Роль Сократа в философии. Джораева Диана Сердаровна, студентка 1 курса, группа ГДД-19-3В, Высшая Школа Туризма, Индустрии Гостеприимства и Дизайна. joraeva.d@yandex.ru ФГБОУ ВПО «Российский Государственный Университет Туризма и Сервиса», Москва, Российская Федерация. Сократ-это древнегреческий философ и как выражается известный ученый философ Карл Спаркс, Сократ вошел в пятерку известнейших людей, которые изменили мир ,а также мировоззрения людей и их отношение к себе, и отношение людей к реальности, которая их окружает. Сократ на ряду вместе с другими философами такими как , Зороастром из Ирана , Буддой из Индии, Конфуцием из Китая и Исусом Христом из Палестины, это та самая пятерка человек ,которая заставила мыслить людей по другому ,поменяла их взгляды на жизнь, отношение к окружающим их людям. И научила людей начать жить не по каким - то установленным нормам, а по их образу жизни. Сократ очень удивительный человек в этом смысле, он сделал свой образ жизни философией для многих поколений и мировой культуры. Сократ очень загадочная личность, после свой смерти он не оставил ни одного источники. Сократ ничего не писал, потому что из диалогов с Платоном, он говорит: - «Книга ничему не может меня научить. У книги, что не спросишь, она всё время отвечает одно и то же. С книгой невозможно поспорить, с книгой невозможно беседовать, её невозможно переубедить, она всегда статична, то есть её содержание представляет собой нерушимую константу». Из-за этого для исследователей творчества Сократа, возникли трудности и проблемы они были связаны с тем, что невозможно было точно соответствующего изложения Сократа. И на сегодняшний день мы можем опираться только на двух авторов, таких как Ксенофонт, который написал только несколько диалогов, которые были посвящены Сократу. В этих диалогах Ксенофонта хотел выразить отношение Сократа к жизни и к афинскому обществу, чтобы дать понятие этики, морали и другим вещам. Но также мы не можем опирать на Ксенофонта так как он написал свои работы, только через несколько лет после смерти учителя. И в своих диалогах Ксенофонта создает образ Сократа, как благопристойного человека, исполняющие афинские законы. То есть после прочтения Ксенофонта создается впечатление, что Сократ благоприличный, здравый, и подчиняется всем законам афинского общества. Другой автор по имени Аристофан в своей комедии облако, показал в насмешливой манере Сократа, как бесполезного мечтателя, живущего в облаках, который созерцает на этот мир целиком нереальных идеалов. Но все-таки считают, что нельзя опираться на Аристофана, так как он надсмехается не только над Сократом, но и над Софистами, а также над другими философами, которые из сказанных им слов, занимаются бесполезными вещами. Также есть еще человек, который имеет большое значении в философии – Платон. Этот известный, великий человек является учеником Сократа. Из источников известно, что работы Платона считаются более достоверными, хотя и в его работах есть особенности. В этих особенностях говорится о том, что они делают Сократа героем диалогов, за исключением законов. В одной из поздних работ, Платон в своем объемном диалоге, не обозначает Сократа главным героем. В остальных работах, Сократ является выразителем идей Платона , это очень проявляется в его поздних диалогах , и поэтому очень сложно увидеть грань самого Сократа и философии Платона, которую Платон описывает в своих диалогах и хочет выразить, используя свои идеи. Собирая информацию из источников Платона, Ксенофонте и чуть позже Аристотелю, так как он тоже излагает о Сократе. Производя анализ античной философии, культуры и науки, можно сделать вывод что есть жизнь и творчество Сократа. Сократ – это тот человек, который играл необычайную роль для своих слушателей и современников. Везде, где бы не был Сократ, с кем бы он не разговаривал, какой бы предмет ему не был интересен Сократу, а также его слушателям всегда собиралось много людей , и с большим интересом слушали его. Это объяснялось тем, что Сократ обладал необычайной харизмой и умел вести людей к свой цели. То есть Сократ умел подвести своего оппонента к той цели, которую его собеседник ставил себе с самого начала. Это был знаменитый метод вопросов и ответов Сократа, это и была та самая ирония, от которой нельзя было скрыться, и доставляло волнение некоторым людям. Во время этих бесед, случалось понимание и вера того, что он говорил своим слушателям. Все его слова настолько искренними, что производило изумительное впечатление на его слушателей, и не смотря на то, что, Сократ не был красив в классическом смысле этого слова . Сократ имел низкий рост, глаза были немного на выкате, нос расплющен, и имел фигуру далекую от богов пантеона, но несмотря на все это он производил огромное впечатление на своих слушателей. У Сократа была жена Ксантиппа у них было трое детей. Его жена была очень ворчливая, также она совершала такие поступки, которые были недопустимы для афинских граждан. При всех она могла оскорбить Сократа или облить водой. Это было вовсе не позволительно для женщин античной Греции. Именно