Гурбанова Мерджен Шамырат гызы, студент 1 курса, группа МТД-18-1а, высшая школа бизнеса менеджмента и права. ФГБОУ ВО « Российский государственный университет туризма и сервиса» Москва, Российская Федерация. Аннотация. «Философия религии» В статье обсуждается актуальная на сегодняшний день проблема взаимосвязи и демаркации религии и философии. Взаимоотношения между философией и религией рассматривались в эпоху античности, Древнего Востока, во времена Средневековья, Возрождения, Нового времени, а так же эти взаимоотношения между двумя категориями являются актуальными в современный период. Варианты решения данного вопроса прослеживаются на примерах восточной, западноевропейской и русской философских мыслей. Статья посвящена исследованию истории зарождения в античном мире такого значимого направления науки как философия религии. Автор показывает эффективность единственного значимого, по его мнению, метода определения философии религии: метод интуитивного усмотрения понятий при одновременном отсечении того, что никак не может относиться к этим самым понятиям. В качестве отправных позиций в работе автор показывает известные произведения Прокла, а также Платона (диалог «Парменид»). Религия может существовать как объект осмысления лишь только на уровне философии, так как на низших уровнях обобщения она распознается в основном как «религиозные» явления без возможности выявить их общую «атомарную» основу. Следуя из этого, автор доносит нам мысль о том, что нет ничего удивительного в метафизике, которая впервые осмысляет религию и после своего естественного возникновения становится ее (т.е. религии) спутницей. Автор придерживается теории, что метафизика возникает из религиозных предпосылок, одновременно раскрывая их для ума. Об этом свидетельствуют произведения из истории осмысления религии в античности, например, поэмы Парменида. В результате исследования автор приходит к такому выводу: для древнегреческой античности религиозное чувство было настолько тесно связано с понятием абсолютной истины, что сама истина считалась неким священным явлением, которое являлось доступным лишь избранным. Ключевые слова: Философия религии, Религия, Мифология, Методология, Формы философии религии. Философия религии С того момента, как философии религия соответственно стала одной из ее основным тем для размышления. Секрет заключается в том, что большинство вопросов, на которые пытается ответить философия, ( например, вопросы об истоках мира, значении человека, роль космоса, безграничность и бесконечность бытия) - одновременно стали темами религиозного миропонимания. Философия религии в широком смысле означает совокупность философских установок, мыслей, теорий по отношению к религии. Это так званая концептуализация её природы и функций, прямонаправленную на сознание человека. Так же данное определение является философским обоснованием существования божества или целого пантеона богов, философскими рассуждениями о его или их природе и, следовательно, отношении к миру и человеку, а в некоторых случаях к Душе. А в узком смысле философия религии — это эксплицированное автономное философское рассуждение о божестве и религии, особый тип философствования, связанный напрямую с религиозными мотивами. Целью философии религии является «раскрытие сущности религии». Каждый мыслитель, исследуя вопрос о религии, как направлении философии, дает свое философское объяснения данному явлению, включая общие оценки, которые в основном определяет его собственная философская концепция. В философии религии наблюдались две основные и довольно значимые тенденции: идеалистическая, обоснована тем, что религия крайне необходима. Эта тенденция определяет ее сверхъестественный источник, и материалистическое объяснение религии, как объекта исследования, естественными земными причинами, выявляя ее несовместимость с разумом, а также с наукой и другими аналогичными науке направлениями. Философия религии в основном решает три масштабные проблемы. Первая: философия религии дает общие теоретические решения вопросов о природе религии, происхождении, развитии, исследует ее сущность. Вторая: проводит гносеологический анализ религии. Третья: философия религии определяет логико-гносеологические основы религиозного движения, условия и возможности ее формирования для этапов дальнейшего развития. Религия Религия возникает на базе мифологии и глобальной вере человечества в мифических существ, божеств и т.д. Отличие религиоз¬ного сознания заключается, прежде всего, в том, что оно подходит к миру уже дифференцированно, т.