Понятие смерти. Вначале необходимо понять, что же такое смерть. В медицине под смертью понимают остановку сердца и отсутствие дыхания. Наряду с этим существуют такие понятия как кома и клиническая смерть. Кома характеризуется как бессознательное состояние между жизнью и смертью с отсутствием реакции на внешние раздражители, вызванное нарушениями функций коры головного мозга, а клиническая смерть - обратимый этап умирания, переходный период между жизнью и биологической смертью. На данном этапе прекращается деятельность сердца и процесс дыхания, полностью исчезают все внешние признаки жизнедеятельности организма. Но так же науке известен феномен мумии монаха Пра Кру Санатакититткхуном. Он сидит внутри стеклянного ящика в позе лотоса и у него до сих пор растут волосы и ногти, хотя умер он еще в 1973 году. Также в буддийском монастыре под Улан-Удэ в стеклянном ящике-саркофаге находится знаменитый нетленный монах Хамбо лама Этигелов, который умер в 1927 году. Он также застыл в позе лотоса. Его не подверженное разложению тело раз в год показывают публике. Рисунок 1.Мумия монаха монаха Пра Кру Санатакититткхун. С точки зрения религии. Обращаясь к религиозным взглядам на проблему смерти, стоит, на наш взгляд, начать с архаических религиозных взглядов. У древних египтян были величайшие творения, пирамиды, которые строились не один десяток лет. Они использовали необычные технологии, которые до сих пор остаются загадкой. На сегодняшний день существует огромное количество предположений и догадок о технологиях строительства египетских пирамид, но, ни одна точка зрения не имеет неопровержимых доказательств. Древние египтяне не имели доказательства существования души и жизни после смерти, а только лишь верили в эту возможность. И чтобы обеспечить достойное существование фараона в другом мире, люди строили пирамиды. Следует обратить внимание на то, что по мнению египтян, загробная жизнь практически идентична с реальным миром. Также они считали, что человек в ином мире не может поменять свой социальный статус и продвинуться по лестнице вверх или вниз. То есть, фараон не может стать простым человеком, а простой рабочий не станет царем в царстве мертвых. Египтяне помещали фараонов в огромные пирамиды, куда подданные и родственники ушедшего из жизни правителя приносили предметы, необходимые для жизни и правления в потустороннем мире. Древний Египет и создание пирамид относятся к давним временам, поэтому доказательство жизни после смерти этого древнего народа относится только к египетским иероглифам, которые были найдены на древних строениях и пирамидах в том числе. Христианские представления о загробной жизни различаются в зависимости от конфессий и самих христиан, но подавляющее большинство христиан верят в «небеса», где верующие наслаждаются присутствием Бога и других верующих , свободой от страданий и греха. Большинство христиан следуют идее, что Иисус умер на кресте за грехи (аморальные поступки) человечества, чтобы мы после этого могли достичь спасения. В Библии есть описания рая и ада. Ясно сказано, что те, кто не следуют и верить в Иисуса, в конечном счете окажутся в аду, в то время как те, кто будет следовать христианскому учению, в конечном итоге будут на небесах. В Библии это объясняется тем, что есть время, чтобы родиться, и время умирать. Для традиционного христианина, небо вечное жилище Бога и ангельских существ, которые служили ему верой и правдой с самого начала. Там те христиане, которые были погашены через веру в Иисуса Христа, как будет с ним навсегда в славе. Либеральные христиане признают, что, как и обещал Иисус, есть много обителей в царстве его отца, где других вер могут также живущему. Для более фундаментальных и консервативных христиан устрашающие графические образы, изображенные на протяжении веков Страшного Суда были слишком сильны, чтобы быть исключенными из доктринальных учений, поэтому они видят красивое место высоко над землей, где только истинно верующие в Иисуса могут царствовать с Ним ,Ад, в традиционной христианской мысли, является местом вечных мучений для тех, кто был проклят, после Страшного Суда. Он, как правило, изображается в виде бесплодной ямы, наполненной пламенем. Образы, взятые из иудаизма, описывающего преисподнюю и греческого Аид в качестве последнего упокоения места для мертвых. Римско-католическая церковь продолжает изображать ад как состояние нескончаемого наказания за грехи. Но более пяти веков назад советы Флоренции (1439) и Трента (1545 - 