Введение. Юм, шотландец, был величайшим философом, писавшим на английском языке. В возрасте восемнадцати лет он внезапно глубоко задумался, задаваясь вопросом, может ли моральная философия человеческого поведения быть ассимилирована с естественной философией физического мира, разработанной литератором Исааком Ньютоном (1643-1727). Этот вопрос все еще находится на переднем крае философии. Все основные вклады Юма в философию были сделаны до того, как ему исполнилось тридцать. После их равнодушного приема он отмахнулся от разочарования, став известным эссеистом и историком. Но его юношеская работа пробудила Иммануила Канта от его «догматических снов» и, таким образом, положила начало современной философии. Юм был главным из тех, кто задавал неловкие вопросы - тот, кто категорически отказывался принимать убеждения только на том основании, что их широко и насильственно отстаивали. Он стал величайшим из скептиков. Без скептицизма не может быть прогресса, так как в противном случае существующие убеждения никогда не будут оспорены. Точно так же тотальный скептицизм - отказ от всех убеждений - приведет к интеллектуальному параличу. Философия, таким образом, протекает по частям: укоренившиеся подходы ставятся под сомнение и либо выживают, либо вытесняются новыми подходами, которые, как считается, дают лучшие объяснения или рекомендации. Скептическое отношение Юма к эмпиризму ознаменовало один из великих переломных моментов в философии. Ранний период жизни Дэвид Юм родился 26 апреля 1711 года (по старому календарю) в Эдинбурге. Его отец, Джозеф Хоум, был адвокатом (юристом) и несовершеннолетним аристократом со скромным поместьем в Ninewells в Беруикшире на Шотландских границах. Его мать Кэтрин была дочерью сэра Дэвида Фальконера, президента Шотландского колледжа юстиции. Дэвид был самым младшим из трех детей, у него был старший брат Джон, родившийся в 1709 году, и сестра Кэтрин, родившаяся в 1710 году. (Уезжая во Францию, Юм изменил написание своей фамилии, чтобы соответствовать ее произношению.) Джозеф Хоум умер в 1713 году, и имущество перешло к Иоанну. Их мать, которая никогда не вступала в повторный брак, управляла имением, пока Джон не завладел им. Следовательно, Давид, хотя и родился в семье с умеренным достатком и с социальными связями, не имел значительного наследства и в конечном итоге должен был пробиться в мир. Кэтрин Хоум решила обучать своих детей дома, надеясь, что Дэвид пойдет по стопам отца в юридическую карьеру. Она была набожной кальвинисткой, которая воспитывала детей в своей вере. Давид, превратившись в заядлого скептика, вскоре отказался от всякой религии, но его дружелюбный характер гарантировал, что с его матерью не будет разрыва, хотя она жаловалась другу, что «он был ужасно упрямым». В 1723 году Джон поступил в Эдинбургский университет, и Кэтрин отправила с ним Давида. Даже в те дни двенадцатилетний возраст был необычайно рано посещать университет. Уровень обучения был, однако, довольно элементарным, и, как было в то время, посещение не обязательно включало получение степени. Спустя три года, изучив греческий язык, латынь, логику, метафизику и естественную философию и, в частности, получив некоторые знания о работах Ньютона, Юм отправился обратно в Нинвеллс, планируя подготовиться к изучению права. Следующие четыре года оказались трудными, но решающими для его дальнейшего развития. По его собственным словам, он «нашел непреодолимое отвращение ко всему, кроме занятий философией и общим обучением». Пока его семья думала, что он готовится к закону, Юм принял важное решение. Он будет стремиться сделать для человеческого поведения то, что Ньютон сделал для физической вселенной. Хьюм полностью осознавал грандиозность поставленной им задачи и планировал десятилетнюю программу работы. Но сложность задачи в сочетании с интенсивностью его обязательств спровоцировала психологический и физический кризис, и у него случился нервный срыв. Физические симптомы - особенно сильное сердцебиение и цинга на руках - не отвечали на лечение его местного врача. Но смесь ясного мышления, решимости