Многие из нас помнят фразу Фредди Меркьюри, она бессмертна «Mama, please, let me back inside» («Мама, роди меня обратно»). К сожалению мы не помним о том, как было безопасно и здорово находится в эмбриональном состоянии, быть в единстве с окружающей средой, в гармонии с собой, способов вернуться в похожую среду крайне мало, да и сделать это легально практически невозможно. Конечно есть вариант ходить по скользкой грани души и закона, экспериментировать со своим психическим состоянием, так же можно почитать книги Станислава Грофа о «перинатальной матрице», но есть куда более интересное занятие, способное вернуть нас в состояние невесомости и уединиться со своим Я, это сенсорная депривация. Сенсорная депривация - частичное или полное прекращение внешнего воздействия на один или более орган чувств человека. С помощью специального оборудования воссоздается эмбриональная среда, в который человек полностью изолируется от импульсов внешнего мира. Такая процедура очень важна в современном мире, так как мы настолько перегружены потоками информации и имеем мало возможностей прибывать глубоко с собой. Метод имеет длительную историю, точкой отсчета в истории флоатинга считается 1954 год, когда нейропсихолог Джон Лилли начал исследовать состояние мозга человека в условиях ограничения внешних воздействий. Эксперимент, помещающий человека в состояние сенсорной депривации показал, что такие условия производят множество положительных изменений, как на физическом уровне, так и на уровне сознания. Джон Лилли написал ряд научных трудов, рассматривающих влияние флоатинга на организм, и в 1972 году совместно с Гленном Перри разработал первую компактную флоат-камеру под названием \"Самадхи\". С этого момента началось массовое производство камер и бассейнов для флоатинга для частного и коммерческого использования. Флоатинг привлекает внимание современных писателей, например Пелевин в книге «Операция Burning Bush», где описывались феномены, которые переживал человек в камере сенсорной депривации. Так же выходила серия Симпсонов про флоатинг, она очень любопытная, в ней раскрыта тема, что разные люди переживают разные чувства, находясь в контакте с самим собой, например Лиза сразу видит галлюцинации, анализирует свое подсознание, а Гомер в свойственной ему манере, лежит молча, а потом говорит «boring». Есть определенные эффекты, которые переживают люди, особенно новички, погруженные в камеру, это визуальные эффекты, различные галлюцинации, телесные переживания. К примеру мы можем испытывать вращение в разных плоскостях, понимая при этом, что форма камеры не позволяет делать это вращение, также мы можем воспринимать разные архетипические сюжеты, но при этом метод безопасен, в отличие от многих других, которыми пытаются пользоваться люди, чтобы добиться подобных эффектов и ища каких-то глубоких контактов с собой. Дело в том, что в отличии от иных методов, никакого специфического воздействия на человека не оказывается, он просто остается в максимально изолированном и гармоничном состоянии. Известно, что во время сенсорной депривации активизируется правое полушарие головного мозга, открывает большие перспективы для творческой работы, для креатива, для медитативного состояния, то есть это возможность для многих людей пережить новое состояние. Мне кажется, если бы д. Фрейд использовал камеру сенсорной депривации, он достиг бы еще больших успехов. Наше сознание устроено так, что находясь в контакте с пустотой, оно начинает проецировать реальность и анализируя эти проекции, а не вытаскивая их, с помощью методов свободных ассоциаций или каких-либо других можно узнать достаточно много про человека, то есть про самого себя. Как формируется наше сознание? Выяснено, что формируя представление о себе мы опираемся на реакции окружающего мира, нам говорят какие мы – мы адаптируемся к этому будучи младенцами и в итоге сформированный к восьми годам «Я-концепция» начинает развиваться в нашей жизни, живет за нас и достаточно трудно от нее отстроится и посмотреть, что у тебя внутри. Задумываясь о том, почему же бойкот так сильно действует на человека, когда социум, значимый для нас – перестает реагировать. Если мы не чувствуем реакции окружающего мира, то мы не испытываем подтверждения, что мы живы, вот настолько глубоко это работает. Карл Юнг, занимался проблемой постановления к взаимосвязи человека с самим собой и в камере сенсорной депривации это и происходит. Сознание не имеет никакого внешнего объекта, оно взаимодействует с нулевым фоном, с пустотой и поэтому направляется внутрь, постепенно углубляясь к себе и понимая свою природу. Знаменитый этолог Конрад Лоренц провел эксперимент со стаей рыб, среди которых нет лидера, они движутся хаотично. Он пронаблюдал, почему стая движется так, а не в другом направлении, выяснилось, что каждая рыба делает движение в сторону и либо она увлекает за собой стаю, либо нет, есть орган, который отслеживает ее положение относительно стаи, соответственно, если его удалить, то рыба начинает плыть куда ей нужно и стая следует за ней, это очень красивая метафора. Для того, чтобы осуществлять какие-либо трансформации нужна энергия, а сейчас, в современном мире человек настолько перегружен, что аккумулировать энергию для трансформации очень трудно. Находясь в камере факторы энергопотребления сведены к минимуму, поэтому человек может с аккумулировать и направить ее на свои собственные цели, то есть создаются условия, где температура жидкости такая же, как и температура тела человека, нет информации, которую нужно воспринимать и обрабатывать нашему организму (обычно, этот фактор очень большого энергопотребления), также было выяснено, что после сенсорной