Альтруизм Альтруизм - это принцип и моральная практика заботы о счастье других людей и/или животных. Это традиционная добродетель во многих культурах и основной аспект различных религиозных традиций и светских мировоззрений. В некоторых смыслах альтруизм может стать синонимом самоотверженности, которая является противоположностью эгоизма. При обычном образе жизни он не отрицает единственную природу субъекта, но реализует черты индивидуальной личности по отношению к другим с истинным, прямым и личным взаимодействием с каждым из них. Он ориентирован как на одного человека, так и на все общество. В (не только) христианской практике это закон любви, направленный на эго и его соседа. Слово «альтруизм» было придумано французским философом Огюстом Контом. На французском языке altruisme антоним эгоизма. Оно произошло от итальянского altrui, который, в свою очередь, произошел от латинского alteri, что означает «другие люди» или «кто-то еще». Альтруизм в биологическом смысле - это индивидуум, совершающий действие, которое лишает чего-либо его самого (например, удовольствие и качество жизни, время, вероятность выживания или размножения), но приносит пользу, прямо или косвенно, другому лицу, без ожидания взаимности или компенсации за это действие. Штейнберг предлагает определение альтруизма в клинических условиях, а именно «преднамеренные и добровольные действия, направленные на повышение благосостояния другого человека в отсутствие каких-либо внешних вознаграждений за услугу». Альтруизм можно отличить от чувства преданности в том смысле, что последний основан на социальных отношениях, а альтруизм не рассматривает отношения как таковые. Существует много споров о том, возможен ли «настоящий» альтруизм в человеческой психологии. Теория психологического эгоизма предполагает, что никакой акт обмена, помощи или жертвования не может быть охарактеризован как действительно альтруистический, так как действующее лицо может получить внутреннюю награду в форме личного удовлетворения. Обоснованность этого аргумента зависит от того, воспринимаются ли внутренние вознаграждения как «выгоды». Термин альтруизм может также относиться к этической доктрине, которая утверждает, что люди морально обязаны приносить пользу другим. Используемый в этом смысле, он обычно противопоставляется эгоизму, который утверждает, что люди морально обязаны в первую очередь служить себе. Понятие альтруизма Концепция имеет долгую историю в философской и этической мысли. Термин был первоначально придуман в 19 веке социологом и философом науки Огюстом Контом и стал основной темой для психологов (особенно исследователей эволюционной психологии), эволюционных биологов и этологов. Хотя идеи об альтруизме из одной области могут влиять на другие области, различные методы и фокусы этих областей всегда приводят к различным взглядам на альтруизм. Проще говоря, альтруизм заботится о благосостоянии других людей и действует, чтобы помочь им. Научные взгляды Антропология Книга Марселя Мосса «Дар» содержит отрывок «Заметка о милостыне». Эта заметка описывает эволюцию от понятия милостыни (и путем расширения альтруизма) до понятия жертвы. В ней он пишет: «Милостыня - это плод моральной идеи дара и удачи, с одной стороны, и понятия жертвы, с другой. Щедрость - это обязанность, потому что Немезида мстит бедным и богам за изобилие счастья и богатства определенных людей, которые должны избавиться от него. Это древняя мораль дара, ставшая принципом справедливости. Боги и духи признают, что та часть богатства и счастья, которая была им предложена и до сих пор уничтожалась в результате бесполезных жертвоприношений, должна служить бедным и детям.» Эволюционные объяснения В науке об этологии (изучении поведения животных) и, в более общем смысле, при изучении социальной эволюции, альтруизм относится к поведению индивида, которое повышает приспособленность другого человека при уменьшении приспособленности действующего лица. В эволюционной психологии это может быть применено к широкому спектру человеческого поведения, такому как благотворительность, экстренная помощь, помощь партнерам по коалиции, чаевые, подарки ухаживания, производство общественных