1563) определили концепцию чистилища, промежуточного состояния после смерти, в течение которого души имеют возможность загладить некоторые из их грехов. Преданные члены их семей могут предложить молитвы и жертвоприношения, которые могут помочь этим душам в чистилище, чтобы искупить свои земные прегрешения и добиться восстановления своего единения с Богом. Рисунок 2. Одна из иллюстраций, характеризующих христианское представление об аде. Протестантизм не предлагает последователям возможности для загробного искупления, обеспечиваемого чистилищем или любым другим промежуточным духовным состоянием. Но в протестантизме отсутствует большая часть страха ада, замененная акцентом на милость и веру. В то время как фундаменталистские протестанты сохраняют традиционные взгляды на рай и ад, есть много современных протестантских священнослужителей, которые отвергли идею о месте вечных мучений для осужденных душ, как несовместимые с верой в любящего и прощающего Бога. Ад был преобразован из места вечного страдания в загробную жизнь без присутствия Бога. Для либеральных христианских богословов, все учения о месте вечного проклятия были полностью отвергнуты в пользу любви Иисуса ко всему человечеству. Мусульмане верят, что настоящая жизнь есть только подготовка к следующей области существования. Для них смерть всего лишь движение от одного мира к другому. Он может быть описан как путешествие через отдельное измерение существования. Пророк учил, что три вещи могут помочь человеку даже после смерти; благотворительность, знания и молитвы от их имени праведным ребенком. После смерти мусульманина, тело умершего омывают и покрывают в чистую белую ткань, подготавливая к погребению. Это происходит очень быстро, если возможно, то до заката. Мусульмане собираются и молятся за умершего, и вскоре после молитвы тело умершего хоронят. Тело должно быть уложено на его правой стороне, в направление Мекки. Благотворительность, пост, молитвы и паломничества часто выполняются членами семьи от имени умершего. Упанишады- древний набор индуистских религиозных текстов, постулировал вечное, неизменное ядро личности, называется как «Атман». Эта душа или «глубокое я» рассматривалась как совпадение с неизменным божеством - Брахманом (унитарным основанием бытия, что выходит за пределы отдельных богов и богинь). Нетронутая временем и обстоятельствами, Атман был тем не менее, захвачен миром «сансары» (цикл смерти и возрождения). Индуизм, буддизм и другие южные азиатские религии изображают сансарический процесс как несчастье. Жизнь в этом мире означает страдание. То, что держит нас в ловушке сансарического цикла, является законом кармы. В своей простейшей форме, этот закон действует безлично, как естественный закон, гарантируя, что каждый хороший или плохой поступок в конце концов возвращается к человеку в виде вознаграждения или наказания, соразмерного с первоначальным делом. Плохие поступки «пожинают карму», что заставляет людей принять второе рождение (перевоплощение) в последующих жизнях. Другими словами, если кто-то умирает, прежде чем пожинает последствия своих действий (как большинство людей), карма требует, чтобы он получил воздаяние в будущей жизни. Поэтому, например, человек, который был щедр в течение предыдущей жизни, может возродиться в качестве богатого человека в следующем воплощении. «Мокша» является традиционным санскритский термином для определения освобождения от бесконечной цепи смертей и перерождений. В южной азиатской религиозной традиции, она представляет собой высшую цель человеческого стремления. Отражая разнообразие индуизма, освобождение может быть достигнуто в различных формах, от надлежащего выполнения определенных ритуалов до высоко дисциплинированных форм йоги. В Упанишадах, это правильное знание, в смысле понимания природы реальности, которая позволяет ищущему добиться освобождения от колеса перерождений. Что происходит с человеком после достижения мокши? В Упанишадах, индивидуальный Атман вливается в космическую Брахму. Традиционный образ, изображающий этот процесс - капля воды, которая, при падении в океан, теряет свою индивидуальность и становится единым с морем. Однако эта метафора не совсем выражает значение этого слияния. Вместо того, чтобы потерять свою индивидуальность Атман никогда не отделяется от Брахмы; следовательно, индивидуальность является иллюзией, и мокша просто просыпается от сна раздельности. Наряду с небесными сферами, индуизм также разработал понятия ада миров, в которых