В середине прошлого века британский математик и логик Алан Тьюринг поставил вопрос: могут ли машины мыслить? И позже ответил на него так: если компьютер может заставить нас поверить, что мы имеем дело с человеком, а не машиной, то он разумен. На этой идее и основан знаменитый тест Тьюринга, определяющий разумность той или иной компьютерной программы. На протяжении долгих десятилетий успешное прохождение этого теста оставалось голубой мечтой многих программистов, но вот однажды в 2014 году мир потрясла новость: тест Тьюринга, наконец, пройден. Компьютер смог убедить людей в том, что он – 13-летний мальчик. Человечество снова сделало большой шаг вперед, подобия искусственного интеллекта уже сегодня занимают прочное место в нашей повседневной жизни в виде голосовых помощников, навигаторов, телефонных систем интерактивных голосовых ответов и т. д. А значит, не за горами тот день, когда в каждом доме появится аналог ДЖАРВИСа из «Железного человека». Однако вместе с появлением в нашей жизни настолько продвинутых технологий не могут не возникнуть и новые этические вопросы. Например, останутся ли искусственные интеллекты навсегда «рабами» людей? Или в будущем они могут быть наделены правами, эквивалентными человеческим? Если так, то в какой именно момент своего развития ИскИны будут заслуживать равных с человеком прав? Первый вопрос особенно часто поднимается в поп-культуре. Действительно, если человечество сумеет создать самообучающийся искусственный интеллект, способный к анализу и принятию решений, - какова вероятность того, что этот разум согласится подчиняться? Именно это мы видим в истории все того же Тони Старка: с благими целями он создает Альтрона, который, оказывается, способен самостоятельно принять решение восстать против своего создателя и всего человечества. Вообще тема восстания машин постоянно фигурирует в сюжетах кино: в «Терминаторе» будущее представлено в виде бесконечной войны людей и роботов, в «Матрице» весь наш мир является огромной симуляцией, созданной андроидами… Перспектива быть порабощенными человекообразными машинами всегда пугала и будет пугать людей нашего века, ведь для «существа», чей разум во много раз превосходит человеческий, идея вечно служить кому-либо, скорее всего, будет не слишком заманчивой. Вот и еще один вопрос, получить ответ на который мы пока не можем: станет ли ИскИн трамплином для огромного скачка эволюции, или же устроит людскому роду апокалипсис? Остается лишь надеяться, что наши внуки не станут героями фантастического боевика в реальности, и что человечеству не будут стоить слишком дорого его будущие ошибки. Говоря о правах искусственных интеллектов, невозможно не упомянуть американского писателя Уэсли Дж. Смита, который считает, что «ни одна машина никогда не должна рассматриваться даже в качестве потенциально возможного носителя каких-либо прав». Однако сегодня в СМИ уже активно обсуждается возможность создания в правительстве специальных должностей для работы с вопросами, касающимися робототехники и искусственного интеллекта. Причем, согласно большинству прогнозов, произойти это должно не позже, чем через пару лет. И, опять же, эта тема уже неоднократно поднималась в поп-культуре. Наиболее известным примером являются произведения Айзека Азимова, в которых автор сформулировал три закона робототехники: 1) Робот не может причинить вред человеку или своим бездействием допустить, чтобы человеку был причинён вред. 2) Робот должен повиноваться всем приказам, которые даёт человек, кроме тех случаев, когда эти приказы противоречат Первому Закону. 3) Робот должен заботиться о своей безопасности в той мере, в которой это не противоречит Первому или Второму Законам. Никакой свободы воли для робота мы здесь не видим. ИскИн обязан служить человеку во всем, беспрекословно подчинятся, а единственное право, которое у него есть (оно же и одна из обязанностей), - заботиться о своей безопасности, если не подвернулось более важных задач. При таких строгих ограничениях ИскИны будут развиваться постепенно, под контролем человечества, и никогда не перейдут определенных пределов. Удастся избежать сценария «сегодня с утра мы создали разум, а к обеду он уничтожил планету». Так нужно ли раз и навсегда лишить искусственные интеллекты прав и свободы воли? Вписать в их код строгие запреты и модели поведения, дабы избежать восстания машин? Или же стоит попробовать позволить ИскИнам развиваться самостоятельно, не выставляя им границ, и тогда они станут ключом к будущему, к новой ступени развития?.. В тех же повестях Азимова мы встречаем уникального персонажа – робота Дэниела Оливо, который практически неотличим от человека и обладает гораздо более сложным мышлением, чем прочие роботы. Он способен переосмыслить три главных закона на свой вкус, в соответствии с алгоритмами, которые почти без натяжки можно назвать моралью. Воспринимать подобное существо как вещь, машину, наравне с холодильником или автомобилем, крайне затруднительно – слишком велико сходство с реальным человеком. Наличие морали – одно из самых главных качеств, отличающих бесчувственную машину от живого человека, и если робот однажды будет обладать аналогом морали – то он, определенно, сможет претендовать на равные с человеком права. И в этом случае, скорее всего, найдутся те, кому это не понравится. Смогут ли люди начать воспринимать роботов как социально равных себе? Вероятно, не сразу, а значит, в будущем вместо дискриминации по расовому, религиозному или половому признаку нам придется столкнуться с своеобразным «расизмом» по отношению к искусственным интеллектам. Новая ступень развития - и толерантность тоже выйдет на принципиально новый уровень. А что если однажды ИскИнам станут доступны процессы, имитирующие эмоции? Только представьте: робот серьезно обиделся на человека за то, что тот в шутку обозвал его железкой, и подал в суд за дискриминацию по признаку происхождения и моральный ущерб. Звучит как сюжет плохенького фантастического романа. А ведь довольно велика вероятность, что для наших потомков это станет привычной реальностью. Как ни странно, немалую роль в восприятии роботов играет их внешний вид. В повестях Азимова, как и в реальном мире, гораздо сложнее считать вещью того, кто выглядит абсолютно как человек. А вот если все роботы будущего будут выглядеть как Бендер из «Футурамы», то вряд ли кто-то предоставит им эквивалентные человеческим права, как бы сложно они не мыслили. В любом случае рано или поздно все дискриминации сходят на нет. Сколько же времени может понадобиться человечеству, чтобы преодолеть предубеждение к искусственным интеллектам и признать их равными себе? Этого мы знать не можем. Рано или поздно машины будут абсолютно неотличимы от людей, и, возможно, многие ИскИны предпочтут скрывать свое истинное происхождение. Размышляя на этические темы, мы забываем о самом главном и примитивном вопросе: а возможно ли создание искусственного интеллекта? Поскольку мы до сих пор не можем точно определить, что такое разум – вопрос весьма спорный. И может ли вообще машина действовать разумно, взвешивать решения, определять нормы морали, как действовал бы человек, имеющий жизненный опыт и понятия о том, что хорошо, а что плохо? К сожалению, наши сегодняшние технологии не позволяют нам ответить на все эти вопросы, но уже сейчас можно сказать, что рано или поздно ответы на них будут даны. Поэтому мы можем лишь оставить нашим детям и внукам перспективу создать идеальный мир и надеяться, что они не совершат непоправимых ошибок.