е. расслоение присутствует. Оно откровенно делит его на реальный, то есть видимый для человеческого глаза, осязаемый, и нереальный, так званый потусторонний - невиди¬мый и неощущаемый обычным человеком мир. Кроме того, религиозное сознание вводит между при¬родой и людьми третий элемент, которым являются разнообразные божества, влияющие на природу и человека, и перед которыми у того же человека, как правило, всегда возникает чувство зависимости и страха, ведь они, божества, непредсказуемы. Таким образом, картина мира представлялась в данном случае более сложной, нежели в мифах. Дол¬гие века религиозное сознание было языческим (вера во многих богов, олице-творяющих различные природные стихии). Люди приносили жертвы во имя того или иного Бога, надеясь на милость с его стороны. И лишь с появлением иудаизма, как религиозного течения, а затем и христианства, совершился переход к монотеизму (вера в единого Бо¬га). Пантеон богов отошел на второй план, но не исчез безвозвратно. На сегодняшний день во многих течениях религиозных все еще присутствуют некие пантеоны богов или же большое количество божеств в одном направлении. На первых порах, особенно это было заметно на Востоке, философское знание ещё не вычленялось из религиозного, они считались либо единым целым, либо были тесно связаны друг с другом. И только спустя некоторое время, постепенно произошло отделение философии от религии. Причём, как и следовало ожидать, не без взаимной крити¬ки и борьбы за первенство в сознании человека. Несмотря на это, история взаимоотношений теперь уже двух разных полюсов сознания знает и попытки объеди¬нения философского знания и религиозной веры. Религия переводится с латыни как святыня, благочестие. В понимании философов это особый тип духовной и в том числе некой практической деятельности, представляющий собой неразрывное и абсолютное единство мировоззренческой установки, переживания, действия, мысли, осознания, и основывающийся на вере в священное, божественное. Священное определяет элемент сверхъестественного, выходящего за рамки естественного обыкновенного понимания, природного хода событий, другими словами это «чудо», «волшебство», «магия». Ощущение порядка и определенности лежит в основе религии, именно это и является результатом религиозных действий, верований. Придание статуса «священного, сверхъестественного» идеям, вещам, ритуалам, обрядам позволяет придать им безусловный характер. Святость – это всегда объект почитания, искреннего восхищенного поклонения, источник запрета, импульс к принужде¬нию. Святость – это центральный, другими словами основной, образ религиозного созна¬ния. Но священное включает в себя еще и признание безусловной цен¬ности его для человека, необходимости или жизненной потребности. Национально-государственные религии Другие определения религии: Религия является учением о прямом воссоединении человека с Богом (по мнению христианского апологета Лактанция). Предложенная Лактанцием этимология закрепилась в христианской культуре в течение некоторого периода времени, как основная. Религия – это одна из форм общественного человеческого сознания; совокупность духовных представлений о божественном, сверхъестественном, основывающихся на вере в потусторонние силы и в необычных мифических существ, различных богов, духов, призраков, которые в свою очередь являются предметом поклонения, жертвоприношения. Религия – это организованное поклонение высшим силам, невидимым для обычного человека. Она не только представляет собой веру в существование высших сил, но устанавливает особые отношения к этим силам: она является, следовательно, свободной деятельностью, по зову совести или воли, направленной к этим Высшим материям. Религия – это духовная формация, особый тип отношения человека к миру и самому себе, обусловленный представлениями об инобытии как доминирующей по отношению к обыденному существованию реальности. Как всем известно, термин «религия» может прилагаться в нескольких смыслах. В первом случае, она выступает как субъективно-личностный аспект (религия является индивидуальной «верой», «религиозностью» и т. п.) В ином случае, религия понимается как объективно-общий аспект (религия в качестве институционального явления — «вероисповедания», «богопочитания», «конфессии» и прочее). Религиозная система мировоззрения опирается на религиозную веру и прежде всего она связана с отношением человека к над человеческому, высшему, духовному миру, некой сверхчеловеческой реальности. О ней человек знает малую часть информации, но в то же время на нее он должен некоторым образом ориентировать свою жизнь. Вера может подкрепляться мистическим опытом. Например, созерцание чуда, сотворенного святыми. Особую важность для религии представляют такие понятия, как добро и зло, нравственность, мораль и этика, цель и смысл жизни ,представления о рае и аде и т. д. Основы религиозных представлений большинства мировых религий записаны людьми в священных текстах. Так, в индуизме – это Веды, в христианстве – Библия. Эти священные писания, по убеждению верующих, либо продиктованы или вдохновлены непосредственно Богом или богами, либо написаны людьми, достигшими с точки зрения каждой конкретной религии высшего духовного состояния, самадхи, нирваны и т.