Искусство является наивысшей формой эстетического восприятия реальности. Эстетика в искусстве – самоцель. Творец не ставит перед собой других целей, кроме того, чтобы создать эстетически ценное произведение искусства. Тогда как, напротив, в других видах человеческой деятельности эстетика появляется как побочный эффект видов деятельности. В деятельности общественных деятелей, учёных и пр. реализуются особые общественные, производственные, научные цели, но эстетика в них прямо пропорциональна тому, в какой мере в них проявляется творческий потенциал человека, его способность к творчеству, соотносимая с общим уровнем достижений человечества в каждой сфере деятельности. Искусство занимает особое место в эстетике. Оно содержит в себе обширное количество художественных произведений разных видов и жанров, исторических эпох и направлений. Задача эстетики состоит в том, чтобы дать понимание общих законов искусства. Рассмотрим, что такое предмет искусства. Предметом искусства, как и предметом науки, является реальность, природа, общество, человек. Основная цель здесь состоит в том, чтобы сопоставить художественное познание и научное, и выявить их отличия друг от друга. Исходя из этого, в отличие от учёного в какой бы то не было научной области, художник познает природу в прямой связи с человеком, в ее значимости. Таким образом, различие в предметах познания искусства и науки находится не в том, что познание направлено на разные объекты, отлична друг от друга сама суть познания. Наука беспристрастна, и это выражается в том, что человек, занимающийся научным познанием, способен решать свои задачи лишь при условии абстрагирования от эмоциональной составляющей жизни человека. В то время, как в форме искусства, в которой отражается реальность, внимание непосредственно акцентировано на эмоциональном восприятии окружающего мира. Художественное познание направлено на отображение духовной жизни человека и общества как на основную задачу. Вместе с этим познание материальной стороны природы и человека является лишь средством для достижения этой цели. Исходя из вышеизложенного, возникает вопрос: чем интересен художнику тот, чей портрет он пишет? Внешностью, физической его частью или внутренней, духовной жизнью? Как бы ни было парадоксально, целью создания портрета является изучение внутреннего, духовного, а познание внешнего искусcтву нужно лишь постольку, поскольку без этого искусство не открывает новые законы, не устанавливает новые факты. Это основная цель науки. Но когда искусство и открывает научные факты, то это не цель, а побочный результат. Важные наблюдения, связанные с социальной природой человека, сделал для ученых Бальзак. В романе «Капитан Коль» Стринберга выражено мнение о возможности получения азота из воздуха. Живописец Лиотар в картине «Шоколадница» интуитивно распределил свет по законам, которые физики открыли позже. Искусство дает другие знания. Но не стремление постичь методику или расширить знания в конкретной области науки движет нашим интересом. Через искусство мы воспринимаем нравственную сторону науки, характер людей, которые занимаются ею. С помощью искусства мы попадаем во внутренний мир человека, постигаем нечто новое, неожиданное, что мы могли пропустить при первом взгляде. Искусство даёт знания о жизни, о человеческих взаимоотношениях. Через искусство мы учимся понимать других и самого себя, учимся жить в обществе, учимся «быть человеком» по отношению к другим. Обобщая всё вышесказанное, предметом искусства является человек. На это неоднократно указывали еще русские революционеры- демократы. Так, к примеру, Н. Г. Чернышевский рассуждал о воссоздании реальности в искусстве, «главный предмет которого – человек». Человеческую жизнь он называл «единственным коренным предметом, единственным существенным содержанием поэзии». Схожие мысли есть и у В. Г. Белинского, А. Н. Добролюбова, М. Е. Салтыкова-Щедрина. Также М. Горький приравнивал литературу к человековедению. Хотя утверждение о том, что предметом искусства является человек, требует некоторых дополнительных пояснений. Дело в том, что существуют жанры и виды искусства, в которых нет прямого изображения человека. Музыка, к примеру, совершенно лишена возможности изображения телесного образа человека. Не видим мы такого изображения и в пейзаже, натюрморте, декоративно-прикладных искусствах, архитектуре. Напротив, это не мешает музыке воспроизводить глубинные процессы движения человеческого духа, в пейзаже передавать определенное настроение, хотя такое настроение не существует напрямую ни в полях, ни в реках. Оно присуще только человеку. Что же можно сказать относительно архитектуры, декоративно- прикладных видов искусства, то в них образ человека может быть художественно познан через