благ и защита окружающей среды. Появление теорий очевидного альтруистического поведения было ускорено необходимостью создавать теории, совместимые с эволюционным происхождением. Два связанных направления исследований альтруизма возникли из традиционного эволюционного анализа и из эволюционной теории игр - математической модели и анализа поведенческих стратегий. Нейробиология Джордж Молл и Джордан Графман, нейробиологи из Национального института здравоохранения и сети больниц LABS-D\'Or (J.M.), предоставили первые доказательства нейронных основ альтруистического проявления у нормальных здоровых добровольцев, используя функциональную магнитно-резонансную томографию. В своем исследовании, опубликованном в Proceedings Национальной академии наук США в октябре 2006 года, они показали, что как чистое денежное вознаграждение, так и благотворительные пожертвования активировали мезолимбический путь вознаграждения, примитивную часть мозга, которая обычно реагирует на пищу и секс. Однако, когда добровольцы великодушно ставили интересы других перед своими собственными, делая благотворительные пожертвования, выборочно активировалась другая схема мозга: субгенная зона коры головного мозга / область перегородки. Эти структуры тесно связаны с социальной привязанностью и связями у других видов. Эксперимент предполагает, что альтруизм не был доминантной моральной способностью, которая подавляет основные эгоистичные побуждения, а скорее был основой для мозга, запрограммирован и приятен. Это же исследование показало связь между благотворительностью и развитием социальных связей. Фактически, в эксперименте, опубликованном в марте 2007 года в Университете Южной Калифорнии неврологом Антонио Р. Дамасио и его коллегами, было показано, что субъекты с повреждением предлобной вентромедиальной коры не имеют способности эмпатически находить свой путь к моральным ответам и что при столкновении с моральными дилеммами эти пациенты с поврежденным мозгом холодно придумали ответы «Цель оправдывает средства», что привело Дамасио к выводу, что дело не в том, что они пришли к аморальным выводам, а в том, что перед ними встала трудная проблема - в данном случае, как сбить пассажирский самолет, угнанный террористами, до того, как он поразит крупный город - эти пациенты, похоже, принимают решения без страданий, которые поражают людей с нормально функционирующим мозгом. По словам Адриана Рейна, клинического невролога из Университета Южной Калифорнии, одним из последствий этого исследования является то, что обществу, возможно, придется переосмыслить то, как оно оценивает аморальных людей: «Психопаты часто не чувствуют никакого сочувствия или раскаяния. Без этого понимания людям, которые вынуждены полагаться исключительно на рассуждения, кажется, труднее разобраться в моральных зарослях. Значит ли это, что они должны быть привлечены к ответственности?» Психология Международная энциклопедия социальных наук определяет психологический альтруизм, как «мотивационное состояние с целью увеличения чужого благосостояния.» Психологический альтруизм противопоставляется психологическому эгоизму, который относится к мотивации повышения собственного благосостояния. Были некоторые споры о том, действительно ли люди способны к психологическому альтруизму. Некоторые определения указывают на природу самопожертвования в альтруизме и отсутствие внешнего вознаграждения за альтруистическое поведение. Однако, поскольку альтруизм в конечном итоге приносит пользу самому себе, самоотверженность альтруистических действий ставится под сомнение. Теория социального обмена гласит, что альтруизм существует только тогда, когда выгоды для себя перевешивают возможные издержки. Даниэль Батсон - психолог, который изучил этот вопрос и выступает против теории социального обмена. Он выделил четыре основных мотива альтруизма: альтруизм, чтобы в конечном итоге принести пользу себе (эгоизм), в конечном итоге принести пользу другому человеку (альтруизм), принести пользу группе (коллективизм) или поддержать моральный принцип (принципизм). Альтруизм, который в конечном счете служит эгоистичным завоеваниям, таким образом, отличается от бескорыстного