Взгляните, ведь с симметрией мы сталкиваемся абсолютно везде - в природе, технике, искусстве, науке, например, симметрия, встречается в разных разновидностях рябины, шиповник, листьев клевера-все они свойственны симметрии, точно так же как, бабочке и кленовому листу, симметрия форм автомобиля и самолета. А как же симметрия в искусстве? - в ритмическом построении стихотворения и музыкальной фразы, симметрия орнаментов и бордюров, симметрия атомной структуры молекул и кристаллов. Можно приводить море примеров, связанной с симметрией, и это действительно интересно и познавательно, находить и видеть ее! Само определение симметрии проходит через всю многовековую историю человеческого творчества. Оно встречается уже у истоков человеческого знания; его широко используют все без исключения направления современной науки. Основы симметрии играют не маловажную роль в физике и математике, химии и биологии, технике и архитектуре, живописи и скульптуре, поэзии и музыке. Законы природы, управляющие неисчерпаемой в своем многообразии картинами явлений, в свою очередь, подчиняются принципам симметрии. Ключевые слова: симметрия, асимметрия, гармония, красота. Текст статьи: В Древней Греции большое внимание уделяли гармонии в жизни. Существовала верили, что она делает бытие прекрасным. Прекрасное через искусство создавало атмосферу всеобщего блага. Одним из аспектов гармоничного бытия в куль-турном образовании античного пространства являлась симметрия и асимметрия. Античные философы утверждали, что симметрия отражает Вселенную, поэтому она прекрасна. Симметрия - это средство, с помощью которого организуется форма. С её помощью можно создавать элементы расположенные правильно относительно плоскости, оси или центра какого- либо объекта, изображения или пространства. Это одно из наиболее ярких и наглядно проявляющихся свойств композиции в искусстве. «Для симметричной организации композиции характерна уравновешенность ее частей по массам, по тону, цвету и даже по форме. В таких случаях одна часть почти зеркально похожа на вторую. В симметричных композициях чаще всего имеется ярко выраженный центр. Как правило, он совпадает с геометрическим центром картинной плоскости. Если точка схода смещена от центра, то это нарушает идеальное равновесие» [1]. Понятие и суть симметрии с древних времен не утратило свои позиции. На протяжении всех веков начиная, с культуры Древнего Египта симметрия использовалась во многих вещах как в искусстве, так и в других областях науки: математике, биологии, анатомии и т.д. Симметричные композиции Древнего Египта в основном наблюдались в архитектурных ансамблях. В Древней Греции симметрию активно развивали и архитектуре и в скульптурных композициях, и в вазописи. К правилам симметрии нередко прибегали художники при изображении торжественных многолюдных собраний, парадов, заседаний в больших залах и т. д. Наглядный пример симметричных композиций - это фронтоны греческих храмов. Скульптурные группы в них располагались четко относительно центральной оси. Гармония симметрии создавала величественный, возвышенный образ культового здания. Не забывали о симметрии и в эпоху средневековья. Иконостас в христианской культуре имеет ярко выраженное симметричное построение. Об иконостасе так пишет С.А. Шулятева, он: «...изначально представлял деревянную стену от северной до южной стороны алтаря и претерпел эволюцию от невысокой преграды без икон в форме решетки или резной стенки до вида архитектурного сооружения. Высокие иконостасы композиционно отражали идею «Небесного града» и определялись размерами икон, их взаимным расположением и цветовой гаммой.» [2]. В композиционных сюжетах симметрия подчеркивает символический смысл изображаемого. Так, например, композиция из храма Святой Софии в Константинополе, изображающую Богородицу и двух императоров, симметрично предстоящих перед образом Марии, будто говорят о том, что император Константин и Юстиниан ограждают Богоматерь, как стражники. А созданные ими град и храм (Константином столица Византии - Константинополь, а Юстинианом - храм Святой Софии в Константинополе), являются символами веры и торжества христианства. Большое внимание правилу симметрии уделяли художники эпохи Возрождения, о чем свидетельствует монументальная живопись того периода. Понятие симметрии в данную эпоху выражало, так же, как и в эпоху античности, проявление красоты и порядка. Симметрия и асимметрия есть формообразующие приемы композиции необходимые для большей выразительности и создания гармоничного образа. Они оказывают определенное визуальное воздействие на человека, позволяют достичь филигранной точности в управлении вниманием и ощущениями зрителя. Их применение необходимый инструмент, без которого невозможно создать равновесие и гармонию. Вторая половина XX в., в том числе благодаря открытиям Ю. Вигнера в квантовой механике, ознаменована бурным наступлением неопифагорейской традиции в естествознании, проходившим под знаком идей симметрии. Сегодняшний «симметрийный постнеопифагореизм» подготовлен всем ходом развития естествознания. Идея симметрии в наши дни осознается как важнейшая универсалия, пронизываю-щая мироздание от микро- до макрокосма, как «сверхпринцип» современного есте-ствознания. Изначальное понятие о геометрической симметрии как соразмерности зримых геометрических форм приобретает сегодня универсальный смысл как всеобщая идея инвариантности относительно некоторых преобразований. В истории эстетики многие авторы отождествляли красоту и гармонию исклю-чительно с порядком (симметрией, пропорциональностью), иначе говоря, с полной определенностью системы. Абсолютная симметрия — это тождество противоположностей, равновесие, скованность, покой. Гармония же есть их