С появления первого человека на земле прошло уже около 2 миллионов лет и за это время человечество прошло огромный путь развития. Сегодня человек имеет доступ к любому источнику информации, имеет представление о жизни и смерти, о значении добра и зла в своей судьбе и судьбах других людей, знает о происхождении мира и всего живого на Земле. А ведь раньше единственным источником знаний для человечества была мифология. Так что же такое мифология? Мифология – способ осмысления мира на ранних стадиях развития человечества, фантастическое отражение реальности, художественная переработка природы и народной фантазии; в рамках мифологии вырабатывались конкретные знания людях, природе, формах бытия и космосе. Особенность сознания людей и бытия первобытной эпохи является своеобразной ценностью, объединяющей в себе человеческое и природное. Зависимость от непосредственных критериев существования создала такой склад психики, при котором приспособление к миру должна была быть в максимальном взаимодействии с окружающей средой. Коллективный образ жизни распространял полное сходство человека и природы на все родовое общество. В итоге утверждается преобладающее состояние установок сознания, имеющее общеобязательное значение. Лучшим способом их закрепить была отсылка на абсолютный авторитет, который не подлежит сомнению. Отсюда и создавались образы «идеальных существ». В древних поверьях, где присутствовали «идеальные» образы, фиксировались нужные для организации и хранения общинно-родового уклада факторы жизнедеятельности (в труде и обиходе, брачных отношениях, ловле, борьбе с враждебными коллективами). Таким образом, с течением времени должна была создаться определенная конструкция, позволяющая передавать опыт прошлых поколений, которая будет понятна первобытному человеку. Этой конструкцией становится миф. На данный момент наука разделяет мифы на несколько видов: космогонические и антропогонические, эсхатологические, календарные, героические, о животных, культовые и астральные. Космогонические и антропогонические мифы являются сюжетом для большинства мифологий, которое предполагает собой зарождение мира из мирового яйца (универсальный символ происхождения мира). Подобные мифы встречаются у множества народов. В них нередко роль творца играют животные, но еще чаще всего – боги. Примеры Богов-творцов: Виракоча (инки), Ильматар (финны), Кайракан (алтайцы), Инмар (удмурты), Птах и Атум (египтяне) и т. д. Иногда сюжетом космогонических мифов считается противостояние сил созидания и сил разрушения. Они характерны дуалистическим мифам. Такими парами являются Кугу- Юмо и Йын, Йен и Омэль. Но частым случаем космогонических мифов считаются мифы о создании человека (антропогонические). Космогонические и антропогонические мифы нередко связаны между собой: часто боги, которые ответственны за создание мира, ответственны и за создание человека. Другой же вид взаимосвязи – это когда мир возникает из тела человека (антропоморфизация). Часто встречаемым материалом считается глина. Так, например, из глины создает первых людей Прометей (Древняя Греция), Энки и Нинмах (Древняя Месопотамия), Хнум (Древний Египет) и т. д. Эсхатологические мифы - это мифы о конце света, связанные с противостоянием сил космоса и хаоса, которые существуют на ряду с космогоническими легендами. В разных мифах причиной уничтожения мира может быть всемирный потоп, вселенский пожар, гибель богов и так далее. Примером может служить германский миф о Рагнареке. Календарные мифы – это легенды о смене временных циклов (лето и зима, день и ночь, а также космические циклы). Они связаны с астрологией, астрономическими наблюдениями, празднование дня урожая, Нового года и иными календарными событиями. Пример календарных мифов: в Древнем Египте смену дня и ночи связывают с противостоянием богов Сета и Гора, со сменой времен года связан праздник Масленица у славян. Одной из разновидностей мифов о космических циклах считаются мифы о Золотом веке. Это легенды о состоянии человека, который живет в гармонии с природой. Героические мифы – это мифы о героях или просто о легендарных фигурах эпоса. Типичным сюжетом для данного вида мифологии является необычное детство героя, затем изгнание (в частых случаях), совершение подвигов (битва с чудовищем или спасение прекрасной