постановка проблемы. начало ххі века ознаменовано рядом важнейших научных открытий и экспериментов которые существенно расширили возможности человеческого разума в процессе познания и создания новых технологий производства и развития природной окружающей среды. эти открытия имеют глобальный характер и непосредственно влияют на развитие планетарной цивилизации. современный мир невозможно охватить единым взглядом. более яркими становятся процессы глобализации дигитализации и информатизации. происходит тотальная компьютеризация и технологизация всех сфер жизнедеятельности человека что собственно является одной из характеристик парадигмы целостности. в связи с этим возникают футурологические прогнозы развития мира существования человеческой цивилизации а также вопрос о существовании человека как биологического вида. umwelt краудсорсинг этика цивилизация в эпоху постнеклассической науки приобрело новое значение и трактовка много явлений и процессов окружающей среды. иначе стала рассматриваться человек как субъект включенный в объект исследования. парадигма целостности и универсальный эволюционизм привели к новому видению биосферы ноосферы и антропосферы. методологический плюрализм позволил исследовать и объяснить явления и процессы с различных точек зрения не зацикливаясь на определенной единой стороне исследования. синергетическая парадигма привнесла новое видение сложных нелинейных систем способных к самоорганизации и саморазвитию. постнеклассическая наука позволила многим ученым обратиться к изучению живой неживой материи на микро-и наноуровнях а также социальной материи. это привело к быстрым темпам научно-технического прогресса и развития высоких наукоемких технологий hi-tech и hi-hume фундаментальных наук и наук о человеке. в связи с этим встали вопросы по технологизации жизни общества изменения социального устройства и трансформации ценностей современной цивилизации. анализ последних исследований и публикаций. в современных условиях цивилизационного прогресса вопросом связанным с активным развитием научного знания постнеклассической науки в целом а также распространением и внедрением высоких наукоемких технологий уделяет внимание многих отечественных и зарубежных мыслителей философов ученых. среди них стоит отметить в. аршинова в. буданова м. кастельса о. князеву в. лекторского х. мариносяна м. марчука м. моисеева д. нейсбита а. ракитовая в. рат-никова с. степина в. чуйка в. цикина и др. работы указанных ученых посвящены исследованию развития науки в современных условиях расцвета технологий и их влияния на человека и общество положительные и отрицательные последствия вмешательства науки в жизни общества что влечет за собой трансформацию ценностных ориентаций и этики жизни. целью статьи является осмысление понятия умвельт umwelt как среды обитания человека а также современного состояния цивилизации и трансформации ценностей обращение внимания на изменение ценностных ориентаций современности индивидуализацию а также необходимость развития прикладной этики. изложение основного материала. постнекласична наука и эпистемология характеризуются активным сближением естественно-научного и социально-гуманитарного знания по-новому стали трактоваться сроки произошло их взаимное заимствование в различных областях знания. это касается и такого понятия как умвельт umwelt понятие umwelt было введено в научный оборот якобом фон ікскюлем в труде окружающий мир и внутренний мир животных umwelt und innenwelt der tiere 1909 г. и развито им в 30-х годах хх века чем и было заложено начало семиотическом подхода в биологии. по его мнению животные воспринимают окружающий символический мир избирательно. избирательность восприятия также зависит от конкретного вида животных а также каждой конкретной особи представителя вида. срез мира воспринимаемого животным имеет значимость только для нее. животные взаимодействуют с помощью символов сигналов посланий и смыслов что может свидетельствовать о символичности их мира. umwelt как символическая среда обитания животного является миром его восприятия осмысления и действия. по нашему мнению данное понятие возможно для применения в отношении человека и его восприятия мира что собственно не возражал и я. фон ик скюль и что было освещено в трудах в. буданова и о. князевой. я. фон икскюлем была выдвинута идея избирательности восприятия которая к нему разрабатывалась а. бергсоном и идея символичности мира. о символичности и человеке как символическом существе животном homo sумвоliсиs-неоднократно отмечал е. кассирер. анализируя взгляды е. кас сірера ведущий научный сотрудник сектора