В начале своей статьи я вынужден объяснить, что я понимаю под словом \"труд\" и почему я затронул данную тему. Я верю, что труд - основной фактор, отличающий людей от животных. Весь путь, пройденный человеком от доисторических времен до двадцать первого века, весь прогресс человечества - плод труда. Для точного определения слова \"труд\" обратимся к Википедии: \"Труд — целесообразная, сознательная деятельность человека, направленная на удовлетворение потребностей индивида и общества. В процессе этой деятельности человек при помощи орудий труда осваивает, изменяет и приспосабливает к своим целям предметы природы, использует механические, физические и химические свойства предметов и явлений природы и заставляет их взаимно влиять друг на друга для достижения заранее намеченной цели\" . Данная тема особенно интересна при рассмотрении одновременно и труда, и его антипода - безделья, тунеядства. Осознанный труд хоть и является \"визитной карточкой\" человека в мире живых существ, тем не менее без сомнения можно заявить, что он противен и чужероден человеческому организму. Организм сам по себе никак не поощряет труд, наоборот, он заботится о том, чтобы человек совершал как можно меньше работы, сохраняя тем самым энергию и ресурсы для непредвиденных обстоятельств. Организм не видит никакого смысла в том, чтобы вы, работая грузчиком, нагружали машину мешками с цементом. Он также будет протестовать против того, что вы сидите в офисе по 10 часов день, выполняя бумажную работу. Именно из-за этой особенности человеческого организма труд чаще всего сопряжен с превозмоганием. Труд - залог успеха, а ключ к продуктивному труду - сила воли. Воспитание силы воли в человеке позволяет ему совершенствовать себя и мир вокруг. Далее речь пойдет о формировании мнения человека о труде, о преобразовании восприятия труда обществом. Для начала я бы хотел обратиться к книге всех книг - Библии. Приведя в пример эту книгу, я думаю, я смогу выразить мнение огромной массы людей, приверженцев христианства, иудаизма. \"Изгоняя Адама из рая, бог сказал ему: \"В поте лица твоего будешь есть хлеб\" (Бытие, 3, 19)\" . То есть труд здесь показан в роли божьего наказания, бремени, которое человек вынужден нести. Тем не менее труд в Библии есть также нечто святое. В Бытие 1:31 говорится, что, посмотрев на плод своей работы (мир), Бог назвал его «очень хорошим». То есть творческий труд отличается от того, с помощью которого человек удовлетворяет свои примитивные потребности, и является деятельностью, которой рад сам Бог. Говоря о труде, нельзя обойти стороной и отдых. Он у евреев тоже свят. Работать в субботу, в день, когда Бог наказал всем покоиться - грех. Это вполне логично, ведь отдых - залог продуктивной работы. Еще один очень интересный взгляд на труд был сформирован и пропагандировался в СССР. В СССР людям с детства прививали любовь к труду, а тунеядство причисляли к числу, если можно так выразиться, \"смертных грехов коммуниста\". Причины возникновения культа труда в Советском Союзе можно выделить разные. Первая, вполне очевидная причина - необходимость работать для достижения общей цели - коммунистического устройства общества. Каждый гражданин обязан внести свой вклад в общее дело. В работе он должен находить радость и выполнять её с удовольствием. Чем больше люди работают сейчас - тем быстрее настанет коммунизм и людям не придется работать вовсе. Каждый сможет заняться тем, что ему интересно, то есть творческим трудом. В коммунистической идеологии просматривается то же разделение труда на необходимый и творческий. Опять же, пропаганда труда опирается на результат, а не процесс. Вторая причина пропаганды труда в СССР - получение дешевой рабочей силы в лице народа. Никто не станет отрицать, что данная пропаганда была выгодна власть имущим. Очень сильно на осмысление обществом понятия труда повлияло учение Карла Маркса. На протяжении последних двух сотен лет изменялось не только понятие о труде, изменялся сам труд человека. В первом томе «Капитала» Маркс трактует труд и как просто инструмент человека для производственной деятельности, и как «вечное естественное условие человеческой жизни», и как суть человеческого существования, его цель. Карл Маркс положил свои взгляды о труде в основу своих философских концепций. Так, мы может выделить два главных способа деления труда по Марксу. Во-первых, труд – деятельность человека, в ходе которой производятся имеющие потребительскую ценность материальные блага. Во-вторых, труд – конкретная, исторически сложившаяся деятельность человека по употреблению своих