взгляните ведь с симметрией мы сталкиваемся абсолютно везде в природе технике искусстве науке например симметрия встречается в разных разновидностях рябины шиповник листьев клевера-все они свойственны симметрии точно так же как бабочке и кленовому листу симметрия форм автомобиля и самолета. а как же симметрия в искусстве в ритмическом построении стихотворения и музыкальной фразы симметрия орнаментов и бордюров симметрия атомной структуры молекул и кристаллов. можно приводить море примеров связанной с симметрией и это действительно интересно и познавательно находить и видеть ее. само определение симметрии проходит через всю многовековую историю человеческого творчества. оно встречается уже у истоков человеческого знания; его широко используют все без исключения направления современной науки. основы симметрии играют не маловажную роль в физике и математике химии и биологии технике и архитектуре живописи и скульптуре поэзии и музыке. законы природы управляющие неисчерпаемой в своем многообразии картинами явлений в свою очередь подчиняются принципам симметрии. ключевые слова: симметрия асимметрия гармония красота. текст статьи: в древней греции большое внимание уделяли гармонии в жизни. существовала верили что она делает бытие прекрасным. прекрасное через искусство создавало атмосферу всеобщего блага. одним из аспектов гармоничного бытия в куль-турном образовании античного пространства являлась симметрия и асимметрия. античные философы утверждали что симметрия отражает вселенную поэтому она прекрасна. симметрия это средство с помощью которого организуется форма. с её помощью можно создавать элементы расположенные правильно относительно плоскости оси или центра какого- либо объекта изображения или пространства. это одно из наиболее ярких и наглядно проявляющихся свойств композиции в искусстве. для симметричной организации композиции характерна уравновешенность ее частей по массам по тону цвету и даже по форме. в таких случаях одна часть почти зеркально похожа на вторую. в симметричных композициях чаще всего имеется ярко выраженный центр. как правило он совпадает с геометрическим центром картинной плоскости. если точка схода смещена от центра то это нарушает идеальное равновесие [1]. понятие и суть симметрии с древних времен не утратило свои позиции. на протяжении всех веков начиная с культуры древнего египта симметрия использовалась во многих вещах как в искусстве так и в других областях науки: математике биологии анатомии и т.д. симметричные композиции древнего египта в основном наблюдались в архитектурных ансамблях. в древней греции симметрию активно развивали и архитектуре и в скульптурных композициях и в вазописи. к правилам симметрии нередко прибегали художники при изображении торжественных многолюдных собраний парадов заседаний в больших залах и т. д. наглядный пример симметричных композиций это фронтоны греческих храмов. скульптурные группы в них располагались четко относительно центральной оси. гармония симметрии создавала величественный возвышенный образ культового здания. не забывали о симметрии и в эпоху средневековья. иконостас в христианской культуре имеет ярко выраженное симметричное построение. об иконостасе так пишет с.а. шулятева он: .изначально представлял деревянную стену от северной до южной стороны алтаря и претерпел эволюцию от невысокой преграды без икон в форме решетки или резной стенки до вида архитектурного сооружения. высокие иконостасы композиционно отражали идею небесного града и определялись размерами икон их взаимным расположением и цветовой гаммой. [2]. в композиционных сюжетах симметрия подчеркивает символический смысл изображаемого. так например композиция из храма святой софии в константинополе изображающую богородицу и двух императоров симметрично предстоящих перед образом марии будто говорят о том что император константин и юстиниан ограждают богоматерь как стражники. а созданные ими град и храм константином столица византии константинополь а юстинианом храм святой софии в константинополе являются символами веры и торжества христианства. большое внимание правилу симметрии уделяли художники эпохи возрождения о чем свидетельствует монументальная живопись того периода. понятие симметрии в данную эпоху выражало так же как и в эпоху античности проявление красоты и порядка. симметрия и асимметрия есть формообразующие приемы композиции необходимые для большей выразительности и создания гармоничного образа. они оказывают определенное визуальное воздействие на человека позволяют достичь филигранной точности в управлении вниманием и ощущениями зрителя. их применение необходимый инструмент без которого невозможно создать равновесие и гармонию. вторая половина xx в. в том числе благодаря открытиям ю. вигнера в квантовой механике ознаменована бурным наступлением неопифагорейской традиции в естествознании проходившим под знаком идей симметрии. сегодняшний симметрийный постнеопифагореизм подготовлен всем ходом развития естествознания. идея симметрии в наши дни осознается как важнейшая универсалия пронизываю-щая мироздание от микро- до макрокосма как сверхпринцип современного есте-ствознания. изначальное понятие о геометрической симметрии как соразмерности зримых геометрических форм приобретает сегодня универсальный смысл как всеобщая идея инвариантности относительно некоторых преобразований. в истории эстетики многие авторы отождествляли красоту и гармонию исклю-чительно с порядком симметрией пропорциональностью иначе говоря с полной определенностью системы. абсолютная симметрия это тождество противоположностей равновесие скованность покой. гармония же есть их движение