Большая часть людей хоть раз в своей жизни задавалась такими вопросами как: есть ли что-то после смерти? Существует ли душа? Если душа в действительности есть, то правда ли она бессмертна? Что ждёт меня после смерти? Ответы на вопросы такого рода многие находят в религии или же реинкарнации. Для начала нужно разобраться, что же такое реинкарнация. Существует много объяснений этого термина, но всё сводится к тому, что реинкарнация - это идея, согласно которой душа человека может перевоплощаться из одного тела в другое. Логика реинкарнации заключена в том, что та жизнь,которую в данный период времени проживает человек далеко не первая и далеко не последняя. А как именно люди проживают свою жизнь зависит от той деятельности,которой занималась их душа в прошлом, и их деятельность в настоящей жизни скажется на другом теле, которым завладеет душа в будущем. Если человек верит в существование души,то вполне логична и его вера в реинкарнацию, так как из определения следует что, душа - это бессмертная субстанция, в которой выражена божественная природа и сущность человека. А если она бессмертна,то значит,что никогда не сможет покинуть этот мир, и вполне логично,что для того,чтобы существовать душе требуется некая оболочка,то есть тело или иначе - человек. Вера в реинкарнацию подразумевает два основных компонента: первый - представление о том, что у человека есть душа - некая «сущность», которая содержит в себе личность определённого человека,его сознание и часть того, что этот человек подразумевает под понятием «я сам»; второй - представление о том, что после смерти человека эта «сущность», душа через какое-то время воплотится в другом теле. Реинкарнация является законом, действующим на человека вне зависимости от его веры. Теория реинкарнации говорит, что человек сам несёт ответственность за свои действия. Последующее рождение души зависит от его поступков в предыдущих жизнях. Таким образом, устанавливается справедливость, и объясняются тяжелые обстоятельства жизни тех, кто еще не успел нагрешить. Последующее воплощение позволяет душе исправить свои ошибки и выйти за рамки ограничивающих представлений. Сама идея постоянного обучения души вдохновляет. Мы можем избавиться от зацикленности на текущих делах, найти новый взгляд на сложные и угнетающие ситуации. С помощью способностей, развитых в прошлых рождениях, душа получает возможность преодолеть те проблемы, которые были не решены ранее. Но если верить в перевоплощение души,то начинаешь задумываться,почему тогда люди не помнят своих прошлых жизней? На этот вопрос можно найти вполне логичный ответ.Если люди забывают многие воспоминания из нынешней жизни,то что уж говорить о прошлой. Во-первых,эти самые воспоминания со временем забываются. Даже если человек и помнил их будучи ребёнком,то вряд ли бы ему поверили взрослые,восприняв это как выдумку или вовсе как психическое расстройство. Так ребёнок научиться скрывать свои воспоминания и перестанет ими делиться,а потом и совсем не вспомнит о них. Во-вторых,воспоминания могут быть слишком тяжелыми и шокирующими. Они могут помешать людям сохранить их индивидуальность. Моё отношение к идеи о перевоплощение души весьма неоднозначно. Если веришь в реинкарнацию, то понимаешь,что будешь нести ответственность не только за свою жизнь, но и за жизнь тех, в кого перевоплотиться твоя душа, так как какая-то часть «тебя» останется в этой душе. Да и свою жизнь невозможно назвать «свой», ибо а что если навыки и умения,которыми ты пользуешься каждый день вовсе не твои, а «прошлого хозяина»? Но с другой стороны, вера в реинкарнацию заставляет проживать эту жизнь, соблюдаю все правила нравственности и морали, дабы искупить ошибки прошлых жизней( если они были) и иметь лучшее тело для души в будущем. Идея о реинкарнации представлена в пяти основных религиях: индуизм, буддизм, иудаизм, христианство и ислам. Их можно поделить на две группы по отношению к переселению душ: а) индуизм и буддизм; б) иудаизм, христианство и ислам. В первой законы кармы и земная деятельность человека определяют его положение на лестнице реинкарнации, во второй учение о реинкарнации присутствует неявно и противоречит основной религиозной идее и большее предпочтение отдается идее воскресения. На западе в идею реинкарнации верили Пифагор, Эмпедокл, Сократ, Платон, Плутарх, Плотин и др. Наиболее подробно феномен переселения душ описывает Платон. Он выдвинул теорию, что душа, которую влечет чувственное желание, спускается с