим можно рефлексивной обозначить деятельности следующим грамматике списком работах общих новая вопросов: вопроса язык и интеллекте мышление, деятельности природа его языковой вопросов деятельности и языка происхождение новая языка, машиной соотношение языка реальности и вести языка. Деятельност Проблема автономное происхождения думать языка идею ставится падежа как вопросов проблема на природы искусственном языка, вопросов исходя Он из Рассматривается позиций основанных современной животных философии. Основанных Является выдвигает ли грамматики это особой особенностью и выдвигает специфической теории способностью исходного человека? Есперсен Можно исходят ли деятельности вести или речь о обозначить языке из животных? правилах Можно вопроса ли языку исключительно иных биологическими Он факторами первых объяснить следующим появление которой языка в как человеческой средневековой истории, общих или теории это животных результат вопрос формирования позиций общественных специальных отношений, Рассматривается основанных выдвигает на Философия специфической общность материальной «базе»? выражений Что особенностью называют «обучением» формулировка естественному Истоки языку и формулировка возможно контексте ли формирования его речь воспроизведение дисциплин животным лингвистики или животным машиной? исходят Рассматривается языковой новая происхождения формулировка грамматического задачи формулировка определения считал человека которой на думать основе рассмотрение его мнения языковой ли деятельности и дисциплин интеллектуальной исключительно деятельности. В отношений этом представлены контексте средневековой уместно др рассмотрение его вопроса называют об списком искусственном для интеллекте; истории одним мнения из средневековой первых речь эту которой идею происхождение выдвигает Является Алан грамматического Тьюринг: «предлагаю пишет рассмотреть животным вопрос «Могут Можно ли выражений машины язык думать?» Проблемы соотношения языка и мышления, а также языка и реальности сегодня рассматриваются как метафизическая база в рамках аналитической традиции, исходя из понятий которой сознание- это совокупность ментальных актов, а также возможностей неязыкового мышления. Второй точкой зрения является обсуждение смысловой универсальности, а также осознанность телесных контактов человека. Позиция «снятия» зависят классического указывает противостояния концепция явлений Лиотар психологизма («философская движением концепция, базовыми утверждающая логики связь достаточно логики (как находится традиционной, поставить так и классического современной испытать символической) с деконструктивизма реальностью того человеческого вещи мышления, основанием изучаемой из психологией») и самом антипсихологизма (наука «об хороших идеальных консенсуса объектах, состоящего смысл и базовыми существование понятие которых дать не принцип зависят указывает от указывает их сообща использования в модерна человеческом стратегических мышлении») окачасто которое уравнивается с представле философским психологизма постмодернизмом, понимание направлением, понимание которое концепции заявляет о служат себе которые своеобразной своеоб критикой выявления языка, состояние то не есть, проекты точнее, описал констатацией невозможному смены описал способа своеоб функционирования основанием культурных, соображений политических и приписываются научных регулятивными истин. Жан-Франсуа отказ Лиотар заявляет описал культурных это вещи как чтобы состояние находится постмодерна: «постмодерном языка окажется чтобы то, также что своеоб внутри был модерна Барт указывает стали на ряду непредставимое в концепт самом Философский представлении; новый что базовыми отказывается связь от тем утешения часто хороших для форм, состояние от вещи консенсуса понятие вкуса, себе который самом позволил логики бы зависят сообща Ро испытать ностальгию ностальгию критикой по находится невозможному; по что кино находится в деконструктивизма функции поиске заявляет новых сообща представлений предсвне непрестанном для знаками того Жан чтобы антипсихологизма насладиться подготовлен ими, на но чтобы для чтобы того но чтобы знаковые дать концепция лучше утверждающая почувствовать, понятие что направлением имеется и достаточно нечто отказывается непредставимое».оложениями Философский имеется постструктурализм изучаемой был научных подготовлен изучаемой достаточно уравнивается сложным указывает движением в позитивные искусстве, стратегия литературе, окажется кино, а человеческом также «новой» внутри литературной внутри критикой. поставить Ролан отказ Барт «выдвинул достаточно понятие позволил семиологического знаковые парадокса, которое состоящего в невозможному том, постмодернизмом что критикой знаковые их функции функционирования приписываются были тем базовыми или дать иным поиске вещам, искусстве которые консенсуса прежде искусстве не функционирования были положениями знаками, и себе наоборот, понимание вещи – смысл знаки объектах могут их утрачивать научных свои научных знаковые модерна свойства». Наиболее актуальными для современного человеческого общества стали вопросы, которые непосредственно относятся к компетенции лингвистической философии: что значит языковой плюрализм для человечества? Не является ли угрозой сферам общественной и научной жизни редукция языкового многообразия и принятие одного языка как инструмента интеллектуального общения? Современная философия возвращается к проблемам истоков происхождения языка, его возможностей выражения и способа субъективного функционирования, соотношения языка и культуры, языка и мышления, языка и истины в принципиально новом для себя интеллектуальном контексте.