Альтруизм-это бескорыстная забота о благополучии других. Альтруизм является ключевым аспектом различных религиозных традиций, таких как иудаизм, христианство, ислам, буддизм, конфуцианство, сикхизм, индуизм и многие другие. Кроме того, альтруизм является ключевым аспектом многих гуманитарных и филантропических причин, примером которых являются такие лидеры, как Мартин Лютер Кинг-младший, Ганди и Мать Тереза. Альтруизм можно отличить от чувства верности и долга. Альтруизм фокусируется на мотивации помогать другим или желании делать добро без вознаграждения, в то время как долг фокусируется на моральном обязательстве по отношению к конкретному человеку, конкретной организации или абстрактной концепции. Некоторые люди могут чувствовать и альтруизм, и долг, в то время как другие-нет. Чистый альтруизм-это отдача без учета вознаграждения или пользы признания. \"Психологический альтруизм\" относится к поведению, которое приносит пользу другим и осуществляется только по этой причине. В этом смысле альтруизм противопоставляется эгоизму. В естественном мире под “биологическим альтруизмом \" понимается тенденция некоторых организмов вести себя так, чтобы приносить пользу другим существам за счет самих себя. Примеры включают рабочих пчел, ухаживающих за своей маткой, и \"помощников\"определенных видов птиц, которые защищают и воспитывают детенышей других птиц в группе. Альтруизм бросает хороший вызов социобиологии и упрощенным интерпретациям теории эволюции Дарвина, потому что альтруизм демонстрирует, что организмы, жертвуя своей индивидуальной жизнью, могут повысить репродуктивную пригодность всего сообщества. Объединяющим фактором как психологического, так и биологического альтруизма является семья. Обязанности по воспитанию и защите потомства создают условия и причины для альтруизма у многих видов, а также в семьях людей. Матрица семейной жизни требует и вознаграждает альтруизм—от одного супруга к другому, от родителей, которые прилагают все усилия для воспитания своих детей, от братьев и сестер, которые учатся делиться и поддерживать друг друга, и от детей, которые учатся любить и повиноваться своим родителям. Психологический и биологический альтруизм также имеет общие черты на общинном уровне, поскольку родители моделируют альтруизм для своих детей в той степени, в какой они посвящают себя общественному служению в качестве добропорядочных граждан. Дети, воспитанные в хороших семьях, воспитывают альтруистический характер, фундамент для пожизненного альтруизма во всех сферах жизни. Философские проблемы, связанные с альтруизмом, включают в себя вопрос о том, возможен ли альтруизм на самом деле; то есть действительно ли люди когда-либо действуют по причинам, отличным от их собственных наилучших интересов. Такие философские проблемы являются прежде всего продуктом западной культуры, которая воспитывает у индивидов чувство идентичности как отдельного и автономного существа. В этом контексте вопрос ставится в точку зрения, что альтруистические действия выражают любовь, а любовь приносит счастье как дающему, так и получающему. В культурах, воспитывающих в индивидах чувство своей идентичности как существ, неразрывно связанных с семьей, большим сообществом и даже с естественным миром, философские проблемы, связанные с альтруизмом, будут значительно уменьшены или устранены. Происхождение термина Слово \" альтруизм \"(производное от французского autre\" other\", в свою очередь производное от латинского alter\" other\") было придумано Огюстом Контом, французским основателем позитивизма, для описания этической доктрины, которую он поддерживал. Он считал, что человек имеет моральное обязательство служить интересам других, или \"блага\" человечества Социальная точка зрения не может мириться с понятием прав, поскольку такое понятие основывается на индивидуализме. Мы рождаемся под нагрузкой обязательства любого рода, нашим предшественникам, нашим потомкам, нашим современникам. После нашего рождения эти обязательства увеличиваются или накапливаются, потому что мы можем вернуть любую услугу только через некоторое время ... Это \"жить для других\", окончательная формула человеческой морали, дает прямую санкцию исключительно нашим инстинктам доброжелательности, общему источнику счастья и долга. И название этой этической доктрины, и то, что она предписывает, обозначается