потребностей. Согласно учению Маркса, труд, который не приносит удовольствия и выполняется лишь из необходимости – является «неподлинным». Этот «неподлинный» труд – бремя общества, от которого в будущем удастся избавиться посредством социальной революции. Еще один важный взгляд на труд был сформирован представителем классической западной политэкономии Альфредом Маршаллом. Альфред Маршалл относит к понятию «труд» «всякое умственное или физическое усилие, предпринимаемое частично или целиком с целью достичь какого-либо результата, не считая удовлетворения, получаемого непосредственно от самой проделанной работы». Согласно данному определению труд можно считать производительным только если он достигает поставленной цели, то есть не несет никакой пользы. Маршалл отмечает, что повседневный труд формирует характер человека. В отличие от Маркса, Маршал рассматривает труд только лишь как один из аспектов жизни человека, а не как сущность и смысл человеческого существования. Тем не менее нельзя отрицать того, что труд сам по себе может приносить человеку удовольствие. Удовлетворение от процесса труда стало главной темой произведений Г. Маркузе и Э. Фромма. Работы этих ученых главным образом опираются на учение Маркса, являются его дополнением и осмыслением. По мнению Маркузе «неподлинный» или «отчужденный» труд описанный Марксом, лишь отнимает время индивида. «Отчужденный» труд наполняет жизнь человека бессмысленными страданиями. А всему виной то, что человек выполняет свою работу, исходя из понятия об общем социальном благе, тем самым занимаясь деятельностью, не совпадающей с его собственными желаниями и способностями. В качестве альтернативы «отчужденному» труду Маркузе предлагает игру, другой вид человеческой деятельности. По его мнению, трудом или деятельностью является процесс определяет не его содержание, а его цель. «Отчужденный», не приносящий удовольствия труд перейдет в игру только при том условии, что целью труда человек будет видеть саму трудовую деятельность. Реализация подобной идеи возможна лишь в мире, где уже не ведется борьба за существование, человек получает всё ему необходимое без задержек и в достаточном количестве. При чем Маркузе подчеркивает, что формирование такого устройства мира должно происходить не посредством увеличения объемов выполняемой работы и производства, а путем изменения отношения человека к своим потребностям. У Э. Фромма труд в современном обществе приобретает резко негативную оценку. По его мнению, «отчужденный» труд приводит сразу к двум негативным последствиям. Во-первых, к появлению идеала полнейшей лени. Во-вторых, к затаенной или открытой ненависти к труду и ко всему с ним связанному. Мнение Э. Фромма касаемо средства преодоления отчужденности труда расходится с мнением Маркузе. Согласно его мнению, недостаточно превратить труд из средства в самоцель. Причина отчужденности современного труда кроется в том, что человек, выполняя ту или иную работу, может не видеть в ней выгоды и цели лично. Цель его работы от него далека, она не пересекается непосредственно с его жизнью, соответственно теряется всякая мотивация к выполнению работы. Также Фромм отмечает высокий уровень социальной защищенности в современных странах, из-за которого человек может поддерживать жизнедеятельность и вовсе не работая. Современный человек вынужден работать, чтобы хоть чем-то заполнить свою жизнь, избежать смертной скуки. Французский философ и социолог Ж. Бодийяр утверждал, что труд в сознании людей окончательно утратил свою функцию по поддержанию жизнедеятельности человека и общества в целом. Труд, по мнению Бодийяра не только не превратился в самоцель, он вовсе потерял всякую цель. Своё определение труда также дает немецкий философ Георг Гегель. Ряд интерпретаций труда у Гегеля и Маркса похожи , однако, если сопоставить данные ими определения труда, то неизвестно, кто из них покажется большим «материалистом» а кто «идеалистом». ». В «Философии права» Гегель исходит из того, что трудовая деятельность атрибутирует вещам целесообразность, наделяя или снабжая их смыслом. Гегель пишет: «Опосредствование изготовления и приобретения соответственных распавшимся на частности потребностям, столь же распавшихся на частности средств есть труд, который специфизирует для этих многообразных целей непосредственно доставляемый природой материал с помощью многообразных процессов. Это формирование сообщает теперь средству ценность и целесообразность, так что человек в своем потреблении имеет отношение преимущественно к произведениям людей и он потребляет именно такие человеческие