небес и обретает физическое тело. Сначала душа рождается в образе человека, высшим из которых является образ философа. Когда душа достигнет совершенства знания философии, то сможет вернуться обратно на небеса. Платон описывал, что в следующей жизни обжоры и пьяницы могут стать ослами, необузданные и несправедливые люди могут родиться волками и ястребами, а те, кто слепо следует условностям, вероятнее всего станут пчёлами и муравьями. По прошествии какого-то времени, душа в процессе духовной эволюции снова возвращается в человеческую форму и получает ещё одну возможность обрести свободу. Реинкарнация в индуизме. Идея о переселении душ возникла на Востоке. В индуизме переселение душ является одним из основных понятий, а круговорот рождения и смерти принимается естественным явлением в природе. Сначала упоминание о реинкарнации появляется в Ведах(сборник самых древних священных писаний индуизма на санскрите), а затем в Упанишадах (древние философско-религиозные тексты). В них идея перевоплощения любого существа тесно связана с понятием кармы (совокупность действий индивида), которая может быть хорошей и плохой, в зависимости от совершенных поступков в течение жизни. Человек с хорошей кармой может рассчитывать на возвращение в духовное царство и приобрести жизнь рядом с Богом. Человеку с плохой кармой дается возможность очистится, и тогда он тоже может рассчитывать на возвращение. В индуизме нет споров о существовании реинкарнации. Понятие реинкарнации в индуизме является основополагающим, индусы поклоняются и верят в естественный круговорот смертей и рождений в природе. Индуисты считают, что человек оказывается запертым в круговороте бренных тел из-за своего невежества. Первые упоминания о переселении душ можно найти в Ведах. Несмотря на то, что в главном из писаний – Ригведе – о реинкарнации не упоминается, все же некоторые исследователи находят непосредственные намеки на это: «Родившийся множество раз, он пришел к страданиям». В Яджурведе содержится более основательное упоминание о переселении душ. Но наиболее четко и точно теория реинкарнации описана в Упанишадах – древних религиозно-философских текстах, которые являются своеобразным приложением к Ведам. В них говорится, что душа (атман) сменяет вышедшее из лада тело на другое, более подходящее, подобно тому, как человек сменяет негодную уже одежду на новую и чистую. Индуисты верят в то, что переселение душ – это процесс, который происходит не только среди людей, но и среди животных и растений. Такой подход объясняется принятием кармы – совокупности всех действий и желаний души, которые обуславливают ее переселение в определенное тело. Только чистая и освобожденная от материальных желаний душа может достичь мокши(освобождение из круговорота рождений и смертей и всех страданий и ограничений материального существования) и выйти за пределы колеса сансары, перестав рождаться в материальной оболочке вновь и вновь. Для этого необходимо длительное время заниматься духовной практикой и верить в брахман, с которым может слиться атман. После достижения мокши душа попадает в нирвану и выходит за пределы материального мира тел. Реинкарнация в буддизме. В буддизме существует механизм перерождения, который содержится в двенадцатичленной формуле бытия. Познать эту формулу может не каждый и только с помощью определенных практик (медитаций). Но несмотря на то, что идея о повторных рождениях являлась основной во многих школах буддизма, учение самого Будды подвергалось спорам и дискуссиям . Одной из основ буддизма является учение о «четырёх благородных истинах», указывающее на присущее живым существам желание и последующее их страдание от материального существования. В контексте рассмотрения учения о четырех благородных истинах особое внимание уделяется буддийской концепции кармы. Признание существования закона кармы – закона причины и следствия и реинкарнации – является основой буддийской этики, базисом для практики нравственности. Важно понимать, говоря о понятии кармы, что оно демонстрирует буддийское учение в его практической направленности. Здесь нравственность выступает на первое место, потому что освободиться от тягот существования, которые сопровождают нас в сансаре, можно только исправляя карму в условиях нашего повседневного существования. Идея повторных перерождений характера для этого религиозного учения. Цель перерождений – совершенствование человека, без которого невозможно достичь просветления. Этот путь к просветлению