эволюционной эпистемологии института философии ран доктор философских наук а. князева отмечает что мир человека это мир символов языковой мифологической религиозной художественной научной реальности. социальная среда полна разнообразными символами которые обозначают положения в обществе социальные роли отношения власти и подчинения и тому подобное. символы сворачивают в себе разнообразные смыслы доступные для понимания и часто неоднозначной трактовки. процесс трактовки смыслов становится процессом рождения новых смыслов особенно если человек относится к жизни как к игре стремится проявить креативность в социальной или культурной деятельности погрузиться в чтение художественного произведения [7 с. 31] и тому подобное. анализируя человека как символическое существо стоит отметить что люди оперируют символами и знаками. самой большой символической системой является человеческий язык. речь сегодня рассматривается как система знаков с помощью которых происходит отражение окружающего мира и материализация мыслей. язык рассматривается в философии языка как сугубо человеческий феномен ведь люди оперируют символами а животные подают друг другу знаки и сигналы. исходя из того факта что социальная среда наполнена различными символами стоит отметить что чаще всего возникает проблема понимания которая была еще поставлена представителями герменевтики ф. шлейєрмахером в. дільтеєм г. гадамером и другими. особенно актуальной данная проблема выступает в плане осмысления результатов материальной духовной культурной деятельности людей разных эпох. возвращаясь к понятию umwelt как символического окружающей среды следует остановиться на основных его чертах среди которых а. князева выделяет следующие [7 с. 34-36] к которым мы добавим собственные объяснения. во-первых umwelt нельзя свести ни к организации субъекта действия ни к организации окружающей среды. umwelt это продукт взаимодействия между ними. субъект и объект когнитивный агент и среда его активности составляют единство и взаимоопределяют друг друга. во-вторых umwelt это мир смыслов. в понятии umwelt подчеркивается субъективность и смысловая определенность мира живого существа. все что субъект воспринимает становится миром его восприятия merkwelt а все что он делает становится миром его действия wirkwelt мир восприятия и мир действия составляют единое целое окружающий мир животные umwelt отмечается что умвельти самые разнообразные среди животного мира. в-третьих umwelt лишь определенный срез мира полученный в результате отбора значимого для каждого биологического вида содержания. это результат интенциональной активности живого организма и в телесной и в его психической организации. это объясняется селективностью восприятия и действия. автором отмечается что особенностью человека в этом ракурсе объяснения умвельта является то что человек выстраивает большое количество миров и имеет иллюзию что можно выйти за пределы умвельта. в-четвертых в понятии umwelt отмечается что активность идет не только от живого существа но и от самого окружающего мира который одновременно создается существом и создает ее. действительность открывается живому существу как смысловая. по нашему мнению именно этот тезис раскрывает особенности современности и станов-ления человека в условиях информационной электронной цивилизации ведь благодаря научно-техническому прогрессу и развитию высоких наукоемких технологий человек существует на границе двух миров реального и виртуального граница между которыми стирается. человек создает окружающий его мир и одновременно формируется в нем как личность а именно это касается привычек правил поведения системы ценностей взглядов и убеждений отношение к другим членам общества. определенным образом это можно рассматривать как жизненную позицию индивида в контексте развития его мировоззрения. в-пятых umwelt это мир живого существа естественным образом спроектированный по законам дизайна. по мнению о. князевой анализируя взгляды я. фон икскюля мы имеем дело с такой особенностью живого мира что восприятие и действия каждого субъекта исключительно выборочные и индивидуальные организм выстраивает свою собственную среду которая влияет на него. прослеживается динамическое взаимодействие внешнего и внутреннего ведь граница между умвельтом и его создателем довольно нечеткая. объективный внешний мир и субъективный внутренний мир находятся в отношениях взаимной детерминации. собственно в постнеклассической науке взаимная активность организма и окружающей среды объясняется такими процессами как коеволюція и коемерджентність.
Уникальность текста: 100.0
Подсветить все совпадения