Ценности и смыслы модели отношения человека с миром бытия встречаются в философском анализе проблем постнеклассической науки, где различные формы процессов движения и/или развития материи рассматриваются, как способ существования бытия. Порывая с бытием в теории, в практике людей это чревато опасностью уничтожения или искажения способов процессуальности в тех или иных регионах бытия. Следовательно, движение является важным аспектом одной из моделей отношения человека с миром. При исследовании различных форм процессуальности, можно увидеть, что их (форм) отражения встречаются в тех или иных способах существования бытия и сущего. Актуальность состоит в том, что исследование данной темы обогащает наши представления о взаимоотношениях человека с миром, находит отражение в модели мироотношения. Цель исследования: рассмотрение взглядов на способы существования бытия и, на движение, непосредственно, как один из них. Объект исследования – способы существования бытия. Предмет исследования – движение. Методологической основой исследования выступили философские труды, исследования и анализы, как российских (М.М. Прохоров; А.А. Атанов, В.А. Туев; М.Л. Ткачёва; С.В. Соловьёва и пр.), так и иностранных (Bloom. L., Sheets-Johnstone, M.) авторов. Методы: метод анализа, метод обобщения, метод исследования. Когда мы рассматриваем движение феноменологически, начиная с нашего собственного движения и, в свою очередь, проверяем наши выводы в любом живом и неживом движении, мы находим кинетические качества: линейные, площадные и проекционные, которые составляют кинестетический опыт и являются основой любой динамики движения. Они более точные и видны в любом движении, которое мы можем сделать. Вместе они составляют особую динамику движения: его вялость или потенцию, его контуры и траектории, его экспансивность или ограниченность, его внезапный или ослабленный характер. Более пристальное изучение каждого из них позволит нам увидеть пространственные аспекты движения в глобальной кинетической перспективе. Итак, на основе этого первоначального описательного анализа можно будет показать, как движение создаёт своё собственное пространство, время и силу, и, в свою очередь, дать существенные эмпирические основания для ведущей части утверждения Конрада Лоренца о том, что «нет интуиции пространства и нет интуиции времени, но есть только одна интуиция движения в пространстве и времени». Основы бытия Термин «онтология», который происходит от древнегреческих слов: «онтос» (знач. сущее) и «логос» (знач. знание), - это знание о сущем, или метафизика бытия. То есть, онтология представляет собой учение о предельных, фундаментальных структурах бытия. Бытиё и сущее в философии различают уже со времён античности. Сущее – это совокупность окружающих вещей. Но в понятии бытия выражено то, что среди многообразия вещей можно найти общее им всем, такой «нейтральный» признак всего мира (сущего вообще), заключающийся в том, что он - мир вообще - существует. В диалоге «Софист», Платон повествовал о том, что ещё античные философы вели «нечто вроде борьбы гигантов из-за спора друг с другом о бытии», о том, как его понимать. Одни философы (Сократ, Платон) считали, что бытиё - это сущее как таковое, что «истинное бытиё - это некие умопостигаемые и бестелесные идеи». Другие понимали бытие как сущие вещи, т.е. признавали «тела и бытиё за одно и то же». Нельзя разделять движение и бытиё, вставая на путь интерпретации бытия как неизменности. Поэтому бытиё, как процесс должно быть подвергнуто специальному философско-мировоззренческому исследованию для того, чтобы определить ряд процессуальных категорий, установить их содержание и объём, понять причины отрывания их от категорий бытия как предпосылки чрезмерного активизма, бумерангом возвращающегося к человеку в виде характерных для философской литературы попыток «выбраковки» человека из мира бытия. Движение: способ существования бытия Учение о движении разрабатывалось на протяжении всей истории философской мысли. Уже на начальных этапах развития человеческого познания мыслители глубокой древности обратили внимание на изменчивость бытия. Анаксимандр высказал мысль о превращении апейрона в земные стихии и их переходе друг в друга. Гераклит