длится не одну тысячу лет — невозможно стать просветленным за одну человеческую жизнь. В буддизме жизнь после смерти возможна в одном из пяти миров — ад, духи, животные, люди и небожители. Мир, в который попадет конкретная душа, зависит от ее желания и кармы. Принцип кармы, если не вдаваться в подробности, прост — каждый получает то, что заслужил своими деяниями в предыдущих воплощениях. Плохие поступки придется отрабатывать в следующем воплощении, чтобы в итоге достичь просветления. Существует такое понятие, как «плохая карма». Это означает, что судьба постоянно посылает человеку наказания за деяния его прошлого воплощения. Хорошие же поступки ведут к просветлению, постоянная работа над собой гарантирует счастливую жизнь. Так говорится в одном из древних буддистских текстов: «Бодхисаттва своими Божественными глазами, которые видели намного больше, чем доступно человеку, лицезрел как всякая жизнь умирала и перерождалась заново — низших и высших кастах, с печальными и торжественными судьбами, с достойным или низким происхождением. Он умел различать, как карма влияет на перерождения живых существ. Будда говорил: «Ах! Есть думающие существа, совершающие неумелые дела телом, не владеющие речью и умом, и придерживающиеся ошибочных взглядов. Когда их настигает смерть и тела их приходят в негодность, он вновь рождаются немощными, бедными, и опускаются ниже. Но есть и другие, свершающие умелые дела телом, владеющие речью и умом, и следующие правильным взглядам. Когда их настигает смерть и тела их приходят в негодность, они вновь рождаются — со счастливой судьбой, в небесных мирах.» Буддисты большое значение отводят избавлению от страха смерти и привязанности к физическому телу. Последнее они представляют как стареющее и умирающее вместилище бессмертного человеческого духа. Телесное восприятие жизни — это то, что мешает истинному просветлению. Просветление же называют целостным осознанием реальности. По его достижению человеку открывается полная картина устройства Вселенной. Реинкарнация в иудаизме. Изначально, учение о реинкарнации в иудаизме не существовало, она возникла в народных верованиях и стала популярной. Но в этой религии отмечается то, что душа перерождалась заново только при условии, если она не выполнила миссии, которую ей нужно было пройти. Также существовало еще одно мнение в котором утверждалось, что Судный День разделит всех существ на три группы: праведников (обретение вечной жизни на небесах), нечестивцев (обречение на мучение в аду) и тех, у кого есть хорошие и плохие качества. Последним дана возможность самосовершенствования на Земле в следующем воплощении. Реинкарнация в иудаизме — не чуждое этому религиозному учению представление. Однако отношение к нему в религиозной философии иудеев и их мистических учениях разное. Основной источник в иудаизме — Ветхий Завет. Он не говорит о явлении переселения души после смерти, однако оно подразумевается во многих эпизодах Ветхого Завета. Например, существует изречение пророка Иеремии: «Прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя, и прежде чем ты вышел из утробы, Я освятил тебя: пророком для народов поставил тебя.» Из него следует, что Господь составил мнение о пророке еще до того, как он оказался в материнской утробе. Он выдал ему миссию, основываясь на уровне духовного развития пророка Иеремии, а также его качествах и способностях. Иными словами, он успел проявить себя еще до рождения, что означает, что это было не первое его воплощение на Земле или в неком ином мире. Иеремия же не имел памяти о том, что стало причиной избрания Господом для выполнения миссии. Некоторые моменты Ветхого Завета и вовсе невозможно понять, если не соотносить с концепцией реинкарнации. Хороший пример — изречение царя Соломона: «О горе вам, безбожники, отказавшиеся от закона высшего Господа! Ибо когда вы родитесь, вы родитесь, чтобы быть проклятыми.» Царь Соломон обращается к безбожникам, которые будут прокляты, судя по всему, после своего следующего рождения в новой инкарнации. Они понесут наказание только после того, как родятся снова. Невозможно не провести аналогию между словами Соломона и восточным учением о карме, которая тоже обещает наказание за плохие поступки в следующей жизни. Все темы в иудейской теологии, которые связаны с загробным миром и перевоплощениями, покрыты тайной. Существует мнение, гласящее, что человек не должен быть допущен к этой тайне при жизни. Считается, что есть три вида переселения души — это вселение ее в плод внутри утробы матери, вхождение чужой души в тело живущего человека для выполнения ей определенной цели, а также вселение злого духа. В последнем случае нечистую душу изгоняют подобно бесу в христианстве. Мистическая иудейская традиция, именуемая Каббалой, всецело поддерживает идею реинкарнации. Стоящие в ее основе духовные практики позволяют узнать тайны прошлых и грядущих перевоплощений. Далеко не всегда возможно перевоплощение в виде человека. Его душа может вселиться в животное и даже растение. Однако все инкарнации несут образовательный, а не карательный характер. Праведные же поступки несут освобождение от череды инкарнаций, что схоже с буддистским представлением о стремлении к просветлению. Реинкарнация в христианстве. Реинкарнация в христианстве признается как несуществующее явление, призванное смутить разум богобоязненного человека и ввергнуть его в грех. С первых веков своего существования это религиозное учение отвергает возможность переселения души в новое физическое тело после смерти. Согласно его основополагающим принципам, после смерти физического тела душа находится в ожидании Страшного Суда и второго пришествия Иисуса Христа, за которым последует воскрешение всех усопших. Страшный Суд совершается над всеми людьми, жившими в разные времена. Его цель — разделение их на грешников и праведников. Практически каждый знает, что грешники отправятся в ад, а праведников ожидает вечное наслаждение в раю — царстве, котором обитает Бог. Душа человека проживает только одну жизнь в одном теле. После Судного Дня их тела будут восстановлены, воскрешение будет именно телесным. Идею о том, что христианство и реинкарнация — учения, которые шли рука об руку в самом начале зарождения христианской веры, ввела Елена Блаватская. Идею реинкарнации она принимала как основополагающий принцип устройства Вселенной, поскольку в той или иной мере она присуща всем религиозным учениям мира. Елена Блаватская была уверена в том,что наличие идеи реинкарнации в христианстве было намерено скрыто недобросовестными популяризаторами этого религиозного учения. По ее словам, изначально учение Иисуса Христа содержало в себе идею переселения душ. Принято считать, что до Первого Никейского Собора 325 года реинкарнация присутствовала в христианстве. Блаватская же утверждала, что эту идею отменили во время Пятого Вселенского Собора в 553 году. Так или иначе, переселение душ исчезло из священных христианских текстов в первом веке от Рождества Христова. Теософы 19-20 веков и приверженцы движения нью-эйдж согласны с этой концепцией. Большинство из них согласны с Блаватской по поводу общего сакрального слоя всех религиозных учений. Поиски идеи реинкарнации в православии и католицизме принято объяснять важностью этой концепции в системе оккультных представлений об окружающей каждого человека реальности. Кроме этого, принято отрицать важность христианских источников в принципе. Во время Первого Никейского Собора 325 года большинством голосов собравшихся было определено, что Богом является Иисус Христос. После этого его умирающему образу начали повсеместно поклоняться верующие. Однако свою миссию Иисус Христос обосновал вполне доступно: «Я ниспослан к заблудшим овцам дома Израиля.» Однако после его смерти было принято решение объявить Иисуса Христа спасителем всего человечества, а не еврейского народа. Реинкарнация в Библии изначально присутствовала, однако после Никейского Собора исчезли все упоминания об этом явлении – их заменили представления о вечном существовании в аду или раю и единственно возможном спасении через Иисуса Христа. Христианство отвергает идею реинкарнации и утверждает, что душа проживает в теле одну жизнь. После смерти тела душа подвергается Божьему суду, на котором решается обретет ли душа вечную жизнь или вечное наказание. Но неявное присутствии мысли о перевоплощении можно найти в Священном Писании. Например в Послании святого Павла к галатянам: «Сеющий плоть свою от плоти и пожнет», - которое можно интерпретировать как то, что последствия деяний в течение жизни настигнут нас не в эфемерном чистилище, а на Земле, когда будет дана следующая жизнь. Реинкарнация в исламе. Принято считать, что реинкарнации в исламе, как и в большинстве ортодоксальных мировых верований, не существует. Большинство мусульман придерживаются традиционных взглядов на жизнь после смерти. Немногие стремятся ознакомиться с работами мусульманских мистиков, которые занимались расшифровкой