Стародубова Полина Игоревна. Студентка 1-го курса Высшей Школы Дизайна группы ДКД-19-1. Gmail: polina.starodubova@gmail.com «Российский государственный университет туризма и сервиса» г.Москва, Российская Федерация Аннотация: “Общество знакомо с плохим дизайном лучше, чем с хорошим. Именно из-за этого люди предпочитают плохой дизайн хорошему. Они слишком сильно сжились с тем, что есть. Всё новое начинает пугать, а старое их утешает”. Пол Рэнд (1914—1996), американский арт-директор и графический дизайнер. Дизайн стал одной из самых неотъемлемых частей окружающего мира в обществе. Однако, несмотря на его уже довольно обширную зону распространения, он не перестает развиваться и дальше, предлагая все больше неординарных идей и создавая контраст с уже сложившимися традициями академического творчества. Но и при этом не все человечество принимает новшества, так называемого “современное искусство” как в обыденной жизни, так и в рамках творчества, понятие которого уже подразумевает собой поиск оригинальных воплощений нашей фантазии. Статья посвящена осознанию и принятию дизайна в качестве постоянного элемента “нормальной” социальной реальности и адекватной его оценке не только профессионалами в этой области, но и “патриотами” классического искусства, и сторонними наблюдателями. Ключевые слова: Дизайн, дизайнер, социальное явление, социальная реальность, искусство, творчество, академизм, развитие, мастер/художник, принятие/отрицание. Оглавление Дизайн в истории. 3 Понятие дизайна. Объект дизайна. Сущность дизайна. 5 Дизайн и человечество. 7 Заключение 9 Список литературы 10 Дизайн в истории. Не смотря на то, что сам термин “дизайн” обозначили совсем недавно, не рассматривать его источники зарождения было бы абсурдом, поскольку дизайн является важной частью всего искусство. Сам дизайн, с моей точки зрения, предстает естественным элементом развития общества и сопутствующих ему вокруг вещей — любое изменение от науки до искусства требует модернизации и улучшения способов и стилей воспроизведения конечного результата. Та же маленькая завитушка буквы может иметь два или три варианта исполнения в зависимости от самого исполнителя, но при этом всегда найдется кто-то другой, кто создаст новый вид этой завитушки. В начале самые первые и простые эле­мен­ты дизайна, так именуемого про­то­ди­зайна, об­на­ру­жены в фор­мах про­стей­ших предметов тру­да в дои­сто­рические эпо­хи, а также в из­де­ли­ях и изобретениях ан­тич­ных и средневековых мас­те­ров — применение техники ретуши, то есть создание более изящной и легкой формы инструмента благодаря устранению мелких неровностей при помощи слабых и частых ударов, что дало возможность создания орудий труда более прямых и острых с максимально пра­вильными геометрическими формами. Уже в великую эпо­ху Воз­ро­ж­де­ния всё боль­шее зна­че­ние при­об­ре­та­л «про­ект­ный под­ход», концепция которого подразумевала, что соз­да­ние про­ек­та не должно было сопоставляться с самим про­цес­сом создания ве­щей. Де­лая на­бро­ски различных уст­ройств и изобретений — ге­ли­коп­те­ров, ма­хо­лё­тов, под­вод­ных ло­док, ве­ло­си­пе­дов, стро­ительных ме­ха­низ­мов и во­енных ма­шин — Ле­о­нар­до да Вин­чи применял та­кой рас­про­стра­нён­ный ме­то­д про­ек­ти­ро­ва­ния, как ком­по­нов­ка. И хотя сейчас творчество этого мастера считается одним из классических, в эпоху его жизни для общества это было большим потрясением, в частности, и создание летательных аппаратов. Джеймс Уатт, кон­ст­руи­руя па­ро­вую ма­ши­ну, для визуального понимания об­ра­щал­ся к своеобразной раз­но­вид­но­сти про­ект­ной гра­фи­ки. Такой же цели добивался в сво­их про­ек­тах стан­ков российский изо­бре­та­тель-ху­дож­ник Андрей Константинович Нар­тов — по возможности, об­ла­го­ро­дить тех­нические уст­рой­ст­ва, при­дать им бо­лее гар­мо­нич­ный вид. Однако за­ро­ж­де­ние понятия ”дизайна” как отдельного ви­да про­ект­ной дея­тель­но­сти всегда неразрывно свя­зывают с промышленной ре­во­лю­ци­ей. Так, например, при возведении Хру­сталь­но­го двор­ца для Все­мир­ной вы­став­ки в Англии в 1851 году бы­ло применено мно­го прин­ци­пи­аль­но важ­ных ди­зай­нер­ских задумок: мо­дуль­ность и стан­дар­ти­за­ция