Цель - это то к чему человек стремится. Смысл — это внутреннее значение чего нибудь, постигаемое разумом. Цель и смысл жизни, наверное, самые философские вопросы в мире. Человек ставит перед собой различные цели на протяжении всей своей жизни. Например, ребенок хочет научиться ездить на велосипеде. С тем как мы растём, растут и наши цели. Каждый определяет для себя сам, чего он хочет и что станет для него приоритетом: карьера, семья, деньги, слава. Со всем этим тесно переплетается выбор жизненного пути. Бывает, что два человека с одинаковыми ресурсами совершенно по-разному проживают свой жизненный путь. Один может добиться одной цели и смириться с тем, он не чувствует необходимости идти дальше, а другой, более целеустремлённый, все время задаёт себе новые цели, добиваясь которых чувствует себя счастливым. Каждый для себя решает сам, какая цель его влечет. Каждый человек приходит в этом мир для чего-то. А вот с какой конкретно целью ему идти по жизни он должен для себя определить и выбрать сам. Так уж сложилось в обществе, что нужно стремиться к чему – то, достигать этого и идти дальше, выстраивая новые планы и цели. При этом в нашем же обществе часто встречаются люди, живущие одним днем, совершенно не задумываясь о завтрашнем дне. То есть существуют по принципу: день прошел и ладно. Но это ведь скучно и не интересно совсем. Жизнь ведь не бесконечна и дана нам, чтобы творить и использовать разные возможности. А помогать в этом может поставленная человеком цель. Разумеется, у каждого она будет своя и разная по объему. Многие люди, не рассчитав свои силы, ставят перед собой заведомо не достижимую цель. Потом сильно расстраиваются из-за неудачи, впадают в какую-то депрессию и в итоге опускают руки для будущих стремлений. Так случается очень часто.«Жизнь без цели – человек без головы» – гласит народная мудрость. Если бы человек смог бы в своем стремлении к цели все разложить по полочкам и по этапам и не желал бы получить без труда все и сразу, то наше общество состояло из успешных людей. Ведь когда человек достигает поставленной цели в жизни, он приобретает какое-то моральное удовлетворение. По пути к достижению основной жизненной цели человек проходит определённые этапы, между которыми есть цели так называемые промежуточные. Например, сначала человек учится, чтобы приобрести знания. Но важны не сами по себе знания, а их практическая применяемость. В повседневной жизни возникает конфликт между главной целью жизни и побочными целями. Этот конфликт может завершиться либо победой главной цели жизни, либо победой побочных целей. Проблема определения цели жизни сродни проблеме выбора профессии. Более того, первая является, как правило, продолжением второй . Главное, чтобы у человека в жизни была его личная цель. Она не может быть одинаковой у каждого человека. И, если дошел до этой цели, нельзя останавливаться. Надо искать новые вершины, возможности. Только в движении и развитии жизнь приобретает смысл. Получается что цель в жизни человека, это путь к смыслу жизни. Осмысленная жизнь делает человека счастливым, и тогда хочется жить, творить, дарить окружающим радость. К таким людям все тянутся. Рядом с ними начинаешь верить в себя и находить новые цели. Цель указывает на то, к чему человек стремится, то смысл жизни говорит о том, во имя чего он это делает. А вот вопрос о смысле жизни на всех этапах развития философии был в центре внимания.Это вопросы о жизни и смерти, добре и зле, совести и вере, свободе воли и предопределенности. Некоторые люди, в том числе некоторые философы, полагают, что смысл жизни в том, чтобы искать этот смысл. В Древней Греции наблюдаются различные решения данного вопроса. Сократ смысл жизни видел в счастье, достижение которого связано с добродетельной жизнью, трепетным отношением к законам, принятым государством, знанием нравственных понятий; Платон — в заботах о душе; Аристотель и его последователи — в доблестной жизни, стремлении стать ответственным гражданином государства; Эпикур — во избежание неприятностей, достижении покоя и блаженства; Стоики — в явлении жизни, согласной с человеческой природой и покорности судьбе; Пифагор в научном знании совершенного числа души; Метродор в крепости тела и в твердой надежде, что на него можно положиться и т.