из-за этого над Сократом часто смеялись, говорили в его сторону такие слова как – «посмотри Сократ как неуважительно ведет себя твоя жена по отношению к тебе», но Сократ на все насмешки людей отвечал спокойно, что если он будет спокойно относиться к такому поведению Ксантиппы, и стараться находить с ней общий язык. То ему не составит никакого труда найти общий язык со всеми. Годы жизни Сократа были в историческое время, это было примерно первая треть пятого века и до его конца. Считалось, что пятый век являлся очень сложным для античной Греции. Так как именно в этот период Сократу исполняется 20 лет, в этот время он обнаруживает итог греко-персидских победоносных войн, благодаря этим победам укрепилась античная Греция. А также Сократу, в этот период пришлось застать еще одну войну, но эта война была уже в самой Греции. Эта война длилась очень долго целых 27 лет, война была между Спартой и Афинами. По окончанию этой войны Сократ застанет фиаско Афин. Сократ также будет участвовать в борьбе между Афинами и спартанцами , как говорили очевидцы, которые выдели его на поле битвы, Сократ показывал смелость ,мужество, твердость, выдержку духа, во время того как мимо него летят стрелы, не обращал на них внимания не испытывал трусости, и даже в самый лютый мороз выходил на улицу легко одеты, показывая этим величие духа, и по этой причине вызывая у людей отвращение, ненависть и зависть . После завершения Пелопоннесская войны через 5 лет, после фиаско Афин, Сократ предстоит быть перед суд, по рассказам историков философии и историков культуры, этим хотели показать афинскому народу смысл упадка мира Афин и золотого века Перикла. Сократ, не совершив ничего плохого, становиться виноватым. Его сделают примером чтобы показать то, что развращение молодежи, неуважение старших, не почитание богов, все это доводит до плохих последствий. В этом суде Сократом были сказаны такие слова, как «это театр, в котором мне приходиться участвовать, и вы все афияни также принимаете участие в этом театре». Сократу вынесли приговор именно этим афинским судом, на то, чтобы он выпил яд. Но к удивлению, всех Сократ вел себя очень храбро и стоял до конца. В диалоге «Федон», Платон описывает последние дни Сократа в основном то, как Сократ относился к своим ученикам, свидетельствует о том, что Сократ был очень храбрый, добрый, благородный человек. Платон выражает свои восхищения Сократом, и как мы узнаем позже напишет знаменитый русский философ Владимир Соловьев в своей работе по названием «Жизненная драма Платона» именно из -за смерти Сократа, Платон начал вести такую философию, которую мы видим в учебниках по истории античной философии и учебниках по философии. Известный всем платоновский «мир вещей и мир идей». Как выражает свои мысли Соловьев, это и стало итогом того, что наблюдал Платон. Это то, что Платон объяснил это как, необычайную справедливость в истории человечества. После того как Сократ умер , начало появляться большое количество школ сократических , самыми известными школами были школы киников и киренаиков , которые изучали учения Сократа в двух разных видах его философию и его жизнь. Когда мы пытаемся понять творчество Сократа, имеется ввиду что, какая-то часть является подлинностью его жизни, а также его философствования остаются навсегда скрытыми, так как понять философа можно только основываясь на его учении, на текстуальном содержании которого к сожалению нет. Платон в одном из своих диалогов, который называется «Пир», великолепно описывает то, как, Сократ оказывает эмоциональное и психологическое действие на своих слушателей, историческими достоверными фактами считается его вопросно-ответная беседа. Герой из диалога «Пира», которого звали Алкивиад говорит следующее: «Когда я слушаю его, то сердце у меня бьётся гораздо сильнее, а из глаз моих от его речей льются слёзы, и то же самое я вижу происходит со многими другими. Когда я слушаю Перикла и других превосходных ораторов, я находил, что они хорошо говорят, но ничего подобного не испытывал. Душа у меня не приходила в смятение, негодуя на мою рабскую жизнь. А вот Сократ часто приводил меня в такое состояние, что мне казалось, нельзя больше жить так, как я живу…» Делая вывод со слов Алкивиада, мы можем наблюдать за тем, как Сократ показывает человеку что необходимо сменить свое отношение к миру, в котором он и находится, к жизни и появлению. Мыслитель никому не читает нотации, он только основывается на собственном образа жизни. Диалог «Пир», написанный Платоном и слова Алкивиада, проанализирую мы поймем, что главными вопросами Сократа является вопрос этики, показывая нам этим как надо жить. А также мы можем видеть по вопросам этики и морали, как Сократ может сильно воздействовать на своих слушателей. На сегодняшний день наблюдая жизнь и философию Сократа у нас возникает вопрос в каких же все-таки отношения Сократ и Софисты? Именно по этой теме возникает много вопросов так, как в некоторых учебниках мы можем увидеть, что Сократ является Софистом, который хорошо владеет речью и ее культурой, а также культурой сора диалогов. Действительно