кон­ст­рук­тив­ных эле­мен­тов; прин­ци­пы комби­на­то­ри­ки и ва­риа­тив­но­сти. Также ран­ним об­раз­цом, примером ди­зай­нер­ско­го ре­ше­ния является гну­тая де­ревянная ме­бель фаб­ри­ки «Tonet» (вся мебель изготавливалась из пластичной древесины бука — венский стул, кресло-качалка, гнуто-клееное кресло из фанеры), где бы­ла раз­ра­бо­та­на тех­но­ло­гия се­рий­но­го про­изводства, а детали ме­бель­ных на­бо­ров под­чи­не­ны единым фор­мо­об­ра­зо­вательным идеям. И, несмотря на эту общность, сам факт существования гнутой мебели приводил многих людей в замешательство, так как ранее данная технология не применялась в широких массах либо вообще, либо в единичных случаях. В период с XIX по XX века по­яв­ле­ние совершенно но­вых тех­нических из­де­лий обу­сло­ви­ло по­треб­ность в разумной ор­га­ни­за­ции пред­мет­ной сре­ды в более ши­ро­ких мас­шта­бах — элек­трические све­тиль­ни­ки, ав­то­мо­би­ли, аэ­ро­пла­ны, те­ле­фон­ные и те­ле­граф­ные ап­па­ра­ты и тому подобное. Ве­щи начали те­ря­ть свою уни­каль­но­сть, стали пре­вра­ща­ться в продукты массового потребления, что затормозило развитие дизайна как направления, хоть это явление и позволило “свыкнуться” и “ужиться” с существующими на тот момент инновационных тенденций. Од­ним из ос­но­во­по­лож­ни­ков современного дизайна был Петер Бе­ренс (архитектор, известен тем, что спроектировал офисную мебель, рекламные щиты и прочее для немецкой компании AEG), который был приглашен в 1906 году Все­об­щей элек­трической ком­па­ни­ей Германии — AEG — для то­го, что­бы при­дать одинаковый стилистический ха­рак­тер раз­но­об­раз­ной про­дук­ции это­го ги­гант­ско­го кон­цер­на; и он же стал и ос­но­ва­те­лем «Не­мец­ко­го Верк­бун­да». С начала XX века дизайн начали рас­смат­ри­ва­ть как важный и нужный этап в соз­да­нии уникальных ве­щей. Тогда фор­ми­ру­ют­ся на­прав­ле­ния функ­цио­на­лиз­ма (простота и выполнение предметом его конкретной функции) и ин­тер­на­цио­наль­но­го сти­ля (предпочтение объема и простора в пространстве путем сочетания баланса и минимализма в декоре), в сти­ли­сти­ке ве­щей начинают вводить от­кры­тые цве­та и гео­мет­рические фор­мы. В США “патриоты” дизайна, такие как Раймонд Ло­уи (художник, основатель Raymond Loewy Design), свои­ми про­ек­та­ми спо­соб­ст­во­ва­ли ак­ти­ви­за­ции промышленному производству и вы­ходу стра­ны из эко­но­мического кри­зи­са 1930-х годов. И в эту же эпо­ху сформировалось и расширилось на­прав­ле­ние так называемого аэро­ди­на­мического дизайна — стиля об­те­кае­мых форм. Ульм­ская шко­ла дизайна совершала попытки воз­ро­дить тра­ди­ции Бау­хау­за (учебное заведение Германии в период 1919—1933 годов) и вве­сти в мо­раль­но-эти­че­ский и со­ци­аль­но-эко­но­мические кон­тек­сты про­бле­мы дизайна. В 1960-е годы ди­зай­нер­ские бю­ро пе­решли к ком­плекс­ным про­г­рам­мам, вклю­чаю­щим анализ рын­ка, срав­нение то­ва­ров, изучение функ­цио­наль­ных и эр­го­но­мических па­ра­мет­ров про­ек­ти­руе­мых пред­ме­тов. В ре­зуль­та­те Научно-технического прогресса внезапно рас­ши­рилась но­менк­ла­ту­ра пред­мет­но­го ок­ру­же­ния, про­изошли кардинальные из­ме­не­ния в уст­рой­ст­ве и областей применения из­де­лий. По про­то­ти­пам от тра­диционного про­ек­ти­ро­ва­ния ди­зай­не­ры пе­ре­хо­дят в этот период к улучшенной тактике, ре­ше­нию различных гу­ма­ни­тар­ных, со­ци­аль­ных, эко­но­ми­че­ских и других про­блем. Тогда же фор­ми­ру­ет­ся но­вое сти­ле­вое на­прав­ле­ние — хай-тек — стиль в искусстве, при котором широко внедрялись прямые линии и простые формы, реализованные с помощью применения таких материалов, как металл, стекло и пластик. Идеи чис­то­ты и стро­го­сти форм функ­цио­на­лиз­ма уже во 2-й половине XX века были успешно развиты в скандинавском дизайне, где про­ек­ти­ров­щи­ки при­дер­жи­ва­лись лозунга «луч­шее для боль­шин­ст­ва» — роз­нич­ная тор­гов­ля готовыми ин­терь­е­ра­ми и пред­ме­та­ми об­ста­нов­ки в еди­ном сти­ли­стическом решении как, например, по сис­те­ме «IKEA». Однако на данный момент система «IKEA» стала рассчитывать производство больше на массовое потребление. Но при этом сохраняя задатки индивидуальности и уникальности, предоставляя возможность заказывать в