альтруизма, но общий вывод заключается в том, что вызванный эмпатией альтруизм может быть действительно бескорыстным. Гипотеза эмпатии альтруизма в основном утверждает, что психологический альтруизм существует и вызывается эмпатическим желанием помочь кому-то, кто страдает. Чувства эмпатической озабоченности контрастируют с чувствами личного стресса, которые вынуждают людей уменьшать свои собственные неприятные эмоции. Люди с эмпатическим сопереживанием помогают другим в бедственном положении, даже когда можно легко избежать контакта с ситуацией, в то время как те, кому не хватает эмпатического сопереживания, избегают помощи другим, если трудно или невозможно избежать воздействия чужого страдания. Желание помогать наблюдается у людей в возрасте около двух лет, когда малыш способен понимать тонкие эмоциональные сигналы. В психологических исследованиях альтруизма часто наблюдается альтруизм, демонстрируемый через просоциальное поведение, такое как помощь, утешение, обмен, сотрудничество, филантропия и общественные работы. Исследователи обнаружили, что люди, скорее всего, помогут, если узнают, что человек нуждается в помощи. и чувствуют личную ответственность за уменьшение страданий человека. Исследования также показывают, что число свидетелей несчастий или страданий, влияет на вероятность оказания помощи (эффект свидетеля). Большее количество свидетелей уменьшает собственное чувство ответственности. Тем не менее, свидетель с высоким уровнем эмпатического беспокойства, скорее всего, возьмет на себя личную ответственность, независимо от количества свидетелей. Многие исследования изучали влияние волонтерства (как формы альтруизма) на счастье и здоровье и постоянно находили тесную связь между волонтерством и текущим и будущим здоровьем и благополучием. При исследовании пожилых людей те, кто вызвался добровольцем, были выше по удовлетворенности жизнью и желанию жить, и ниже по депрессии, беспокойству и соматизации. Волонтерство и помогающее поведение, как было показано, улучшают не только психическое здоровье, но и физическое здоровье и долголетие, что связано с активностью и социальной интеграцией, которые оно поощряет. В одном исследовании было изучено физическое здоровье матерей, которые занимались волонтерством в течение 30-летнего периода, и было установлено, что 52% из тех, кто не принадлежал к волонтерской организации, испытывали серьезное заболевание, в то время как только 36% из тех, кто был волонтером, испытывали его. Исследование, проведенное среди взрослых в возрасте 55 лет и старше, показало, что в течение четырехлетнего периода обучения у людей, которые добровольно участвовали в двух или более организациях, вероятность смерти на 63% ниже. После проверки предыдущего состояния здоровья было установлено, что волонтерство привело к снижению смертности на 44%. Простое осознание доброты в себе и других также связано с большим благополучием. Исследование, в котором участников просили подсчитать каждый акт доброты, совершенный ими в течение одной недели, значительно повысило их субъективное счастье. Важно отметить, что, хотя исследования подтверждают идею о том, что альтруистические действия приносят счастье, было также обнаружено, что они работают и в противоположном направлении - более счастливые люди также добрее. Отношения между альтруистическим поведением и счастьем двунаправлены. Исследования показали, что щедрость увеличивается линейно от грустных до счастливых аффективных состояний. Исследования также с осторожностью отмечают, что чувство чрезмерной заботы о нуждах других людей оказывает негативное влияние на здоровье и счастье. Кроме того, хотя щедрые поступки заставляют людей чувствовать себя хорошо, людям также важно ценить доброту, которую они получают от других. Исследования показывают, что благодарность идет рука об руку с добротой и также очень важна для нашего благополучия. Исследование отношения счастья к разным сильным сторонам характера показало, что «сознательный фокус на благодарности привел к снижению негативных эмоций и увеличению оптимистических оценок, позитивных эмоций, эмоциональной поддержки, качества сна и благополучия». Социология «Социологи уже