усилия». При этом остается вопрос: что же составляет в данном случае смысл самого труда, или, если угодно, его «целесообразность»? Ответ таков: смысл трудовой деятельности заключается в разом совершающейся унификации человеческих потребностей и вещей, которые их удовлетворяют. Иными словами, смысл приложения труда состоит в такой поставке смысла, как инстанции единения Человека и Вещи. Отсюда следует, что сам труд есть абстракция, точнее, выражение абстрактности социальных отношений, наделенных характером всеобщей связи. «…всеобщее и объективное в труде заключается в абстракции, которая приводит к специфизированию средств и потребностей, тем самым специфизирует также и производство и создает разделение работ. Труд отдельного человека упрощается благодаря этому разделению, и благодаря этому увеличивается степень его умелости в его абстрактной работе, так же как и количество произведенных им продуктов … Вместе с тем эта абстракция в области умений и средств завершает зависимость и взаимоотношения людей в деле удовлетворения остальных потребностей, превращая эту взаимную надобность в полную необходимость». В рамках своего подхода Гегель выявляет, каким образом целесообразность труда включена в сами социальные отношения и связана с регламентаций отношений между людьми. Он рассматривает область целей, которые возникают в ходе осуществления трудовой деятельности, как область наиболее абстрактных форм взаимоотношений между людьми, то есть область, где социальное достигает наибольшей объективности. Общественные отношения для Гегеля объективны, потому что сопряжены со смыслом. Для Маркса инстанцией, в рамках которой объективируется социальное, служит уже не смысл, а материальное производство, производство в его материальности. Целесообразность лишается объективированности, отдаваясь на откуп человеческой мысли и тем решениям, которые принимаются человеком. Объективный статус абстракций, возникающих в нашей голове, не обсуждается. Это, в свою очередь, открывает возможность трактовать данные абстракции (как и идеальное в целом) лишь в категориях представлений и замыслов, роящихся в сознаниях людей. Говоря по-другому, абстрактное соотносится Марксом с сознательной деятельностью, а через нее – с человеческой субъективностью. Само же субъективное оказывается сопряженным либо с всеобъемлющим детерминизмом, либо с не менее всеобъемлющим волюнтаризмом, то есть оказывается в тисках излюбленного марксова выбора между бытием, определяющим сознание, и сознанием, определяющим бытие2. «Мы предполагаем труд в такой форме, в которой он составляет исключительное достояние человека. Паук совершает операции, напоминающие операции ткача, и пчела постройкой своих восковых ячеек посрамляет некоторых людей-архитекторов. Но и самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что, прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил ее в своей голове. В конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении работника, т. е. идеально. Работник отличается от пчелы не только тем, что изменяет форму того, что дано природой: в том, что дано природой, он осуществляет в то же время и свою сознательную цель, которая как закон определяет способ и характер его действий и которой он должен подчинять свою волю. И это подчинение не есть единичный акт. Кроме напряжения тех органов, которыми выполняется труд, во все время труда необходима целесообразная воля, выражающаяся во внимании, и притом необходимо тем более, чем меньше труд увлекает рабочего своим содержанием и способом исполнения, следовательно чем меньше рабочий наслаждается трудом как игрой физических и интеллектуальных сил». Смысловое содержание работы человека оказывается связанным с постановкой целей, которая атрибутируется как способность и/или объективируется в отношениях между людьми. Целесообразность человеческого поведения, понятая как сущностная характеристика человеческой природы, становится условием субстанциалистского отношения к человеку. В человеческом существе усматривается лишь существо, идентичность которого раз и навсегда сводится к наличию у него разума, мышления. Формулой подобной редукции выступает восприятие людей как субъектов. Субъекты действуют в истории, но история на них не действует или действует лишь в ограниченных пределах, за которыми простирается область Универсалий, Абсолютов или Инвариантов. Сами субъекты остаются в той или иной степени и форме вне-историчными (даже в том случае, если традиционная постановка вопроса подвергается инверсии и уже не сознание «определяет» их бытие, а само это бытие