От начала существования первой религии, вера в Бога передавалась в семьях из поколения в поколение. Эта тенденция сохранилась до сих пор, однако, если раньше религия больше положительно воздействовала на умы подрастающего поколения, то теперь начало преобладать больше негативное ее воздействие, как следствие глобализации мира и расширении границ дозволенности в обществе. До наших дней вера и религия всегда воспринималась аксиомой, так как само по себе общество было выстроено вокруг религиозных обрядов и традиций, но, спустя время общество начало меняться и постепенно отходить от прошлых стандартов, хотя для кого не секрет, что так или иначе религия влияет на мировоззрение человека. В особенности это ощущается в детстве, когда религиозным воспитанием занимаются родители, зачастую единственный на тот момент авторитет в глазах ребенка. На этом этапе и появляются негативные проявления религиозного просвещения детей. В основном они заключаются в том, что современные родители, как источник информации, достаточно недостоверны, и доносят до ребенка искаженную или в корне неправильную информацию о вере и религии. В лучшем случае это может привести к созданию у ребенка ложных представлений о религии, а в худшем и вовсе, к воспитанию в нем скорее ненависти к вере, чем любви. Вырастая, ребенок заново осмысляет вложенные в его голову знания и мнения родителей. Тогда он сталкивается со множественными парадоксами и вопросами, на которые зачастую не может найти ответы, полностью удовлетворившие бы его, но, пожалуй, один из главных вопросов, к которым рано или поздно приходит юный разум – «Как все верующие могут быть уверенны в Аде для грешников или Рае для безгрешных, если «пути Господни неисповедимы»?». Поиски ответов, могут завести куда угодно, однако, чаще всего первым местом поисков становится церковь. С ней возникает главный парадокс, ведь задавая священнику вопрос о религии, в своих ответах он опирается на Библию и другие священные писания, однако когда речь идет о сомнении в вере, такие аргументы не рассматриваются, как достаточно весомые, ведь, для того, чтобы воспринимать их так, нужно уже веровать. Здесь встает другой вопрос, который можно рассмотреть по проблеме Геттиера – можно ли считать веру в Бога, знанием, что Бог существует? Ответ на вопрос – нет. «Знание» – проверенный практикой результат познания действительности, опыт и понимание на основании которых можно построить свои суждения и выводы. Проблема Геттиера же, это проблема, которая ставит под сомнение традиционное понимание «знания», которое было сформировано Платоном и называется «тройственной системой знаний». Однако, следует учесть, что проблема Геттиера, хоть и доказала ошибочность тройственной системы, не имеет однозначно правильного решения. Но, даже по тройственной системе знаний, недостаточно просто верить в истину, чтобы ее можно было считать знанием – для этого необходимы достаточные доказательства, а проблема Геттиера добавила к трем условиям Платона еще два: обоснование, включающее возможность ошибочного мнения, и фактор счастливой случайности. Итак, рассмотрим пример: вы не верите в Бога, к вам подходит священник и уверяет вас, что Бог существует и он говорит с ним каждый день, предлагая пройти к месту, где он обычно молится и помолиться самому. Помолившись у алтаря, вы слышите красивое тихое пение и через витражи на вас падает луч света. Из этого вы делаете вывод: Бог существует. Однако хитрость в том, что в этот момент сработало условие счастливой случайности, по которой в момент вашей молитвы солнце вышло из-за тучи и церковный хор начал подготовку к вечерней службе. То есть, истина, сформировавшаяся из вашего мнения, оказалась ложной и неподкрепленной дополнительными обоснованиями, и поэтому нельзя считать исключительно веру в Бога достаточной, чтобы факт его существования был истинным. Подводя итог, можно сказать, что, рассматривая вопрос о вере через проблему Геттиера, истинность существования Бога не может быть доказана без дополнительных обоснований, которыми на данный момент не владеет ни один человек. 1. Геттиер Э. Является ли знанием истинное и обоснованное мнение? // Аналитическая философия: Становление и развитие (антология). М. : Дом интеллектуальной книги; Прогресс-Традиция, 1998. С. 231-233. 2. Фролов К. Г. О нюансах перевода и цитирования в контексте проблемы Геттиера // Вопросы философии. 2013. № 11. С. 168-173. 3. Платон. Теэтет // Платон. Собр. соч.: в 4 т. М. : Мысль, 1993. Т. 2. С. 192-274. 4. Платон. Менон // Платон. Собр. соч.: в 4 т. М. : Мысль, 1990. Т. 1. С. 575-612. 5. Вострикова Е. В. Является ли знание обоснованным высказыванием? // Эпистемология и философия науки. 2009. № 3. С. 85-88.