и здравого смысла спасла день. Юм решил, что, во что бы то ни стало, он будет преследовать свои философские идеи и публиковать их. Но для этого ему пришлось бы восстановить свое здоровье и найти способ совмещать философскую работу с работой, которая дополнила бы его скудный доход в качестве младшего сына. Он решил регулярно заниматься спортом и правильно питаться. В течение следующих двух лет он стал «самым крепким, крепким, здоровым человеком, которого вы когда-либо видели», в то время как он искал независимую работу. В феврале 1734 года, незадолго до церковного суда, чтобы ответить на обвинение в отцовстве незаконнорожденного ребенка, он уехал в Бристоль, чтобы работать на фирму торговцев сахаром. Это продолжалось всего несколько месяцев, прежде чем он отправился во Францию, где он мог выжить лучше за счет своего скромного дохода, работая над своими идеями. Юм нашел идеальное место в иезуитском колледже в Ла-Флеш, где получил образование Декарт. К осени 1737 года он почти закончил свою первую великую книгу и вернулся в Лондон в поисках издателя. Найти его было непросто и заняло почти год. «Трактат о человеческой природе» был опубликован в двух частях в январе 1739 года, а третья часть «О нравственности» отложена до ноября 1740 года. Его прием оказался большим разочарованием. В известном описании Юма: «Никогда литературное событие не было более неудачным, чем мой Трактат . Оно замерло от прессы, не достигнув такого различия, что даже вызвало ропот среди фанатиков ». Фанаты были теми, кто, категорически противостояв его атеизму и антиклерикализму, стал проклятием его жизни. Хотя позднее он должен был переписать и улучшить большую часть « Трактата» , в возрасте двадцати восьми лет он создал все философские идеи, которыми он впоследствии стал так заслуженно известен. Теперь Юм решил заняться другими способами зарабатывать на жизнь и обеспечить себе репутацию, и вскоре его состояние начало меняться. Эссеист и Историк После первоначального провала его Трактата , Юм принял назначение в качестве наставника для молодого маркиза Аннендейла. В 1741 году он также опубликовал очерки моральные и политические . Они были хорошо приняты, и вскоре принесли несколько раз годовой доход, который он получал в качестве наставника. Хьюм потерял работу после того, как маркиз был объявлен безумным, но теперь он был уверен, что сможет зарабатывать себе на жизнь как автор. Ободренный таким образом, он решил переписать свой «Трактат» в сокращенном виде, чтобы более четко изложить его материал. Его философские очерки о человеческом понимании появились в 1748 году, но получили не лучшие отзывы. В этот момент Юм отказался от философии и приступил к другому крупному, и на этот раз чрезвычайно успешному предприятию, которое выпустило шести томную « Историю Великобритании» , опубликованную в период между 1754 и 1762 годами. Он приобрел репутацию в Европе после того, как Вольтер назвал ее «возможно, Лучшая [история] написана на любом языке ». В последние дни После большого успеха своей истории Юм провел 1763-1766 годы во Франции в качестве личного секретаря графа Хертфорда, который был британским послом во французском дворе. Юм имел огромный успех среди французской интеллигенции и заслужил там репутацию великого мыслителя и писателя. Когда граф стал лорд-лейтенантом Ирландии, Юм отказался пригласить его сопровождать. Но к тому времени, когда он вернулся в Эдинбург в 1769 году, Юм стал богатым человеком с доходом более 100 000 фунтов стерлингов в год. Он построил дом в Новом городе, на том месте, которое стало улицей Святого Давида (непреднамеренное достижение светской святости могло бы его позабавить). Возобновляя активную общественную жизнь, он игнорировал продолжающиеся нападки фанатиков на его философию и работал над «Диалогами о естественной религии», посмертно опубликованные в 1779 году. В начале 1775 года, по его собственным словам, он «был поражен беспорядком в моем кишечнике, который поначалу не вызывал у меня тревоги, но с тех пор, как я его понимаю, стал смертельным и неизлечимым». После все