Как искусство влияет на человека и что оно значит в нашей жизни? Политыко Анастасия Дмитриевна, politykonasta@gmail.com группа: ССД-19-1 Российский государственный университет туризма и сервиса, Москва, Россия Искусство – это форма творчества, способ духовной самореализации человека посредством чувственно-выразительных средств (звука, пластика тела, рисунка, слова, света и ) т.д. Эстетика – философское учение о сущности и формах прекрасного в художественном творчестве, природе и в жизни, об искусстве как особой форме общественного сознания. Два этих общепринятых понятия взаимосвязаны и не могут существовать друг без друга. Говоря о искусстве, мы всегда упоминаем эстетику. Для каждого эти понятия имеют собственное понимание. Что такое искусство и эстетика в моём понимании. Искусство можно растолковать многими способами, но я считаю, что это выражение чего-либо через что-либо, будь то внутреннее беспокойство, радость или суета. Оно выражается в разных формах, как через картины, музыку, скульптуры и многое другое. Понятие эстетика для всех воспринимается по-разному, для меня эстетика это некое представление о хорошем и плохом, которое помогает мне понять как правильно должно выглядеть поведение человека. Благодаря эстетике можно разглядеть в предметах искусства, какой был человек, чем он жил, что испытывал в момент сотворения своего произведения. Каждый человек, будь он любителем или же уже известным, изображал не только красивые пейзажи, портреты, натюрморты, но и множество проблем в искусство, скажем так «немое противостояние внешнему миру». С чего же вообще началось искусство? Ведь музыка, театр, поэзия, скульптуры – это всё было придумано человеком ещё в древнее времена. Появление искусства напрямую связанно с уровнем сознания, поэтому прикладных навыков самых древних людей было недостаточно. Наши предки, ранние хомо, не создавали скульптур или рисунков, но замечали необычные и при этом не нужные в быту вещи. Почему они это делали, непонятно. Это стремление к красоте говорит о появлении зачатков сознания. Ведь иногда древние люди пытались создать индивидуальность своим орудиям и жилищам. И хотя искусства ещё не было, начала зарождаться эстетика. Полноценное искусство появилась спустя долгое время. Всё началось с украшений. Чаще всего их делали из ракушек и цветов. С помощью этих украшений и орнаментов предки научились отличать и опознавать друг друга. Развиваясь дальше, они обучались новому и интеллектуально. И потом они смогли осуществлять творческие замыслы. Появилась наскальная живопись, развивалась скульптура, вырезанная из камня или костей. Мы до сих пор не можем понять какой смысл вкладывали древние люди в свои работы и что они хотели этим сказать. Но они, как и мы, ценили красоту и прекрасное. С чего началось моё приобщение к искусству. С малого детства мне очень нравилось рисовать, но это всё было как-то однообразно. И в более сознательном возрасте я начала серьезно этим заниматься. Для начала это было ознакомления с разными деятелями искусства, со всякими архитектурными сооружениями, благодаря которым начало меняться моё мировоззрение. Особенно большой вклад на изменения моего видения повлияли многие искусствоведы, из-за которых я по настоящее время увлекаюсь искусством. Начнём с того, что фаворитом для меня является Малевич, который своими картинами изменил мой взгляд на искусство, каким оно должно быть и каким мы должны его видеть. В некоторых его работах был выражен явный протест, то есть получается, что в момент работы над картинами он чувствовал это, он хотел высказаться, но услышанным мог быть только через картины. Он поменял стандарты, из обычных пейзажей и натюрмортов перешёл к более радикальной мере изображения, в которой каждый человек видел что-то своё. Именно это и зацепило меня в его работах, потому что это некий язык, который можно понимать и считывать. Так же он был не просто художником-авангардистом, футуристом, но ещё и философом, преподавателем. Скорее всего отсюда и пошло совсем другое виденье окружающего мира. Малевич всегда говорил, что художник, который не может этот мир буквально сотворить, который остаётся просто зеркалом его, можно назвать слугой, рабом, это не художник совсем. Несмотря на то, что он был против традиционного искусства, оно ему было категорически необходимо, как та ступень, от которой он отталкивался. На мой взгляд он мог бы строить концепцию нового искусства, вне такой непрерывной связи со стилями как традиции, как и кубизма с футуризмом. Быть более самостоятельным, но он очень внимательно относился к бывшему, прошедшему, традиционному