«Несдержанные стремятся вперед, а осторожные ничего не делают». Например, правитель должен быть «величественным, но не заносчивым; строгим, но не жестоким». Как выполнить свою работу наилучшим образом, что бы не испортить ее излишним вниманием, субъективным отношением, или наоборот, не доделать, не довести до идеала – эти проблемы стоят и перед современным нам обществом. «Низкий человек знает только выгоду». Конфуций в это сложное для Китая время говорит о человеколюбии, о почтительности, великодушии, милости, правдивости. В государстве «должно быть достаточно пищи… и тогда народ будет доверять правителю» - экономические интересы государства не менее важны, чем вопросы этики и политики. При этом – сначала исполнение долга перед обществом, государством, потом личная выгода. «Можно убрать командующего тремя армиями, но нельзя лишить простолюдинов их стремлений». В то же время идеология Конфуция однозначна – «народ можно заставить пользоваться (чем-либо), но нельзя заставить понять почему». Говоря о китайских религиозных системах, невозможно обойти фундаментальное понятие «Дао». Понятие «Дао» ( «путь») является центральным понятием даосизма, понимаемое как основа, мировой закон, порядок вечного изменения мира,общества и человека, «корень неба и земли», «мать всех вещей». Дао не зависит ни от богов, так как предшествует богам, ни от человека, его нельзя выразить в словах. Дао не имеет формы, это бытие и небытие одновременно, оно предполагает «естественность» процесса изменения всего сущего. «Все вещи в Поднебесной рождаются в бытии, а бытие рождается в небытии». Являясь первоосновой и закономерностью всего сущего, Дао выступает в качестве субстанции - основа и вечный, естественный и всеобщий закон спонтанного возникновения и развития Вселенной, человека и общества, любой вещи или явления. Лао-цзы сравнивает Дао с водой – она приносит пользу всем существам, способна наполнять собою пространство и в то же время не является этим пространством. Конфуцианство тоже почитает Дао. Но выше Дао Небо – «Распространится ли дао? Это зависит от воли Неба. Погибнет ли дао? Это зависит от воли Неба…» Все регулируется волей Неба. В целом религия Конфуция более «земная», чем даосизм. Конфуций не старался сосредоточиться на мистической стороне своей системы, обходил вопросы чисто религиозные, ему важно было поведение человека в этой жизни, правда он требовал уважения к предкам, духам и богам. Религиозный аспект даосизма более проработан и поставлен на службу и системе и обществу. Проще говоря, даосизм взял на себя и религиозно-мистическое обслуживание населения, что только увеличивало количество сторонников и «сочувствующих». Даосисты совершали богослужения, использовали шаманские практики, гадали, лечили население на основе учения о силе-энергии ци, каналах и системы Инь-Ян, активно продвигали гимнастику цигун и очень распространенные в эти и последующие времена многочисленные школы ушу. То есть действия представителей даосизма вполне соответствовали культуре китайского народа, их социокультурным ожиданиям и заказу общества. Полезная религия. В начале XX века мастера даосисты возглавляли массовое военизированное движение ихэтуань, направленное против растущего влияния европейцев в Китае. Китайцы верили, что эти мастера умеют летать по воздуху, неуязвимы для пуль, как настоящие даосские святые. Конфуцианство оказалось не менее родным. Ничего не меняем, более того обращаемся к традиции, которая удобна тем, что понятна, или во всяком случае близка каждому китайцу с детства, если не по реальной жизни, то по мифам, легендам, сказкам, обычаям. Живи по традиции, не думай и не рассуждай, будь как все, в то же время – старайся, честно старайся , уважай и слушайся старших по возрасту и по иерархии и старайся, работай и старайся, не рвись вперед всех и старайся. Все равно впереди будут совершенномудрые, которые обладают знаниями от рождения, по сравнению с теми, кто приобрел знания старанием. Таким образом, оба рассматриваемых явления характерны для Китая, закономерно появились в этот исторический период. Основой содержания учения Конфуция является учение о правилах поведения и его нормах. Это учение о хорошем управлении государством, о добросовестном отправлении государственной службы, так же как о правильном порядке в семейном быту. При этом оно целиком ориентируется на сохранение и закрепление традиционных, сложившихся в Китае с древности семейно-родовых обрядов и культа предков. Конфуций не учил ничему новому; он сам настойчиво повторял, что не излагает никакого нового учения, а требует только строгого соблюдения древних законов и установлений. «Если в течение трех лет после смерти отца сын не изменяет порядков, заведенных им, это называется сыновней почтительностью». Задача человека – сохранять и поддерживать установленный Небом порядок, в основе которого помещаются традиционные для древних китайцев представления о том, что император – сын Неба, осуществляющий его волю, он отец всех населяющих Поднебесную. Порядок этот строго иерархичен. Порядок ведет к необходимости ритуала. Следование церемониям и ритуалам, строго регламентирующим все стороны жизни человека формам поведения выражает почтительность и преданность человека установленному порядку. Ритуал оказывается необходимым для того, чтобы цивилизовать даже положительные человеческие намерения: «почтительность без ритуала приводит к грубости». Даосизм настраивает человека на идею ограниченности желаний и пристрастий, невозможности противодействовать природе окружающих его вещей и явлений. Напротив, он должен «следовать вещам». Все вещи равны между собой, поэтому истинный мудрец свободен от пристрастия и предвзятости: он одинаково смотрит на знатного и раба, соединяется с вечностью и с Вселенной и не печалится ни о жизни, ни о смерти, понимая их естественность и неизбежность. Используя своё постижение природы той или иной вещи, можно поставить ее себе на службу, как бы «плыть по течению в нужном направлении». Постижение природы вещей и согласованность с ней позволяет «мягкому побеждать твердое» и «слабому превозмогать сильного». Всякое же действие, противоречащее «дао», означает пустую трату сил и приводит к неудаче и гибели. Вселенную нельзя привести в порядок искусственным образом – для установления в ней гармонии и порядка необходимо дать свободу ее внутренним качествам. Таким образом, даосизм обращен к природе, Вселенной в ее первозданном виде. Вмешательство опасно для жизни! Очевидно, что учение Конфуция и Лао-цзы выросли на определенной культурно-исторической почве характерного для стран Востока общинно-патриархального жизненного уклада с традиционализмом, медленным характером развития, опорой на обычаи и религиозно-мифологические представления и оказалось исторически востребованным, а на рубеже новой эры превратилось в религию и становится официально главенствующим учением. Конфуцианство, даосизм, буддизм, многое переняв друг у друга были и остаются самостоятельными и даже соперничавшими друг с другом религиозно философскими системами. В современных условиях, что бы быть (или хотеть стать) конфуцианцем, или даосистом нужно быть частью этой социокультурной среды, впитать ее с «молоком матери», относится к многим явлениям жизни совершенно некритично. И тогда великое учение, найдя для себя нужную «почву» прорастет в тебе особым цветком. Угодным Дао…