освоение человеком предметного мира. Эта особенность подчеркивалась ещё Л. Фейербахом: «... Тот предмет, с которым субъект связан по существу, в силу необходимости, есть не что иное, как собственная, но объективная сущность этого субъекта». Работы декоративно-прикладного искусства, архитектуры отображают персоналии, эмоции, мнения людей, через которые проявляется сущность общественной жизни конкретного исторического периода. Даже натюрморт всегда говорит нам не только о неодушевлённых предметах, а о живом человеке, о его отношении к миру. Примером этого являются работы голландского мастера Жан Ван Гейсум и других творцов. В их произведениях по-прежнему живо представлена реакция на природу жанра и показано типичное отношение к этим естественным вещам. Произведения искусства рассказывают нам не только об образе жизни, мыслях и чувствах личности, но и об идеологии, об общественных идеалах. Предмет искусства – это духовный смысл социального существования человека. Искусство – это одна из общественных форм сознания. Таким образом, произведение искусства и художественный образ связаны между собой и понимают друг друга. Художественный образ идеален и создан только в сознании тех, кто понимает, становится частью субъективного эстетического сознания, но есть субъект и вне социального и индивидуального сознания. Однако, художественный образ может быть создан только благодаря творцу, его эстетическим качествам, в частности, в организационной структуре произведения искусства. В отношение художественного процесса, объективная реальность показывает, что это момент идентичности и разногласия. Искусство реально, когда он глубоко проникает в реальность и динамику, когда представляет собой единство объективного и субъективного. Оно должно быть абсолютно субъективным, в то же время должно быть полностью объективно. Только в этом случае объектив может быть субъективно эстетически передан и принят. Поэтому взаимодействие субъективности и объективности происходит только тогда, когда настоящее искусство следует понимать как единый процесс, как единство в восприятии искусства. Творческий субъективный элемент в сознании творца произведения повторяется в сознании зрителей, читателей. Но возникает художественный образ как идеальное образование, которое повторяется, логическая структура момента создания художественного произведения. Дать представление о созданном самим зрителям – это достижение и наследие творца. Эмоции в произведении заставляют людей испытывать эмоциональное волнение, что приводит к появлению реакции. Понятие \"ощущение\" в переводе с латинского языка означает движение, волнение. Но нельзя не отметить, что эмоциональный момент проявляется в различных видах человеческой деятельности. Как ученый, творец вносит свой вклад в дело, но не составляют основу, логические результаты и научные истины. Положительный опыт, эмоции, которые возникают в процессе работы, и, следовательно, научный прогресс - это только важный психологический стимул для деятельности ученого. Но художник в своем творчестве, выразив тем самым свою симпатию и антипатию, свой эмоциональный опыт, пытается донести до общественности как можно лучше, не акцентируя внимание на научных доказательствах и открытиях ученого. Научное открытие предназначено в основном для воздействия на сознание читателя, но не на его чувства, не на эмоциональное отношение автора к объекту исследования. Эмоциональность в искусстве является одной из важных составляющих материала, она прекрасно окрашивает и выражает присущее автору мышление. Эмоциональность – это еще один способ, как и всё искусство. Если в спектакле нет высокой эмоциональной напряженности, театр становится нормальной, хорошо регулируемой системой. Искусство – это многогранный, бесконечный мир, совершенствующийся с каждым мгновением. Но не открывающийся для развития талант, постоянно ищущий свои счастливые звезды, мечтающий о человеческом признании и мировой славе, а может быть, и о чем-то более банальном - главном средстве существования, может потеряться в этом мире. Общеизвестно, что самый влиятельный рычаг искусства, обеспечивающий и сопоставляющий всю культурную личность – общественное мнение – придаст желаемое положение молодым талантам в жизни (наглядный пример – история знаменитого голландского постимпрессиониста Винсента Ван Гога, который не смог найти свою аудиторию в жизни, потому что общество не было готово признать его творчество искусством). Более того, нет уверенности, что это произойдет после смерти человека. Можно только догадываться, сколько величайших умов мира уже потеряли, и сколько гениев додумались пожертвовать слепой и воющей модой тенденцией, прочно утвердившейся в искусстве в конце концов. Обычаи современного мира породили