давно озабочены тем, как построить хорошее общество» («Альтруизм, мораль и социальная солидарность». Американская социологическая ассоциация.). Структура наших обществ и то, как люди проявляют благотворительность, филантропию и другие просоциальные, альтруистические действия для общего блага, является широко исследуемой темой в этой области. Американская социологическая ассоциация (ASA) признает, что общественная социология утверждает: «Внутренняя научная, политическая и общественная значимость этой области исследований в создании« хороших обществ »не вызывает сомнений» («Альтруизм, мораль и социальная солидарность», ASA) , Этот тип социологии ищет вклады, которые помогают широким массам и теоретическому пониманию того, что мотивирует альтруизм и как он организован, и продвигает альтруистическую направленность, чтобы принести пользу миру и людям, которых она изучает. То, как альтруизм формируется, организуется, осуществляется и что его мотивирует на групповом уровне, является областью внимания, которую социологи стремятся исследовать, чтобы внести свой вклад в изучаемые им группы и «построить хорошее общество». Мотивация альтруизма также является предметом изучения; некоторые публикации связывают возникновение морального возмущения с наказанием виновных и компенсацией жертвам. Патологический альтруизм Патологический альтруизм - это когда альтруизм доводится до нездоровой крайности, и он либо наносит вред альтруисту, либо действия с благими намерениями приносят больше вреда, чем пользы. Термин «патологический альтруизм» был популяризирован книгой «Патологический альтруизм». Примерами могут служить депрессия и истощение, наблюдаемые у медицинских работников, нездоровое внимание к другим в ущерб собственным потребностям, накопление животных и неэффективные благотворительные и социальные программы, которые в конечном итоге ухудшают ситуации, в которые они призваны помочь. Религиозные взгляды Большинство, если не все мировые религии пропагандируют альтруизм как очень важную моральную ценность. Буддизм, христианство, индуизм, ислам, джайнизм, иудаизм, сикхизм и т.д. Делают особый акцент на альтруистической морали. Буддизм Альтруизм занимает видное место в буддизме. Любовь и сострадание являются компонентами всех форм буддизма и одинаково сосредоточены на всех существах: любовь - это желание, чтобы все существа были счастливы, а сострадание - это желание, чтобы все существа были свободны от страданий. «Многие болезни можно вылечить одним лекарством любви и сострадания. Эти качества являются основным источником человеческого счастья, и потребность в них лежит в самой основе нашего существа» (Далай-лама). Тем не менее, понятие альтруизма изменено в таком мировоззрении, поскольку убеждение состоит в том, что такая практика способствует нашему собственному счастью: «Чем больше мы заботимся о счастье других, тем больше становится наше собственное чувство благополучия». (Далай-лама). В контексте более широких этических дискуссий о моральных действиях и суждениях буддизм характеризуется убеждением, что негативные (несчастные) последствия наших действий проистекают не из наказания или исправления, основанного на моральном суждении, а из закона кармы, который действует как естественный закон причины и следствия. Простой иллюстрацией такой причины и следствия является случай переживания последствий того, что человек вызывает: если человек причиняет страдание, то как естественное следствие он испытывает страдание; если человек вызывает счастье, то как естественное следствие он испытывает счастье. Джайнизм Фундаментальные принципы джайнизма вращаются вокруг концепции альтруизма не только для людей, но и для всех живых существ. Джайнизм проповедует точку зрения Ахимсы - жить и позволять жить, тем самым не причиняя вреда живым существам, то есть бескомпромиссному почтению ко всей жизни. Он также считает, что все живые существа равны. Первый тиртханкара, Ришабхдев, представил концепцию альтруизма для всех живых существ, от распространения знаний и опыта до пожертвований, отказа от других, ненасилия и сострадания ко всем живым существам. Джайнизм предписывает путь ненасилия для продвижения