Нетипичная личность в историческом пространстве или Эффект «белой вороны» Канева Екатерина Сергеевна, Студентка 1 курса Высшей школы туризма, индустрии гостеприимства и дизайна, e-mail: eskaneva@mail.ru Российский государственный университет туризма и сервиса, г. Москва, Российская Федерация Аннотация Как понимается распространенное выражение «белая ворона»? Само это словосочетание наводит на мысль, что речь идет о чем-то необычном, что не входит в привычный порядок вещей. Сейчас это крылатое выражение употребляется для характеристики человека, разительно отличающегося от общей массы по своему внешнему виду, характеру, мыслям и поступкам. За «белыми воронами», вне зависимости от их слов и поступков, часто закрепляются ярлыки, которые впоследствии диктуют отношение к ним. Окружающие считают, что им просто плевать на мнение других. Такая особенность могла развиться еще в детстве, когда ребенок был отвергнут сверстниками и замыкался от обиды. И чтобы не показать чувств, оборачивал ситуацию таким образом, что «мне никто не нужен и подобные игры не интересны». Со стороны такое поведение воспринимается по-разному: как надменность или отстраненность. Или же воспринимается как скованность и напряжение. Итог этому - отсутствие друзей. Некоторые люди в присутствии настолько напряженного человека чувствуют себя «не в своей тарелке». Ключевые слова: «белая ворона», личность, непохожесть, «донкихотство», гениальность, одиночество. Введение «Белой вороной» обычно называют человека, отличающегося от большинства из его окружения. Эти отличия могут выражаться по-разному – в уникальности, гениальности, чудаковатости, отсталости в развитии и так далее. Это может быть человек, которого не поняли или который не вписывается в рамки окружающего его мира. Понятно, что корни названия в выражении «белая ворона» срыты в самой природе, потому что альбиносы среди ворон необыкновенная редкость. Считается, что первым употребил выражение «белая ворона» римский поэт - сатирик Децим Юний Ювенал, живший в 1-2 веках нашей эры. Поэт использовал его в значении «большая редкость», когда сатирически описывал возможный путь человека с самого низа социальной лестницы на самый верх. Его слова о происходящем: «Раб может выйти в цари, пленник - дождаться триумфа. Только удачник такой редкостней белой вороны». Например, в компании встречается приличный молодой человек или милая девушка, но они однозначно выделяются в этой «тусовке». Внешне это может быть необъяснимо, а на уровне эмоций это чувствуют почти все окружающие их люди. «Белые вороны» похожи скорее на наблюдателей. И дело совсем не в том, что общество не то или они какие-то не такие. Просто их восприятие всего происходящего вокруг них иное. Что характерно - таким людям трудно подстраиваться к окружающему миру и окружающей действительности. Их поведение, слова и мысли воспринимаются всеми нестандартно. В большинстве случаев «белая ворона» - это очень одинокий человек. Он не может принять того, что у него есть, и чего нет. Такое поведение – это препятствия, которые люди создают себе сами. Их личная самооценка сильно влияет на выбор друзей и второй половины. Люди выбирают себе друзей и вступают в брак с теми, кто соответствует им не только по интеллектуальному уровню, но и по уровню привлекательности. Чаще всего люди заводят знакомства с теми, чья привлекательность примерно соответствует их собственной. «Белая ворона» - это феномен. Это не просто городской сумасшедший или свихнувшийся изобретатель. «Белая ворона» - это состояние души. Это свобода от мнения окружающих, это видение реальности такой, какая она есть для тебя, не замутненная условностями и видением других людей. «Белая ворона» явление редкое и необычное. Такие люди оставляют след в жизни и памяти современников и потомков. Образ «белой вороны» в литературе С «белыми воронами» мы сталкиваемся не только в жизни. Такие люди были и будут всегда. И в жизни реальной и в жизни вымышленной, описанной писателями и художниками. Например, Дон Кихота, главного героя романа испанского драматурга Мигеля де Сервантеса (1547-1616), можно смело отнести к таким людям. Практически до самой смерти Дон Кихота многие считали его сумасшедшим, то есть не таким, как все. За эту непохожесть его смело можно отнести к категории «белых ворон». Но, к счастью, под конец своей жизни он получил признание общества. И это не говорит, о том, что поменялся он сам, подстроился под окружающую действительность. Просто он своим поведением, мыслями и поступками смог поменять окружающих его людей. А это действительно очень важное качество «белых ворон» - менять мир к лучшему, делать его разнообразнее и заставлять окружающих людей выходить за свои рамки привычного и менять образ мышления и жизни. Образ Дон Кихота был воспринят многочисленными