классическому искусству, внимательнейшим образом его изучал и как бы видно, что это бережный хранитель искусства как такового. К любому художнику он относился с необычайным почтением. По его мнению, поскольку кто-то объявил себя человеком творческим, а раз творческим, то Творец пишется с большой буквы, если искусство, то Искусство пишется с большой буквы. Если он говорит о традиционном художнике и даже критикует его, то с необычайным уважением. Для Малевича, строящего форму замкнутого, камерного, теоретического осмысления деятельности художника, как некоего строителя новой реальности, для него это за пределами интереса. Но тем не менее уважение к коллегам бесконечное. Очень часто в первых работах возникает тема другого измерения, поэтому тема покорения пространства и освоение его через новые измерения очень часто звучит у Малевича. Начиная с того, что известный «Красный квадрат» называется «Живописный реализм крестьянки в двух измерениях». И только через 50 лет некий философ напишет статью, в которой провозгласит, что искусство отбирает у философии принцип, возможность познания мира и создания новых методов осмысления действительности. Но Малевич знал это задолго до этого и пытался теоретически обосновать. Очень часто возникал мотив по отношению к новому индустриальному веку и техническим его возможностям, появлялся как некий восторг, так и страх. Восторг потому, что это новые средства для искусства, новые возможности каких ещё никогда не было до этого. А страх из-за неведения к чему это может привести. Малевич говорил, что человек является буквально жертвой современного мира, что он потерял возможность видеть и понимать, что это может происходит из-за индустриального бума. Поэтому задачи искусства состояли в том, чтобы помочь ему, но для этого искусство должно сначала остановиться, чтобы найти свои собственные основания, язык, возможность как это нужно сделать. Так же он обратил внимание на способ восприятия произведения искусства, он говорил, что человек потерял возможность адекватного восприятия. Позднее Малевич станет более спокойный и теоретическим языком начнёт говорить, но сначала это будет с краткими призывами. Для Малевича традиционное искусство и реализм тождественного отражения является мертвым искусством, которое украшено такими же мертвыми цветами. Так же у него был мир беспредметности. Для Малевича мир беспредметности означал мир без человека, он не только хотел закрыть старое искусство, старую культуру, экономику и самого человека, он не произносил это вслух, но как понимаю я, его смысл слов звучит именно так. Однако он говорил, что окружение очень влияет на исход работы. Собственно, из-за его индивидуального взгляда на окружающие вещи, его мнения, призывы, нестандартное отношения к измерениям, я начала по-новому смотреть на мир и полюбила искусство. Так как же искусство влияет на человека? На самом деле на каждого оно влияет по-разному. Как оно повлияло на меня это уже понятно. Но я хотела бы разобраться как оно вообще может влиять на людей. В положительную или отрицательную сторону? Например, как влияет музыка на нас. Мы начинаем её ассоциировать с теми или иными звуками или эмоциями. Разный стиль музыки влияет на нас по-разному, начиная от классики заканчивая роком. Музыка может начать воспитывать внутренний стержень в человеке, так же поменять его стиль и образ жизни. Так же она помогает выражать свои эмоции и получать от этого удовольствие и жизненное умиротворение. Но такое происходит не так часто, это должно зависеть и от самого человека. Поэзия заставляет нас погружаться в совсем иной мир, и как бы это не было странным не совсем понятно в наш или автора. Некоторые настолько сильно погружаются в этом, что есть возможность там потеряться. Поэтому некоторые люди начинают жить сказками, ну или точно не в реальном мире. Искусство помогает разложить мельчайшие детали по полочкам, что и как должно быть. Формирует человека как личность и помогает взглянуть на, казалось бы, обыденные предметы по-другому. Изобразительное искусство влияет на психическое здоровье человека. Оно способствует улучшению самочувствия и помогает избавиться от негативных эмоций, переживаний, стресса и депрессий. Так же у тех людей, которые окружают себя картинами снижается чувства тревоги и страха, но самое сильное воздействие на эмоциональное и психическое состояние человека в целом оказывает не столько восприятие всего этого, сколько процесс создания подобного творения. Что же на самом деле приводит людей к искусству? Ведь оно не удовлетворяет никаких жизненно необходимых нам потребностей. Как