д., великими учителями, особо просветленными или посвящёнными, святыми и т. п. В большинстве религиозных сообществ заметное место занимает духовенство (служители религиозного культа), некая даже иерархия, определенность. Религия является преобладающим мировоззрением в большинстве стран мира, огромное количество опрошенных относят себя к одному из направлений того или иного религиозного течения. Одна из древнейших форм человеческого сознания – это религия. Религия и философия образуют мировоззренческую, духовную основу общества. Содержание религии как социального явления включает в себя три элемента: религиозное сознание (религиозные чувства, представления, идеи, концепции); религиозные культы и религиозная обрядность, ритуалистика; религиозные организации (церковь), сектантство и т.д. Сущность религиозного сознания– это иллюзорное разделение мира: признание наряду с реальным природным, видимым и осязаемым и социальным бытием иного, потустороннего, сверхъестественного мира. Главным признаком религиозного сознания является вера в потустороннее. Религия вырастает из мифологии. В ранних формах религии происходит обожествление природных сил, растений, животных. Это четко определено в направлении языческих верований. В истории религии, как правила, сначала был политеизм то есть вера в нескольких богов, после этого приходил монотеизм то есть вера в единого и единственного возможного Бога, как в христианстве. Переход к монотеизму был характерен в тот исторический период времени, когда образовались крупные монархии. Вместо многих культов, характерных для союзов племен и ранних государств, создается культ единого, всемогущего Бога. На него переносятся признаки других богов, в единого Бога всей Душой веруют и ему поклоняются. Религиозное сознание начиналось с проблем, вызванных природными явлениями, затем на первый план постепенно выдвигаются проблемы, вызванные социальной жизнью, общественой. Религиозное сознание проявляется в выполнении религиозного культа – поклонения Богу, исполнении обрядов, ритуалов, пения мантр и чтение молитв. Поскольку у всех народов есть своя религия, следовательно, есть какая-то потребность, какие-то социально-психологические интересы сторонников этой религии, которые так или иначе удовлетворяются различными вариантами той или иной направленности. Дело в том, что посредством определенных обрядовых действий и запретов верующие стремятся получить помощь от Бога, его милостыню, прощение и в некоторых случаях моральную поддержку. Тысячелетиями в сознании людей внедряется идея, что без веры в Бога не может быть нравственности, что источник морали – это Бог. В христианстве нравственным идеалом является образ Христа. Объединение верующих для совместного выполнения религиозного культа приводит к возникновению третьего элемента религии – религиозной организации верующих, церкви, во главе которой стоят священнослужители. Церковь – общественный институт, при помощи которого поддерживается религиозный культ, распространяется религиозная вера и объединяются сторонники той или иной религии. На теоретическом уровне религиозного сознания – теология и религиозно-идеалистическая философия. Центральная проблема здесь – доказательство существования Бога, его роли в сотворении мира. Мифология Философия естественно возникла не на пустом месте, а в определенной последовательности, закрепленной в своих теориях. У неё были предшественники - мифология и религия. Эти две направленности поя¬вились значительно раньше. Давайте вернемся в прошлое: первобытные люди пытались понять окружающий мир и найти себя в этом бесконечном мире. Миф (сказание) - это исторически первая форма духового приобщения человека к природе, к стихиям, природным явлениям, пониманию законом природы. Через эту ступень прошли все народы, все цивилизации, все империи, и мифотворчество каждого из них имеет сходные черты и зависимо от сознания того или иного народа свои индивидуальные различности. Одна черта означает целостность, неразделенность восприятия общинными людь¬ми мира и себя в нём. Мышление и мироощущение людей в тот период не делит мир на элементы, не выделяет человека из природы. Люди считают себя единым целым с природой. Это похоже на мышление маленького ребён¬ка, который ещё не способен делить вещи на живые и неживые. Кроме того, исходя из этой теории, ребёнка удовлетворяет любое объяснение со стороны взрослого, но при од¬ном условии: в объяснении должна быть логика, пусть наивная и примитив¬ная, но убедительная для него. Подобно этому древние люди объясняли собы¬тия, объединяя их фантастическими логическими связями, которые они вы¬думывали за недостатком знаний о реальных и объективных причинах. Мифотворчество — это как бы своеобразная \"тренировка\" логического мышления, необходимого для грядущего более серьёзного познания. Другая черта, следовательно, означает очеловечивание природы, то есть объяснение природы на основе того простейшего знания, которое люди уже имели в древнее время, о себе самих. Например, история о том, откуда взялась Луна? Миф гласит, что однажды охотник сидел у костра и сушил свою одежду и обувь. Он не заметил, как его башмак начал тлеть. Когда спохватился, осталась лишь обгоревшая подошва. Рассер¬дившись, охотник схватил ее, и из всех сил