Статься по философии На тему: «Что такое справедливость и Правосудие? Концепции.» Работу выполнил студент группы МТД-18-1а Ишанкулиев Байрам Оглавление: 1. Аннотация 2. Основная часть: А) что такое справедливость Б) концепции права В) кто такой справедливый человек Г) кинематограф и литература 3. Заключение 4. Источники Аннотация Как часто в жизни мы слышим фразу «Это несправедливо!»? Неважно, будь это процесс в суде или обычное разбирательство в школе. Люди говорят, что жизнь несправедлива, так ли это? Что вообще можно назвать справедливостью? С уверенностью можно сказать только то, что у каждого своя правда, свое понимание честности, и зачастую мы не видим и не можем принять правду другого человека только потому, что его «справедливость» отличается от нашей. Люди, по отношению к которым поступили «нечестно» как они считают, перестают верить в это слово справедливость. Но я считаю, что это понятие весьма относительно, так что мы не можем рассматривать его как что-то конкретное даже по отношению к себе и делать выводы о том, что в нынешнем мире нет справедливости. Возможно, подобное утверждение появилось потому, что люди просто не способны видеть дальше себя, они ставят себя выше другого человека т.к. считают, что они правы. Также многие не могут смирится с тем фактом, что справедливость никогда не будет «на стороне» всех. Но стоит ли переставать в нее верить? И насколько тесно связаны правосудие и справедливость? Ключевые слова: справедливость,правосудие, честность, правда(истина), общество, модель, история, мифология, человек, мнения, относительность. Основная часть: Что такое справедливость? Справедливость - это юридическая или философская теория, которой руководствуется справедливость. Весьма сложно дать четкое определение данному понятию, т.к я опросил студентов вуза и каждый из них понимает справедливость по-своему. Вот несколько ответов: • «Справедливость-это закон» • «Справедливость-это решение, которое принимается в угоду одной из сторон» • «Справедливость-это регулятор общественных отношений» • «Справедливость-это то чего мы не видим, но постоянно ощущаем» • «Справедливость-это судья» Но на удивление многие ответили «А разве можно точно сказать, что такое справедливость» Это лишний раз доказало, что справедливость понятие относительное. Концепции справедливости: Как и в большинстве философских дисциплин, концепция справедливости отличается в каждой культуре: • Сторонники теории божественного повеления говорят, что справедливость исходит от Бога. • В 17 веке такие теоретики, как Джон Локк, отстаивали естественные права как производную от правосудия. • Мыслители в традиции общественного договора утверждают, что справедливость основывается на взаимном согласии всех заинтересованных сторон. • В 19 веке мыслители-утилитаристы, включая Джона Стюарта Милля, говорили, что справедливость - это то, что имеет лучшие последствия. • Эгалитаристы утверждают, что справедливость может существовать только в рамках координат равенства. Джон Ролс использовал теорию общественного договора, чтобы показать, что справедливость, и особенно справедливость распределения, является формой справедливости. • Теоретики прав собственности придерживаются взгляда на справедливое распределение и утверждают, что справедливость, основанная на правах собственности, максимизирует общее богатство экономической системы. • Теории карательного правосудия касаются наказания за правонарушения. • Восстановительное правосудие - это подход к правосудию, который фокусируется на восстановлении того, что является добром, и обязательно фокусируется на потребностях жертв и правонарушителей. Детально рассмотрим несколько концепций: Кто такой справедливый человек? Хотелось бы вернуться к первой концепции справедливости и обратить внимание на работу Платона «Республика»: В своем диалоге «Республика» Платон использует Сократа, чтобы отстаивать справедливость, которая охватывает как справедливого человека, так и справедливое городское государство. Справедливость - это правильные, гармоничные отношения между враждующими частями человека или города. Следовательно, платоновское определение справедливости заключается в том, что справедливость - это обладание и выполнение того, что принадлежит человеку. Справедливый человек - это человек в правильном месте, который делает все возможное и дает точный эквивалент того, что он получил. Это относится как