исследователями как архетип человеческой природы. В русской литературе с Дон Кихотом можно сравнить Григория Печорина, героя романа Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени». По утверждению писателя Владимира Набокова (1899 – 1977) - от Печорина брезжит тень Дон Кихота, они чем-то очень похожи. Единственная разница заключается в том, что жизнь Печорина выглядит более трагично, чем Дон Кихота. Но так или иначе, Григорий Печорин - типичная «белая ворона» своего времени. Печорин ищет себя, совершая поступки, не очень понятные для его современников. Он участвует в дуэлях, крадет черкесскую княжну, ради забавы, подговаривает ребенка выкрасть коня, не принадлежавшего ему. Из-за этого чуть-чуть не случается вторая кавказская война. Его поступок с пленением солдата из рассказа «Фаталист» сильно ассоциируется с безрассудностью и авантюризмом «подвигов» Дон Кихота. Главного героя романа Федора Михайловича Достоевского (1821 – 1881) «Идиот» князя Мышкина можно также смело назвать «белой вороной». В романе повторяется история Дон Кихота. Окружающий мир снова не принимает «положительного прекрасного человека». Лев Мышкин наделен христианской любовью и добром и несет их свет ближним. Однако, главные препятствия на этом пути - неверие и бездуховность современного общества. Благодаря честности, бескорыстию, доброте герой романа сильно отличался от окружающих, которые погрязли во лжи, лицемерии и жадности, ставя во главе материальные блага и жажду наживы. Поэтому князь Мышкин в глазах окружающих его людей действительно смотрелся настоящим «идиотом». Мышкина считают то странным, то признают нелепым и смешным. Он, честный и правдивый, не вписывается в общепринятые нормы поведения. Образ князя Мышкина перекликается с Дон Кихотом. Как и Сервантес, Достоевский ставит вопрос: что случится с человеком, наделенным качествами святого, если он окажется в современном обществе, как сложатся его отношения с окружающими и какое влияние он окажет на них, а они — на него? Но, в отличие от героя Сервантеса, Мышкин так и не был принят окружающими. Тем более он и не смог изменить окружающих его людей. Понятие «донкихотство» В научных кругах было порождено философское понятие «донкихотство», которое означает благородно-идеалистическое поведение, но не соответствующее реальным событиям. Под донкихотством также понимается сумасбродство и опасное для социума стремление повернуть историю назад. Понятие «донкихотство» исследовали многие философы, например, такие как немецкие философы Шеллинг (1775 – 1854) и Гегель (1770 – 1831), а также русский политический философ Николай Александрович Бердяев (1874 – 1948). Так, Бердяев считал философское донкихотство трагикомичным. Оно, во-первых, поклоняется тому, что не соответствует его идеалам. А во-вторых, оно борется с тем, что не обладает свойствами. В обоих случаях трагикомично в донкихотстве несоответствие между мыслью и фактом, желанием и делом. Донкихотство - это жизнь во внутреннем противоречии с действительностью и самим собою. Именно такими же свойствами характеризуется всякая религиозно-философская концепция, выдвинутая и поддерживаемая Бердяевым. Известные исторические личности – «белые вороны» Понятие «белая ворона» в обществе обозначает тип исключительной духовной самобытности, самодостаточности, устойчивости к внешнему влиянию, своего рода «закрытость» внутреннего духовного мира от духовной жизни общества в целом. Появление «особенного» человека, не разделяющего общественных ценностей, неизбежно. Например, французского императора Наполеона Бонапарта (1769 – 1821), злого гения своей эпохи, можно смело назвать непохожим на большинство. В своей гениальности, амбициях и мыслях он был «белой вороной». Он говорил – «Я всегда стремился только к собственной свободе, и эту свободу может обрести всякий, кто пойдет вслед за мной». «Белыми воронами» в истории были такие люди, как Микеланджело (1475 – 1564), Да Винчи (1452 – 1519), Рафаэль (1482 – 1520), Данте (1265 – 1321), Петрарка (1304 – 1374). Их очень многие не понимали и очень много у каждого из этих титанов было недоброжелателей и завистников. Все смеялись над подводными лодками, батискафами и прочими изобретениями из романов Жюль Верн (1828 – 1905), а через век эти выдумки стали реальностью. Чарльз Дарвин (1809 – 1882) и Николай Коперник (1473 – 1543), которые пошли против учения церкви и были за это наказаны. Пётр I (1672 – 1725) - царь-строитель, великий работник, преобразователь. Он выделялся среди своих современников желанием работать и поднять Россию, сделать Россию не хуже, а даже лучше европейских стран и многие-многие другие великие люди. Альберт Эйнштейн (1879 – 1955) - гениальный физик, окончивший школу с тройками. Он никогда не соответствовал шаблонам. Григорий Перельман (родился