Принято считать, что первым создателем учения о человеке является Сократ (ок. 470–399 до н. э.). Конечно его предшественники и современники так же уделяли внимание этому вопросу. Сократ был первым из античных мудрецов, кто, по словам Цицерона, опустил философию с небес космической проблематики на землю, в города и жилища людей. Так он побудил граждан размышлять в первую очередь о своей жизни, правящих нравах, добре и зле. Сущность человека через его социальные качества впервые же установил Аристотель. В «Никомаховой этике» он отметил, что человек по природе существо общественное, а в «Политике», что человек – это политическое существо. Эта характеристика имеет огромное значение, которое сохраняется и по се день. Таким образом можно сделать вывод, что в античности были сформированы основные параметры философской антропологии, а человек обозначен, как предмет философского осмысления. Были определены самые существенные его характеристики такие как: социальность, природность, разумность. Они рассматривались с разных сторон - натуралистической (Фалес), космоцентристской (Демокрит), логоцентристской (Сократ), социоцентристской (Аристотель), что обеспечило полноту и комплексность в дальнейшем развитии знаний о человеке Мифы о возникновении человека. В Китае существует миф о прародительнице человечества богини Нюйва, которая являлась наполовину женщиной, наполовину змеёй. Согласно ему, Нюйва сотворила людей как бесформенную, раздельную массу. Создавать различные части тела ей помогали мифические персонажи Шанпянь - глаза и уши, Санлинь - руки. Существует так же ещё одна версия этого мифа, согласно которой Нюйва лепила людей из глины. Она погружала в глиняную массу веревку, затем вытаскивала её вместе с налипшими комочками глины. С комочков, упавших на землю, рождались люди, которые дали начало бедному роду, а знатный род получился лишь из тех комочков, которые Нюйва вылепила своими руками. Существует также миф древней Греции, согласно которому творцом людей является титан Прометей, восставший против богов Атланта. Прометей сотворил маленьких людей из земли и воды по образу и подобию богов. Когда наступил черед распределять способности между людьми и животными, Зевс поручил эту работу Эпиметею – глупому брату Прометея. Прочные когти и зубы, хороший нюх и острое зрение, теплые шкуры и быстрые ноги достались животным. Человек же остался слаб, беззащитен и наг. И тогда Прометей выкрал у богов огонь для людей и принёс его человеку в пустом стебле тростника. Прометей подарил людям ремесла, научил охотиться, вспахивать землю, а также считать и писать. За это Зевс наказал Прометея, заключив его в оковы. На самом деле древнегреческие мифы о происхождении людей не даю конкретной информации о появлении человека. Вероятно, это связано с тем что для греков человек являлся ничтожным на фоне всемогущих богов, таким образом они подчёркивали их значение для всего народа. Практически все греческие сказания так или иначе связаны именно с богами. Теории происхождения человека: Теория креационизма или теория божественного происхождения людей. В до дарвиновский период (до 1859 г.) в естествознании преобладали метафизические взгляды на природу, тесно связанные с креационизмом. Креационисты К. Линней и Ж. Кювье считали и пытались доказать, проводя свои исследования, что виды живой природы, так и остались реальными и неизменными со времени своего первого появления, при этом К. Линней заявлял, что видов существует столько, сколько их было создано во время «сотворения мира». Теория креационизма является самой ранней из существующих, она утверждает, что человек является творением высшего разума (сверхъестественного существа) Например, по христианской вере человек был сотворен богом в единовременном акте «по образу и подобию своему». Схожие идеи находят отражение и в других религиях, а также в многих мифах. Особенностью многих религий, в том числе и монотеистических: иудаизма, христианства и ислама, является наличие священных текстов например Библия и Коран, которые содержат отрывки, описывающие сотворение мира и человека. Накопленные данные различных наук: астрономии, геологии и биологии, в особенности появление в XIX веке теории эволюции, стали причиной противоречия между дословным прочтением этих текстов и научными данными и теориями. Итогом этих противоречий стал креационизм-совокупность телеологических положений, являющихся религиозным ответом на научные представления об эволюции живого и неживого природного мира. Креационисты продолжали следовать буквальной интерпретации священных текстов, объявляя воззрения науки на происхождение мира и человека неверными. По критерию научности К. Поппера, креационизм -не научная теория, а философская концепция и религиозная вера, так как использование непроверяемых научными способами понятий например «Бог-Творец» не следует общепринятому принципу достоверности. Исходя из выше сказанного ненаучен и сильный атеизм, согласно которому Бога или богов нет. Подтвердить или опровергать наличие Бога или какой-либо другой высшей силы научными методами невозможно, поэтому исключать теорию креационизма было бы неправильно. Многие специалисты в области естественных наук, изучающие прошлое считают, что толкование священных текстов псевдонаучно, так как оно противоречит полученным в ходе исследований научным данным, например множеству палеонтологических находок, которые свидетельствуют о биологической эволюции живого мира а также геологическим и астрофизическим данным о возрасте Земли. Теория палеовизита: «Человек ― создание пришельцев из