души к этой конечной цели. Основной характеристикой джайниской веры является акцент на последствиях не только физического, но и психического поведения. Непобедимый разум с гневом, гордостью (эго), обманом, являются могущественными врагами человека. Гнев портит хорошие отношения, гордость разрушает смирение, обман разрушает мир, а жадность разрушает все. Джайнизм рекомендует побороть гнев через прощение, гордость за смирение, обман за прямоту и жадность за удовлетворение. Джайны считают, что для достижения просветления и, в конечном итоге, освобождения, необходимо практиковать следующие этические принципы (основные обеты) в мысли, речи и действии. Степень, в которой эти принципы применяются, различна для домохозяев и монахов: 1. Ненасилие (Ахимса); 2. Истина (Сатья); 3. Не воровать (Астея); 4. Безбрачие (брахмачарья); 5. Необладание или нематериализм (апариграха); «Великие обеты» (махаврата) предписываются для монахов, а «ограниченные обеты» (ануврата) - для домохозяев. Домовладельцам рекомендуется практиковать вышеупомянутые пять обетов. Монахи должны соблюдать их очень строго. При последовательной практике станет возможным постепенно преодолевать ограничения, ускоряя духовный прогресс. Принцип ненасилия стремится минимизировать кармы, которые ограничивают возможности души. Джайнизм рассматривает каждую душу как достойную уважения, потому что у нее есть потенциал стать Сиддхой (Богом в джайнизме). Поскольку все живые существа обладают душой, в их действиях важна большая забота и осознанность. Джайнизм подчеркивает равенство всей жизни, отстаивая безвредность для всех, независимо от того, велики они или малы. Эта политика распространяется даже на микроскопические организмы. Джайнизм признает, что каждый человек имеет разные способности и способности практиковать и поэтому принимает разные уровни соответствия для аскетов и домохозяев. Христианство Альтруизм занимает центральное место в учениях Иисуса, которые содержатся в Евангелии, особенно в Нагорной. От библейских до средневековых христианских традиций напряженность между самоутверждением и другими взглядами иногда обсуждалась под заголовком «бескорыстная любовь», как в выражении Павла «любовь не ищет своих собственных интересов». В своей книге «Воспитание и самообман» Родерик Хинди пытается пролить свет на эти противоречия, сравнивая их с самозванцами подлинного самоутверждения и альтруизма, анализируя другие взгляды в рамках творческой индивидуализации себя и противопоставляя любовь к немногим с любовью ко многим. Св. Фома Аквинский интерпретирует «Вы должны любить своего ближнего как самого себя», так, что любовь к себе является примером любви к другим. Полагая, что «любовь, с которой человек любит себя, является формой и корнем дружбы», и цитирует Аристотеля, что «происхождение дружеских отношений с другими людьми лежит в наших отношениях с самими собой», он пришел к выводу, что, хотя мы не обязаны любить других больше, чем самих себя, мы, естественно, стремимся к общему благу, к благу в целом, больше, чем к любому частному благу. Однако он считает, что мы должны любить Бога больше, чем самих себя и своих ближних, и больше, чем свою телесную жизнь, поскольку конечной целью любви к ближнему является участие в вечном блаженстве: более желанная вещь, чем телесное благополучие. Придумывая слово альтруизм, как сказано выше, Конт, вероятно, выступал против этой томистической доктрины, которая присутствует в некоторых теологических школах в католицизме. Многие библейские авторы проводят тесную связь между любовью к другим и любовью к Богу. 1 Иоанна 4 утверждает, что для того, чтобы любить Бога, нужно любить ближнего своего, и ненависть к ближнему такая же, как ненависть к Богу. Томас Джей Оорд в нескольких книгах утверждал, что альтруизм - всего лишь одна из возможных форм любви. Альтруистическое действие не всегда является любящим действием. Оорд определяет альтруизм как действие для блага другого, и он соглашается с феминистками, которые отмечают, что иногда любовь требует действия для своего блага, когда требования другого подрывают общее благосостояние. Немецкий философ Макс Шелер выделяет два способа, которыми