сходство и есть так как и Софисты и Сократ в центр размышлений своих ставят человека. Они уходят от такой проблемы как поиска единого и множественного начала, то есть это те проблемы, которые вызывали волнение у философов, работающих над проблемами философии. Публичное преподавание, особенности и приемы делаю схожими Сократа с Софистами. Публичными ораторами являлись Сократ и Софисты, они выносили на суд общественности свои искания, мысли и рассуждения. Для того чтобы выяснить вопрос, они спорили. Софисты поступали таким же образом, использую форму вопросов и ответов, они так находят ответ на тот вопрос, который стоял перед ними, конечно же возникала недоверия к тому, что говорил их собеседник. Своих собеседников, Сократ не слушал с доверием так как сомневался в их словах, Сократ подвергался критике, как доброжелательной, так и насмешливой. В тоже время как Сократа делают схожими с Софистами, Сократ был борцом против софистики, он не принимал главные тезисы софистов, в которых говорилось что все изменчиво, то есть изменчивость вещей, а также Сократ не принимал софистический скептицизм. Сократ говорит о том, что рассуждение Софистов в которых говорилось, что каждый человек есть мера своего мира и у каждого человека есть своя правда, и не может быть найдено морального всеобщего основания, а также одинаковых моральных ценностей и правовых ценностей, Сократ считал что это не совсем верные рассуждения . Именно из-за этого, Сократ противостоит Софистам и говорит, что единое моральное основание обязательно должно быть найдено. Так как общество и человек, не представляется отсутствием моральных норм и ценностей, которые в обязательном порядке разделяются людьми. Сократа, в своих ранних диалогах Платон делает певцом философии, именно эти диалоги имеют направление на то, что нужно и можно искать сущность предмета или вещи, не тем, как она проявляет себя в мире, а в том какой кокой она является сама по себе. Через все размышления Сократа, проходит красной нитью одна из этих главных тем. Также Сократ отличался от Софистов тем, что никогда не брал деньги за свои учения. Яркое различие между Софистами и Сократом было в то, что для Софистов поиск ценности и истины не был столь важным, но именно в это время Сократ ставил перед собой цель понять, что же все-таки такое истина. Сократ не старался сделать истину лишь достижением своих целей, поэтому истина – это цель диалогов Сократа со своими слушателями. Говоря о философии Сократа, то мы с вами можем выделить несколько моментов, которые могут охарактеризовать творчество философа. И так начнем с самопознания, которые Сократ делает основой своих рассуждений о человеке. Есть такая знаменитая фраза как «Познай себя» она выбита на стене храма Аполлона, который находится в государстве Дельфы, именно это фраза и будет началом Сократа в философии. Прежде всего мыслитель воспринимает эту фразу как моральному самосовершенствованию и видит в ней религиозное благочестие. Именно значение этой фразы, формулирует главный смысл занятий по философии, который был создан для того чтобы изменить самого себя и стать хорошим, достойным и нравственным человеком. После такого общения, Сократа с человек такие изменение и происходили. Люди начинали менять мнение о своей жизни. Общество и его собеседники понимали, философия воплощается в самом Сократе и его образе жизни. По словам философа «сам человек и его образ жизни делает человека человеком». Также Сократ говорил, что в самопознании выражается страх, нежелание и боязнь человека сказать о своем незнании. В связи с этим войдет еще одно из известный выражений Сократа такое как «Я все знаю, что ничего не знаю». Мыслитель этим высказыванием, говорит нам о характеристики современного мира. Если возникает проблема, вникая в нее больше, мы начинаем понимать, что знали совсем мало о ней. Демонстрируя в своих диалогах высокое искусство, подводя нас к методологии. Как говорил Сократ все человечество в мире объединено духовно. В каждом из нас есть истина о самом себе, только заставить проявиться эту истину очень сложно, можно сказать это мучительный труд. Порой человек не может в чем-то признаться даже самому себе, мыслитель уловил эту особенность человека. Сократ убежден, что без этого момента невозможно начать духовное самообновление или рост. Со слов мыслителя люди, которые проходят духовную ломку на пути к самосовершенству, становятся целостными личностями. Один из методов Сократа - диалектика, являвшееся методом нахождения понятий путем их точного определения при помощи вопросов и ответов. Чтобы мы могли понять, что же стоит за этим или иным явлением, надо четко определить и дать дефиницию этому явлению. В диалоги «Гиппий Больший» Сократ проводит свою операцию. Где предметом размышления выступает феномен прекрасное, Гиппий отвечал прекрасное это прекрасная девушка. По мысли Сократа, глупость Гиппия заключалась в том, что он не понял смысла вопроса. Гиппий не понимал отличия между явлением и сущностью, между единым и многими частями этого предмета. Итогом всего этого буде то, как Сократ все-таки подведет