С появления первого человека на земле прошло уже около 2 миллионов лет и за это время человечество прошло огромный путь развития. Сегодня человек имеет доступ к любому источнику информации, имеет представление о жизни и смерти, о значении добра и зла в своей судьбе и судьбах других людей, знает о происхождении мира и всего живого на Земле. А ведь раньше единственным источником знаний для человечества была мифология. Так что же такое мифология? Мифология – способ осмысления мира на ранних стадиях развития человечества, фантастическое отражение реальности, художественная переработка природы и народной фантазии; в рамках мифологии вырабатывались конкретные знания людях, природе, формах бытия и космосе. Особенность сознания людей и бытия первобытной эпохи является своеобразной ценностью, объединяющей в себе человеческое и природное. Зависимость от непосредственных критериев существования создала такой склад психики, при котором приспособление к миру должна была быть в максимальном взаимодействии с окружающей средой. Коллективный образ жизни распространял полное сходство человека и природы на все родовое общество. В итоге утверждается преобладающее состояние установок сознания, имеющее общеобязательное значение. Лучшим способом их закрепить была отсылка на абсолютный авторитет, который не подлежит сомнению. Отсюда и создавались образы «идеальных существ». В древних поверьях, где присутствовали «идеальные» образы, фиксировались нужные для организации и хранения общинно-родового уклада факторы жизнедеятельности (в труде и обиходе, брачных отношениях, ловле, борьбе с враждебными коллективами). Таким образом, с течением времени должна была создаться определенная конструкция, позволяющая передавать опыт прошлых поколений, которая будет понятна первобытному человеку. Этой конструкцией становится миф. На данный момент наука разделяет мифы на несколько видов: космогонические и антропогонические, эсхатологические, календарные, героические, о животных, культовые и астральные. Космогонические и антропогонические мифы являются сюжетом для большинства мифологий, которое предполагает собой зарождение мира из мирового яйца (универсальный символ происхождения мира). Подобные мифы встречаются у множества народов. В них нередко роль творца играют животные, но еще чаще всего – боги. Примеры Богов-творцов: Виракоча (инки), Ильматар (финны), Кайракан (алтайцы), Инмар (удмурты), Птах и Атум (египтяне) и т. д. Иногда сюжетом космогонических мифов считается противостояние сил созидания и сил разрушения. Они характерны дуалистическим мифам. Такими парами являются Кугу- Юмо и Йын, Йен и Омэль. Но частым случаем космогонических мифов считаются мифы о создании человека (антропогонические). Космогонические и антропогонические мифы нередко связаны между собой: часто боги, которые ответственны за создание мира, ответственны и за создание человека. Другой же вид взаимосвязи – это когда мир возникает из тела человека (антропоморфизация). Часто встречаемым материалом считается глина. Так, например, из глины создает первых людей Прометей (Древняя Греция), Энки и Нинмах (Древняя Месопотамия), Хнум (Древний Египет) и т. д. Эсхатологические мифы - это мифы о конце света, связанные с противостоянием сил космоса и хаоса, которые существуют на ряду с космогоническими легендами. В разных мифах причиной уничтожения мира может быть всемирный потоп, вселенский пожар, гибель богов и так далее. Примером может служить германский миф о Рагнареке. Календарные мифы – это легенды о смене временных циклов (лето и зима, день и ночь, а также космические циклы). Они связаны с астрологией, астрономическими наблюдениями, празднование дня урожая, Нового года и иными календарными событиями. Пример календарных мифов: в Древнем Египте смену дня и ночи связывают с противостоянием богов Сета и Гора, со сменой времен года связан праздник Масленица у славян. Одной из разновидностей мифов о космических циклах считаются мифы о Золотом веке. Это легенды о состоянии человека, который живет в гармонии с природой. Героические мифы – это мифы о героях или просто о легендарных фигурах эпоса. Типичным сюжетом для данного вида мифологии является необычное детство героя, затем изгнание (в частых случаях), совершение подвигов (битва с чудовищем или спасение прекрасной дамы), возращение домой, где его ждет всеобщее признание. Особое внимание в данном виде мифологии составляют культурные герои. Это те личности, которые внесли огромной вклад в развитие культуры народа. В частых случаях главным героем являются демиурги. Они творят свои деяния наравне с богами: создатели первых законодательств, учат