более серьезного, но стоически перенесенного Болезнь Юма скончалась 25 августа 1776 года. В некрологе его великий друг экономист Адам Смит описал его как «приближающегося к идее совершенно мудрого и добродетельного человека, насколько это возможно, возможно, позволит природа человеческой слабости». Юм попросил, чтобы его похоронили в простой римской гробнице с надписью только его именем и датами рождения и смерти, но он оказался во внушительном мавзолее с видом на Эдинбург. философия Как гласит название «Трактата» , предметом Юма является человеческая природа. Он резюмирует свой проект в подзаголовке: «попытка ввести экспериментальный метод в моральные предметы». В свое время «мораль» означала все, что связано с человеческой природой, а не только этику, как он ясно дает понять в начале первого расследования, где он определяет «моральную философию» как «науку о человеческой природе». Цель Юма состоит в том, чтобы научный метод имел отношение к изучению человеческой природы. Изучение Юмом философских «систем» убедило его, что философия находится в плачевном состоянии и остро нуждается в реформах. Когда ему было всего 18 лет, он жалуется в письме, что любой, кто знаком с философией, понимает, что она вовлечена в «бесконечные споры». Древние философы, на которых он концентрировался, повторяли ошибки, допущенные их естественными философами. Они выдвигали теории, которые были «полностью гипотетическими» и зависели «больше от изобретения, чем от опыта». Он возражает, что они обратились к своему воображению при построении своих взглядов на добродетель и счастье, «не касаясь человеческой природы, от которой должно зависеть каждое моральное заключение». Юный Юм решил избежать этих ошибок в своей собственной работе, сделав человеческую природу своим «основным исследованием». Даже на этом раннем этапе корни зрелого подхода Юма к реформе философии очевидны. Он был убежден, что единственный способ улучшить философию - сделать исследование человеческой природы центральным и эмпирическим. Проблема древней философии заключалась в том, что она опиралась на гипотезы - утверждения, основанные на предположениях и выдумках, а не на опыте и наблюдениях. К тому времени, когда Юм начал писать «Трактат» три года спустя, он погрузился в творчество современных философов, но обнаружил, что они вызывают беспокойство, не в последнюю очередь потому, что они совершали те же ошибки, что и древние, и исповедовали, чтобы их избежать. Почему, спрашивает Юм, философы не смогли добиться впечатляющего прогресса в понимании человеческой природы, которого природоведы, которых мы теперь называем «учеными», недавно достигли в области физических наук? Его ответ заключается в том, что хотя ученые излечили себя от «страсти к гипотезам и системам», философы еще не избавились от этого искушения. Их теории были слишком умозрительными, полагаясь на априори предположения, и слишком мало внимания уделять человеческой природе. Вместо того, чтобы помочь нам понять самих себя, современные философы погрязли в непрекращающихся спорах, очевидных даже для «черни без дверей», что привело к «общему предубеждению против метафизических рассуждений всех видов», то есть «любого рода аргументации, которая является в любом случае заумно, и требует некоторого внимания, чтобы быть понятыми». Чтобы добиться прогресса, утверждает Хьюм, нам необходимо «отвергнуть каждую систему ... какой бы тонкой или изобретательной она не была основана на фактах и наблюдениях». Эти системы, охватывающие широкий спектр укоренившихся и влиятельных метафизических и теологических взглядов, предполагают открытие принципов, которые дают нам более глубокое и более определенное знание о конечной реальности. Но Юм утверждает, что, пытаясь выйти за пределы того, что мы можем испытать, эти метафизические теории пытаются «проникнуть в предметы, совершенно недоступные для понимания», что делает их заявления о том, что они нашли «окончательные принципы» человеческая природа не просто ложная, а неразборчивая. Эти «воздушные науки», как их называет Юм, имеют только «воздух» науки. Что