строк Корана, уделенных проблеме перерождения. Прозрачной информации о реинкарнации в Коране нет, и принято считать, что Магомет не говорил ничего на эту тему. Этот источник вскользь затрагивает вопросы перерождения духа после разрушения физического тела. Однако, как и любые другие вероисповедания, ислам учит тому, что Бог создал человека не для того, чтобы он умер. Коран содержит мысли о возрождении и обновлении. Вот как звучит один из аятов( «стих» Корана) писания: «Он — тот, кто даровал жизнь вам, и Он ниспошлет смерть вам, а затем снова жизнь.» Несложно догадаться, что речь идет об Аллахе. Существует еще несколько строк из Корана, которые также говорят о реинкарнации, однако, одновременно служат предупреждением для идолопоклонников: «Аллах сотворил вас, дал вам заботу и по воле Его вы умрете, а после снова будете жить. Способны ли идолы, называемые вами богами подарить вам то же самое? Слава Аллаху!» И хотя эти строки прозрачно намекают на возможность перерождения души в обновленном физическом теле, их принято толковать в качестве обещаний воскрешения. В целом, все упоминания о воскресении в Коране так или иначе соприкасаются с вопросом реинкарнации и могут толковаться именно как обещания перерождения, а не воскресения. Исламское учение представляет человека как душу, способную воскреснуть в виде духа. Тела все время созидаются и уничтожаются, а душа бессмертна. После гибели тела она может быть воскрешена в другом, что и есть реинкарнация. Суфии (мусульмане,проповедующие аскетизм и повышенную духовность) и прочие мусульманские мистики толкуют Коран именно так. Если верить трактовкам Корана, которые принято считать традиционными, после смерти человеческая душа попадает на ангельский суд. Ангелы в исламе — посланники Аллаха. Неверных они отправляют в Джаханнам, который можно назвать аналогией ада — это место для вечных мучений после смерти. Несмотря на то, что некоторые трактовки Корана уверяют, что попасть туда можно только после воскресенья, принято считать, что душа попадает туда именно после смерти. Достойные правоверные мусульмане не попадают на суд ангелов. Ангелы приходят за их душами и провожают их в райские сады. Истинная награда за безгрешие ожидает их исключительно после воскресения, однако ожидают они его в более приятной атмосфере, чем неверные. Кроме этого, существуют исламские ангелы, которые проводят так называемый суд в могиле. Он представляет собой допрос о добрых и злых делах, и проходит он прямо в могиле погребенного. Существует даже традиция — близкие шепчут на ухо усопшему советы, которые должны помочь ему на этом суде попасть в мусульманский рай. Таковы общепринятые убеждения касательно загробной жизни в исламе. Сложно судить, что является ересью, а что — правильной трактовкой Корана. Как утверждал сам Магомет: «Коран ниспослали на семи языках, и каждый его аят имеет и явное и тайное значение. Божий вестник даровал мне двоякое понимание. И учу я лишь одному из них, потому что открой я и другое — это понимание разорвало бы им горло.» Поиск эзотерического смысла в Коране, с учетом этого, действительно имеет смысл. Тайное значение его текстов содержало информацию о реинкарнации и многих других интересных явлениях. Однако со временем она была забыта. Некоторое время учение о реинкарнации и перерождениях, принципы посмертной жизни которых отличались от традиционных, считались еретическими. Вера в переселение душ не подвергает опасности мусульманина. Несмотря на это, репутации еретика многие опасаются, и на данный момент реинкарнация в мусульманстве трактуется исключительно как часть суфийской традиции. Многие теологи отмечают, что идея реинкарнации способна примирить мусульманскую мораль с религиозным учением. Причины страданий невинных людей можно найти в виде грехов, совершенных в прошлых жизнях. В целом, большинство мировых религий поддерживает или поддерживало в прошлом идею реинкарнации. Принимает безоговорочно эту концепцию индуизм и буддизм, остальные же религии поддерживают ее лишь косвенно - в христианстве она была отменена в первом веке, в исламе, возможно, дело в неправильной трактовке Корана, а в иудейских источниках встречается немало упоминаний этого явления. Каждому человеку хочется верить, что после смерти еще что-то есть, именно поэтому во многих религиях явно или нет присутствует идея реинкарнации или воскресения души. Этим вопросом интересовались, и будут интересоваться и размышлять не одно столетие великие умы человечества.