на индивидуальном уровне, так и на универсальном уровне. Как мы знаем душа человека состоит из трех частей - разума, духа и желания. Точно так же город состоит из трех частей - Сократ использует притчу о колеснице, чтобы проиллюстрировать свою точку зрения: колесница работает как единое целое, потому что сила двух лошадей направляется колесницей. Любители мудрости - философы в одном смысле этого слова - должны править, потому что только они понимают, что хорошо. Если человек болен, он обращается к врачу, а не к фермеру, потому что медик является экспертом в области здоровья. Точно так же нужно доверять свой город эксперту в области добра, а не простому политику, который пытается получить власть, давая людям то, что они хотят, а не то, что хорошо для них. Сократ использует притчу о корабле, чтобы проиллюстрировать этот момент: несправедливый город подобен кораблю в открытом океане, на котором работает мощный, но пьяный капитан (простые люди), группа ненадежных советников, которые пытаются манипулировать капитаном, чтобы дать им власть над курсом корабля (политики) и штурман (философ), который единственный, кто знает, как доставить корабль в порт. Для Сократа единственный способ, которым судно достигнет пункта назначения - хорошо - это если навигатор берет на себя ответственность. Теории карательного правосудия касаются наказания за правонарушения и должны ответить на три вопроса: • зачем наказывать? • кто должен быть наказан? • какое наказание они должны получить? Утилитарные теории с нетерпением ждут будущих последствий наказания, в то время как карательные теории оглядываются на конкретные правонарушения и пытаются сбалансировать их с заслуженным наказанием. Утилитаризм Согласно утилитаристу, справедливость требует максимизации общего или среднего благосостояния всех соответствующих лиц. Наказание борется с преступностью тремя способами: • Сдерживание. Реальная угроза наказания может заставить людей сделать другой выбор. Хорошо продуманные угрозы могут побудить людей сделать выбор, который максимизирует благосостояние. Это соответствует некоторым сильным представлениям о справедливом наказании: оно должно быть пропорционально преступлению. • Реабилитация. Наказание может сделать плохих людей лучшими. Для утилитариста все, что может означать «плохой человек», - это «человек, который может вызывать плохие вещи (например, страдания)». Таким образом, утилитаризм может рекомендовать наказание, которое меняет кого-то так, что он с меньшей вероятностью может причинять вред. • Безопасность. Возможно, есть люди, которые являются непоправимыми причинами плохих вещей. Если это так, заключение их в тюрьму может максимизировать благосостояние, ограничивая их возможности причинять вред, и, следовательно, выгода лежит в защите общества. Таким образом, причиной наказания является максимизация благосостояния, и наказание должно быть за кого угодно, и какой бы формы и серьезности он ни был необходим для достижения этой цели. Иногда это может оправдывать наказание невинных или несоразмерно суровые наказания, когда это будет иметь наилучшие последствия в целом (например, казнь нескольких подозреваемых в краже в магазине в прямом эфире по телевидению будет эффективным сдерживающим фактором для кражи в магазине) Это также предполагает, что наказание может оказаться никогда не правильным, в зависимости от того, какие фактические последствия оно имеет. Ретрибутивизм Если кто-то делает что-то не так, мы должны отвечать, наказывая за совершенное действие, независимо от того, к какому результату приводит наказание. Нарушение должно быть сбалансировано или каким-то образом исправлено, и поэтому преступник заслуживает наказания. В нем говорится, что все виновные и только виновные люди заслуживают соответствующего наказания. Это соответствует некоторым сильным представлениям о справедливом наказании: что оно должно быть пропорционально преступлению, и что оно должно быть единственным и всем виновным. Однако иногда утверждается, что ретрибутивизм - это просто скрытая месть. Тем не менее, существуют различия между возмездием и местью: первое беспристрастно и имеет степень уместности, а второе - личное и потенциально неограниченное по масштабу. Восстановительное правосудие Восстановительное правосудие - это подход к правосудию, который фокусируется на потребностях жертв и правонарушителей, а не удовлетворяет абстрактным правовым