д. Большая часть мыслителей представляет себе смысл жизни как предмет бесконечных и мучительных поисков. «Мы в мире - как собаки и кошки в наших библиотеках» Вл. Соловьев: «смысл жизни заключается в добре». С точки зрения отдельно взятого человека, проблема смысла жизни рассматривается, как элемент уникальной внутренней духовной жизни. Достоевский по этому поводу очень хорошо сказал, что без твердого представления себе, для чего ему жить, человек «не согласится жить и скорей истребит себя, чем останется на земле, хотя бы кругом его всё были хлебы». Вместе с тем много глубокого смысла и мудрости содержится и в словах Ницше: «Тот, кто имеет, зачем жить, может вынести любое как». Имея в виду этот реальный для отдельного человека, а не абсолютный смысл жизни, полагается, что в общем плане можно сказать: смысл жизни состоит в развитии человека как самоцели, его всестороннем совершенствовании. Как писал Кант, существование человека «имеет в себе самом высшую цель, которой, насколько это в его силах, он может подчинить всю природу». Философия выработала три основных ответа на вопрос «в чем смысл жизни человека»: 1) Человечество не имеет ни какого назначения, оно – ошибка природы. Человек всегда остается с неразрешимым вопросом о смысле своего бытия, ибо его бытие бессмысленно. Эта философия получила название экзистенциализма. Человек помимо своей воли заброшен и в этот мир и в сою судьбу. Живет он в чуждом мире, жизнь глубоко иррациональна, т.к. в жизни преобладает страдание, люди испорчены, изуродованы своим существованием. Человека на каждом шагу подстерегают неприятности. Важнейшее понятие – страх, сопровождаемый меланхолией, тоской, отчаянием. Человек ощущает дисгармонию между тем, что он есть и тем, чем он должен быть. Задача человека заключается не в том, чтобы изменить мир, а в том, чтобы изменить свое отношение к нему. Свободный человек несет ответственность за все совершенное им, а не оправдывает свои действия обстоятельствами. 2) Теологическая точка зрения: назначение человека в мире имеет вне биологический смысл. Следует верить в бессмертную душу, освобожденную от тела и приобщенную к бесконечности. 3)Человеческое стремление к бесконечности удовлетворяется отождествлением индивидуального человека с обществом. Конкретный человек умирает, а общество продолжает существовать. Смысл жизни в служении обществу. Существовали различные исторические концепции (от Древней Греции до наших дней), которые предлагали различные модели смысла жизни исходя из содержания общечеловеческих ценностей: 1. гедонизм (от. греч. наслаждение) – смысл жизни в получении максимума наслаждений; эвдемонизм (от. греч. счастье) – смысл жизни в том, чтобы быть счастливым; 2. утилитаризм (от. лат. польза) – смысл жизни в стремлении к личной выгоде и пользе; 3. прагматизм (от. греч. действие, практика) – смысл жизни связывается с богатством, стремлением к обладанию вещами, комфортом, престижем; 4. корпоративизм (от. лат. объединение, сообщество) – смысл жизни связывается с общностью интересов ограниченной группы людей, преследующей частные интересы; 5. перфекционизм (от. лат совершенство) – смысл жизни связывается с личным самосовершенством; 6. гуманизм (от. лат человечный) – смысл жизни связывается со служением другим людям, проникнут любовью к ним, уважением к человеческому достоинству и с заботой о благе людей. Если рассматривать смысл жизни с точки зрения биологии, то смыслом является размножение. Практически всех людей объединяет одна жизненная цель — создание семьи, продолжение рода, воспитание детей. Таким образом, дети являются смыслом жизни многих людей. Потому что, с рождением на свет ребёнка, всеобщее внимание родителей сосредотачивается на нем. Родители всегда пытаются обеспечить ребёнка всем необходимым и работают ради этого, стараясь, как можно лучше. Потом работают, чтобы дать образование. Но, главное, каждый родитель мечтает воспитать своего ребёнка нужным образом, чтобы он вырос добрым, справедливым и разумным человеком. Потом дети, получив все необходимые ресурсы от родителей, на их старости, могут их отблагодарить и ставят своей целью заботу о них. У некоторых смыслом жизни является желание сохранить о себе след на земле. Не все ограничиваются стремлением продолжения рода, некоторые имеют запросы позначительнее. Они пытаются проявить себя, пытаясь, выделится из общей массы в разных сферах жизни: кто-то в спорте, кто-то в музыке, искусстве, науке и в других областях деятельности, все