целый ряд неуместных, захватывающих внимание произведений, которые затем привлекают культурно необразованную публику, которая отказывается от всех установленных авторитетов и не позволяет настоящему современнику спокойно обогащать культурный мир. Псевдоискусство активно навязывается людям, преподносится как нечто уникальное и необходимое. Человек буквально вынужден признавать подлинный подлог, избегать официальной цензуры, что, безусловно, сказывается на общем культурном уровне подрастающего поколения, которое очень зависимо от мнения масс. Возникает вопрос: как нам обезопасить себя от негативного воздействия на представителей этого направления мышления? Ответ прост: надо снять сомнение в универсальном обещании чего-то, больше полагаться на собственный опыт, отдавать предпочтение мнению обследуемых мужчин. Артхаусные так называемые картины становятся все более популярными среди зрителей фильма – малобюджетный, по большей части авторский проект, не рассчитанный на крупные кассовые сборы, но нацеленный на то, чтобы донести их до публики. Живой пример такого типа живописи можно использовать, как в творчестве Вуди Аллена, Андрея Звягинцева. Несмотря на то, что такой фильм не очень популярен в кинотеатрах, при современном умении найти и увидеть то, что хочется, не сложно, но иногда это не так просто сделать в обобщенном виде. Настоящее кино не рассматривается как нечто одностороннее – композиция респектабельного образа настолько глубока и сложна для людей разного возраста и отношения (к политике, религии, национальному вопросу и морали в целом), что увидишь в истории одной порой совсем другие вещи. Каждый человек анализирует проблему в соответствии со своим образованием, и хорошая картина должна предоставить зрителю такую возможность. Это, по большей части, образы, поднимающие очень важный вопрос, который общество не готово выразить по разным причинам: давно утраченный страх перед моралью, абсурдные стереотипы, брошенные на произвол прогрессивной молодежи. Размышления на эти темы можно встретить и в сатирической литературе, например, в романах И. Ильфа и Е. Петрова, в произведениях Я. Гашека \"Храбрый солдат Швейк\", В. Войновича \"Приключения Ивана Чонкина\". Карикатуры на реалии современного мира, известных политических или общественных деятелей, также могут служить примером этой тенденции. Таким образом, создается повод поднять крик общественности, что не всегда имеет хорошие последствия: как правило, свободный доступ к работе ограничен или даже запрещен. Это относится ко всем симптоматическим проявлениям порывистости жизни и нарушению их образа жизни, что позволяет задать резонный вопрос: Нужна ли цензура в искусстве? А если нужна, то что хорошо для общества? Люди, которые, например, обижаются, глядя на картину, - зачем им всем смотреть, если они заранее знают, что не будут такими, как на картинке? Я считаю, что некоторые фильмы просто невозможно смотреть (по многим личным причинам), но почему другие должны быть лишены этой возможности из-за меня? Именно на эти вопросы общество пока не нашло в себе смелости ответить, но я надеюсь, что скоро ответы будут даны, и важную роль в этом сыграет эффект искусства. Одни произведения искусства завораживают зрителя с первого взгляда, другим придется терпеливо ждать момента, когда человек сам попадет в умело расставленные сети, но это особая группа организации, смотрящая на то, что люди не понимают, что перед ними (или не хотят понимать). Абстрактно-современное искусство, эффект которого особенно хорошо виден в живописи, поражает своей оригинальностью и пленяет поверхностной примитивностью. Реальными моделями этого типа могут быть работы Рене Магритта, Пикассо, Сальвадора Дали и самого Казимира Малевича. Что такое настоящее искусство и как его точно определить? Время – самый беспристрастный судья, как для искусства, так и для всего, с чем вы сталкиваетесь в жизни. Искусство учит тех, кто готов учиться, направляет единственный истинный путь-путь к непрерывному и очень требовательному «Я». Я надеюсь, что этот вывод никогда не утратит своей значимости, и что он дойдет до всех тех, кто заботится о собственном развитии, осознает важность культуры в современном мире. В заключении хотелось бы сказать, что искусство, по моему мнению, является очень глубоким отражением действительности, и в частных моментах даже может сравниться с наукой, как мы увидели в вышеописанных примерах. Но в отличие от науки, искусство не имеет чётких граней, критериев. Искусство руководствуется исключительно эмоциями. Эмоции вкладывает в своё произведение автор, эмоции получает зритель. Но в то же время искусство не ограничивается эмоциональной составляющей и иной раз тесно переплетается с другими сферами жизни и деятельности человека.