еще хуже, эти метафизические системы являются «дымовой завесой» для «народных суеверий», которые пытаются подавить нас религиозными страхами и предрассудками. Юм имеет в виду множество доктрин, которые нуждаются в метафизическом прикрытии, чтобы выглядеть респектабельно - аргументы в пользу существования Бога, бессмертия души и вопроса о природе особого провидения Бога. Метафизика помогает и поддерживает эти и другие суеверные доктрины. Но он настаивает на том, что поскольку эти метафизические и теологические системы нежелательны, это не значит, что мы должны отказаться от философии. Вместо этого нам нужно оценить «необходимость перенести войну в самые тайные уголки врага». Единственный способ противостоять привлекательности этих псевдонаук - это взаимодействовать с ними, противопоставляя их «заумному… метафизическому жаргону» «точным и справедливым рассуждением». Это означает, что начальная фаза проекта Юма должна быть критической. Важной частью этого аспекта его проекта является «открытие надлежащей области человеческого разума» - определение степени и пределов сил и способностей разума. Он полагает, что его исследование покажет, что метафизика как стремление к пониманию конечной природы реальности выходит за рамки разума. Ученые однажды подчеркнули эту критическую фазу за счет остальной части проекта Хьюма, поощряя обвинение в том, что он был просто отрицательным скептиком, который отвергает взгляды других, не отстаивая никакой положительной позиции сам. Но хотя он и впрямь скептически относится к возможности метафизической проницательности, которая идет глубже, чем наука, исследование правильной области разума - не только критическая деятельность. Его критика метафизики расчищает путь для конструктивной фазы его проекта - развития эмпирической науки о человеческой природе - и Юм вовсе не скептически относится к его перспективам. В своем «Введении» в Трактат Юм начинает конструктивную фазу своего проекта, предлагая не что иное, как «целостную систему наук, построенную на совершенно новом фундаменте» (Т XVI.6). Новый фундамент - научное исследование человеческой природы. Он утверждает, что все науки имеют какое-то отношение к человеческой природе, «даже к математике, естественной философии и естественной религии» (Т xv.4). Все они являются человеческими действиями, поэтому то, что мы можем в них выполнить, зависит от понимания того, с какими вопросами мы можем справиться и какие виды мы должны оставить в покое. Если мы лучше понимаем масштабы и пределы нашего понимания, природу наших идей и операции, которые мы выполняем, рассуждая о них, невозможно сказать, какие улучшения мы могли бы сделать в этих науках. Мы должны ожидать еще большего улучшения в науках, которые более тесно связаны с изучением человеческой природы: «Логика, мораль, критика и политика ». Многие давние философские дебаты касаются природы наших идей - причинности, свободы, добродетели и красоты - поэтому выяснение их содержания должно помочь нам преодолеть эти «бесконечные споры». Поскольку наука о человеческой природе является единственным прочным фундаментом для других наук, «единственное прочное основание, которое мы можем дать этой науке, должно быть заложено на опыте и наблюдениях». Хотя Юм не упоминает его по имени, Ньютон (1642–1727) - его герой. Он принимает ньютоновскую максиму « Hypotheses non fingo », грубо говоря: «Я не делаю гипотез». Любые законы, которые мы обнаруживаем, должны быть установлены наблюдением и экспериментом. Юм предлагает эмпирическую альтернативу традиционной априорной метафизике. Его эмпиризм натуралистичен в том смысле, что он отказывается поддерживать любое обращение к сверхъестественному в объяснении человеческой природы. Как натуралист, он стремится объяснить, как наши умы работают в соответствии с ньютоновской картиной мира. Юм изображает свое научное исследование человеческой природы как своего рода ментальную географию или анатомию ума. В первом разделе первого расследования он говорит, что у него две основные задачи: одна чисто описательная, а другая пояснительная. Ментальная