запустил в небо. Так появился миф о возникновении Луны. Конечно, такое \"объяснение\" вызывает улыбку у современного челове¬ка. Однако, несмотря на все это, в нём есть логика, пусть и детская. Своеобразие философии как способа осмысления мира открывается в сравнении ее с мифологическим постижением действительности. Мифология – мировоззрение первобытного, родового общества. Мифология состоит из стихийно складывающихся легенд, сказаний о жизни, о происхождении, о возникновении ремесел, которые передаются через поколения божествам. Суть мифологии заключается в перенесении общинно-родовых отношений на весь окружающий человека мир. Основные черты мифологического мировоззрения : 1. Представление о родственной связи сил и явлений и человеческих коллективов. Антропоморфизм, т.е. перенос свойств человека на весь окружающий мир. 2. Персонификация, олицетворение природных сил и способов человеческой деятельности. 3. Мифологическое мышление по своей природе художественное, оно оперирует образами, но не понятиями. Главное отличие религии от мифологии заключается в соблюдении культа. Наука, религия, философия Бертран Рассел как-то раз сказал: «Философия, как я понимаю это слово, является чем-то промежуточным между теологией и наукой. Между религией и наукой существует “ничья земля”, которая подвергается атаке с обеих сторон. Эта “земля” и есть философия». Теология – это наука о Боге или теоретическая часть религии. Это основные сферы миропонимания. Они связаны еще с двумя сферами такими как искусство и обыденное познание (в первом случае это здравый смысл ,а во втором взгляд человека с улицы). Как связаны между собой наука и философия спросите Вы? Философия не является наукой, но они имеют некоторые общие черты: Все известные человечеству фундаментальные науки исторически возникли из философии, т.е. она – философия – является началом науки, ее предшественником. Философия, как и произошедшие из нее науки, носит рациональный объективный логический характер, т.е. опирается в своих рассуждениях на разум и логику. Философия и наука занимаются решением конкретных проблем. Они опираются каждый на свои характерные определенные способы и методы познания. Философия, так же как и наука, строит свои теории с помощью специального языка. Таким образом мы приходим к выводу, что философия обладает своей терминологией, точно так же как и наука. Общее между философией и религией сводится к таким деталям: религия, точно также как и философия, дает целостное представление о мире, составляя некое мировоззрение. Мировоззрение – это естественный взгляд на мир, познавательное отношение к миру, определяемое системой ценностей каждого индивида, исходных принципов и установок, мыслеформ и концепций, которые формируются естественным образом в человеческом обществе в процессе развития и эволюции сознания. С развитием общества постепенно изменяются как и мировоззрение так и система исходных принципов. Философия не изобретает искусственно идеи. Она открывает то, что уже есть в действительности. Примечания Современная западная философия: Словарь / Сост.: Малахов В. С., Филатов В. П. — М.: Политиздат, 2013. — 414 с. Копцева, 1999, Философия религии — это теоретическое исследование, целью которого служит раскрытие сущности религии, с. 6 Копцева, 2014, с. 6-7 Литература 1. Бердяев Н. А. Самопознание. — М., 2014. — С. 77-99, 156—193, 276—296. 2. Борунков Ю. Ф. Структура религиозного сознания. — М., 2011. 3. Гегель. Г. Философия религии в 2-х томах. — М., 1976-77. — Т. 1-2. 4. Добреньков В. И., Радугин А. А. Методологические вопросы исследования религии. — М., 2012. 5. Капустин Н. С. Особенности эволюции религии. — М., 2014. 6. Капустин Н. С., Бурлуцкая Е. В. Учебно — методический комплекс учебной дисциплины «Философия религии» федерального компонента цикла ОПД по специальности 030101 Философия. — Ростов-на-Дону: Изд-во ЮФУ. Кимелев Ю. А. Философия религии: систематический очерк. — М.: Издательский Дом «Nota Bene», 2008. — 424 с. 7. Копцева Н. П. Философия религии: Учебное пособие / Рецензенты: к.ф.н., доцент КГИИ Н. А. Винк, к.ф.н., доцент СибГТУ В. П. Махонина. — М.:Краснояр. гос. ун-т, 2010. — 120 с. — 300 экз. — ISBN 5-7638-0159-8. 8. Левада Ю. А. Социальная природа религии. — М., 2015. 9. Лобовик Б. А. Религиозное сознание и его особенности. — К.: Наукова думка, 2006. — 247 с. 10. Лосев А. Ф. Основные особенности русской философии // Лосев А. Ф. Философия. Мифология. Культура. — М., 2011. — С. 509-514. 11. Мануйлова Д. Е. Социальные функции религии. — М., 1975. 12. Мануйлова Д. Е. Церковь как социальный институт. — М., 1978. 13. Соловьев В. С. Чтения о богочеловечестве. — Соч. в 2-х томах. — Т. 2. — С. 5-170. 14. Сухов А. Д. Религия как общественный феномен (Философские проблемы исследования). — 2-е. — М.: Мысль, 1973. 15. Франк С. Л. Философия и религия // На переломе. Философские дискуссии 20-х годов. — С. 319-334. 16. Философия религии: Хрестоматия / Авт.-сост. В. Е. Данилова. — 2-е. — М.: Флинта, 2013. — 536 с. — ISBN 978-5-9765-0790-6.