наказывали исключительно грешников. В отличие от западного ада индуистский ад миры не являются окончательным обиталищем. Они больше похожи на чистилище, в котором грешные души испытывают страдания в течение ограниченного срока. После того, как срок закончится, даже самый злой человек покидает ад, чтобы еще раз принять участие в цикле реинкарнации. Будда принял основные индуистские доктрины реинкарнации и кармы, а также представление о том, что конечная цель религиозной жизни, избегание цикла смерти и возрождения. Будда утверждал, что держит нас привязанными к процессу смерти / перерождения желание. Желание в смысле жажды. Следовательно, цель выхода из колеса перевоплощения обязательно подразумевает освобождение себя от желания. Нирвана является буддийским термином для освобождения. Нирвана буквально означает исчезновение, и это относится к исчезновению всей жажды, угасание, позволяющее стать освобожденным. Там, где Будда покинул наиболее радикально из индуизма был в его учении о «анатте» - понятии, которое означает что люди не обладают вечной душой. Вместо вечных душ, люди состоят из «расслоения» привычек, воспоминаний, ощущений, желаний, и так далее, думая, что он или она состоят из стабильного, прочного себя. В буддизме, а также в индуизме, жизнь в теле рассматривается отрицательно, как источник всех страданий. Следовательно, цель состоит в том, чтобы получить освобождение. В буддизме, это означает отказ от ложного чувства себя так, что пучок воспоминаний и импульсов распадается, не оставляя ничего, не перевоплощается и, следовательно, не испытывает боль. В буддизме много было сказано о важности смерти. После долгих поисков, Будда, наконец, пришел к выводу, что смерть неизбежна для человека, который думает о мирских удовольствиях и отношениях. Сегодня буддисты смотрят на смерть, как на возможность отдохнуть от этого материалистического мира. Буддисты не рассматривают смерть как продолжение души, но как пробуждение. Они верят в реинкарнацию: когда человек умирает на этой земле, он будет возродиться к новой жизни здесь, и статус этой жизни зависит от работы, которую он сделал до его предыдущей смерти. Когда человек близок к смерти, члены семьи и монахи читают Священные Писания и мантры. Поступая таким образом, они помогают умирающему достичь мирного состояния ума. Рисунок 3.Одна из иллюстраций, характеризующих перерождение души Традиционный иудаизм твердо верит, что смерть это не конец человеческого существования. Однако, поскольку иудаизм в основном сосредоточен на жизни здесь и сейчас, а не на загробную жизнь, иудаизм не имеет большого догмат о загробной жизни, и оставляет много места для личного мнения. Вполне возможно, что ортодоксальные евреи верят, что души умерших праведников идут на место подобно христианскому раю, или что они перевоплощаются в течение многих жизней, или что они просто ждут прихода мессии, когда они воскреснут. Точно так же, ортодоксальные евреи могут поверить, что души нечестивых мучает демонов своего собственного творения, или что злые души просто разрушаются при смерти, перестают существовать. Таким образом, невозможно назвать точное число религий, поэтому выше были рассмотрены только самые крупные и основные, но и в них можно найти интересные доказательства жизни после смерти. Стоит также обратить внимание на то, что практически во всех религиях имеются общие черты смерти и жизни в раю и аду. То есть, все религии сходны в понимании жизни после смерти. Все они утверждают, что стоит жить по совести в этой жизни. Гибель, смерть, исчезновение не являются концом. Это, скорее, начало чего-либо, но не конец. В качестве примера можно взять косточку вишни, которую выплюнул человек, скушавший непосредственный плод (вишню). Эта косточка падает, и соответственно, настал ее конец. Однако, на самом деле она может произрасти, и вновь вырастит дерево, которое будет приносить плоды. Когда это дерево погибнет, например, то оно просто перейдёт из одного состояния в другое. Приведенный выше пример можно также рассматривать как доказательство жизни после смерти. Но не стоит забывать, что порой ожидание и реальность, могут сильно отличаться. А если поговорить о нечто ином, о другом совершенном опыте - можно доказать, что мозг тех людей, переживших клиническую смерть, - не страдал от галлюцинаций, основываясь на простом факте о том, что им было доступно видение всего происходившего рядом с их мертвым телом клиническим путем, в том числе за пределами комнаты, куда изначально