космоса.» Суть этой теории заключается в том, что появление людей на Земле так, или иначе связано с деятельностью иных цивилизаций, которые, посетив Землю, оставили на ней человеческих существ. Если обратиться к терминологии, то слово палеовизит означает посещение Земли внеземными цивилизациями. Обычно принято считать, что ТВВ (теория внеземного вмешательства) считает людей прямыми потомками инопланетных существ, которые высадились на Землю в доисторический период. Более сложные интерпретации ТВВ предполагают: 1. Скрещивание инопланетян с предками людей; 2. Создание человека разумного методами генной инженерии; 3. Управление эволюционным развитием земной жизни с помощью внеземного сверхразума; 4. Эволюционное развитие жизни на Земле и разумных существ по программе разработанной и изначально заложенной внеземным сверхразумном. На рубеже 50–60-х годов теории палеовизита уделялось отдельное внимание. С одной стороны, этот период характеризуется подлинным переворотом в восприятии всей проблематики внеземной цивилизаций. Радиоастрономия и техника связи в то время вышли на новый уровень. Ученные хотели установить связь с инопланетными разумными существами из других звёздных систем. Начались исследования: в первую очередь это прослушивание космоса в поисках хоть каких-нибудь космических инопланетных сигналов, после этого потоком хлынули статьи в научных и не только газетах и журналах о внеземных цивилизациях и способах контакта с ними, словом, вопрос об инопланетном разуме, до этого казавшийся настоящей загадкой, стал наконец-то предметом практических исследований науки. С другой стороны с началом космической эры мировоззрение людей и их взгляды так же начали меняться. Началось покорение околоземного пространства, ускорился процесс активного развития космонавтики, всё больше нарастали перспективы её развития. В следствии этого учёные стали задумываться о том, что возможно есть инопланетные существа, которые уже дошли до пика научного развития и уже имеют возможность межпланетного телепорта. Первым человеком, работавшим над теорией палеовизита является М.М. Агрест. Он высказывал мысли о возможности многократного посещения Земли посланцами иных миров, ученый пытался найти свидетельства этому в мифах, легендах, наскальных рисунках и материальной культуре. Он приводил различные факты например: тексты Библии, которые упоминали пришествие на Землю небесных существ, огромную, величественную каменную террасу, неизвестно с какой целью и кем воздвигнутую в Баальбеке (Ливан), наскальный рисунок «космонавта» на Тассилин-Аджера в Северной Африке и т.п. Но несмотря на это, теория так и не нашла желаемого отклика в научном мире. Конечно, было много других попыток продолжить изучение данной теории, но все они сталкивались со стереотипами консервативной науки и невозможностью предъявления обоснованных доказательств. В Настоящее время всё больше учёных стали интересоваться данной теорией, можно смело утверждать, что сейчас она переживает своё второе рождение. С каждым годом количество ее последователей увеличивается, а появление новых научных данных и проведение новейших космических исследований, с помощью различных технологий, дают ученым возможность уверенно говорить о существовании внеземной высокоразвитой цивилизации, которая возможно так или иначе имела отношение к появлению человека. Существуют древнейшие племена, считающие, что являются потомками пришельцев, которые наделили их своими знаниями и неоднократно посещали Землю. Утверждать, что это неправда, не возможно, так как существуют необъяснимые явления ставящие в тупик науку. Это и наскальные рисунки, на которых изображены неизвестные существа, и сложные архитектурные конструкции, находящиеся под землёй или же на ее поверхности... На вряд ли кто то сможет ответить откуда взялся таинственный Стоунхендж в Великобритании, а ведь возможно именно он является информационным порталом посылающим засекреченные сигналы в космос, благодаря которым внеземные существа контролируют жизнь своих творений. Теория Ф. Энгельса «Главная причина появления человека ― труд. Под его влияние сформировались такие качества человека, как сознание, язык и творческие способности.» Энгельс создал работу под названием «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека», в ней он описывает самые главные идеи своей теории антропосоциогенеза: «1. труд является предметно – орудийной деятельностью, которая направленна не только на создание необходимых жизненных благ, но и на приобретение человеком значимых общественных качеств, так же именно благодаря труду зародилась вся система общественных отношений и всего общества в целом; 2. В связи с формированием языка стала зарождаться членораздельная речь, как форма коммуникации и передачи информации в логико – понятийной форме, с помощью которой появилась возможность отражать систему осознанных взаимосвязей и взаимозависимостей в системе трудовых операций; 3. развитие и становление общества, как единого образования всей системы общественных отношений, способствовало реализации конкретно – исторического подхода в анализе и оценке подлинно адекватной теории происхождения и сущности человека» Эволюционная теория. «Человек имеет естественное, природное происхождение и генетически связан с высшими млекопитающими» Суть теории эволюции заключается в том, что человек произошел от обезьяноподобных предков. Эволюция происходила под воздействием законов наследственности, изменчивости, а так же активной борьбы за существование- естественного отбора, согласно которому выживает наиболее сильная особь. По другому теорию эволюции называют Дарвинской теорией, потому что именно он привёл доказательства и доводы, с которыми сложно не согласиться. По мнению Чарльза Дарвина, человек и современные антропоиды произошли от общего предка, представлявшего собой ископаемое обезьяноподобное существо, жившее в эпоху неогена. Основные принципы эволюционной теории Ч. Дарвина. Теория Чарльза Дарвина имеет целый ряд логичных, проверенных в эксперименте и подтвержденных многими фактическими данными положений: «1. В рамках каждого отдельного вида живых организмов присутствует огромный объём индивидуальной наследственной изменчивости -свойство организмов менять свою морфологическую, физическую организацию, обеспечивающее разнообразие индивидов, популяций, рас и т.