Экспериментальный метод художественного творения эстетика и искусство переняли от прикладных наук в последней трети XIX века. Такое заимствование стало возможным благодаря особым условиям взаимоотношение науки и искусства как сфер культуры. Тенденция глабального наукоявления в XIX веке охватила все сферы социальной жизни, в том числе и художественную. Об этом явлении известный немецкий философ, социолог и искусствовед Теодор Адорно писал: «В XIX веке научно-естественные объяснения функционировали как неосознанный агент искусства. Близость между искусством и наукой опиралась на то, что отношение, на которое реагировало передовое искусство той эпохи, было ничем иным, как отношение естественных наук». Тогдашние открытия в естествознании вносили изменения в общественное мировоззрение. Зато европейская философия все больше склонялась к позитивизмам, к проблематике естественных и общественных наук. Такая ориентация на науку в эстетике и искусстве привела к привлечению вполне научного понятия «эксперимента» в художественно-эстетической сферы. Понятие эксперимента впервые использовал в понятийном аппарате эстетики известный французский писатель Эмиль Золя. В натуралистической концепции художественного творчества Золя толкование понятия эксперимента максимально приближается к пониманию научного эксперимента и можно даже сказать, его наследует. Поэтому для определения этого понятия мы применим название «наукоявление художественный эксперимент». Наукоявление художественный эксперимент - это сформированный в рамках философии позитивизма метод художественного творчества, имеющий целью художественными средствами получать новое знание о действительности. Наукоявление художественный эксперимент, что позаимствовал все существенные признаки научного, не выходил за пределы отображательно-подражательной традиции, то есть опирался на правдивое, реалистичное отражение. «Высшая честь для писателя-натуралиста - создать научный документ, наивысшая честь для художника импрессиониста - адекватно постичь непосредственное чувственное впечатление еще перед любой его интерпретацией, как прямой эквивалент физиологической реакции на внешний импульс». В этом комментарии известного искусствоведа и философа Яна Мукаржовского в сконцентрированном виде передана суть научного художественного эксперимента. Эстетические взгляды Е. Золя основывались на популярной в те времена философии позитивизма. Собственно позитивисты, такие как Огюст Конт и Ипполит Тэн, сформировали эстетико-философскую базу для развития эстетического понятия эксперимента. Выделение не решенных ранее частей общей проблемы. Для нашего исследования эстетическое учение позитивизма интересное в том контексте, в котором оно касается становления понятия художественного эксперимента. Современная эстетика открыта к привлечению новых понятий. «Художественный эксперимент» относится к таким, которые активно задействованы в искусствоведческом и эстетико-художественном дискурсе. Явления экспериментального искусства сопровождали все ХХ века и бурно проявляют себя сегодня. Однако как собственно эстетическое понятие «художественный эксперимент» до сих пор не утвержден в понятийно-категориальном аппарате эстетики. Для определения понятия художественного эксперимента, мы обратимся к философскому основание, которое способствовало становлению понятия «эксперимент» в сфере искусства в эстетической концепции позитивистов. Позитивисты - представители философского направления, что стал «борцом за победу науки» - выдвигали концепцию проникновения науки, научных методов и законов во все сферы человеческой жизнедеятельности. Идеи позитивизма, сформировавшиеся в 30-х годах ХІХ века, распространялись в обществе на протяжении почти ста лет. Устои позитивизма заложил Огюст Конт, прочитав курс лекций, где он истолковал понятие «позитивной философии». Сторонники этого направления, к которым принадлежали, в частности Эрнст Мах, Рихард Авенариус, Герберт Спенсер, а впоследствии Бертран Рассел, Людвиг Витгенштейн, стремились построить систему позитивного знания, лишенного каких-либо спекуляций, беспрекословного, точного, основанного только на фактах. Признавая все явления подчинены неизменным законам природы, позитивисты ставили себе за цель свести всю совокупность имеющихся знаний в разных сферах человеческой деятельности к единой научной системы. Чтобы достичь этой цели, считали упомянутые философы, нужно отказаться от метафизики и пользоваться индуктивными методами, опираться на результаты экспериментов. Поэтому не удивительно, что под влиянием философии позитивизма художники начали воспринимать человека как часть биологического мира, стремились объяснить его поступки и душевные движения физиологической организацией, действием внешней среды, наследственными инстинктами. Основные понятия позитивистской философии и эстетики впервые была сформулирована в трактатах Огюста Конта «Курс позитивной философии» (1830-1842) и «Дух позитивной философии Слово о положительном мышлении» (1844). В предисловии к \"Курсу позитивной философии\" мыслитель объясняет, почему его концепция называется \"позитивная философия\":\" «..