термином \"альтруизм\" — служение другим, ставя их интересы выше своих собственных. Альтруизм и религия Большинство, если не все, основных религий мира пропагандируют альтруизм как основной аспект своих учений. Иудаизм, ислам, христианство, буддизм, конфуцианство, сикхизм, индуизм и многие другие утверждают важность альтруизма или поощряют и возвышают альтруистическое поведение. Например, христианство учит \"любить врагов ваших, делать добро ненавидящим вас” и далее утверждает важность делать добро другим, не ожидая ничего взамен. Священные писания большинства основных религий изобилуют отрывками, восхваляющими альтруизм, например: Лучшие из людей-это те, кто полезен другим. (Хадис Бухари) Однажды один человек спросил Пророка, что самое лучшее в Исламе. Он ответил: \"Это для того, чтобы накормить голодных и дать приветствие мира как тем, кто знает, так и тем, кто не знает.\"(Хадис Бухари) В служении другим лежит чистое действие. (Ади Грантх, Мару, М. 1, 992) Сделай добро тому, кто причинил тебе вред. (Dao De Jing 63) Мудрец не накапливает для себя. Чем больше он использует для других, тем больше у него самого. Чем больше он дает другим, тем больше у него своих. Путь небес-приносить пользу другим, а не вредить. (Dao De Ching 81) Те, кто морально хорошо приспособлен, заботятся о тех, кто нет; те, кто талантлив, заботятся о тех, кто нет... Если те, кто морально хорошо приспособлен и талантлив, откажутся от тех, кто нет, то вряд ли хоть на дюйм отделит хорошее от развратного. (Мэн-цзы в IV.Б.7) Не делайте ничего из эгоизма или тщеславия, но в смирении считайте других лучше себя. Пусть каждый из вас смотрит не только на свои интересы, но и на интересы других. (Филиппийцам 2.3-4) На практике миротворцы, такие, как д-р Мартин Лютер Кинг-младший, внесли невероятный вклад в человечество, рискуя своей жизнью или ценой своей жизни. Психологический альтруизм Психологический альтруизм (иногда называемый \"реальным\" альтруизмом) относится к поведению, которое приносит пользу другим, часто за счет агента, который предпринимается для единственного мотива приносить пользу другим. Поведение, приносящее пользу другим людям, не обязательно альтруистично. Например, если бы кто-то помог другому человеку с мотивом повышения собственной репутации, это поведение не считалось бы альтруистическим, а скорее выражением собственных интересов. Термин \" психологический альтруизм \"с его претензией на\" реальность\", по-видимому, исключает несколько иной и широко распространенный взгляд на альтруистическое поведение, распространенный в народных традициях и встроенный в здравый смысл современных культур: люди мотивированы любовью действовать альтруистическими способами. Любовь, импульс сердца, широко исключенный из научных исследований, предлагает простое объяснение и обоснование поведения, о котором философы и психологи могут мучиться. Любовь эмоционально здоровых родителей к детям легко выражается в явно альтруистическом поведении, из которого дети, по мере роста и самосознания, могут научиться тому, как они должны себя вести. Тем не менее, отношения дарения и получения любви, такие как между родителем и ребенком, не совсем соответствуют форме психологического альтруизма. Родитель, затрачивающий время, энергию и ресурсы на поддержку ребенка, получает в ответ немедленное удовлетворение и счастье в отдаче, и даже больше, если ребенок возвращает какое-то выражение признательности. В долгосрочной перспективе родитель вполне может получить еще большее удовлетворение и счастье, если ребенок унаследует традиции родителей, а также расширит родословную, выйдя замуж и став родителем для нового поколения. Психологический эгоизм Психологический альтруизм противопоставляется психологическому эгоизму. Психологический эгоизм-эмпирическая гипотеза о поведении человека. Она гласит, что у каждого человека есть только одна конечная цель: его или ее собственное благо (где это благо можно по-разному определить как благополучие, счастье или удовольствие). В то время как психологический эгоизм вообще допускает действие, которое не достигает своей цели максимизации эгоизма, а также действие, которое противоречит намерениям (слабая воля), большинство форм психологического эгоизма исключают как альтруистическое поведение, так и действия исключительно из уважения к долгу. Одна из основных