Формирование информационной цивилизации происходит в системных сдвигах не только в экономическом устройстве, но и в изменениях в социальной и духовной сферах жизни общества. Объективными показателями этих изменений, которые привлекли внимание исследователей, стали: увеличение количества межличностных интеракций; возможность практически неограниченного доступа к использованию достижений человеческой цивилизации; возможность объективировать и передавать результаты своей деятельности практически неограниченной аудитории. Научные исследования в этой области представлены трудами И. Масуди «Информационное общество как постиндустриальное общество», М. Кастельса «Информационная эпоха: экономика, общество и культура», А. Тоффлера «Третья волна», Д. Белла «Прийдешне информационное общество», К . Мэя «Информационное общество: скептический взгляд», М. Маклюэна «Галактика Гутенберга», А. Ракитова «Философия компьютерной революции» и др. Основная идея, заложенная в этих работах, получила позднее название «концепции информационного общества». Однако широкое использование данного слова так и не проясняет сущности понятия «информация». Сегодня определение понятия «информация» представлены исследователями различных отраслей знания: кибернетиками, математиками, социологами, педагогами, психологами. Одновременно констатируем отсутствие философского осмысления родовых характеристик этого понятия. Целью данной работы является анализ наиболее употребляемых в научной литературе дефиниций и определения родовых характеристик понятия «информация». Слово «информация» происходит от латинского rnformatio, что в переводе означает «разъяснение». Словарь иностранных слов указывает на следующие смысловые аспекты использования термина: сообщение о чем-либо; сведения об окружающем мире, процессы, события, ситуации, деятельность, которые воспринимает человек прямо или косвенно .Обращение к этимологии указывает на то, что понятие является многозначным и допускает только в первом приближении наличие трех смысловых концептов: ) Онтологического информация как сведения об окружающем мире, что существует независимо от сознания конкретного субъекта; ) Гносеологического -информация как отражение процесса познания окружающего мира; 3) коммуникативного информация как сообщение, которое может быть передано и воспринято людьми. На онтологический аспект феномена указывают О.Борисенко, В.Егоров, Л. Левченко и Л. Яроцкий. Л. Левченко и Л. Яроцкий считают информацию одной из фундаментальных свойств материи и акцентируют внимание на том, что информационный обмен происходит не только между человеком и человечеством, но и между Землей как планетой и Вселенной . В качестве примера информационного взаимодействия между людьми они используют только ситуацию непосредственной коммуникации, исключая из анализа возможность опосредованного получения сведений из материализованных источников (книги, артефакты и т.п.). Информационное взаимодействие между человеком и Вселенной сводится опять же к вербальной основы (авторы ссылаются на эксперименты японского исследователя Масару Эмото о зависимости кристаллической структуры воды от изменения состояния электромагнитных полей) или деятельностный влияние человека на окружающую среду. Однако отсутствует определение понятия и указание на атрибуты информации как фундаментального свойства материи. Еще одно замечание состоит в том, что указанные виды информационного взаимодействия (между субъектный и над субъектный) является различными уровнями организации материи и должны иметь качественные различия (на что указывал Ф. Энгельс в работе «Диалектика природы»). В. Егоров утверждает, что информация как содержание достается нами извне. В отличие от энергии, она не сводится ни к материи, ни к идее как природной сущности более общего уровня. Она является самостоятельной, причем более глубокой, естественной сущностью. Информация распространяется мгновенно, является универсальной и общедоступной. Понятие объективного идеального означает выделение второй природной сущности (первая материя). Понимание мира связано с открытием информации, как содержания, полученного нами извне, не является ни материей, ни энергией, ни идеей . Утверждение о том, что информация может быть получена извне, может привести к игнорированию понятия \"познание объективной действительности\", осуществляемое субъектом. Отделение информации от общественной ее сути носит характер идеалистической теории, не может быть нами принято, так как информация существует в отношениях субъект объект субъект. А. Борисенко считает, что существование идеальных объектов вне человеческого сознания не может быть доказано какими практическими экспериментами, но в то же время может быть сделано их обоснования с помощью теоретических соображений. По его определению информация является идеальным объектом, который к тому же является первоосновой, или первосущность всего, что есть в природе. Она в процессе материальной природы создала и человека с его сознанием. Изменить информацию, как и абсолютную истину, невозможно в принципе, что