я считаю людей к искусству приводит их внутренняя пустота, которую им необходимо заполнить, чтобы стать гораздо богаче внутренне. Чтобы можно было видеть красоту даже в мрачные будни, ведь это повышает человеку настроение. Помогает выражать эмоциональное состояние, показать искусством то, что невозможно сказать и описать словами. Ведь сам человек создан по образу и подобию творца. В каждом из нас горит искра создателя мира и чем глубже мы погружаемся внутрь себя, тем ярче пламенеет жажда созидания. Вот почему художники горят желанием продемонстрировать свои работы. Ведь с помощью произведения искусства творец говорит с людьми. Для многих искусство это победа над смертью, тот кто прикасается к искусству становится причастным к великому бессмертию. Творчество — это дорога в вечность, дорога в бесконечность, дорога к богу. Так же искусство помогает отследить ход истории, что и как было. Настоящее искусство требует определенной подготовки, не все так сразу могут адекватно его воспринять. Но не всегда всё так хорошо, для некоторых искусство оказывает отрицательное влияние и человек начинает теряться в мирах, не понимая, где реальность, а где иллюзия. Из-за этого развиваются психические расстройства и даже заболевания. Существует плохое искусство, которое формирует дурной вкус, поведение и моральные устои. Однако это зависит от человека, какую информацию ему нужно пропускать через себя. Но существуют тактики манипуляции и человек неосознанно попадёт под это влияние. Определенные эмоции, выраженные в произведениях, которые часто повторяются, могут стать чертой характера человека, тем самым изменяя его жизнь. Какое же искусство в современном мире? Начнём с того, что, приходя на выставки у некоторых возникают мысли, что это невероятная мазня и так может нарисовать даже ребёнок. Но отсюда надо сделать прямо противоположный вывод, не то, что художник бездарен, а то, что ребенок гениален. Вы когда-нибудь видели пятилетнего ребенка, который калякает, и вы бы сказали, что это какая-то бездарность, как не талантливо это нарисовано? Это же абсурд все дети талантливы, проблемы возникают, когда они взрослеют. Потом выяснилось, что искусство можно тотально переформулировать как феномен важно не то, что ты сделал, а твои интеллектуальные вложения. Важно, что ты можешь нечто назвать произведением искусства и потом каким-то странным образом множество людей в это поверят. Великие произведения искусства всегда совпадают с историческими переворотами, можно сказать они концентрируют в себе дух времени. Но множество людей ходя на выставки не понимают абсолютно ничего, почему это столько стоит, кто это делает, зачем это кому нужно. На самом деле, в наше время множество непонятных работ, но непонятны они из-за того, что их так выставили или же мы так мало развиты, что не можем понять мысль и посыл автора. Современное искусство на данном этапе развитии кажется всем всё более и более странным и непонятным. Оно сильно отличается от искусства старого времени. Конечно же оно несет в себе немного из прошлого, но в совсем ином формате. Некоторые виды искусства практически совсем изменились, и имеют связь с прошлым только одним названием. Но в современном мире уже столько разных произведений, это является удивлением, что работы не перекликаются. Ведь как показывает история искусство вообще никогда не стоит на месте. Однако для людей с совсем иным мышлением, искусство является способом заработка. Оно помогает им существовать и даже становиться знаменитым. Но для этого людям необходимо чем-то жертвовать. Например, семьями, нормальной работой, близкими родными, временем на самого себя. Ведь оно требует полного погружения, за совсем короткое время добиться успеха нереально. Но не совсем понятно почему они ставят такой ценник. Хотя может быть это из-за того сколько они вкладывают в свои работы и каждый оценивает свой труд такими огромными цифрами. Всё-таки некоторые творцы, скажем так, не устанавливают ценники своим работам, они хотят, чтобы люди сами оценили их. Но есть и такие которые и вовсе не продают произведения искусства, потому что искусство не знает цены. Итак, подводя итог всего вышесказанного, хочу сказать, что искусство играет важную роль в формировании личности. Для меня оно сыграло особенную роль. Я стала замечать не только красоту практически во многих предметах нас окружающих, но и понимать их скрытый смысл. У меня поменялось мнение и мышление во всех планах. Даже преподаватели в художественной школе отличались от всех взрослых, которых я знала. По началу они показались мне странными, но это была лишь иллюзия.