Глобальные проблемы современности в философии. Кузнецова Валерия Сергеевна, студентка 1 курса, группа ТРД-19-2а, Высшая Школа Туризма и Гостеприимства, kuznecovavaleria862@gmail.com, ФГБОУ ВПО «Российский Государственный Университет Туризма и Сервиса», Москва, Российская Федерация. Аннотация. Статья посвящена глобальным проблемам в современном мире. Что такое глобальные проблемы? Когда возник термин глобальные проблемы? Какие проблемы наиболее острые в данный момент? Как они влияют на наше будущее и будущее цивилизаций? Как предотвратить развитие проблем? К чему могут привести глобальные проблемы? Какие причины экологических проблем? Какую роль играет философия в экологии? И как она может помочь в решении глобальных проблем? Как оценить войну в нравственном плане? Допустима ли вообще война? Какие войны считаются справедливыми, а какие нет? Что будет дальше? Будет ли единая человеческая культура? Или культура будет представлена в плюральном виде? Это основные вопросы, которые мы рассмотрим в данной статье. В настоящее время каждого человека волнует его будущее и каждого заставляет задуматься к чему могут привести глобальные проблемы. Ключевые слова: глобальные проблемы, проблемы, цивилизация, будущее, человечество, экология, война, культура. Человек в процессе своей жизнедеятельности сталкивается с рядом препятствий и проблем, но не все проблемы являются глобальными. А что такое глобальные проблемы? Глобальные проблемы- это ряд проблем, которые возникли в середине XX века и от решения которых зависит будущее цивилизаций и всего человечества. К таким относят проблемы острого мирового характера, которые влияют на благосостояния мира в целом. В XXI веке, на мой взгляд, остро стоят проблемы: 1. Экологии. 2. Угрозы войны с применением оружия массового поражения. 3. Вопрос об отчуждении. 4. Глобальные перспективы развития человечества. Глобальные проблемы являются следствием конфликта окружающей среды и человеческой культуры, а также несоответствие тенденций в развитии человеческой культуры. Среди перечисленных проблем особую опасность для человечества несут экологическая и угроза войны. 1. Экологическая проблема. Глобальная экологическая проблема включает в себя: - загрязнение окружающей среды; - уменьшение разновидности животных; - глобальное потепление; - парниковый эффект; - кислотные дожди; - истощение природных ресурсов. Самой главной причиной экологической проблемы является техногенное вмешательство в окружающую среду, также значительную роль сыграло резкое увеличение население планеты в XX веке, что привело к усилению давления на природную среду. Негативно на экологическую ситуацию в мире влияет потребительское отношение людей к природным ресурсам и самой природе. В последние десятилетия особенно тяжелы для человека и природной системы такие аномалии, как наводнения, лесные пожары, засухи, ураганы, землетрясения. Все это привело к сокращению посевных площадей, к снижению плодородия почв, к сокращению разновидности животных и к сокращению и ухудшения качества жизненно важных ресурсов. Крайне резко описал глобальную экологическую проблему академик Моисеев Н.Н. в своей известной последней книге «Быть или не быть человеческой цивилизации». Какую роль играет философия в экологии? И как она может помочь в решении глобальных проблем? Проблемы взаимодействия человека и природы на протяжении истории всего развития и существования философии являются обычными. Философия всегда отражала проблемы бытия человека и природы, стремясь придать определенную гармонию их взаимодействию на основе духовного постижения человеком себя и окружающей мира и, естественно, одухотворенной деятельности, направленной на преобразование природы. Был выполнен ряд научно-философских достижений, который оказывает сильное влияние на сознание людей и экологическую деятельность. Научно - философские достижения: 1. Учение В.И. Вернадского и его последователей о ноосфере, в котором предложен путь достижения гармонии между человеком, обществом и природой и на этой основе решения экологических проблем. 2. Концепция этического отношения к природе, основоположник которой является А. Швейцер. Основополагающие положения прописаны в его известной книге «Культура и этика». 3. Идеи Н.Н. Моисеева об экологическом императиве, о коэволюции природы и общества, которые отразили современное состояние экологической ситуации в мире и подходы к ее стабилизации и улучшению. При всей важности исследовательских результатов в области научно- философской деятельности по экологическим проблемам достигнуть, очевидно, недостаточно. В наше время уже достаточно осознана необходимость отношений общества и природы, также люди в полной мере задумываются о том, что мы (т.