дамы), возращение домой, где его ждет всеобщее признание. Особое внимание в данном виде мифологии составляют культурные герои. Это те личности, которые внесли огромной вклад в развитие культуры народа. В частых случаях главным героем являются демиурги. Они творят свои деяния наравне с богами: создатели первых законодательств, учат различным охотничьим приемам и ремеслам, искусствам, праздникам, ритуалам и магическим предписаниям. Культурные герои в различных мифологиях не обязательно приравниваются к какому- либо божеству. Они могут соотноситься с категориями духов (тотемы или предки прошлого) или исторические личности. Исторические личности бывают мифическими (Дзимму), реальными (Чингисхан), полумифическими (Моисей). Мифы о животных являются одним из самых древнейших верований, который даже в настоящее время сохранился у некоторых народов в виде тотемизма. Тотемизм – религиозно- социальная система, на базе которого лежит культ, образованный вокруг тотема. Возникло оно из веры в кровное родство между людьми и животными. На этих основаниях возникли мифы об оборотнях (людях, способных превращаться в волков, тигров, медведей и так далее). Животные нередко становятся героями космогонических мифов. В древнеиндийских поверьях Землю держат семь слонов, которые стоят на спине черепахи, а та на змее. Также почетное место занимают животные и в астральной мифологии, с ними нередко связаны очень красивые легенды. Отдельно стоит выделить китайский зодиак. Также животные выступали в роли новой культурной традиции. Так герой Фу Си (существо с телом змеи, головой человека, владыка Востока), научивший людей рыболовству, охоте, иероглифической письменности, изображался сначала в образе птицы. Культовые мифы – это легенды, в которых подробно описано проведение обрядов или иных культовых действий. Стандартными культовыми обрядами считают тотемическими. Данные обряды сопровождались переодеванием в тотемических духов или предков. В Древнем Египте культовые мифы связаны с именами Исида и Осирис. В основном описание состояло из сложного ритуала поиска Исидой тела Осириса и дальнейшее его воскрешение. Астральные мифы – это мифы, связанные со звездами, планетами, созвездиями, Солнцем и Луной (Солярные и Лунарные мифы). Они присутствуют в культурах различных народов, которые, как правило, связаны с астральными культами, однако в основу астральных легенд входят и мифы, которые не имеют религиозного нрава. Солярные мифы – это мифы о Солнце и его прямое воздействие на жизнь на Земле, чаще всего ставят в пару с Луной, где Солнце чаще всего олицетворяет женщину, а Луна – мужчину. Так в Древнем Египте, где культу Солнца уделяется огромное значение, самыми почетаемыми богами считаются Ра, Гор, Амон, Херпи. Лунарные мифы – это легенды о Луне и лунных циклах. У древних народов имелось мнение о том, что люди умирали и возрождались подобно луне. Мифология не есть ни продукт просто незрелого и простого мышления, ни результат намеренного и целенаправленного творчества античного человека. Она ясна лишь исходя из особенных родовых взаимоотношений первобытного общества, являясь одной из форм освоения мира этой первобытной общиной. И наиболее примечательное, что единство мифа и мышления в эти античные эпохи отнюдь не исключает их принципиального отличия. Миф только и вероятен при обобщающей деятельности мысли, а значит, и слова античного человека, однако, появившись на свет, миф призван одушевить целый мир, творя единое, целостное, живое тело космической общины. А если это так, то животворящее слово-легенда в представлении древних исполнено загадочной, властной так называемой магической силы, и законы ее начинают главенствовать в жизни мифа, поддерживаясь смутными человеческими ощущениями, чувствами и аффектами. Однако, как и должно быть, мышление в противовес мифу пробует вывести жизнь на пути объяснения ее закономерностей, стремится и ее и человеческую практику осознать вне всякой магии, направить ее разумно и целенаправленно. Вот почему, как это ни парадоксально, миф не существует без функций мышления, однако само же мышление призвано этот миф признать несостоятельным и избавиться от него. Отсюда - извечное соединение и извечная битва мифа и мышления в течение тысячелетий, отсюда же - задача науки изучить формирование человеческого мышления, идущего