развитие борьба а посему включает в себя моменты асимметрии неупорядоченности неопределенности. но прекрасна и самая строгая симметрия ибо как тождество единство противоположного различного она является причиной движения борьбы противоположностей в том числе и игры наших познавательных способностей. гармония и симметрия есть не просто формальные признаки прекрасного. гармония всегда содержательна. прекрасное не только какое-либо отдельное свойство предмета; оно есть и совокупная целостность элементов свойств объекта и сам объект. наиболее общее и адекватное определение гармонии дал гегель: гармония представляет собой соотношение качественных различий взятых в их совокупности и вытекающих из сущности самой вещи итак порядок противодействующий хаосу определяет основную линию развития мироздания. но и самому хаосу как его главнейшему первоначалу мы не вправе отказать в эстетической окраске. хаос это потенциальная красота тогда как порядок актуальная. [3 с. 15—16]. гармония и дисгармония есть отражение в эстетике основной онтологической пары порядка и хаоса. обе эти дихотомии первая в искусстве вторая в мироздании дополнительны. миром управляет порядок и именно он пронизывая все мироздание придает ему целостность гармонию и эстетическое начало. однако порядок не присущ ни миру ни нашему сознанию изначально он рождается из хаоса и в победе над ним. негэнтропийные силы в природе противостоят энтропийным гармонические тенденции в искусстве спорят с дисгармоническими. однако гармония и дисгармония как и порядок и хаос не находятся в состоянии симметрического равновесия. победа гармонии над дисгармонией есть основной закон движущий мирозданием. эстетический потенциал дисгармонии как качественной функции хаоса состоит в ощущении рождения нового. актуальная дисгармония всегда несет в себе потенциальную гармонию потенциальная красота дисгармонии непременно перерастает в актуальную красоту гармонии. эстетика порядка и эстетика хаоса это два видения мира два взгляда на красоту на соотношение гармонического и дисгармонического рационального и иррационального начал в искусстве две концепции мироощущения названные о. п. а. флоренским хищнически-механистической и созерцательно-творческой абсолютный порядок не способен к саморазвитию жесткая детерминация рано или поздно превращается в тормоз для последующего развития системы ибо старые структуры и формы становятся тесными для накопленного содержания. так назревает необходимость разрушения старого порядка и перехода системы на более высокий уровень организации. неизбежный при этом хаос лишь временное явление непременное условие перехода к более высокой степени упорядоченности. хаотические системы представляют собой разновидность динамических что было доказано математиком майклом барнсли см. [4 с. 83—84] красота живет на границе порядка и хаоса. и тем не менее несмотря на необхо-димую взаимодополняемость гармонии и дисгармонии главному вектору развития мироздания следует гармоническое направление. соразмерность simetria соответственность свойственна уму человеческому писал а. с. пушкин вяземскому см. полное собрание сочинений т. xi с. 304 и это является лучшим определением понятия симметрии как и определение данное математиком г. вейлем: симметрия есть свойство сохранения при изменениях. группу симметрии в математическом смысле составляет набор преобразований сохраняющих фиксированную структуру системы. симметрия позволяет установить инварианты преобразований. и наоборот: для имеющихся инвариантов сохраняющихся величин мировых констант инвариантов эволюции и т. д. можно подобрать соответствующие группы сохраняющих преобразований. симметрия есть единство сохранения и изменения. гармония есть соответствие. и в этом своём качестве она включает симметрию как важнейший свой компонент. требование коэволюции человека и биосферы обеспечивающее человечеству стабильное существование есть требование гармонизации. соответствие планов содержания и планов выражения есть свойство гармонии семиотических систем каковыми являются произведения искусства. свойства обобщённой симметрии произведений искусства можно сформулировать как требования сохранения их смысла при допустимых преобразованиях их языка. с выходом книги симметрия выдающегося математика xx в. г. вейля начался новый этап философско-эстетического осмысления этого понятия как меры красоты и гармонии мироздания. симметрия писал вейль означает тот вид согласованности отдельных частей который объединяет их в единое целое. красота тесно связана с симметрией. [6 с. 35]. эти понятия наделены общей спецификой характеризуют соотношение отдельных частей целого и общим свойством отношение согласованность латинская пропорция proportio введенная в употребление цицероном есть перевод платоновского термина avaxoyta означавшего соотношение общее отношение мер. вслед за симметрией мерой порядка красоты и совершенства на авансцену сегодня естественным образом выходит и математика. золотое сечение названное так леонардо да винчи известно уже в началах евклида где фигурирует как деление отрезка в крайнем и среднем отношении а еще ранее встречается в тимее платона и по-видимому было известно пифагору. пифагорейская математическая традиция в эстетике бытия в наши дни звучит с новой силой. нобелевский лауреат в. гейзенберг перевел знаменитый тезис кеплера geometria est archetypus pulchritudinis mundi в современных терминах: математика. есть прообраз красоты мира руководствуясь именно этой уверенностью в заглавной роли математики в процессе познания гармонии и красоты мироздания.
Уникальность текста: 84.7
Подсветить все совпадения