е. все человечество) в решении экологических проблем должны действовать как единое целое. Но мы можем видеть, что экологические проблемы на практике эффективно не решаются. Объединение усилий в этой области происходит медленно. Согласованных действий недостаточно. Философская мысль участвует в формировании экогуманизма в сознании и поведении человека. От распространения экогуманизма в обществе в большой степени зависит формирование отношений человека и общества к природе, а, также, и подходы к решению экологических проблем. Социальная философия, изучая причины деградации среды обитания человека и меры по ее защите и совершенствованию, способствует расширению сферы свободы человека путем создания более гуманных отношений как к природе, так и к другим людям. Угроза экологического кризиса. На Земле каждый год исчезает 26000 видов жизни, уничтожается 26 биллонов тонн почвы, каждую секунду исчезает один акр джунглей. Согласно исследованиям Института наблюдения мира Лестера у нас есть только 12 лет для того, чтобы радикально изменить направления развития нашего вида, пока мы не нанесем непоправимый ущерб экологии земли. Одно из решений проблемы заключается в изменении человеческого сознания, их запросов, коррекции цели производства или изменение характера производства, как, например, развитие безотходных технологий, строительство очистных сооружение и прочее. В сознаниях первобытных людей природа одушевлялась, отношение к природному объекту строилось по принципу, как отношение человека друг к другу. В первобытные времена работали этические категории справедливости. Затем человек стал постепенно наращивать мощь своих производительных сил, он все больше начинает преобразовывать природу, он становится завоевателем мира и это отражается в развитие определенного мировоззрения. Исчезновение живых организмов нарушает баланс природный среды, т.е. существование самого человека. Философский аспект проблемы заключается в том, что люди задаются вопросом: «А что нам нужно делать самими собой?». И. Кант говорил, что человеческое счастье должно быть основано на достоинстве или заслуге. Это основополагающий закон общества с моральной точки зрения. К сожалению, наше современное общество не основано на заслуге, если бы это было так, например, если бы у всех людей главную роль в жизни играло бы культурное развитие, интеллектуальный труд, а не просто потребление не нужных для развития продуктивной способности товаров, то экологическая проблема решалась бы проще. Резкий рост народонаселения произошел после промышленной революции, когда увеличились возможности производства, и на самом деле, само производство позволило обеспечить большее количество людей. Современная демографическая революция связанна не только с дальнейшим возрастанием возможности производства, но и с определенными медицинскими факторами, например, с 1930 по 1960 гг. средняя продолжительность жизни возросла в два раза – с 35-70 лет. Это было связано, во-первых, с изобретением антибиотиков, и, во-вторых, с активной вакцинацией, которая привела к уменьшению детской смертности. Это достижение человечества оборачивается тем, что осложняется демографическая проблематика, т.к. населения становится всё больше. В настоящее время в развивающихся странах каждый третий голодает, каждый десятый умирает от голода. Население этих стран быстро растет. И сейчас почти миллиард населения таких стран не имеют работы. Но для того чтобы поднять уровень жизни населения развивающихся стран га уровень промышленно развитых требуется удвоить мировое производство энергии. Энергия- ресурс исчерпаемый, который по мнению специалистов может менее через сто лет закончится. Следовательно, нужно изменение направленности развития производство, крайне необходимо развитие экологического сознания людей и также развитым странам необходимо сделать большие усилия, чтобы уменьшить разрыв между развивающимися странами. Новая наука – альтернативистика дает ответы на вопросы; «Как нам изменить самих себя и производство, для того чтобы экологические пределы можно было отодвинуть?» Примеры изменения: 1. Низкая энергетика 2. Устойчивость 3. Разоружение 4. Экологичность 5. Человечность 2. Угроза ядерной войны. Глобальная проблема войн. Большой прорыв в этой проблематике был сделан при исследовании, который показал какие последствия будут после ядерной войны. После этого люди стали тщательнее подходить к этой проблеме, поменяли уровень рассуждений, стали серьезнее относиться к сокращению ядерного оружия, его нераспространения, международный контроль. Уже во времена монгольских завоеваний количество жертв исчислялось сотнями тысяч. Первая и вторая