вытекает из необратимости происходящих. Поэтому информация существует вечно, вне времени, оставаясь всегда неизменной, и соответственно является идеальным объектом. Меняться и исчезать со временем могут только носители информации, в которых она себя проявляет . Определение информации как идеальной сущности, которая обладает творческой активностью, может привести к совпадению понятий «информация», «бог», «абсолютный дух» и проч. Информация же может выступать объективированной сущности, которая проявляется в результатах материальной и духовной деятельности человека, передается в социокультурном пространстве и времени имеет интерсубьективний характер. Коммуникационный подход к определению понятия выраженный в работах математиков разработчиков теории связи, под информацией понимали любые сообщения и сообщения знаков и изображений, которые могут быть переданы по помощью технических устройств на расстояние. Впервые понятие «информация» в научном смысле было применено американским ученым Р.Хартли в 1928 году, когда развитие средств связи вызвал необходимость определения количества сообщений, передававшихся линиями связи. Н.Винер, основатель кибернетики, утверждал, что понимание общества возможно только на пути исследования сигналов и средств связи, относятся к нему. В будущем развитии сигналов и средств связи, развития обмена информацией между человеком и машиной, между машиной и человеком, между машиной и машиной будет суждено играть все возрастающую роль. Информация, по его мнению, это обозначение содержания, полученного из внешнего мира в процессе приспособления к нему человека и его органов чувств. С кибернетической точки зрения семантически важная информация это информация, проходящая через линию передачи плюс фильтр. Или, если человек слушает музыку, но у нее отсутствуют навыки эстетического понимания музыкального произведения, эта информация не будет ею воспринята .Таким образом, в Н.Винера понятие «информация» по содержанию совпадает с понятием «отражение», которое свойственно всем формам движения и уровням организации материи. Однако следует учесть его замечания о том, что для восприятия информации необходим субъект, обладающий определенными способностями. Процесс формирования подобных навыков детерминированный физиологическими и психологическими особенностями субъекта. Первая математическая теория информации была создана К. Шенноном и У. Уивер. По К. Шенноном, задачи связи заключается в точном или приближенном воспроизведении в некотором месте сообщения выбранного для передачи в другое место. Чаще всего сообщения относятся к некоторой системы, имеющей определенное физическое или мировоззренческий смысл, или должны отвечать требованиям некоторой системы. Эти семантические аспекты связи не учитываются при решении технической стороны вопроса. Под системой связи К. Шеннон понимал систему типа: источник сообщения -передатчика сигнал источник шума принят сигнал приемник-сообщения адресат .Учитывая то, что К. Шеннон занимался техническим аспектом проблемы связи, он не различает понятия «сообщение» и «информация», они для него являются тождественными. То есть любой набор знаков, символов, изображений, технически возможно передать на значительное расстояние, является информацией. С точки зрения современной информатики в качестве информации выступает содержание сообщения сигнала, памяти, а также сведения, содержащиеся в сообщении, сигнале, памяти. Информация всегда связана с материальным носителем, а ее передача с затратами энергии. Математическое понятие информации связано с ее измерением. В теории информации принят энтропийный подход, который учитывает ценность информации, содержащейся в сообщении, для его получателя. Количество информации в сообщении определяется двумя способами: общей суммой символов, которые были получены, или степени уменьшения неопределенности после получения сообщения. Сообщение несет полную информацию о данной множество событий в том случае, когда полностью снимает неопределенность.То есть информация является результатом целенаправленного поиска сведений, касающихся определенной проблемы. В этом случае существует угроза подмены понятия «знание» понятием «информация». Работы этих ученых способствовал техническому прогрессу, но использование чисто технического понимания понятия информации в гуманитарных областях знания проблематично, так как основное внимание приходится на механизм передачи сообщения, а содержательный аспект остается вне поля зрения исследователей. Гносеологический аспект понятия выраженный в работах В. Афанасьева, А. Пархоменко, А. Урсула. Согласно исследованиям А. Урсула, информация это отраженная объектом разнообразие окружающего мира. Это не только отражение в его совокупности свойств и сторон, а именно только ту его сторону, характеризующий разнообразие. Информация это не разнообразие вообще, а именно разнообразие, отраженная объектом. То, что является информацией в одном конкретном процессе отражения, может не быть таковым по отношению к восприятию других процессов. Информация это ограничение