движение, развитие, борьба, а посему включает в себя моменты асимметрии, неупорядоченности, неопределенности. Но прекрасна и самая строгая симметрия, ибо как тождество (единство) противоположного (различного) она является причиной движения (борьбы противоположностей), в том числе и игры наших познавательных способностей. Гармония и симметрия есть не просто формальные признаки прекрасного. Гармония всегда содержательна. Прекрасное — не только какое-либо отдельное свойство предмета; оно есть и совокупная целостность элементов, свойств объекта, и сам объект. Наиболее общее и адекватное определение гармонии дал Гегель: «Гармония представляет собой соотношение качественных различий, взятых в их совокупности и вытекающих из сущности самой вещи» Итак, порядок, противодействующий хаосу, определяет основную линию развития мироздания. Но и самому хаосу как его главнейшему первоначалу мы не вправе отказать в эстетической окраске. Хаос — это потенциальная красота, тогда как порядок — актуальная. [3, с. 15—16]. Гармония и дисгармония есть отражение в эстетике основной онтологической пары — порядка и хаоса. Обе эти дихотомии, первая в искусстве, вторая в мироздании, дополнительны. Миром управляет порядок, и именно он, пронизывая все мироздание, придает ему целостность, гармонию и эстетическое начало. Однако порядок не присущ ни миру, ни нашему сознанию изначально, он рождается из хаоса и в победе над ним. Негэнтропийные силы в природе противостоят энтропийным, гармонические тенденции в искусстве спорят с дисгармоническими. Однако гармония и дисгармония, как и порядок и хаос, не находятся в состоянии симметрического равновесия. Победа гармонии над дисгармонией есть основной закон, движущий мирозданием. Эстетический потенциал дисгармонии как качественной функции хаоса состоит в ощущении рождения нового. Актуальная дисгармония всегда несет в себе потенциальную гармонию, потенциальная красота дисгармонии непременно перерастает в актуальную красоту гармонии. Эстетика порядка и эстетика хаоса — это два видения мира, два взгляда на красоту, на соотношение гармонического и дисгармонического, рационального и иррационального начал в искусстве, две концепции мироощущения, названные о. П. А. Флоренским «хищнически-механистической» и «созерцательно-творческой» Абсолютный порядок не способен к саморазвитию, жесткая детерминация рано или поздно превращается в тормоз для последующего развития системы, ибо старые структуры и формы становятся тесными для накопленного содержания. Так назревает необходимость разрушения старого порядка и перехода системы на более высокий уровень организации. Неизбежный при этом хаос — лишь временное явление, непременное условие перехода к более высокой степени упорядоченности. Хаотические системы представляют собой разновидность динамических, что было доказано математиком Майклом Барнсли (см. [4, с. 83—84]). Красота живет на границе порядка и хаоса. И тем не менее, несмотря на необхо-димую взаимодополняемость гармонии и дисгармонии, главному вектору развития мироздания следует гармоническое направление. «Соразмерность (simetria), соответственность свойственна уму человеческому», — писал А. С. Пушкин Вяземскому (см. Полное собрание сочинений, т. XI, с. 304). И это является лучшим определением понятия симметрии, как и определение, данное математиком Г. Вейлем: «Симметрия есть свойство сохранения при изменениях». Группу симметрии в математическом смысле составляет набор преобразований, сохраняющих фиксированную структуру системы. Симметрия позволяет установить инварианты преобразований. И наоборот: для имеющихся инвариантов (сохраняющихся величин, мировых констант, инвариантов эволюции и т. д.) можно подобрать соответствующие группы сохраняющих преобразований. Симметрия есть единство сохранения и изменения. Гармония есть соответствие. И в этом своём качестве она включает симметрию как важнейший свой компонент. Требование коэволюции человека и биосферы, обеспечивающее человечеству стабильное существование, есть требование гармонизации. Соответствие планов содержания и планов выражения есть свойство гармонии семиотических систем, каковыми являются произведения искусства. Свойства обобщённой симметрии произведений искусства можно сформулировать как требования сохранения их смысла при допустимых преобразованиях их языка. С выходом книги «Симметрия» выдающегося математика XX в. Г. Вейля начался новый этап философско-эстетического осмысления этого понятия как меры красоты и гармонии мироздания. «Симметрия, — писал Вейль, — означает тот вид согласованности отдельных частей, который объединяет их в единое целое. Красота тесно связана с симметрией...» [6, с. 35]. Эти понятия наделены общей спецификой (характеризуют соотношение отдельных частей целого) и общим свойством (отношение, согласованность). Латинская «пропорция» (proportio), введенная в употребление Цицероном, есть перевод платоновского термина avaXoyta, означавшего соотношение — общее отношение мер. Вслед за симметрией — мерой порядка, красоты и совершенства — на авансцену сегодня естественным образом выходит и математика. Золотое сечение, названное так Леонардо да Винчи, известно уже в «Началах» Евклида, где фигурирует как деление отрезка в крайнем и среднем отношении, а еще ранее встречается в «Тимее» Платона и, по-видимому, было известно Пифагору. Пифагорейская «математическая традиция» в эстетике бытия в наши дни звучит с новой силой. Нобелевский лауреат В. Гейзенберг перевел знаменитый тезис Кеплера «Geometria est archetypus pulchritudinis mundi» в современных терминах: «Математика. есть прообраз красоты мира» руководствуясь именно этой уверенностью в заглавной роли математики в процессе познания гармонии и красоты мироздания.