философских проблем, связанных с альтруизмом, заключается в том, действительно ли он возможен. Поскольку эгоизм противопоставляется альтруизму, аргументы в пользу психологического эгоизма являются аргументами против возможности альтруизма. Психологический эгоизм мотивирован по-разному: иногда считается, что эгоистически мотивированные действия следуют из широко распространенных и частых наблюдений за эгоистичным поведением других, а культура может мотивировать людей действовать в соответствии с их эгоистическими интересами посредством вознаграждений и наказаний. Действия, кажущиеся альтруистическими, часто могут быть мотивированы корыстными интересами. В отличие от эгоизма, психологический альтруизм говорит о том, что люди иногда действуют в интересах других людей из искренней заботы об их благополучии, как, например, в случае, когда солдат бросается на гранату, чтобы предотвратить гибель других людей. Можно предположить, что его мотивацией к этому акту самопожертвования было желание спасти жизни своих сослуживцев и в то же время поддержать сражение, в котором они с ним участвовали. Такое действие, основанное на такой мотивации, квалифицировало бы его поступок как альтруистический. Сталкиваясь с подобными примерами альтруистического поведения, эгоисты могут попытаться отстоять свою позицию, утверждая, что действия солдата, хотя они и кажутся альтруистическими, должны объясняться каким-то более фундаментальным эгоистическим мотивом. Возможно, солдат верит в загробную жизнь, в которой он будет вознагражден десятикратно за свой, по-видимому, бескорыстный поступок на земле, или, возможно, если бы он не бросился на гранату, он был бы побежден чувством вины и сопутствующим чувством отвращения к себе. Тогда в обоих случаях он был бы мотивирован своим эгоизмом действовать таким явно бескорыстным образом. Критики эгоистических взглядов, вероятно, возражают против того, что, хотя конкретное объяснение может объяснить, сколько случаев кажущегося самопожертвования на самом деле может быть мотивировано эгоистическими соображениями, оно не обязательно охватывает все случаи. Психологический эгоист должен был бы утверждать, что все случаи кажущегося альтруистического поведения на самом деле мотивированы эгоистичными желаниями. Если бы солдат в этом примере выжил и прямо заявил, что его действия действительно альтруистически мотивированы, эгоист должен был бы ответить, что солдат либо лжет, либо обманывает себя, позиция, которая сделала бы эгоизм тривиально истинным и не фальсифицируемым, поскольку ни один эмпирический пример не мог бы в принципе опровергнуть гипотезу. В таком случае эгоизм не даст никакой полезной информации и, следовательно, потерпит неудачу как эмпирическая теория. Психологический альтруизм в историческом контексте Все древние этические теории форм эвдемонизма, мыслящих людей как принципиально направлены на их индивидуальных эвдемонии, или счастье. Может показаться, что из этого следует, что древняя этика не может приспособиться к альтруизму, потому что она понимает каждого человека как в конечном счете сосредоточенного на его или ее индивидуальном благополучии. Эта внешность может быть обманчива, однако, потому что все главные писатели—такие как Платон, Аристотель —подчеркивают важность гражданских добродетелей, таких как справедливость, в качестве основных компонентов индивидуальной эвдемонии. Если рассматривать добродетель справедливости как проявление склонности уважать интересы своих сограждан в силу важности этих интересов, то нетрудно увидеть, что кто-то, обладающий добродетелью справедливости, будет вести себя альтруистично. Учитывая, что главные античные писатели понимают справедливость как неотъемлемую составляющую хорошей жизни, из этого следует, что они также рассматривают альтруизм как составляющую счастливой жизни. По Платоновской версии этой идеи, альтруистической личностью в смысле Справедливой личности является тот, кто приобретает и сохраняет состояние психологической гармонии, которое необходимо для достижения счастья. Хотя Эпикур-гедонист и воспринимает хорошую жизнь как жизнь максимального наслаждения, это не обязательно несовместимо с альтруизмом. Эпикур может утверждать, что правосудие и другие формы альтруизма в конечном счете приносят удовольствие. Это будет означать, что альтруизм часто полезен, когда он