разнообразия в процессе отражения . Автор справедливо указывает на необходимость субъекта как носителя информации. Существование последнего является необходимым условием для возникновения такого феномена как «информация». Но в дефиниции не указан возможность объективации отраженного и не учтен коммуникативный аспект, выраженный в форме передачи информации другим. Если информация это только часть отраженной субъектом разнообразия это категория субъективного мира человека. При таком подходе исключается возможность влияния информации на других людей и общественные процессы. В. Афанасьев утверждает, что знание приобретает информационный характер тогда, когда оно ставит перед системой проблему выбора из многообразия сообщений тех, что полезные системе и ограничивают внешнее разнообразие, одновременно расширяя разнообразие внутреннее. Знание и сообщения с любых причинам не восприняты системой (в положительном или отрицательном смысле), не является информацией. Системы неживой природы сталкиваются с дезорганизующие факторами так же, как и социальные, но они не способны им противостоять. Социальная система не только обладает способностью воспринимать извне информацию, она имеет фильтр, который позволяет скорректировать его поведение в отношении действий негативных факторов. Информация, по сути является идеальной, умственной категории. Она не просто результатом отражения, а осуществляется как знания, у которого есть потребитель. Знание только тогда приобретают качества информации, когда они действуют или могут действовать как основа регуляции и управления. Информация и часть знания, которая используется для активного действия .Автор отмечает, что содержание понятия «информация» является более узким по отношению к содержанию понятия «знание». Информация «это часть знания, которая используется». В тексте наличествует определенная несогласованность. Если сведения были восприняты системой, они приобретают статус информации. Но если сведения были рассмотрены и признании не соответствующими требованиям развития системы, они упускают свой статус информации, а только практическую ценность для системы. Пархоменко отмечает, что между понятиями «информация» и «знание» существует возможность взаимного перехода одно в другое. Информация это общемировая категория, отражающая законы существования материи и является базой для создания человеком знаний, которые после фиксации их на материальных носителях становятся информацией для нового использования. В данном случае одно и то же понятие используется для определения общемировой категории и обозначения артефактов (книги, исторические памятники и др.), Что является неприемлемым, поскольку информация может передаваться в устной речи и других социокультурных формах. Генетический аспект понятия исследовал М. Сетров. Он отмечал, что раздражение составляет основу любого информационного процесса. Автор приводит пример с прорастанием зерна. Благодаря заложенной внутри него генетической информации оно при возникновении благоприятных условий начинают прорастать и развиваться в полноценную растение .Однако растение только реагирует на изменение внешних условий, но не в состоянии изменить или избежать губительных для себя последствий. Результатом использования подобного определения является заключение о наличии информационных процессов не только в социальном, но и в биологическом мире. Данный подход является ограниченным в том смысле, что границы развития субъекта совпадают с наследственным генетическим набором, в принципе исключает возможность качественного развития, выходит за биологически обусловленные границы и противоречит функции информации служить действиям субъекта. Праксеологический и коммуникативный аспекты понятия исследовались Ю. Каныгин, М. Моисеевым, Е. Тавокиним. Е. Тавокин доказывает необходимость использования первичного смысла термина «информация». Прежде, чем передавать какие-либо сведения, необходимо, чтобы определенный фрагмент реальности нашел отражение в субъекте, что воспринимает его, а результат этого отражения был зафиксирован в материальной форме, то есть должен быть «оформлен», как того и требует этимология латинского основы срока (in-forma-tio). Именно этот, «оформлен» результат может быть передан потенциальному потребителю. Учитывая это становится понятным, что информация может быть только результатом отражения. Информации без отражения не существует. Она является реально или потенциально актуальной частью отраженного субъектом социального или природного мира .Однако в данном определении не указывается отображения мира материализованных результатов интеллектуальной деятельности субъектов. По Ю. Каныгин, информация является объективированной идеей, отделенной от головы, породила ее, и превращенной в сообщение. Это связи в организованной системе, которые осуществляются в виде коммуникации передачи значимых сигналов от субъекта объекта и наоборот. В социальных системах эти значимые сигналы выступают как осмысленные сообщения. Информационная работа направлена на изменение первоначального состояния объекта с целью достижения определенного результата, указателем достижения которого является новое качественное состояние объекта .