я ограничусь заявлением, что использую слово философия в том смысле, который ему придавали древние, особенно Аристотель, и обозначаю им общую систему человеческих понятий; добавляя слово положительная, я хочу сказать, что имею в виду тот особый способ философского мышления, который признает, что все теории, к какой бы сферы идей они не принадлежали, имеют целью согласовать наблюдаемые факты». «Положительное» в концепции Конта - понятие многогранное и многозначное. Это понятие охватывает все реальное, что, в противоположность причудливом, постоянно посвящает себя исследованиям, изведанным для нашего ума, поэтому не допускает необъятных тайн. Положительное также полезно, поскольку оно постоянно напоминает о главной задаче человеческого мышления - улучшать условия \"действительного индивидуального и коллективного существования\". Положительное характеризуют такие черты как достоверность, благодаря которым оно способно всегда согласовать, достичь совместимости между природными явлениями, фактами и истинными потребностями человечества. Наконец, как отмечают Петер Кунцман и другие авторы справочника по философии, новое философское мышление поощряет избегать абсолютного в размышлениях и исследованиях, и принимать во внимание относительность когнитивных возможностей человека. Какое же место в философской системе позитивного знания отводили эстетике? В «Общем обзоре позитивизма» рассмотрению проблем эстетики Огюст Конт посвятил целый раздел, в котором проанализировал «эстетические возможности позитивизма». Поскольку позитивистская система должна охватывать всю совокупность действительных явлений, обойти «эстетические понятия» и «аффективные представления» она не может. Как пишет философ, «систематизация эстетики одновременно опирается на субъективный принцип и объективный догмат и отталкивается от активной цели новой философии». Речь идет о том, что позитивная философия гармонично сочетает три величайшие творения человечества - науку, искусство и политику. Каждый из этих достижений в исследовании реальных явлений опирается на единый природный закон, который заключается в переходе от простых внешних созерцаний к более сложных процессов мышления. «Искусство всегда состоит в идеальном воспроизведении имеющегося, и имеет назначение развивать наш инстинкт совершенства». Поэтому сфера искусства является столь же широкой, что и сфера науки. Одно и другое, каждое по-своему, охватывают совокупность явлений. Однако если, например, назначение науки в этом исследовании - оценка реальных явлений , то задача искусства, суть которого заключается в идеальном воспроизведении явлений, - украшение действительности. Каждая из этих сфер культуры определяет разные предметы познания, однако обе пользуются одним естественным методом, предусмотренным в Контовом энциклопедическом законе: речь идет о переходе от простейших внешних утверждений до сложнейших размышлений, что ближе всего касаются человека. По мнению Огюста Конта, эпоха позитивного мышления является самой благоприятной для сферы искусства: «...искусство, бесспорно, много выигрывает от решающей победы позитивной системы, потому и подыщет ему достойное место в социальной структуре, между тем как до сих пор оно, по сути, оставалось вне ее пределов». Искусство может стать посредником в передаче знаний, полученных в сфере точных наук, оставаясь одновременно идеализацией, украшением жизни. Художник с помощью искусства может влиять на общественное сознание, возвеличивать и формировать позитивное мышление. «Удивительные творения человека - вот что должно воспевать сегодня истинный эстетический гений, который находится под действенным влиянием положительного духа, неиссякаемого источника нового могучего вдохновения...», - отмечал Огюст Конт в «Курсе позитивной философии». Теория художественного творчества не выходила за пределы общей рационализированной позитивистской концепции, поэтому, понятное дело, не нарушала подражательной традиции, предусматривала отражение реальности. Применение закона трех стадий в сфере искусства привело к тому, что воображение и фантазия рассматривались присущими предыдущим эпохам теологии и метафизики. В добро-позитивном мышлении в сфере искусства фигурировало также наблюдение, что в творческом процессе поощряло к подражанию и отражению действительности. В любых творческих замыслах, творческом воображении и фантазии невозможно было игнорировать общепризнанные и всеобъемлющие законы действительности. На этой приметной черте Конт неоднократно отмечал в своих трудах: «Основная непременное условие нового искусства, так же как науки и промышленного производства, заключается в том, чтобы подчинить все свои идеи системе законов реальности, и эта перемена в коем случае не избавит искусство бесценного источника вымысла...