мировые войны стали причиной 10 и 55 миллионов смертей. В настоящее время в мире продолжают идти десятки малых войн, которые по жестокости не уступают большим. Философский вопрос: Как изменить характер взаимоотношений государств? Какие создать международные организации, чтобы они были способны контролировать реальное развитие событий и предвидеть их последствия? И. Кант выступал за создание такой политической партии, которая бы принципиально исключала войны, которая дала бы гарантию существования всех малых наций, сохранение культуры малых народов наряду с великими нациями. И. Кант «К вечному миру»: 1. Ни один мирный договор не должен считаться таковым, если при его заключении сохраняется скрытая возможность новой войны. 2. Ни одно самостоятельное государство не может быть приобретено другим государством путем наследования, обмена, купли или продажи. 3.Постоянные армии со временем должны полностью исчезнуть. 4. Государственные долги не должны служить целям внешнеполитической борьбы. 5. Ни одно государство не имеет права насильственно вмешиваться в политическое устройство и правление другого государства. 6. Ни одно государство во время войны с другим не должно прибегать к таким враждебным действиям, которые сделали бы невозможным взаимное доверие при будущем мире, как, например, засылка убийц, отравителей, нарушение условий капитуляции и другие. Философия Канта все-таки повлияла на современный мир, т.к. в настоящее время создана такая организация, как ООН (Общество Объединенных наций), создана Международная конвенция и декларация. Эти документы показывают, как государствам нужно строить свои взаимоотношения. Из современных правовых ограничений порядка ведения войны можно привести конвенцию о запрещении использования химического оружия. Женевские конвенции 1949 г. «Об обращении с военнопленными», «О защите гражданского населения во время войны», решения ООН о запрещении распространения оружия массового поражения. Как оценить войну в нравственном плане? Допустима ли вообще война? Какие войны считаются справедливыми, а какие нет? В абсолютном смысле мораль и насилие, война и мораль несовместимы. Но абсолютные требования не применимы в полной мере к несовершенному миру, в котором мы живем. Поэтому в относительном смысле некоторые войны можно считать более или менее справедливыми. Справедливыми являются войны, направленные на защиту своего Отечества против прямой агрессии. Начало военных действий первыми, в том числе даже в том случае если они оправдываются борьбой за национальную независимость, восстановление исторической справедливости в современном мире нельзя считать справедливыми. Потому что это приводит к эскалации насилия и таких примеров очень много. Например, отношения между Израилем и Палестиной, затянувшийся конфликт в Ирландии и другие. Такие вопросы должны решаться по-другому, даже если есть какие-либо нарушения в национальные притязания. Но с дугой стороны, насилие оправдано, тогда, когда оно направлено на то, чтобы предотвратить еще большее насилие, например, в случае действия международных сил по предотвращению массового истребления населения в случае этического конфликта, в случае борьбы с терроризмом. Тогда оно должно быть санкционировано ООН, которое должно стать более действенной организацией. Большой успех в современном мире имеет стратегия насильственного сопротивления, впервые предложенная М. Ганди. Его основным принципом было: сопротивление английской администрации при исключении насильственных действий. Эта стратегия получила настоящий успех, т.к. Индии удалось получить независимость от Английских колонизаторов. В настоящий момент эта стратегия активно применяется в виде стратегии за национальную независимость, в виде стратегии против развязанной войны, в виде стратегии подготовки к войне. 3. Вопрос об отчуждении. Виды отчуждения: 1. Отчуждение условий труда; 2. Отчуждение результатов труда; 3. Отчуждение в процессе труда; 4. Отчуждение человека от человека; 5. Отчуждение родовой сущности человека. (Искажение характера человеческих потребностей) К. Маркс рассматривал эту проблему, в первую очередь, как можно снять отчуждение в процессе труда. То есть как сделать труд интересным для человека. Маркс анализировал это проблему со стороны исторических условий. Хотел решить вопрос «Почему процесс труда не интересен для работника?». Маркс писал: «Царство свободы начинается в действительности лишь там, где прекращается работа, диктуемая нуждой внешней целесообразностью, следовательно, по природе вещей оно лежит по ту сторону сферы собственно материального производства…». Но эта мысль утопичная, потому что полностью человек не может полностью устраниться из сферы материального производства, т.