зависит от талантов каждого человека. Достижение какого-то результата может быть целью человека, как планка, которую он перепрыгнул. Но, когда цель человека реализовывается, он понимает, что принёс этим пользу людям, он чувствует намного большее удовлетворение от сделанного. Но вот на достижение и полную реализацию такой великой цели может уйти немало времени. Многих выдающихся, знаменитых людей, так и не признали при жизни, но потом-через некоторое время их признали, когда тех уже не было в живых. Многие так и умирали в молодом возрасте, когда достигали определённой цели, и не видели больше смысла в жизни, закончив её самоубийством. Среди таких людей в основном творческие личности (поэты, музыканты, актёры), и потеря смысла жизни для них является творческим кризисом. Жизнь современного человека слишком быстрая, и нам приходится расходовать немало энергии и сил, чтобы соответствовать нормам общества и успевать за прогрессом. Когда человек находится в таком ритме, ему не остаётся времени на то, чтобы остановиться, перестать делать повседневные дела и заученные, отработанные до автоматизма движения и подумать, а ради чего все это делается и насколько оно действительно дорого, глубоко осмыслить жизнь и развивать духовную сферу жизни. Смысл жизни современного человека — это погоня за миражами, воображаемым успехом и счастьем, внедряемых шаблонов в головы, фальшивой культурой потребления современности. Жизнь такого человека не несёт ценности в духовном плане, она выражается в постоянном потреблении, выжимании из себя всех сил и \"соков\". Результатом такого образа жизни есть нервозность, депрессия, синдром эмоционального выгорания, усталость. Люди хотят урвать себе большой кусок, занять место под солнцем, невзирая на потребности других. Если смотреть с такого ракурса, то, кажется, что жизнь катится ко дну, и скоро люди станут подобными роботам, бесчеловечные, бессердечные. К счастью, очень мала вероятность такого хода событий. Эта идея очень крайняя, и, по сути, касается только тех, кто действительно взвалил на себя бремя карьеры и все связанные с ней трудности. Но можно современного человека рассматривать и в другом контексте. Смысл жизни современного человека — рождение и воспитание детей, которыми можно гордиться, самосовершенствование и усовершенствования мира. Каждый современный человек является творцом будущего мира, и каждая трудовая деятельность человека есть вложением в развитие общества. Осознавая свою ценность, человек понимает, что его жизнь имеет смысл, и ему хочется ещё больше отдавать себя, инвестировать в будущее поколение, делать добрые поступки для блага общества. Причастность к достижениям человечества, даёт людям понимание их собственной значимости, они чувствуют себя носителями прогрессивного будущего, потому что им посчастливилось жить именно в такое время. Проблема смысла жизни человека стала особенно развиваться в девятнадцатом веке. Также образовалось интересное философское направление — экзистенциализм. Экзистенциальные вопросы — проблемы человека, живущего повседневной жизнью, и переживающего депрессивные эмоции и состояния. Такой человек переживает состояние скуки, страха смерти и стремление освободиться. Известный психолог и философ Виктор Франкл создал собственную теорию и школу, в которой учились его последователи. Объектом его учений был человек в поисках смысла жизни. Франкл говорил, что обретая своё предназначение человек душевно оздоравливается. В своей самой известной книге, которая так и называется: \"Человек в поисках смысла жизни\", психолог описывает три пути осмысления жизни. Первый путь предполагает совершение трудовых действий, второй — переживания и чувства, связанные с определённым человеком или объектом, третий путь описывает жизненные ситуации, которые собственно доставляют человеку все его страдания и неприятные переживания. Выходит, чтобы обрести смысл человек должен заполнить свою жизнь работой, или каким-то основным занятием, заботой о близком человеке, и научиться справляться с проблемными ситуациями, извлекая из них опыт. Проблема смысла жизни человека, изучение его жизненного пути, испытаний, тяжести и проблем есть предметом направления в экзистенциализме — логотерапии. В центре её стоит человек, как существо, не ведающее своего предназначения, и ищущее успокоение души. Именно то, что человек ставит перед собой