частном порядке изменение формы и размера предметов обстановки в интерьере. Хотя европейское общество спокойнее относится к внезапным и абстрактным идеям творчества, дизайн до сих пор остается не до конца понятым искусным направлением наряду с современным искусством. Российское общество, наверное, более отрицательно относится ко всей этой “новомодной” тенденции. Российский потребитель просто не настроен воспринимать единичные предметы искусства, которые направлены не на практичность, а на возможность удовлетворения потребности эстетического чувства и эстетического воспитания. Понятие дизайна. Объект дизайна. Сущность дизайна. В английском словаре термин \"design\" означает — проектировать, конструировать — иными словами любой процесс проектирования и создания новых предметов, инструментов, оборудования, а также формирование предметной среды. Дизайн, в общем смысле, представляет собой новейший вид художественно-конструкторской профессиональной деятельности XX века. Одной из задач конкретно этого стилистического направления является создание общей тесно взаимосвязанной эстетической среды жизни всего человечества. Формальным качествам дизайна присваивают и внешние характеристики изделия, но те структурные и функциональные взаимосвязи, которые превращают продукт в единое целое как с точки зрения потребителя, так и с точки зрения изготовителя в первую очередь. Профессионала, который вращается в сфере художественно-технической деятельности, в рамках какой-либо из отраслей дизайна, именуют в общем случае “дизайнером”, в том числе архитектора, проектировщика и иллюстратора. Основным объектом дизайна обозначают практически любое новое техническое промышленное изделие в любой сфере жизни людей, где человеческое общение практически полностью обусловлено социально-культурно — комплект, ансамбль, комплекс, система. Основными категориями объекта дизайна предстают: образ — идеальное представление о данном объекте; функция — действие, которое должно выполнять изделие, а также смысловая, знаковая и ценностная роли вещи; морфология — строение, структура изделия, организованная в соответствии с его функцией, материалом и способом изготовления, воплощающая замысел дизайнера; технологическая форма — морфология, воплощенная в способе промышленного производства вещи-объекта дизайн-проектирования в результате художественного осмысления технологии; эстетическая ценность — особое значение объекта, выявляемое человеком в ситуации эстетического восприятия, эмоционального, чувственного переживания и оценки степени соответствия объекта эстетическому идеалу субъекта. А вот предметом дизайнерской деятельности считается создание гармоничной, содержательной и выразительной формы объекта с отражением целостного значения его потребительной ценности. Как одного из видов проектно-творческой деятельности специфика сущности дизайна может быть выявлена: при понимании, на что направлена деятельность дизайна; каков итог той самой деятельности; чем выражается ее отличие от инженерного проектирования и художественного творчества; в чем сходство с творчеством в архитектуре и прикладных искусствах при конкретных видовых различиях. Но, прежде всего, следует помнить, что профессионалы в сфере дизайна не определяют, а формируют свойства предназначения объектов разработки в процессе их композиционного создания. Совокупность этих черт, проявляясь в неразрывности понятий “красота” и “польза”, предстает как качество и ценность для потребителя. Дизайн олицетворяет мир и человека во всем многообразии проявлений их существования, а выражает отношение к человеку и смысловое значение для человека проектируемых им объектов. Кроме этого, в дизайне креативный процесс разработки предмета разделен с реализацией творческой задумки. Если мастер сам воплощает свою творческую идею в объекте методами ручного ремесленного труда, то идея дизайнера, воплощенная в проекте, воссоздается другими людьми по аналогии. Дизайн и человечество. В эпоху массового производства, когда все должно быть заранее спланировано и спроектировано, дизайн стал самым “рабочим” средством, применяя который человек создает новые инструменты, изменяет окружающую среду и, как правило, совершает