\". Творческое воображение больше не играло ведущие роли в творческом процессе и было вынуждено подчиняться смыслу. Представители позитивизма отмечали, что разум не должен подчиняться власти воображения - он должен ею управлять, регулировать ее. В противном случае свобода творческого воображения и фантазии означала бы отождествление \"безумия с образцовым мышлением\". По мнению Огюста Конта, за «нормальное состояния человеческой природы» воображение подчиняется смыслу, а смысл - ощущению одинаковой степени. Любое длительное нарушение этого основного порядка было бы фатальным для человека. Наши способности представлять и выражать предстоит подчинять нашим функциям понимание и сочетание. Этот закон неизменен. Именно эту идею позитивизма подхватили и развили в литературе XIX века натуралисты. По концепции Конта всем видам искусства присущ процесс подражания, идеализации и выражения. Имитация, по мнению философа, является самым ранним проявлением эстетических способностей человека. Изображения приобретают художественной ценности только на втором этапе эстетического процесса, когда воспроизводимое становится красивее, то есть усовершенствован, правильнее, ярче представляет главные черты вещей и предметов. В этом заключается суть идеализации, которая характеризует эстетический подход к явлениям. Последним этапом эстетического процесса является выражение, благодаря которому произведение искусства начинает понимать не только автор, но и реципиент. В сфере искусства действует также закон классификации. Опираясь на этот закон, Конт строит эстетическую иерархию, основываясь на принципе уменьшения меры общности и усиления роли средств выражения. Самый высокий элемент в этой классификации связано с теоретическим рядом, самый низкий элемент - с практическим рядом, что соответствует размещению искусства между наукой и промышленностью. «Становясь менее общим и более техническим, - утверждает философ, - искусство, хоть и всегда сосредотачивается на человеке, меньше касается наших важных свойств и больше тяготеет к неорганической природы, ради того, чтобы выражать простую материальную красоту». В этой классификации искусство поэзии является самым общим и меньше всего техническим. Среди всех видов искусств поэтическое творчество больше всего идеализирует и меньше всего следует. Соответственно, ниже в предложенной иерархии виды искусства размещаются в зависимости от их близости и подобия к поэзии. Тесно связана с поэзией музыка, в меньшей степени - живопись, скульптура и архитектура. В архитектуре преобладают технические приемы, поэтому большинство произведений этого вида искусства Огюст Конт склонен рассматривать скорее как промышленные, чем как художественные. Итак, стремясь создать систему позитивного знания, свою теорию искусства, Конт основаны на общенаучных методах и законах. Позитивистские идеи в сфере эстетики подхватил и развил последователь Огюста Конта – Ипполит Тен. Собственно, этот искусствовед, литературовед и методолог гуманитарных наук целенаправленно внедрял позитивистскую методологию в изучение искусства. Основные положения его эстетической концепции изложены в трудах «Введение к истории английской литературы» (1864) и «Философия искусства» (1865-1869). Будучи сторонником позитивизма и провозгласив великими мыслителями Нового времени Конта, Милла, и Спенсера, Ипполит Тэн соглашался с тезисом о том, что окружающий мир определяют универсальные причины, законы и начала. Для познания этих первооснов можно предложить два способа - через науку и искусство. И наука и искусство выдвигают единую цель, но достигают ее различными методами. Если наука, познавая законы природы, выражает их в точных формулах и абстрактной терминологии, то искусство прибегает к чувственным формам, обращается не только к разуму, но и к чувствам. Мыслитель утверждал: «Родство между искусством и наукой приносит честь и ему, и ей наука может гордиться тем, что дает точку опоры красоте; искусство может исполняться гордости за то, что его высокие построения опираются на истину». Эта родственность проявляется в общем стремлении науки и искусства - что свидетельствует о явно позитивистский подход. Исследователь позитивизма В. Прозерський, анализируя творчество Тэна, отмечал: «Так же как Конт, Тэн считал, что гуманитарные науки должны перенимать в естественных строгость и точность, поэтому для него самыми важными были следующие положения: опора на эстетический факт (речь идет о произведение искусства), метод описания фактов и индуктивного обобщения, выявления первоисточников детерминации наблюдаемых фактов...