принципам или наказывает правонарушителя. Жертвы играют активную роль в этом процессе, в то время как правонарушители поощряются брать на себя ответственность за свои действия, \"чтобы исправить вред, который они нанесли - извиняясь, возвращая украденные деньги или общественные работы\". Он основан на теории справедливости, которая рассматривает преступление и правонарушение как преступление против отдельного лица или сообщества, а не против государства. Восстановительное правосудие, которое способствует диалогу между жертвой и правонарушителем, демонстрирует самые высокие показатели удовлетворенности жертв и ответственности правонарушителя. Совершенно разные концепции, но все они направлены на защиту человека, либо на наказание виновного. Возможно здесь все зависит от расстановки приоритетов лично каждого человека и каждого мыслителя. Идея справедливости и правосудия в кинематографе и литературе Разумеется, данная тема всегда была и будет актуально, поэтому многие режиссеры и писатели решают показать свое видение, свою модель справедливости в своих фильмах. К тому же, так гораздо проще донести это до большого количества людей. Сериал Чистосердечное признание: Заместитель мэра небольшого провинциального города Фёдор Дьячков на почве ревности убивает свою любовницу. За хорошее денежное вознаграждение он предлагает персональному водителю Андрею взять ответственность за преступление на себя. Маленькая дочь Андрея больна, и для выздоровления требуется дорогостоящая операция, на которую денег у семьи с очень скромным достатком нет. Ради спасения дочери Андрей соглашается объявить себя убийцей. Дело Андрея попадает к недавно назначенной на должность молодой судье Антонине Тумановой, которая вопреки личному убеждению, ради благополучной карьеры выносит обвинительный приговор заведомо невиновному человеку. Но в дальнейшем сама решает взяться за это дело и во чтобы то не стало вытащить Андрея из тюрьмы. «Анна Каренина», Лев Толстой Бесспорно, это величайший из когда-либо написанных романов. В нем преобладает земная справедливость и совершенно отсутствует искупление. Толстой ведет себя, как и положено великому писателю, поэтому он не довольствуется только тем, что пишет роман о павшей женщине. Он погружает нас в политическую жизнь и феодальную систему царской России. Анна замужем за русским дворянином Алексеем Карениным. Она влюбляется в молодого офицера Вронского, бросает мужа и уходит к любовнику, за что Каренин лишает её прав на ребёнка. В итоге Анна осознаёт тщету своего бытия. В отличие от оригинального текста Толстого, здесь Анна просто исчезает из жизни Вронского на какой-то период. И только несколько лет спустя, увидев в газете заметку про бойкого курсанта Каренина, победившего на скачках, граф Вронский на встрече с этим курсантом встретится с его матерью Анной. Заключение После всего вышесказанного, я с уверенностью могу сказать, что справедливость - широкое понятие, которое у каждого свое, при этом мнение о нем может меняться в зависимости от настроения, погоды, времени года и других факторов. Перед тем как начать писать данную статью у меня не возникало мысли о том, насколько будет сложно дать однозначный ответ. Для меня справедливость - когда правильно. Но что есть правильно? Правда у каждого своя: есть правда овцы, которой хочется жить и правда волчицы, у которой голодные волчата. Понять, что представляет собой справедливость - не простая задача. Исторически философы всего мира не могут дать ничего, кроме абстрактного определения понятию справедливости. Можно рассматривать справедливость в двух плоскостях: • - Во-первых, справедливость в законе. Когда имеются прописанные правила, где определены условия наказания, меры и границы. • - Во-вторых, понятие справедливости, как совокупность ценностей каждого человека. И если в первом случае у нас есть написанный документ, на который можно сослаться и подкрепить слова обоснованной аргументацией. Во втором случае, любая попытка разобраться в справедливости действий и поступков не приведет ни к чему, кроме открытых вопросов, ведь у каждого человека справедливость своя, т.е. любой ответ окажется субъективным. Источники: Канарш Г. Ю. Социальная справедливость: философские концепции и российская ситуация. Канарш Г. Ю. Социальная справедливость как духовная основа современного российского общества Социальная справедливость и право: проблемы теории и практики