побуждает других отвечать тем же. Однако трудно понять, как это может быть оправданием \"реального альтруизма\", то есть альтруистического поведения, предпринятого из альтруистических побуждений. Скорее, это, по-видимому, в лучшем случае оправдывает действия, которые кажутся альтруистическими. Действительно, Эпикур признает, что следует воздерживаться от действий, которые вредят другим, только в обмен на аналогичное обязательство с их стороны. Мотивация к соблюдению общественного договора глубоко эгоистична. В современный период принято считать, что Томас Гоббс поддерживал психологический эгоизм и, следовательно, отрицал реальность альтруизма. Стратегия переосмысления внешне альтруистических мотивов таким образом, чтобы они вновь появились как эгоистические (например, понимание акта самопожертвования солдата как мотивированного желанием награды в загробной жизни), обсуждаемая в последнем разделе, происходит от Гоббса. Психологический эгоизм Гоббса подвергся жестокой атаке со стороны графа Шафтсбери, Фрэнсиса Хатчисона и Дэвида Хьюма. Они утверждают, что люди способны на альтруизм, поскольку у них, естественно, есть желания для собственного блага и для блага других (“личного блага” и “общественного блага”). В лексиконе того времени есть принципы доброжелательности и самолюбия, где, грубо говоря, доброжелательность-это желание счастья других, тогда как самолюбие-это желание собственного счастья. Таким образом, критики Гоббса пытались показать, что доброжелательность, жалость и сочувствие так же естественны, как и любовь к себе. Одно из самых сложных средств защиты альтруизма в современный период содержится в трудах Джозефа Батлера, Современника Юма. Батлер анализирует природу человечества в иерархии мотиваций и пытается показать, что любовь к себе не может быть единственным элементом в системе мотивации человека. Он возражает против Гоббса, утверждая, что, хотя удовлетворение желаний приносит удовольствие, это не означает, что удовольствие является объектом этих желаний. Получение удовольствия от своих действий совместимо с альтруистическими мотивами. Тот факт, что кто-то испытывает удовольствие, помогая другому человеку в нужде, не показывает, что он или она действовали для достижения этого удовольствия. Со времен Гоббса и Батлера контекст оценки альтруистических действий радикально изменился, о чем свидетельствует эпизод в написании Декларации независимости США в 1776 году. В декларации утверждение о том, что человек наделен своим создателем неотъемлемыми правами на \"жизнь, свободу и стремление к счастью\", первоначально было сформулировано автором Томасом Джефферсоном как \"жизнь, свобода и стремление к общественному счастью\".\"Слово\" Public \"было удалено, когда Бенджамин Франклин утверждал, что оно излишне, поскольку все знают, что \"счастье\" здесь означает \"общественное счастье\".\" Биологический альтруизм \"Биологический альтруизм\" относится к тенденции некоторых организмов вести себя так, чтобы приносить пользу другим существам ценой для себя. Биологический альтруизм широко распространен в природе. Примеры включают стерильных рабочих пчел, посвятивших всю свою жизнь заботе о своей королеве, и” помощников \" некоторых видов птиц, охраняющих гнезда и ухаживающих за молодняком других племенных пар. Стерильные пчелы рождаются с нулевой репродуктивной пригодностью, но вспомогательные птицы ведут себя таким образом, что, кажется, обязательно уменьшают их репродуктивную пригодность. В эволюционной биологии польза измеряется с точки зрения репродуктивной приспособленности, единиц наследственности или ожидаемого количества потомства. Когда организм ведет себя альтруистично, он снижает свою репродуктивную пригодность и увеличивает репродуктивную пригодность других организмов. Например, когда\" птицы-помощники \" охраняют гнездо другой гнездящейся пары, они делают более вероятным, что их убьют хищники, и более вероятным, что выживет потомство других гнездящихся пар. Следовательно, они делают менее вероятным, что они передадут свои собственные альтруистические гены по сравнению с другими птицами, которые не проявляют подобного альтруизма. Таким образом, естественный отбор должен благоприятствовать эгоистичным птицам и исключать альтруистов из генетического пула. Учитывая механизм естественного отбора, нельзя ожидать альтруизма в природе.