депривации возрастает уровень эндорфинов, то есть флоатинг используется, как естественный регулятор настроения. Есть любопытное явление, которое называется «сенсорный голод», дело в том, что наше сознание привыкло обрабатывать информацию, ему нужна пища и когда оказывается в ситуации, когда внешней информации нет, то оно напоминает голодных птенцов, которые говорят « дайте хоть что-нибудь» и если в этот момент вбрасывать информационные блоки, то наше сознание начинает быстро обрабатывать эту информацию, на этом построена идея сверх обучения. Можно измерить, что до того как человек начал лежать на поверхности воды в кабине, волны, излучаемые его мозгом характеризуют такое состояние, которое обычно характерно для человека находящегося в стадии перехода от состояния бодрствования к состоянию сна, врачи называют это состояние, состоянием тета, достижение этого состояния является целью людей, занимающихся медитацией, а также буддистских монахов. Одним из наиболее доказанных результатов терапии является то, что организм при этой процедуре сам входит в это состояние. Следствием этого вида релаксации является появление более чистых мыслей, более ясного видения проблем, а также инициируется способность находить эффективное решение их. Во время сенсорной депривации человек чувствует себя так, будто бы он спит, но его сон сопровождается более глубокими сновидениями с яркими впечатлениями. Состояние тета позволяет достигнуть необычайно глубокой релаксации, результатом которой является отдых как в физическом смысле, так и в ментальном. Документально зарегистрированный факт, что один час проведенный в этой кабине, по результату равен 4-6 часам сна. Опыт во время данной процедуры и восприятие времени очень отличаются от обыденного. Ну и где же мы сейчас? Цвета деревьев, запах осени, ощущение смены года. Когда ты находишься во флоат-камере, ты понимаешь насколько продумала эта штуковина, она наполнена водой, глубина которой 10 дюймов и вода нагрета до температуры тела и ты не чувствуешь, что находишься в воде, она наполнена 850 фунтами соли Эпсома тело держится на поверхности и нет силы притяжения, в ушах беруши и ты ничего не слышишь, дверь закрыта и ты ничего не видишь. Нет ничего. Внешние стимулы отсутствуют и вместо того, чтобы это воспринимать как просто ничего, есть только вы и ваш духовный потенциал, с которым вы можете соединиться, когда плаваете. Во время сеанса ты прорабатываешь негативные эпизоды, визуализируешь, все что хотелось бы сделать. В таком стрессовом мире как наш, да, мы живем в стрессе. Все страдают от страхов и волнения, когда ты плаваешь в этом растворе уровень стресса меняется. Когда выходишь оттуда все кажется другим, все с кем вы общаетесь, кажутся другими. Вы можете двигаться сквозь жизнь и жизнь двигается сквозь вас, таким образом, что вы находитесь в настоящем, вы осознанны. Это позволяет соединиться со своим сердцем, с тем, кем вы на самом деле являетесь, появляются новые возможности самореализации, осознанность принятия и сострадания, это буквально появляется во время самой процедуры. Это потрясающе! Я считаю это одним из самых замечательных и вознаграждающих опытов Узнал я о камере сенсорной депривации благодаря польскому философу, футурологу и писателю Станиславу Лему. В его цикле рассказов о пилоте Пирксе был рассказ, который называется «Условный рефлекс. В центре событий испытание людей на их индивидуальную и психологическую выносливость, сделано это было для того, чтобы в дальнейшем осуществить полет в космос и требовалось оценить смогут ли студенты выдержать путешествие в космос, находясь в одиночестве. В «сумасшедшей ванной», так ее в шутку называли студенты, требовалось продержаться более 5 часов. Главный герой проводит в камере 7 часов и переживает самые различные состояния души и тела. Он перестает чувствовать тело, перестает осознавать границы своего Я, распадается на много Я, проваливается в неведомое пространство и, в конце концов, испытывает такие переживания, которые не способен описать ни один из существующих языков! Вероятнее всего автор преувеличивает возможности камеры, хотя на самом деле этот процесс для каждого проходит по-разному. Хотелось бы немного рассказать о своем опыте посещения сеанса сенсорной депривации. Шёл я на данную процедуру, дабы испытать больше физическое удовольствие, чем духовное. Так же у меня были страхи, которые я осмелился побороть таким способом. Постепенно, находясь в камере я понимал, что это действительно отличный способ релаксации. Конечно по началу было странное ощущение, присутствовало волнение, со временем оно утихло и мне удалось расслабиться. Для меня, человека боявшегося темноты, замкнутого пространства это была отличная практика от избавления своих страхов. Стоило только отогнать их от себя и пойти наперекор им. А что касается самих ощущений в камере, мне показалось мое внутреннее состояние похожим на состояние во время медитации. Спокойствие и умиротворенность переполняло меня. Избавление от лишних мыслей происходило само собой, в мозг поступало намного меньше тактильных импульсов, поэтому мыслить становилось легче. Процесс расслабления и избавления от страхов удался. Но никаких визуальных эффектов, «галлюцинаций» мне увидеть не пришлось. Я считаю, что это просто хороший способ законно уйти от реальности и действительно остаться наедине с самим собой. Это ощущение делает все проблемы несущественными, а страхи и тревоги напрочь убивает. В те моменты казалось, что никакие события не способны потревожить этот душевный баланс. Чувствовалась наполненность любовью к жизни. Хотелось поддерживать такое ощущение в себе постоянно, чтобы оно пронизывало каждый момент в твоей жизнь…