сильный может помочь слабому. Одним из способов является искреннее выражение христианской любви, \"мотивированной сильным чувством безопасности, силы и внутреннего спасения, непобедимой полноты собственной жизни и существования\". Другой путь - это просто «один из многих современных заменителей любви ... ничего, кроме стремления отвернуться от себя и потерять себя в делах других людей». В худшем случае, говорит Шелер, «любовь к маленьким, бедным, слабым и угнетенным - это действительно замаскированная ненависть, подавленная зависть, побуждение отвлекать и т. д., направленные против противоположных явлений: богатства, силы, власти, щедрости ». Ислам В исламе понятие «итаар» (إيثار) (альтруизм) - это понятие «предпочтение других себе». Для суфиев это означает преданность другим через полное забвение своих собственных забот, где забота о других коренится как требование, предъявляемое АЛЛАХом к человеческому телу, которое считается собственностью АЛЛАХА. Важность заключается в жертве ради большего блага; Ислам считает, что те, кто практикует эяар, соблюдают высочайшую степень благородства. Это похоже на понятие рыцарства, но в отличие от этой европейской концепции, в центре внимания находится все, что существует. Постоянная забота о Аллахе (то есть Боге) приводит к осторожному отношению к людям, животным и другим вещам в этом мире. Эта концепция была подчеркнута суфиями ислама, такими как Рабия аль-Адавийя, которые обратили внимание на разницу между преданностью Аллаху (то есть Богу) и преданностью людям. Турецкий суфийский поэт тринадцатого века Юнус Эмре объяснил эту философию как «Yaratılanı severiz, Yaratandan ötürü» или «Мы любим существо из-за Создателя». Для многих мусульман и\'тар должен практиковаться как религиозное обязательство во время определенных исламских праздников. Тем не менее, И\'Тар также по-прежнему является исламским идеалом, которого все мусульмане должны стремиться, всегда придерживаться. Иудейство Иудаизм определяет альтруизм как желаемую цель творения. Знаменитый раввин Авраам Исаак Кук заявил, что любовь является наиболее важным атрибутом человечества. Это определяется как отдача, или отдача, которая является намерением альтруизма. Это может быть альтруизм по отношению к человечеству, который ведет к альтруизму по отношению к творцу или Богу. Каббала определяет Бога как силу существования. Раввин Моше Хаим Луццатто, в частности, сосредоточился на «цели творения» и на том, как воля Божья заключалась в том, чтобы привести творение к совершенству и слиянию с этой высшей силой. Сикхизм Альтруизм имеет важное значение для сикхской религии. Центральная вера в сикхизм заключается в том, что величайший поступок, который можно сделать, - это усвоить и жить такими божественными качествами, как любовь, привязанность, жертва, терпение, гармония, правдивость. Концепция \"севы\", или самоотверженного служения обществу ради самого себя, является важной концепцией в сихкизме. Индуизм В индуизме Самоотверженность (Атматяг), Любовь (Према), Доброта (Дайя) и Прощение (Кшама) рассматриваются как высшие деяния человечества или «Манушьяттва». Подача милостыни попрошайкам или беднякам считается божественным деянием или «пуней», и индусы верят, что это освободит их души от вины или «папы» и приведет их к небесам или «сварге» в загробной жизни. Альтруизм также является центральным актом различных индуистских мифологий и религиозных стихов и песен. Свами Вивекананда, легендарный индуистский монах, сказал: «Дживе прем каре джеджон, сейджон себиче исвар» (Тот, кто любит любое живое существо, служит богу). Массовое пожертвование одежды для бедных (Вастрасева), лагерь для сдачи крови или массовое пожертвование в пищу (Аннасева) для бедных людей распространено в различных индуистских религиозных церемониях. Свами Шивананда, ученый Адвайты, повторяет взгляды в своем комментарии, синтезируя взгляды Веданты на Брахма-сутры, текст Веданты. В своем комментарии к 3-й главе «Брахма-сутр» Шивананда отмечает, что карма неосуществима и недолговечна и перестает существовать, как только совершается дело. Следовательно, карма не может даровать плоды действий в будущем в соответствии со своими