в 1966 году), российский математик, доказавший гипотезу Пуанкаре, - вот истинная «белая ворона» нашей современности. Живет отшельником с мамой. Практически ни с кем не общается. Полностью посвятил себя науке. Отказался от огромной международной денежной премии. Практически всех выдающихся деятелей науки и искусства природа одарила богатыми талантами, яркость которых находит свое отражение не только в их уникальных достижениях, но и нередко в поведении и образе жизни. Это как раз может служить убедительным подтверждением того, что талантливых людей можно считать «белыми воронами». Ведь их незаурядность выходит далеко за рамки ординарных норм. Вспоминая великих: Леонардо до Винчи, Никола Паганини, Альберт Эйнштейн, Зигмунд Фрейд, Сальвадор Дали в памяти возникают впечатляющие шедевры, созданные великими гениями, а также истории из их жизни. Иногда гениальность граничит с безумством, но многим эти странности в поведении совсем не мешали создавать великие творения. Но всегда ли «белые вороны» талантливы? Внешние обстоятельства, информация не всегда могут изменить внутренний мир этого индивидуума. Получая новую информацию, такой человек может оставаться собой даже в агрессивной окружающей среде. Такими людьми являлись А. Солженицын, А. Лосев, Д. Лихачев, А. Сахаров, которые смогли пройти даже через тюрьмы, ссылки, лагеря. Сопротивление общепринятому, типическому может привести как к счастливой судьбе, так и к личной трагедии. «Белые вороны» эпохи СССР далеко не всегда были поняты и приняты при жизни. Дмитрий Сергеевич Лихачев (1906 – 1999) – великий ученый и защитник русской культуры. Он прожил очень длинную жизнь, в которой были лишения, гонения, а также грандиозные свершения на научной ниве, признание не только на родине, но и по всему миру. Александр Исаевич Солженицын (1918 – 2008) - выдающийся русский писатель и общественный деятель, который в СССР был признан диссидентом, опасным для коммунистического строя, и отсидевший много лет в заключении. Широко известны книги Александра Солженицына «Архипелаг Гулаг», «Матренин двор», «Один день Ивана Денисовича», «Раковый корпус» и многие другие. Он активно выступал против коммунистических идей, политического строя Советского союза и политики его властей. Солженицын стал лауреатом Нобелевской премии по литературе. Андрей Дмитриевич Сахаров (1921 - 1989) - советский физик-теоретик, академик АН СССР, один из создателей первой советской водородной бомбы общественный деятель, диссидент и правозащитник, народный депутат СССР. Лауреат Нобелевской премии мира за 1975 год. За свою правозащитную деятельность был лишён всех советских наград и премий и в 1980 году выслан с женой Еленой Боннэр из Москвы. В конце 1986 года Сахарову разрешили вернуться из ссылки в Москву. «Белая ворона» и общество Почему же люди воспринимают и любят одних и практически не видят других? Так или иначе, «скажите, кто твои друзья – и я скажу, кто ты». Ведь у каждого бывает, когда знакомством с одним человеком гордишься, а факт каких-либо связей с другим индивидом не афишируется и даже скрывается. Мы тянемся к привлекательным людям, чтобы повысить свой статус в глазах окружающих. Но когда люди знакомятся ближе, внешностью личность не скроешь. Люди одного склада мышления всегда будут притягивать друг друга. Если у других сходная точка зрения, личность чувствует себя вознагражденной. Это как символ симпатии и принятия людьми. Более того, единомышленники помогают человеку усилить и развить свое мировоззрение. Самая крепкая дружба возникает между людьми, которые взаимно восхищаются друг другом. Например, на студенческой вечеринке девушка долго беседует с двумя молодыми парнями на самые разные темы: о политике, религии, личных симпатиях и антипатиях. Один из них соглашается с ней почти во всем, второй — лишь иногда. О первом позже девушка рассуждает: «Он по-настоящему умен. И он такой милый. Надеюсь, мы встретимся с ним снова». Чем ближе чьи-либо установки к нашим собственным, тем привлекательнее мы находим этого человека. Это в равной степени относится и к пожилым людям, к представителям различных профессий и самых разных культур. Как показывали исследования, человек относится лучше к товарищу, который отметил в нем восемь положительных черт, чем к тому, кто назвал семь положительных черт и одну отрицательную. Человек чувствителен к малейшим намекам на критическое отношение к собственной персоне. Поэтому очень часто мы предпочитаем промолчать либо сделать ложный комплимент. Негативная информация имеет больший вес и всегда привлекает к себе больше внимания. Принятие личности обществом происходит с помощью трех основных механизмов: 1) Познавательные механизмы – открытость новому опыту, постоянная потребность в новой информации. 2) Защитные психологические механизмы – способность решать конфликтные ситуации. 