к. человек должен осуществлять контрольные работы, работы по «переналаживанию» производства. Кроме того, если человек будет работать в духовной сфере, то нужно решать какие идеи раньше разрабатывать, а какие позже, т.е. ставить какие-то приоритеты. Отчуждение в современных исследованиях: 1. Заброшенность человека в социальный мир, его существование там как в неподлинном бытии. 2. Тотальная некоммуникабельность, взаимное непонимание. 3. Разрыв связи поколений, отрыв от будущего. 4. Разрыв между цивилизацией и культурой. 5. Невозможность для индивида воздействовать на выработку политических решений. 6. Противоречие между сущностными потребностями человека и ценностями непосредственного социального окружения. 7. Неполная социализация, выражающаяся в деструктивном поведении. Отчужденность преодолеть нельзя во всех существующих формах. Потому что общество само как отчужденный объект, т.к. оно отделилось от природы. Общество функционирует по другим законам. Эти законы внедряются в природу человека, человеческая социальная природа является предпосылкой по отношении к биологической природе. Будущее как обладание: Будущее- «это предвосхищение того, что станет прошлым. И при установке на обладание оно воспринимается как прошлое. В рекламе компании Форда: «В будущем Вас ждет Форд»- ударение делается на том, что вы будете обладать автомобилем: точно также как при некоторых сделках продаются и покупаются «будущие товары» При ориентации бытие «переживание любви, радости, постижения истины происходит не во времени, а здесь и сейчас. Эти здесь и сейчас суть вечность, или вневременность.» (Э. Фромм «Иметь или быть»). Также Фромм высоко оценивал такие качества, как любовь и человечность. Он писал: «Человек должен с любовью относиться к своим близким. Если он живет без любви, он- просто пустышка, даже если у него есть власть, богатство и ум. Человек должен знать, что такое добро и что такое зло, он должен научиться прислушиваться к голосу своей совести и быть способным следовать ему.». 4. Глобальные перспективы развития человечества. Как будет развиваться культурная жизнь человечества? Раньше, когда человек хотел исследовать другую культуру, он не мог это сделать, находясь в рамках своей культуры. Он мог это сделать только если поехать в другую страну, вжиться в этот народ, понять менталитет этой страны, исследовать культуру изнутри. Но особенного влияния культур не возникало в обществе. Формировалась какая-то упрощенная культура – представление было для элитных слоев населения. В современном обществе ситуация изменилась. Возникла общечеловеческая культура, которая имеет свою общечеловеческую элитную часть культуры (сюда относятся великие научные достижения) и общечеловеческую часть массовой культуры (футбольные матчи). Общечеловеческая элитная и массовая культуры начинают активно влиять на национальные культуры. Национальные культуры трансформируются, обмениваются информацией, своими культурными ценностями через общечеловеческую культуру. В наше время глобальным и мощным средством коммуникации является интернет. Оно одновременно дает возможности и элитной части возможность развития интеллектуальной части, используя информационные каналы современного общества, мы становимся более одухотворенными людьми, становимся более продуктивными, а может быть ситуация абсолютно противоположная, мы становимся более элементарными людьми. Что будет дальше? Будет ли единая человеческая культура? Или культура будет представлена в плюральном виде? На этот вопрос пока никто не знает ответа. Но можно сказать, что в нашем мире есть такая тенденция, как взаимопроникновение культур и интеграция одной культуры в другую. Ценности массового потребления нашли отражение в каждой культуре. Заключение. В этой статье, на мой взгляд, были подняты наиболее острые вопросы, от которых зависит наше будущее, будущее наших детей и цивилизации в целом. Своевременное предотвращение таких глобальных проблем, как экологическая и угроза войны, смогут сохранить множество жизней, как людей, так и живых организмов. Многие страны уже задумываются о решении этих проблем, собираясь на разных форумах, саммитах, они обсуждают глобальные проблемы, пути и задачи их решений. Такое взаимодействие стран приводит к глобализации, т.е. страны объединились, потому что одна страна в одиночку с такими проблемами не справится. Но даже и внутри каждой страны принимаются нормативные акты, которые при нарушении закона накладывают штраф, создаются гражданские общества и общественные движение, например, как Green piece, которые занимаются защитой окружающей среды и животных. Первый шаг сделан! Остается только следовать им.