положили тело. Часть тех умерших сообщили, о чем беседовали между собой врачи, а некоторые поведали о том, что происходило в зале ожидания, вне операционной. Пишет д-р Моуди: «В отдельных случаях люди рассказывали мне, как удивили докторов или кого-то еще откровениями о событиях, наблюдавшихся ими в период их отсутствия в телах. К примеру, одна девушка поднялась над своим телом, когда ее дни были сочтены, и вошла в другую больничную палату, найдя там свою сестру, которая сидела вся в слезах, причитая: «Кэти, пожалуйста, не умирай, пожалуйста, не умирай…» Старшая сестра крайне изумилась, когда Кэти поделилась с ней, вернувшись к жизни, знаниями о том, где именно она находилась и какие слова произносила в течение того времени. Так исключается шанс на то, что это было бредом, сформировавшимся в мозгу человека. И еще объясняет д-р Моуди: «Духовное восприятие не идентично восприятию физическим телом. Человек ощущает значительную ясность и вместе с ней – способность к почти беспрепятственному передвижению. Он может проходить через стены комнаты, видеть и слышать, что делается в других комнатах и даже в более отдаленных местах. Иногда люди признавались, точно они никак не реагировали на воздействие тепла, несмотря на то, что в большинстве ситуаций речь шла о соприкосновении с приятной «теплотой». Ни один из переживших все то, что здесь обсуждается, не упоминал о каком-либо запахе или вкусе за время, проведенное не в физическом теле. С другой стороны, инстинкты в духовном теле, соответствующие нашим врожденным инстинктам зрения и слуха, без сомнения, идеальны, и, похоже, они совершеннее и полноценнее, чем те, что сопровождают нас в обычной жизни. Один человек говорит: пока он был «мертв», его зрение оставалось острее настолько, что в это нереально поверить, и, с его слов, «просто я не в силах понять, как мне удавалось разглядывать предметы на таком огромном расстоянии». Женщина, пережившая подобный опыт, заметила: «Казалось, у этого духовного инстинкта нет никакого ограничителя. Как если бы я могла посмотреть в любую точку, где бы я ни находилась». Данный парадокс отчетливо описан в следующем интервью с женщиной, покинувшей пределы своего тела вследствие аварии: «Возникло большое столпотворение, люди сновали вокруг машины «скорой помощи», и всякий раз, глядя в сторону кого-то из них, интересовалась, что думает, мне это было известно как будто в увеличенном масштабе, ровно так же, как когда мы рассматриваем предметы под лупой. Однако, похоже, часть меня – назовем это моим духом, все еще оставалась в месте, где была я, в нескольких метрах от моего тела. Когда мне хотелось увидеть кого-то вдали, это выглядело так, точно часть меня отправлялась навстречу к тому человеку. В то же самое время мне представлялось, что если бы где-то в мире произошло нечто, я бы запросто могла оказаться там». «Слух» в состоянии парящей души, видимо, может так называться лишь по аналогии, ведь большинство заявляют, что в действительности не слышат естественных голосов или звуков. Кажется, эти люди «впитывают» мысли окружающих, и, как следует из приводимого ниже, такая прямая передача мыслей способна выполнить важную роль на последних этапах переживания смерти. Одна женщина озвучивает это следующим образом: «Я видела людей вокруг себя, понимая, что они говорили. Я не слышала их голоса, как я слышу Вас. Это больше походило на знание о том, что было у них на уме, но только в моем мышлении – не в их реальном словарном запасе. Я улавливала все это за секунду до того, как они открывали рот, чтобы произнести то, что должны были». И наконец, на основании одного особенного и очень любопытного отчета становится ясно, что даже серьезный ущерб, причиненный физическому телу, никоим путем не вредит телу духовному. В данном случае человек потерял ногу, попав в аварию, приведшую к клинической смерти. Он знал об этом по причине того, что четко видел свое поврежденное тело издалека, в то время как врачи собирали его по частям. Вместе с тем тот человек так выразил свои эмоции в час, когда обитал вне тела: «Я мог чувствовать свое тело, и оно было целостным. Я уверен в этом. Я ощущал себя целиком и ощущал, что я весь находился там, хотя это было не так». Необходимо подчеркнуть, что нельзя считать вышеописанные положения исчерпывающими утверждающими правдивость всего, что происходит при наступления смерти, равно как и дать ответ на вопрос – А что там, за гранью? Рисунок 4. Одна из иллюстраций, характеризующих клиническую смерть.