различным охотничьим приемам и ремеслам, искусствам, праздникам, ритуалам и магическим предписаниям. Культурные герои в различных мифологиях не обязательно приравниваются к какому- либо божеству. Они могут соотноситься с категориями духов (тотемы или предки прошлого) или исторические личности. Исторические личности бывают мифическими (Дзимму), реальными (Чингисхан), полумифическими (Моисей). Мифы о животных являются одним из самых древнейших верований, который даже в настоящее время сохранился у некоторых народов в виде тотемизма. Тотемизм – религиозно- социальная система, на базе которого лежит культ, образованный вокруг тотема. Возникло оно из веры в кровное родство между людьми и животными. На этих основаниях возникли мифы об оборотнях (людях, способных превращаться в волков, тигров, медведей и так далее). Животные нередко становятся героями космогонических мифов. В древнеиндийских поверьях Землю держат семь слонов, которые стоят на спине черепахи, а та на змее. Также почетное место занимают животные и в астральной мифологии, с ними нередко связаны очень красивые легенды. Отдельно стоит выделить китайский зодиак. Также животные выступали в роли новой культурной традиции. Так герой Фу Си (существо с телом змеи, головой человека, владыка Востока), научивший людей рыболовству, охоте, иероглифической письменности, изображался сначала в образе птицы. Культовые мифы – это легенды, в которых подробно описано проведение обрядов или иных культовых действий. Стандартными культовыми обрядами считают тотемическими. Данные обряды сопровождались переодеванием в тотемических духов или предков. В Древнем Египте культовые мифы связаны с именами Исида и Осирис. В основном описание состояло из сложного ритуала поиска Исидой тела Осириса и дальнейшее его воскрешение. Астральные мифы – это мифы, связанные со звездами, планетами, созвездиями, Солнцем и Луной (Солярные и Лунарные мифы). Они присутствуют в культурах различных народов, которые, как правило, связаны с астральными культами, однако в основу астральных легенд входят и мифы, которые не имеют религиозного нрава. Солярные мифы – это мифы о Солнце и его прямое воздействие на жизнь на Земле, чаще всего ставят в пару с Луной, где Солнце чаще всего олицетворяет женщину, а Луна – мужчину. Так в Древнем Египте, где культу Солнца уделяется огромное значение, самыми почетаемыми богами считаются Ра, Гор, Амон, Херпи. Лунарные мифы – это легенды о Луне и лунных циклах. У древних народов имелось мнение о том, что люди умирали и возрождались подобно луне. Мифология не есть ни продукт просто незрелого и простого мышления, ни результат намеренного и целенаправленного творчества античного человека. Она ясна лишь исходя из особенных родовых взаимоотношений первобытного общества, являясь одной из форм освоения мира этой первобытной общиной. И наиболее примечательное, что единство мифа и мышления в эти античные эпохи отнюдь не исключает их принципиального отличия. Миф только и вероятен при обобщающей деятельности мысли, а значит, и слова античного человека, однако, появившись на свет, миф призван одушевить целый мир, творя единое, целостное, живое тело космической общины. А если это так, то животворящее слово-легенда в представлении древних исполнено загадочной, властной так называемой магической силы, и законы ее начинают главенствовать в жизни мифа, поддерживаясь смутными человеческими ощущениями, чувствами и аффектами. Однако, как и должно быть, мышление в противовес мифу пробует вывести жизнь на пути объяснения ее закономерностей, стремится и ее и человеческую практику осознать вне всякой магии, направить ее разумно и целенаправленно. Вот почему, как это ни парадоксально, миф не существует без функций мышления, однако само же мышление призвано этот миф признать несостоятельным и избавиться от него. Отсюда - извечное соединение и извечная битва мифа и мышления в течение тысячелетий, отсюда же - задача науки изучить формирование человеческого мышления, идущего сначала по маршрутам мифологического освоения жизни, а в предстоящем вступающего в противоречие с мифом, отрицающего миф и развивающегося в борьбе за независимость. Теперь хотелось бы поговорить о значении мифологии в широком смысле. Какое у нее значение в формировании мировоззрения человека? Мне бы хотелось разобрать этот вопрос на примере мифологии Древней Греции. Первое такое значение - эстетическое. Конкретно оно владеет величайшим значением для человека, людей передового мира, большинство из которых далеки не то, что от древних богов, но в том числе и от привычного нам Христианства. Эпос Гомера, \"Теогония\" и