география состоит в разграничении «отдельных частей и сил» ума. В то время как каждый может понять основные различия между содержанием и действиями ума, более тонкие различия труднее понять. Юм, однако, хочет пойти гораздо дальше. Он хочет объяснить, как работает ум, открывая его «тайные источники и принципы». Он напоминает нам, что астрономы долгое время были довольны доказательством «движений, порядка и величины небесных тел». Но затем «философ» - Ньютон - вышел за их пределы и определил «законы и силы, которыми управляются и управляются революции планет». Пример Ньютона привел других естествоиспытателей к подобным объяснительным успехам. Юм полагает, что он будет в равной степени успешным в нахождении фундаментальных законов, управляющих нашими «умственными способностями и экономикой», если он будет следовать той же осторожности, которую Ньютон проявил при выполнении своих запросов. Научный метод Ньютона предоставляет Хьюму шаблон для введения экспериментального метода в его исследование сознания. В «Расследовании принципов морали» он говорит, что будет следовать «очень простому методу», который, по его мнению, приведет к трансформации в изучении человеческой природы. Следуя примеру Ньютона, он утверждает, что мы должны «отвергнуть каждую систему ... какой бы хитрой или гениальной она не была основана на фактах и наблюдениях», и принимать только аргументы, полученные из опыта. Когда мы спрашиваем о природе человека, поскольку мы задаем «вопрос факта, а не абстрактной науки», мы должны полагаться на опыт и наблюдения. Как молодой Ньютон моральных наук, Хьюм хочет найти набор законов, которые объясняют, как содержимое ума - восприятие, как он их называет - приходит и уходит в разум и как простые восприятия объединяются, образуя сложные восприятия способами, которые объясняют человеческая мысль, вера, чувства и действия. Достижение Ньютона состояло в том, что он смог объяснить разнообразные и сложные физические явления в терминах нескольких общих принципов. Как и он, Юм предлагает объяснить «все последствия от самых простых и наименьших причин». Он предсказывает, что вполне вероятно, что один «принцип ума зависит от другого» и что этот принцип, в свою очередь, может быть приведен к другому принципу, даже «более общему и универсальному». Но он подчеркивает, что, хотя он будет пытаться найти самые общие принципы, делая их как можно более универсальными, все его объяснения должны полностью основываться на опыте. Хотя философия как эмпирическое предприятие сама связана опытом, это не является недостатком науки о человеческой природе. То же самое верно для всех наук: «Ни одна из них не может выйти за рамки опыта или установить какие-либо принципы, которые не основаны на этом авторитете». Пояснения должны где-то заканчиваться. Когда мы видим, что «достигли предела человеческого разума, мы сидим довольны», то единственная причина, которую мы можем дать для наших самых общих принципов, - «наш опыт их реальности». Юм является ньютоновским в гораздо большей степени, чем метод. Он видит, что Ньютон значительно отличается от Джона Локка (1632–1704) и других натурфилософов Королевского общества, потому что он отвергает их механистическую картину мира. Величайшее открытие Ньютона, Закон Гравитации, не является механическим законом. Юм явно моделирует свой отчет об основных принципах работы разума - принципах ассоциации - о идее гравитационного притяжения. Обращаясь к этим же принципам повсюду, Юм дает объяснение этим разнообразным явлениям, которые позволяют ему обеспечить единый и экономичный учет ума. Заключение Чем больше человек понимает, как развивается современная философия, тем больше восхищается Юмом. И чем больше человек думает о том, как он боролся с плохим здоровьем, отказом и разочарованием в славе и успехе, тем больше восхищался его характером. Бессмысленно, даже оскорбительно, сравнивать философов как людей. Но если бы меня попросили выбрать из них компаньона для долгого путешествия или для кого-то, кто сидел бы рядом за ужином, Хьюм каждый раз получал бы мой голос.