Гиппия к пониманию того, что он хотел от него добиться. Диалог «Гиппий Больший» заключается в том, что там четко и однозначно складывается мысль, это и есть определение сущности рассматриваемого предмета что называется, дефиницией. Многообразие сущности, и ее проявление, понимается как единство тождества. Сократ не ставит перед собой цель, в отношении этого предмета или явления, который он рассматривает при выяснении единства противоположностей, а также единство между родовой сущностью и ее проявлениями. В этих случаях Сократ показывает то, что рассматривает только единство, метафизичность, то есть закрытие глаз на какую- либо противоречивость, который на сегодняшний день называется односторонний взгляд. Сократ так же в своих диалогах использует способ определение. По его словам. определение – это содержание, раскрытие какого-либо понятия. Сократ выделяет то, что первоначальное мнение о предмете не есть истина, а только начало дороги нашей жизни, по которой мы начинаем идти. Это выражается в том, что Сократ пытается найти общие понятия и термины и разобраться что есть добро, красота, справедливость и так далее. Сократ также использует метод иронии на пути достижения истины. Для него ирония – это насмешка над собеседником, корой думает, что он является носителем истины. Сократ считает, что нужно всегда развеивать ложные представления человека о чем -то. И так мы можем выразить два вида иронии Сократа: первая – это деструктивная ирония, то есть разрушительная. Этим видом, Сократ показывает нам глупость и несостоятельность рассуждений человека. Второй вид – конструктивная ирония. Философ вместе со своим собеседникам, который ранее был подготовлен начинают идти по одному пути развенчивание одного понятия, таким образом переходя на более высокую ступень. Существует еще метод, который называется индукция Сократа. Индукция – это восхождения от частных случаев к общим. Рассуждая этот метод мы можем наблюдать некоторый горизонт, к которому мы можем стремиться, но не можем дойти до него. Так же большое место в размышлениях Сократа занимает мораль и нравственность, это даже проявляется в разговорах с учениками. Как говорил философ – это поиск высшего добродетель, понятие что такое благо в самом его широком смысле слова, именно на этом пути Сократ производит уникальную мыслительную операцию. Он уравнивает познавательные процессы и знания с добродетелью, то есть знания для Сократы равны с добродетелью. Обладающий знаниями человек, знающий что такое добро и зло никогда не поступит плохо. На эту тему в историю вошли знаменитые парадоксы Сократа такие как «Никто не желает зла» и «Никто не делает зла по своей воле. Сократ говорит, что каждый поступок имеет мораль только тогда, когда человек понимает, что это такое. Для Сократа форма нравственности должна приниматься большинством людей, так и каждым в отдельности. Мыслитель говорит о том, что люди являясь недальновидными существами не могут угадать или рассчитать всех последствий своих поступков, которые совершают в жизни. Сократ убежден, что, если бы люди знали к чему могут привести негативные или иные поступки, о они бы не поступали так в сложившейся ситуации. Люди часто не видят разница между добром и злом, возможно и из–за этого они парой и не знают, что совершают зло. Сократ считает своей миссией, помочь человеку избавить его душу от ошибок, заблуждений и прочего. Появится природная склонность к добру, только после очищения души человека. Добро – это большая ценность для людей. Сократ был уверен, что в каждом человек живет добро, но также есть свой демон покровитель. В каждом человеке есть внутренний голос, который дает о себе знать, в значимых ситуациях жизни человека, и если противоречить этому голосу, то это говорит об изломе собственной природы, натуры человека и о том, что он идет на поводу иных иллюзий. Для философских размышлений и анализа, душа очень необычный предмет это как истинное Я. Это ввелось Сократом. Душа как Я, носитель морального сознания, истинная мера бытия человека. Сократ открывает феном для современников и для нас. Он говорит на что такое внутреннее состояние. После смерти мыслителя открывается большое количество школ, которые называются Сократическими. В завершение моментов, которые дают характеристику творчеству Сократа, его философия – это разговорная, вопросно-ответная или имеет диалектический характер. Особенностью Сократа и только его особенностью, также является понятий путем индукций. Черта Сократа – это, конечно, безусловное понятие морального и этического характера, который выражает себя в формуле добродетель ровно знания. Сократ оказал большое влияние на потомков и современников, вошел в историю мировой философской мысли, которой жил и умер, полностью соответствуя своей жизненной философии. Он совсем не боялся смерти, и радовался этому переходу, потому что был уверен, что после своей смерти, он будет беседовать с величайшими древними мудрецами. Сократ просил своих учеников после соей смерти, чтобы они принесли знаменитому Античному Богу Асклепию петуха, что означало полное излечение больного.