Гесиода, пожалуй, наиболее яркие примеры такого значения. У Гомера красота – это священная субстанция и основные живописцы - боги, творящие мир по законам искусства. Недаром красота мира формируется богами в дуэли, когда могущественные жители Олимпа уничтожают древних монстров. Именно мир Древней Греции полон своеобразной красоты. В нем соединены прекрасное и уродливое. Однако именно такая красота гибельна: сирены завлекают моряков звучными голосами и убивают их. Красота мифологической древности - в необычном безобразии причудливых форм монстров. Гесиод, к примеру, с упоением рисует стоглавого Тифона, у которого огнем горят змеиные очи. Головы Тифона рычат, как лев, ревут, как яростный бык, заливаются собачьим лаем. Красота и ужас царят там, где сама Афродита появляется из крови оскопленного Урана, а богиня Земля - великанша постоянно создает чудовищных детей, \"отдавшись страстным объятиям Тартара\". Зевс, сражаясь с титанами, также великолепен своим суровым видом. Когда жители Олимпа и титаны швыряют друг в друга горы и скалы, пламя от молний Зевса опаляет мир, поднимается вихрь огня, кипит земля, океан и море. Мы видим ни более, ни менее как космическую катастрофу, картину мучительной смерти мира до олимпийских царей. И в пытках появляется царство Зевса и великих героев, орудием и разумной мыслью творящих новую красоту, ту, которую мы можем назвать гармоничной, которая освящена музами, харитами, орами, Аполлоном в его ясном обличье, мудрой Афиной, искусником Гефестом и которая как бы разливается по всему миру, преобразовывая его и украшая. Можно сказать, будто если в мире Древней Греции правильно высказывание \"Красота и Смерть неразлучны\", то после воцарения Зевса оно заменяется на то, что \"красота - это и есть жизнь\". И, может быть, именно поэтому для душ погибших у греков не создано Рая, а они плутают в полумраке Аида. Ведь красота в жизни. Красота героических поступков выражена в свете и сиянии солнечных лучей, ярком свете золота и величия оружия. Мрачные силы заключены в подземное царство или побеждены героями. Чудовища оказываются смертными. Прекрасные олимпийские боги жестоко расправляются со всеми, кто зарится на гармонию установленной ими власти. Однако побежденные древние боги вмешиваются в эту новую жизнь. Они дают, как Земля, коварные советы Зевсу, они готовы вновь возбудить силы разрушения. Да и сам героический мир становится настолько дерзким, что имеет необходимость в обуздании. И боги отправляют в этот мир красоту, воплощая ее в облике женщины, несущей с собой соблазны, гибель и самоуничтожение величайших героев. Так появляется, созданная всевышними, прекрасная Пандора с лживой душой. Так рождается от Зевса и богини мести Немесиды - Елена, из-за красоты которой убивают друг друга ахейские и троянские герои. Красивые дамы обольщают богов, изменяют им и время от времени презирают их. Ушедший в прошлое мир мстит новоиспеченному героизму, используя женскую красоту, столь воспеваемую в эпоху классического олимпийства. Женщины вносят зависть, раздор и смерть в целые поколения славных героев, заставляя богов наложить проклятие на своих же потомков. Но в то же время боги используют красоту, помогая своим любимым героям - они могут изливать ее на людей, делая стройнее, моложе, выше и т.п. Но еще важнее та внутренняя красота, которой наделяют олимпийцы певцов и музыкантов. Мифический поэт и певец вдохновляется музами или Аполлоном. Представление о красоте преобразовалось в мифах от губительного к благодетельному, но нельзя отрицать ни один из этапов, потому что в каждом из них ищут и находят вдохновение и в наше время. Пафосно получается, но это действительно так. Просто другие значения мифологии не будут иметь такое же значение в наши дни, как в Древней Греции. Например, афинские трагики использовали мифологию для выражения своих политических взглядов, причем часто так, что от мифических героев оставались одни только имена. Философы древности точно также использовали имена богов, строя на них свои системы видения мира. Некоторые из них даже утверждали, что боги - это реальные люди, возведенные за давностью лет в ранг сверхъестественных существ. С приходом Христианства и в Средние века на мифологию смотрели или как ничего не значащие сказки, или как на полное собрание всех земных соблазнов. Вновь возродилась она только в эпоху Возрождения, но выражала уже желание человека иметь и защищать свои личные-интимные права. Греческую мифологию позже превращали то в собрание анекдотов, то в источник для образов человеческих страстей, но в любом случае она почти благополучно дожила до современного мира.