процесс реформации общественного сознания и лично себя. Что, собственно, накладывает на дизайнера довольно серьезную ответственность в формате и морали, и общества. Также большого понимания требует от дизайнера проблема потребителей, а от них же большой заинтересованности в процессе проектирования. Однако чаще всего заказчик сам не понимает, чего он хочет в конечном результате, и отвергает все варианты дизайнера. Поэтому целью художника является не только просто выполнить проект в сроки и тем самым “угодить”, но и навязать свою собственную идею. Выполнить данную задачу не так просто, как кажется, так как абсолютно каждый имеет свою точку зрения на все вокруг и вкусы, которые в большинстве случаев отличаются от личных предпочтений дизайнера. По крайней мере, за прошедшие 50 лет в сфере дизайна произошли кардинальные изменения, а каждые 5—10 лет образец меняется масштабным образом. Возможно, такое стихийное развитие отрасли связано именно с рынком и коммерцией и тем самым обществом потребления. При этом дизайн — это всегда сочетание трёх параметров в разных соотношениях, где человечество постоянно повышает один в ущерб другому. К примеру, всё «удобное» обычно выглядит не притягательно, так как мастер работал в основном над комфортным его применением в будущем и его полезной функцией пользования для человека, а не над внешним впечатлением и “восторгом”, который он должен производить. То есть внешний облик навязан анатомией, а не эстетическим чувством. Основная задача для дизайнера должна быть максимально четкой, и, так как сидеть на нескольких стульях не удастся, в итоге, чем-то в любом случае придется жертвовать, имея потери. Считается, что хороший дизайн — не тот, который вам нравится, а тот, который выполняет план по нужному параметру на максимальный процент — «решает задачу». И естественно, что бы художник ни говорил, творит всегда он для людей, передавая своё понимание и своими способами уникальное восприятие прекрасного. Однако дизайнер не может являться только «сумасшедшим мастером и творцом» и якобы опережать существующие тренды. Его видение должно иметь соответствовия с видением целевой аудитории, а понятие эстетики должно сопутствовать современной для него эпохе. Заключение Несмотря на то, что дизайнер, как и художник воплощает свой художественный замысел, он может получить не только признание единичных почитателей его творчества и покупателей, но и положительную оценку массового потребителя. Конечно, в том случае, если в его искусстве сочетаются идея, красота, польза миру и новшества, а также присутствуют идеи удобства и практичности, хоть и в малой степени, а иногда в очень большой. В таком случае его творчество может стать зарождением как одного, так и целого ряда ведущих и основополагающих тенденций в дизайне. Для данной цели необходимо постоянно учитывать и изучать опыт прошлых и нынешних мастеров, придумывать изделия в соответствии с современными тенденциями и потребностями человечества в искусстве, но при этом сочетать свои новые для мира идеи с уже сложившимися “классическими” основами. Список литературы https://w.histrf.ru/articles/article/show/dizain https://oformitelblok.ru/istoriya-dizayna.html https://say-hi.me/design/11-lekcij-po-istorii-dizajna.html http://www.officenext.ru/orientir/article_27506_vliyanie-dizayna-na-uspekh-biznesa/ https://www.sostav.ru/publication/mckinsey-kak-dizajn-vliyaet-na-biznes-pokazateli-34471.html http://taby27.ru/studentam_aspirantam/philos_design/referaty_philos_design/opredelenie_design/opredelenie-dizajna.sushhnost-dizajna.-dizajn-kak-fenomen-xx-veka.html https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/6977 http://taby27.ru/studentam_aspirantam/philos_design/referaty_philos_design/opredelenie_design/opredeleniya-dizajna.-sushhnost-dizajna.-dizajn-kak-fenomen-xx-v.html https://uchebnik-online.net/book/222-sushhnost-dizajna-uchebnoe-posobie-medvedev-vyu/6-32nbspnbspnbspnbspnbspnbsp-12-sushhnost-ponyatij-predmet-dizajna-i-obekty-dizajna-ix-opredeleniya.html https://tjournal.ru/art/81825-dizayn-v-kontekste-obshchestva-potrebleniya https://vc.ru/design/73577-kak-otlichit-horoshiy-dizayn-ot-plohogo-tri-stula-i-artemiy-lebedev