говорил о живом огне, вечно воспламеняющемся и вечно угасающем, о потоке и взаимопереходах противоположностей. «Панта рей» - «все течет, все изменяется», - учил основоположник древней диалектики. Движение по своей сути специфично. Специфика зависит от бесчисленного множества качественно различных материальных образований, которые присутствуют как в природе, так и в обществе. Современная наука знает только ту часть этих движений, которая овладевает разумом. Речь идет об известных формах движения, то есть способы существования и функционирования материальных систем в соответствии с их структурой. Пространственные концепции, такие как те, на которых сосредоточены Пиаже и другие психологи в своих исследованиях младенчества, связаны с самодвижением. Наконец, рассмотрение пространственных аспектов движения с глобальной кинетической точки зрения продемонстрирует, как, отвечая на нашу общую первоначальную задачу изучения нашего тела и обучения движению себя, мы закладываем основу для всех тех дальнейших разработок пространства, как кинестетических, так и объективных, которые приходят к нашему опыту. Самым простым и понятным примером при рассмотрении движения является аспект самодвижения. Когда мы сжимаем кулаки, идём из комнаты, машем на прощание, берем предмет, улыбаемся, протягиваем руки над головой или обнимаем кого-то, мы испытываем определённую кинетическую интенсивность. Интенсивность может изменяться по мере движения: объятие может начинаться с умеренной энергии, а затем усиливаться; сжатый кулак может расслабиться, а затем снова напрягаться; возбуждённая улыбка может исчезнуть и потерять свою первоначальную жизненную силу. Напряжённое качество движения может быть и в большинстве случаев является переменной величиной внутри любого движения. Мышцы, в конце концов, напрягаются и расслабляются при выполнении какого-либо движения. Однако, независимо от его меняющегося характера, качество натяжения всегда находится на кинестетической карте. Мы можем, по сути, заметить его качество в ходе любого движения, которое мы делаем, будь то в процессе работы, игры, от простого написания нашего имени, до сложнейшей операции. Линейная конструкция движущегося тела может быть объективирована только путём застоя движения; линейная картина, созданная движущимся телом, существует только в виде воображаемых следов, оставленных движением. Линейные конструкции и картины плавно нарисованные но любой формы созданные любым телесным движением. Например, движение тела может иметь определённое общее линейное качество - доминирующий аспект, такой как угловатость, прямолинейность или округлость. Гамма качества с точки зрения как дизайна, так и рисунка, пожалуй, наиболее очевидна в аффективно мотивированном движении, когда человек прыгает от радости, поворачивается к близкому в горе, убегает в страхе и так далее. По отношению к ареальному дизайну, одушевлённые тела могут находиться везде вдоль континуума от экспансивного к сжимающему. В самом деле, живой организм непрерывно меняет форму, как она движется и движется, как он изменяет свою форму: пригнувшись и ныряя, оно само сжимается и растягивается, например, в положении стоя. Именно телесное движение, а не позиция, к которой мы пришли, составляет ареальную конструкцию тела: присесть, стоять и так далее - всё это кинетические явления. Они описывают движущееся тело в процессе сжатия и расширения. Таким образом, движение не определяется должным образом как изменение положения, т. е. как простой соединительный стержень из точки А в точку В; это динамическое явление, и как таковое должным образом определяется с точки зрения динамики, а не статически с точки зрения позиций. Движение само по себе также является трёхмерным явлением, описываемым в терминах его ареальной структуры: от интенсивного до экстенсивного, в соответствии с его амплитудой, что, как отмечалось выше, наиболее очевидно в аффективном движении. Когда человек бежит в страхе, ареал его движения обширен; когда он поворачивается к ближнему в горе, он интенсивен. Точно так же рисунок линий, созданный при пожатии чьей-то руки, интенсивен по сравнению с обширным рисунком, созданным при раскрытии рук, чтобы обнять кого-то. В каждом случае пространство, которое