\". Даже решая вопрос, что такое произведение искусства, какие он имеет особенности и чем отличается от других человеческих творений, исследователь опирается на закон обусловленности. Мыслитель утверждает, что для понимания произведения искусства нужно иметь наиболее полные представления об исторические, культурные условия, мировоззрение той эпохи, в рамках которой они возникли. Исследовательский метод Ипполита Тэна основывается, как считает философ, «на признании того, что произведение искусства не является чем-то обособленным, поэтому предметом исследования является целое, с помощью которого оно является поясняемым и обусловленным». Пытаясь развернуть эту мысль и описать специфику связи между художественным произведением и исторической эпохой, Тэн проводит параллель между искусством и биологией. Мыслитель замечает, что двигаясь с юга на север, не трудно заметить смену растительности, потому что ее обусловливает изменение климатических условий. Так же изменение окружающих условий оказывает влияние и на художественные произведения: «И как изучают физическую температуру, чтобы понять возникновение того или иного вида растений, - маиса или овса, алоэ или сосны, - так же предстоит изучать моральную температуру, чтобы понять причину возникновения определенного вида искусства - языческой скульптуры или реалистической живописи, мистической архитектуры или классической литературы, страстной музыки или идеалистической поэзии. Произведения человеческого духа, как и произведения природы, можно понять лишь в связи с окружающей средой». Опираясь на эту мысль, исследователь формулирует закон возникновения художественного произведения: художественное произведение, определяют общее состояние ума и культура окружающей среды. По сути, это закон естественного отбора, действие которого охватывает и мир физических явлений, и сферу истории, ботаники, зоологии, общественных наук и искусства. Творчества искусствоведа и эстета посвящена статья Эмиля Золя «Ипполит Тэн как художник». Писателю импонировали Тэнов метод позитивистской эстетики, его понимание художественного произведения, закон прогрессивного движения вперед и изобретения новых художественных форм. В своей эстетико-художественной концепции Эмиль Золя использовал обоснованную в позитивистской эстетике идею художественного отражения действительности и личности художника: художнику надо предоставить свободу создания и интерпретации действительности, ничто не имеет обязывать и регламентировать его стремление, навязывать ему «законы образцовой красоты». Золя, поддерживая позитивистскую идею зависимости искусства от окружающей среды, от эпохи, его породившей, утверждал: «Наше искусство с господствующей в нем анархией и борьбой дарований, бесспорно, отражает характерные черты нашего общества; мы больные на промышленность и науку, больные прогресс; [...] мы ищем, каждый день совершаем какой-то эксперимент; камень за камнем мы вершим строительство нового мира». Однако, по мнению Эмиля Золя, в концепции Тэна, в которой доминируют абсолютный детерминизм и установление закономерностей, выпущено из виду индивидуальность художника. Система Тэна функционирует безотказно до тех пор, пока речь идет о «произведения коллективного творчества», о влияние расы, среды, исторического момента. Но эта структура разрушается, при любой попытке «втиснуть в систему вольнолюбивую личность с ее стихийными душевными порывами». В «Истории английской литературы» Тэн полностью изложил свою систему взглядов, которая стала основой натурализма в литературе. На этом факте отмечал, в частности, Анри Барбюс: \"писатели-реалисты, [...] чье творчество бессознательно следовала в своем развитии позитивным тенденциям века, были ослеплены грандиозными перспективами, которые открыл перед ними Тен тем, что систематизировал их попытки, четко их определив, открыл ранее неизвестные просторы и дал им привлекательные названия». В основе концепции Тэна лежало стремление преподнести литературу до уровня науки. Развитые в трудах братьев Гонкуров и Эмиля Золя, эти идеи по наблюдению, экспериментированию, донесению факта до реципиента были отражены в многочисленных теоретических разработках и художественных произведениях натуралистов. Надо отметить, что ни в трудах Огюста Конта, ни в исследованиях Ипполита Тена не помещено определение понятия эксперимента. Однако эстетические позиции упомянутых философов подготовили почву для внедрения этого понятия. Развернутое толкование эксперимента как способа проверки добытого факта, как метода накопления знаний и одновременно основного творческого метода, содержит эстетико-художественная концепция Эмиля Золя, который реализовывал позитивные идеи на практике. Итак, эстетико-философская концепция позитивизма стала основой формирования нового понятия в сфере эстетики - понятие художественного эксперимента. В трудах Огюста Конта и Ипполита Тена высказана идея проникновения науки, с ее методами, законами, принципами, в сферу искусства. Отвергая некоторые гиперболизированные, утопические части концепции позитивизма, сформулированные в ней проблемы соотношения науки и искусства, кажутся, несомненно, вполне актуальными и на сегодня. Что больше, искусство постмодерна дает возможность наблюдать на практике непосредственные последствия применения научных средств, методов и принципов в процессе художественного творчества.