заслугами. Более того, нельзя утверждать, что карма порождает апурву или пунью, которые приносят плоды. Так как апурва не чувствительна, она не может действовать, если не движима разумным существом, таким как бог. Он не может самостоятельно даровать награду или наказание. Тем не менее, очень известный и популярный текст, Бхагавангита поддерживает учение о карма-йоге (достижение единства с Богом через действие) и «нишкаама карма» или действия без ожидания / желания личной выгоды, которые, как можно сказать, охватывают альтруизм. Альтруистические действия, как правило, отмечаются и очень хорошо воспринимаются в индуистской литературе и являются центральными в индуистской морали. Философия Существует широкий спектр философских взглядов на обязательства и мотивы человека действовать альтруистически. Сторонники этического альтруизма утверждают, что люди морально обязаны действовать альтруистически. Противоположной точкой зрения является этический эгоизм, который утверждает, что моральные агенты всегда должны действовать в своих собственных интересах. И этический альтруизм, и этический эгоизм контрастируют с утилитаризмом, который утверждает, что каждый агент должен действовать, чтобы максимизировать эффективность своей функции и выгоду как для себя, так и для своих соседей. Родственным понятием в описательной этике является психологический эгоизм, тезис о том, что люди всегда действуют в своих собственных интересах и что настоящий альтруизм невозможен. Рациональный эгоизм - это точка зрения, согласно которой рациональность заключается в том, чтобы действовать в собственных интересах (без указания того, как это влияет на моральные обязательства). Список литературы • Oord, Thomas (2007). The Altruism Reader. Philadelphia: Templeton Foundation Press. ISBN 978-1-59947-127-3. • Oord, Thomas (2010). Defining Love. Grand Rapids: Brazos Press. ISBN 1-58743-257-9. • Batson, Charles (1991). The Altruism Question. Mahwah: L. Erlbaum, Associates. ISBN 978-0-8058-0245-0. • Nowak, M. A. (2006). \"Five Rules for the Evolution of Cooperation\". Science. 314(5805): 1560–1563. Bibcode:2006Sci...314.1560N. doi:10.1126/science.1133755. PMC 3279745. PMID 17158317. • Fehr, E.; Fischbacher, U. (2003). \"The nature of human altruism\". Nature. 425 (6960): 785–791. Bibcode:2003Natur.425..785F. doi:10.1038/nature02043. PMID 14574401. • Comte, Auguste, Catechisme positiviste (1852) or Catechism of Positivism, tr. R. Congreve, (London: Kegan Paul, 1891) • Knox, T. (1999). \"The volunteer\'s folly and socio-economic man: some thoughts on altruism, rationality, and community\". Journal of Socio-Economics. 28 (4): 475–967. doi:10.1016/S1053-5357(99)00045-1. • Kropotkin, Peter, Mutual Aid: A Factor of Evolution (1902) • Oord, Thomas (2004). Science of Love. Philadelphia: Templeton Foundation Press. ISBN 978-1-932031-70-6. • Nietzsche, Friedrich, Beyond Good and Evil • Pierre-Joseph Proudhon, The Philosophy of Poverty (1847) • Lysander Spooner, Natural Law • Matt Ridley, The Origins of Virtue • Oliner, Samuel P. and Pearl M. Towards a Caring Society: Ideas into Action. West Port, CT: Praeger, 1995. • Axelrod, Robert (1984). The Evolution of Cooperation. New York: Basic Books. ISBN 0-465-02121-2. • Dawkins, Richard (1989). The Selfish Gene. Oxford Oxfordshire: Oxford University Press. ISBN 0-19-286092-5. • Wright, Robert (1995). The Moral Animal. New York: Vintage Books. ISBN 0-679-76399-6. • Madsen, E. A.; Tunney, R. J.; Fieldman, G.; Plotkin, H. C.; Dunbar, R. I. M.; Richardson, J. M.; McFarland, D. (2007). \"Kinship and altruism: A cross-cultural experimental study\". British Journal of Psychology. 98 (Pt 2): 339–359. doi:10.1348/000712606X129213. PMID 17456276. • Wedekind, C.; Milinski, M. (1996). \"Human Cooperation in the simultaneous and the alternating Prisoner\'s Dilemma: Pavlov versus Generous Tit-for-tat\". Evolution. 93: 2686–2689. Bibcode:1996PNAS...93.2686W. doi:10.1073/pnas.93.7.2686. PMC 39691. • Monk-Turner, E.; Blake, V.; Chniel, F.; Forbes, S.; Lensey, L.; Madzuma, J. (2002). \"Helping hands: A study of altruistic behavior\". Gender Issues. 20 (4): 65–70. doi:10.1007/s12147-002-0024-2.