начинает «определять» их сознание). Вне- историчность человека как субъекта связана с тем, что, чтобы он ни делал и как бы ни совершал свои действия, смысл его труда остается сопряжен лишь с целями, которые он для себя ставит, а сама его трудовая деятельность – лишь с постановкой таких целей. Человеку свойственна лень. Мы постоянно откладываем работу на потом, стараемся затратить как можно меньше усилий. Например, если вам задали написать статью по философии, вместо того, чтобы грамотно распределить время и качественно выполнить работу, вы отложите это дело на потом и напишете её только тогда, когда сроки уже будут гореть. Безделье в неразумных дозах влияет на человека деструктивно. Разлагается личность человека, теряется всякая мотивация. С ленивым человеком никто не хочет иметь дело. Но как же современный тунеядец убивает все доступное ему время? Здесь нам придется затронуть некоторые актуальные сейчас темы. В современном мире все большую роль занимают в жизни человека информационные ресурсы, призванные развлекать, а не развивать человека. Огромное количество времени тратится молодыми людьми на компьютерные игры, смешные видео, бесцельное общение в сети. Люди целенаправленно тратят свою жизнь на минутное удовольствие. Посмеяться, удивиться - вот чего они жаждут, заходя в интернет. Это сродни алкоголизму. По-моему, объем юмора в наши дни слишком велик. Конечно, без юмора не обойтись, жизнь потеряла бы многие краски, откажись мы от него вовсе. Просто человек не знает меры в этом деле. Сериалы, фильмы, игры, YouTube, социальные сети, мемы - человек заполняет всем этим свою жизнь, не до конца осознавая насколько деструктивно эти вещи влияют на него. Сейчас в культ возведено чтение. В этом тоже нужно знать меру и толк. Художественная литература, конечно, развивает словарный запас, делает речь более грамотной. Но не всякая книга полезна. Многие книги еще более бесполезны, чем компьютерные игры и мемы. На личном примере я вижу вред даже в таком, казалось бы безобидном увлечении - прослушивании музыки. Музыка, это, конечно, прекрасно, это искусство. Тем не менее, это тоже по большей мере бесполезное увлечение, которое просто тратит моё время. Так как же быть? Организм против того, чтобы мы трудились, а рассудок против того, чтобы мы бездельничали. Очень удобно было бы найти такую работу, которая бы удовлетворяла наши потребности и в то же время развлекала нас, была нам интересна. Но такая работа доступна далеко не каждому, нам нужно другое решение. Ответ прост до глупости. Нужно просто терпеть. Мы тратим на работу большую часть своей жизни. Конечно, она нам надоедает, иногда она нам даже противна. Но без работы, без средств к существованию наша жизнь обречена быть короткой и бесцельной. Рассмотрим другие виды труда, про профессиональную деятельность мы сказали достаточно. Ведь труд это не только работа, за которую нам платят деньги. Это еще и, например, работа над собой. Стать достойным человеком - это долгий и упорный труд. Спорт - это тоже труд. Спорт формирует личность, развивает упорство и целеустремленность, учит не сдаваться. Главный аргумент людей, не занимающихся спортом - бесцельность этого занятия с их точки зрения. Зачем, например, вам бежать марафон, преодолевать себя, терпеть боль и усталость? Допустим, вы его пробежали. Вам дали грамоту участника, похлопали по плечу и забыли про вас навсегда. Зачем же вы столько трудились, готовились? Ради грамоты? Нет, вы доказали себе, что вы можете это сделать. Развивая своё тело, вы развились как личность, стали упорнее и целеустремлённее. Еще один вид труда - творческий труд. У всех нас когда-то была идея научиться рисовать, играть на музыкальном инструменте, написать книгу и так далее. Так почему все мы не художники, не музыканты, не писатели? Многих, в том числе и меня самого, останавливала одна глупая мысль: \"Даже если я и научусь этому, мне никогда не создать шедевр, никогда не прославиться на весь мир, не стать центром вселенной\". Эта мысль и в самом деле глупа. Творческий труд развивает человека, наполняет его жизнь вне зависимости от того, сколькими людьми этот труд признан. Учеба - особенный, один из важнейших видов труда. Как завещал дедушка Ленин, нам нужно учиться, учиться и еще раз учиться. Учиться и учить - важнейшие функции общения людей. Чем лучше человек чему-то научится, тем качественнее он будет выполнять работу, сопряженную с освоенными знаниями. Не зря учеба так обласкивается правительством и обществом. Предоставляются бюджетные места в учебных заведениях, содержатся учащиеся, предоставляются льготы.