вопрос о смысле жизни и бытии, определяет его сущность. В центре логотерапии — процесс поиска смысла в жизни, в течение которой, человек либо будет целеустремлённо искать смысл своего бытия, раздумывать над этим вопросом и пробовать что — делать, либо, он разочаруется в поисках и перестанет дальше делать какие-нибудь шаги для определения своего существования. Сложность проблемы состоит в том, что знать что-то о смысле жизни, определить его для себя и прожить свою жизнь со смыслом далеко не одно и то же. Пока мы определяем смысл жизни натуралистически, мы вращаемся в замкнутом круге произвольно принятых утверждений. С одной стороны, утверждается, что смысл жизни – это счастье или наслаждение, но при этом бессознательно подразумевается, что быть счастливым и наслаждаться имеет смысл (а это весьма проблематично). Полезно искать смысл жизни в самой жизни, но не стоит, наверное, приравнивать проявления жизни и ее смысл. С вопросом о смысле жизни тесно связан вопрос о счастье, под которым обычно понимают состояние человека, испытывающего удовлетворение своим бытием, полнотой и осмысленностью жизни. При этом одни философы (например, гедонисты) понимали счастье как сумму испытанных удовольствий, в таком понимании проявляется ориентация на «обладание» и потребление. Сомнение в правильности такого подхода высказывал Шопенгауэр, подчеркивая, что любое стремление возникает из недостатка, из недовольства своим состоянием, поэтому доставляет некоторое страдание до тех пор, пока оно не удовлетворено; но никакое удовлетворение не может быть продолжительным, становясь исходным пунктом нового стремления. Другие философы (например, киники и киренаики, а также буддисты), наоборот, полагали, что необходимы борьба с желаниями и страстями, освобождение от них воспринималось как условие приближения к счастью (или к нирване). Как заметил В.В. Розанов, «всякое счастье, имея лишь качественные измерения, не заключает в себе каких-либо качеств», разве что «продолжительность и напряженность». Мудрый Рей Бредбери в повести «Вино из одуванчиков» заметил: «Вот поживете с мое, тогда поймете, что мелкие радости куда важнее крупных». А протестантский священник Дитрих Бонхёффер писал: «Едва ли есть чувство, дающее больше радости, чем ощущение, что можешь приносить какую-то пользу людям. При этом главное вовсе не в количестве, а в интенсивности. Ведь, в конце концов, именно человеческие отношения и есть самое главное в жизни...». жизнь труд любовь счастье Любовь. Многие авторы рассматривают в качестве источника счастья и смысла жизни любовь. И.А. Ильин полагал, что без любви прожить человеку невозможно, потому что, во-первых, жизнь обрушивает на человека слишком много факторов, из которых надо выбирать, ограничивая себя, и любовь есть «главная выбирающая сила в жизни». Если же человек не научиться ограничивать и выбирать, то растратит себя и погибнет «во всесмешении». Надо отказываться от многого ради самого важного, и осуществлять выбор помогает воля, «воля без любви пуста, черства, жестка, насильственна и, главное, безразлична к добру и злу. Она быстро превратит жизнь в каторжную дисциплину под командой порочных людей». Во-вторых, любовь есть «главная творческая сила человека», «культура без любви есть мертвое, обреченное и безнадежное дело. И все великое и гениальное, что было создано человеком, - было создано из созерцающего и поющего сердца». В-третьих, самое главное и драгоценное в жизни человека открывается только любящему сердцу. «Только созерцающая любовь открывает нам чужую душу для верного, проникновенного общения, для взаимного понимания, для дружбы, для брака, для воспитания. Таким образом, ответ на вопрос \"есть ли смысл в жизни?\" по большей части зависит от самого человека: зависит от того, захочет и сможет ли он отыскать высшую нравственную ценность, способную придать смысл его существованию. Если мы не способны сами отыскать смысл своего существования, то за нас этого не сделает никто. Смысл жизни не преподносится нам готовым, ему нельзя научиться. Этическая теория дает нам лишь ориентацию. Человеку предстоит не узнать смысл жизни, а обрести его в опыте своего бытия, выстрадать в процессе самоутверждения и сложных нравственных исканий. Обретение подлинного, а не ложного смысла – чрезвычайно сложный процесс, предполагающий заблуждения и ошибки, искаженное или неполное воплощение замыслов.