В приведенном определении исключен процесс предварительного отображения. То есть идеи формируются на основании сведений или присущих сознания с момента рождения или полученных извне вне познавательной активности. Но автор указывает на то, то информация требует объективации и не существует в сознании каждого отдельного индивида изолированно как самоценность. Е. Тавокин и Ю.Канигин утверждают, что информация это должным образом оформленный результат интеллектуальной деятельности людей, который должен быть передан для дальнейшего использования другим. М. Моисеев исследует основы понятия информации и информационного взаимодействия в сигнале, который абсолютно не эквивалентен понятию информации и может иметь любой источник. Главным в информационном взаимодействии, по его мнению, субъект, который воспринимает сигнал и формирует ответную реакцию на него. Информация сама по себе ничего не стоит и ничего не значит. Ценность информации не может выступать как абсолютная характеристика. Информация нужна субъекту (организма) для возможности выбора способа действий при стремлении к достижению некоторой цели. Поэтому по отношению к живому организму понятие качества информации вполне закономерно и может быть охарактеризовано ее соответствием тем целям, которые пытается достичь тот или иной субъект, его способностью воспринимать информацию и его способностью ее использовать .В дополнение к праксеологические составляющей, автором выделена и аксиологическая составляющая, ценность информации определена способом действий для достижения цели, а это характеристика. С точки зрения С. Мартинюк, сама информация должна иметь и материальную, и семантическую стороны. Тогда состоится сообщения дискретности и континуальности информации, которые обусловливают сочетание семантики и ее материальных носителей, оформляются и существуют в виде понятий .Акцент сделан на коммуникативной и смысловой характеристиках. Однако автор не дает развернутое определение понятия. В. Штанько понимает информацию как отношения или свойства отношений двух систем, одна из которых настолько сложноорганизованное, которая способна реагировать не на абсолютные значения вещественно-энергетических действий, а на относительные. Другими словами, она становится активным субъектом отражения. В этом случае все три аспекта информации синтаксический, семантический, прагматический находятся в единстве. Понятие «субъект отражения» может относиться к любой системы, обладающей целеполаганием, способностью воспринимать, перерабатывать и использовать информацию. Понимание информации как отношений предполагает наличие отдельной сущности, в которой возникли отдельные отношения . Таким образом, можно выделить несколько характеристик, которые используются исследователями в качестве родовых при формулировке определения понятия «информация»: объективно существующая сущность (Л.Левченко и Л. Яроцкий, В. Егоров, О.Борисенко), любые сообщения и сообщения знаков и изображений, которые могут быть переданы с помощью технических устройств на расстояние (Н. Винер, К. Шеннон, В. Уивер), результат отражения разнообразия окружающего мира (А. Урсул, В. Афанасьев, А. Пархоменко), надлежащим образом оформленный результат познавательной дея и (Е. Тавокин, Ю. Каныгин, Н. Моисеев), генетическая наследственность (М. Сетров), С. Мартынюк и В. Штанько обращают внимание комплексный характер информации в единстве материального, семантического, синтаксического и прагматического аспектов. На основе предварительных выводов сформулируем системное определение понятия, которое учитывает основные родовые свойства: информация это философское понятие, которое отражает феномен человеческого бытия, выражающееся в объективации результатов познавательной деятельности человека в сообщениях и сведениях для передачи другим, поставленные цели и осуществление действий субъекта. В приведенном определении систематизированы такие родовые характеристики понятия. 1. Онтологический возникновения понятия требует наличия субъекта. За пределами человеческого бытием понятие «информация» теряет свой смысл. 2. Гносеологический бытия человека в мире требует его познания. Результатом процесса познания окружающей действительности является знание, которое может быть представлено человеком в форме, доступной для восприятия другим. В этом проявляется диалектическая взаимосвязь знания и информации. Объективирован знания теряет свой статус и становится информацией, в результате восприятия ее другим субъектом снова становится знанием, когда информация основывается на научных принципах и закономерностях. 3. Праксеологичний информация выступает предпосылкой деятельности человека. 4. Коммуникативный процесс передачи информации происходит в отношениях субъект субъект. 5. Аксиологический ценность информации заключается не в самом факте ее существования, а в возможности ее использования субъектом для целеполагания и имеет значение для его жизнедеятельности.