сначала по маршрутам мифологического освоения жизни, а в предстоящем вступающего в противоречие с мифом, отрицающего миф и развивающегося в борьбе за независимость. Теперь хотелось бы поговорить о значении мифологии в широком смысле. Какое у нее значение в формировании мировоззрения человека? Мне бы хотелось разобрать этот вопрос на примере мифологии Древней Греции. Первое такое значение - эстетическое. Конкретно оно владеет величайшим значением для человека, людей передового мира, большинство из которых далеки не то, что от древних богов, но в том числе и от привычного нам Христианства. Эпос Гомера, \"Теогония\" и Гесиода, пожалуй, наиболее яркие примеры такого значения. У Гомера красота – это священная субстанция и основные живописцы - боги, творящие мир по законам искусства. Недаром красота мира формируется богами в дуэли, когда могущественные жители Олимпа уничтожают древних монстров. Именно мир Древней Греции полон своеобразной красоты. В нем соединены прекрасное и уродливое. Однако именно такая красота гибельна: сирены завлекают моряков звучными голосами и убивают их. Красота мифологической древности - в необычном безобразии причудливых форм монстров. Гесиод, к примеру, с упоением рисует стоглавого Тифона, у которого огнем горят змеиные очи. Головы Тифона рычат, как лев, ревут, как яростный бык, заливаются собачьим лаем. Красота и ужас царят там, где сама Афродита появляется из крови оскопленного Урана, а богиня Земля - великанша постоянно создает чудовищных детей, \"отдавшись страстным объятиям Тартара\". Зевс, сражаясь с титанами, также великолепен своим суровым видом. Когда жители Олимпа и титаны швыряют друг в друга горы и скалы, пламя от молний Зевса опаляет мир, поднимается вихрь огня, кипит земля, океан и море. Мы видим ни более, ни менее как космическую катастрофу, картину мучительной смерти мира до олимпийских царей. И в пытках появляется царство Зевса и великих героев, орудием и разумной мыслью творящих новую красоту, ту, которую мы можем назвать гармоничной, которая освящена музами, харитами, орами, Аполлоном в его ясном обличье, мудрой Афиной, искусником Гефестом и которая как бы разливается по всему миру, преобразовывая его и украшая. Можно сказать, будто если в мире Древней Греции правильно высказывание \"Красота и Смерть неразлучны\", то после воцарения Зевса оно заменяется на то, что \"красота - это и есть жизнь\". И, может быть, именно поэтому для душ погибших у греков не создано Рая, а они плутают в полумраке Аида. Ведь красота в жизни. Красота героических поступков выражена в свете и сиянии солнечных лучей, ярком свете золота и величия оружия. Мрачные силы заключены в подземное царство или побеждены героями. Чудовища оказываются смертными. Прекрасные олимпийские боги жестоко расправляются со всеми, кто зарится на гармонию установленной ими власти. Однако побежденные древние боги вмешиваются в эту новую жизнь. Они дают, как Земля, коварные советы Зевсу, они готовы вновь возбудить силы разрушения. Да и сам героический мир становится настолько дерзким, что имеет необходимость в обуздании. И боги отправляют в этот мир красоту, воплощая ее в облике женщины, несущей с собой соблазны, гибель и самоуничтожение величайших героев. Так появляется, созданная всевышними, прекрасная Пандора с лживой душой. Так рождается от Зевса и богини мести Немесиды - Елена, из-за красоты которой убивают друг друга ахейские и троянские герои. Красивые дамы обольщают богов, изменяют им и время от времени презирают их. Ушедший в прошлое мир мстит новоиспеченному героизму, используя женскую красоту, столь воспеваемую в эпоху классического олимпийства. Женщины вносят зависть, раздор и смерть в целые поколения славных героев, заставляя богов наложить проклятие на своих же потомков. Но в то же время боги используют красоту, помогая своим любимым героям - они могут изливать ее на людей, делая стройнее, моложе, выше и т.п. Но еще важнее та внутренняя красота, которой наделяют олимпийцы певцов и музыкантов. Мифический поэт и певец вдохновляется музами или Аполлоном. Представление о красоте преобразовалось в мифах от губительного к благодетельному, но нельзя отрицать ни один из этапов, потому что в каждом из них ищут и находят вдохновение и в наше время. Пафосно получается, но это действительно так.