создаёт движение - его общая форма - различно. Орудия могут увеличивать видимую форму движения. Когда кто-то подметает пол или размахивает топором, чтобы разрубить бревно, инструмент расширяет ареальную конструкцию тела и тем самым расширяет ареальную структуру движения тела, делая её более обширной, чем она есть на самом деле. В своей книге «Научные основы человеческого движения», в главе под названием «Проприоцепторы и связанные с ними рефлексы», Gowitzke, B. A. и Milner, M. (1988 с. 256) утверждали: «добровольный вклад в движение почти полностью ограничивается инициированием, регулированием скорости, силы, дальности и направления и прекращением движения.». В то время как их точка зрения заключается в том, что добровольное движение управляется субкоитальными центрами и отдельными мышцами, обычно не находящимися под добровольным контролем, объём и сложность добровольных кинетических функций вряд ли можно описать как ограниченный вклад в движение. Скорость, сила, дальность и направление на самом деле являются сложными измерениями движения, всего движения, живого или неживого. Будучи, в частности, основными измерениями живого движения, следовательно, кинетики, они требуют чего-то большего, чем механическая спецификация в научном исследовании человеческого движения. Необходимость изучения их центральной роли в человеческом движении тем более очевидна, что вместе они указывают на кинетическую динамику, которая формирует кинетический опыт, и, следовательно, обязательно связаны с пространственными восприятиями и познаниями. Они указывают на, а не формулируют эту динамику, потому что они не более чем готовые повседневные стандарты, которые мы применяем к движению. Иными словами, они выявляют аспекты движения, которые мы испытываем, но само движение остаётся непроанализированным. Движение есть генеративный источник пространственного восприятия и познания. Материальный мир в своем движении качественно многообразен и един. В этом качественном многообразии следует учитывать специфику каждой формы движения материи и их взаимосвязь. Выводы Абсолютного покоя, равновесия и неподвижности во Вселенной (мире) нет, каждый покой, равновесие относительны, являются лишь определенным состоянием движения: любой материальный объект, любая материальная система, совокупность материальных систем движутся (взаимодействуют, взаимно изменяются) по отношению друг к другу. Мы можем быть одинаково осведомлены о линейном качестве нашего движения, как о линейном дизайне наших тел при движении, так и о линейном шаблоне, созданном нашим движением. Во время ходьбы, поднимая что-то, поворачивая голову и так далее, мы сгибаемся, растягиваемся, изгибаемся и/или вращаем наши тела в разных местах. Мы на самом деле создаем постоянно меняющиеся и часто сложные линейные конструкции. Например, когда мы идём, общая линейная конструкция нашего тела вертикальна, но нога, когда она тянется вперёд, по диагонали выровнена, как и наши руки в самой начальной и конечной части их качания. Сверх того ноги и руки сгибаются и разгибаются по мере того как мы что-либо делаем, изменяя общую линейную конструкцию. В общем смысле, сложная линейная конструкция, созданная нашим телом при ходьбе, является прямой, то есть мы создаем прямые, а не закруглённые телесные линии. Другими словами, путь, который прослеживает любое движение, описывает какую-то линейную форму, округлую, когда человек обходит препятствие, поворачивает или бросает диск и прямую - когда он идёт прямо к чему-то или толкает дверь, зигзаг, как в игре в пятнашки или избегая столкновения с кем-то, и так далее. Стабильность внешней формы материальных объектов происходит за счёт определенного взаимодействия между их составными материальными образованиями, и взаимодействие, которое развивается в пространстве и времени, выступает как движение (и не важно - в микро или макро мире она представлена), аналогично, любое движение включает в себя взаимодействие различных видов материи (вещество, поле, космический вакуум, растительный и животный мир, общество) и структурные образования материи (абиотические, биотические, социальные). В самом общем виде движение оказывается идентичным любому изменению, любому переходу из одного состояния в другое.