3) Механизмы приспособления к новым условиям - тесно связаны с защитными механизмами. Если каждый из этих механизмов работает, личность учится взаимодействовать с окружающими. В случае же нарушения хотя бы одного из механизмов, процесс социализации усложняется и теряется способность личности к развитию: «Если так было - значит так правильно и должно быть впредь». Такой человек сильно переживает внутренние и внешние конфликты, но при этом не пытается даже что-то изменить в себе. Отчуждение от большинства начинается с обычных жизненных ситуаций. Так, например, «работа – дом» - естественный привычный маршрут. Каждый день одни и те же люди, беседы, действия и реакции. Для некоторых людей это является еще большей нагрузкой для психики, чем постоянные изменения. Но психика человека устроена таким образом, что постоянно нуждается в новой информации, впечатлениях. Если личность замыкается на одних и тех же людях, занятиях, то есть риск, что через некоторое время она будет эмоционально пустой и неинтересной окружающим. В таких ситуациях, в первую очередь, срабатывает психологическая защита, которая позволяет хотя бы временно снять напряжение. Правда, в конкретных переживаниях она может также исказить смысл происходящего: «это не я такой – это мир жесток». Некоторые люди способны обходиться без внешнего окружения за счет общения с самим собой, в отдельных случаях, за счет медитации. Но если такой отшельник попадет в современный мир с его социальными ролями, он просто потеряется в нем. В этом случае может наступить личностный кризис. Важно помнить: даже если ситуации складываются против личности, она сама сознательно или неосознанно провоцирует тот образ, который виден другим. Человек постоянно адаптируется к изменяющейся среде, делает выбор: «прыгнуть с парашютом» или остаться в собственной зоне комфорта. Это не значит, что нужно всегда совершать безумные поступки, чтобы вырваться из психологического дискомфорта. Важно, что когда личность перестает оглядываться на рамки, она начинает действительно жить полной жизнью. Выводы «Белая ворона» - может быть как талантливой и гениальной, так и экстравагантной, вычурной. Отношение к этому феномену в обществе также неоднозначно. К людям, которые не похожи на всех, могут относиться агрессивно, и тогда им приходится становиться изгоями. Также есть мнение, что отличаться из общей массы это значит быть индивидуальностью, личностью. Но есть реальные исторические случаи, когда «белых ворон» со временем общество принимает, впоследствии называя или пророками или гениями. Между индивидуальностью и чудаковатостью есть тонкая грань. Как говорил французский модельер Ив Сен-Лоран (1936 – 2008) - «Будь самим собой и не обращай внимания на остальных». Трудно однозначно сказать - быть «белой вороной», это недостаток или достоинство человека. Быть «белой вороной» - это недостаток. «Белые вороны» чаще других становятся изгоями, их не понимают остальные. Агрессивная «серость» и «бесталанность» начинает съедать более талантливых соперников - в целях самосохранения, выживания. Происходит объединение «серой толпы» против «белых ворон». Они часто страдают от насмешек, всяческих издевательств. «Белая ворона» живет на своей орбите, она не является частью социума, она создает свой мир, в котором ей комфортно. Но есть и другое мнение - быть «белой вороной» - это достоинство. В каждом обществе, конкретном историческом периоде существуют свой лидер. Он по-своему уникален, его можно назвать индивидуальностью. Именно он вносит в общество коррективы, которые способны сделать это общество развивающимся, не стоящим на месте. Человек, не зависящий от дурных стереотипов, может сделать больше как для себя, так и для других. Но, как правило, таких людей не принимают и отвергают. «Белые вороны» были, есть и будут всегда. Именно ими часто совершаются великие открытия. Но даже если они остаются неизвестными, они наполняют чью-то жизнь смыслом, вносят какие-то решающие перемены, указывают верный путь. Мы знаем их имена, потому что в их сердце нашлось место для других, место для подвига и самопожертвования. Источники: 1. school-science.ru/2/8/30896 2. http://www.medicinform.net/psycho/psych_pop115.htm 3. www.invictory.org/articles/reviews/books/4699-fedo...skie-obrazy-v-romane 4. pokrov-fond.info/content/legendarnye-khristianskie...idiot»-asya-zanegina 5. foma.ru/legendarnyie-hristianskie-knigi-fedor-dostoevskiy-idiot.html 6. www.intelros.ru/readroom/foma/f5-2017/32949-kniga-idiot.html 7. mariya-tsaregorodtseva.ru/index.php?razdel=Vipuskn..._udachnih_sochinenij 8. perviydoc.ru/v39416/яковенко_б.в._мощь_философии?page=116 9. www.BiblioFond.ru/view.aspx?id=113809 10. www.litexplorer.ru/litexps-175-1.html 11. bookmix.ru/review.phtml?rid=218388