д. Изменчивость свойственна всем организмам. Её можно наблюдать даже у генетически близкородственных особей, обладающих сходными или общими условиями жизни и развития. Вид изменчивости может быть разным: прерывистым, непрерывным, количественным, но она существует всегда. 2. Живые организмы обладают свойством размножаться в геометрической прогрессии. 3. Жизненные ресурсы для каждого вида живых организмов ограничены, и поэтому между ними возникает борьба за существование либо между особями одного вида, либо между особями разных видов, либо с природными условиями. Согласно Дарвинским утверждениям, понятие «борьба за существование» это не только собственно борьба особи за жизнь, но и борьба за успех в размножении. 4. В условиях естественного отбора не погибают и дают потомство наиболее приспособленные особи, имеющие некоторые отклонения, которые случайным образом оказались адаптивными к условиям данной среды обитания. Они появляются в результате наследственной изменчивости, а так же передаются по наследству потомкам. Благодаря этим отклонениям(изменениям) появляться более сильные особи, которые составляют конкуренцию более слабым видам. 5. Выживание и преимущественное размножение приспособленных особей Дарвин определил, как естественный отбор. 6. Естественный отбор идентичных изолированных разновидностей в различных условиях существования со временем ведет к дивергенции (расхождению) признаков этих разновидностей и, в итоге, к видообразованию.» На этих постулатах, бесспорных с точки зрения логики и подтверждённых огромным количеством фактов, была создана современная теория эволюции. Главная заслуга Дарвина в том, что он объяснил, как проходила эволюция живых существ, а так же определил её главные движущие силы- естественный отбор и наследственную изменчивость. На данный момент есть масса доказательств данной теории, ученные определили несколько сходств человека с обезьяной: • Крупный размер тела, отсутствие хвоста • Сходные формы ушной раковины, жевательных поверхностей коренных зубов • 4 группы крови, 5 долей в легких, 7-8 сосочков в почке, червеобразный отросток • Сходные заболевания (СПИД, сифилис, проказа) • Сходная мимика, сложное поведение • 46 хромосом у человека, 48 у понгид • 91% генов одинаковы у человека и шимпанзе. Конечно утверждать о правдивости и реальности данных теорий невозможно, хотя и проводились и проводятся современной наукой различные исследования. Но найти фундаментальные, достоверные факты не удаётся и по сей день. Возможно в конечном счёте какая-нибудь теория всё-таки найдёт своё стопроцентное подтверждение. В Философии человек представлен как существо биосоциальное, он неотделим от природы, но при этом тесно связан с обществом. Социальное и биологическое в человеке слиты воедино, и только в таком единстве он может существовать. Как мы знаем, человек ― это высшая ступень развития живых организмов на Земле. Биологически человек принадлежит к млекопитающим гоминидам, человекообразным существам жившим в эпоху неогена (Геологический период длившийся 20 миллионов лет), как было ранее упомянуто в эволюционной теории, на сегодняшний день общепринятой теорией происхождения человека. Биологическое и социальное в человеке. Биологическое и социальное в человеке. Человек, как высшее млекопитающее, образует особый вид Homo sapiens. Физиология и анатомия человека является составляющей его биологической природы: он обладает мышечной, кровеносной, нервной, а так же другими системами, которые функционируют определённым образом. Биологические свойства чётко запрограммированы в человеке, что дает возможность приспосабливаться и выживать в различных условиях окружающей среды, так же данные свойства во многом определяют стиль его жизни и направление развития человеческого общества. Так же человек является социальным существом и неразрывно связан с обществом. В начале своей жизни человек является индивидом, но в дальнейшем, находясь в общественной среде, он проходит все этапы социализации и приобретает важные социальные навыки и признаки, которые делают его личностью. Отражение социальной сущности человека наблюдается через такие свойства, как свобода и ответственность, способность и готовность к общественно полезному труду, способность выполнять социальные роли и функции. Формированию человека способствуют биологические и социальные факторы. Биологические Социальные Половозрастные особенности Сознание и самосознание Физическое строение, конституция тела Мышление Свойства нервной системы Воля Темперамент Речь Задатки Наличие культуры Даже после того как человек становиться социальным существом его биологические свойства не исчезают, они становиться определённой базой для дальнейшего формирования образа жизни человека, без них жизнь человека как социального существа невозможна. Нельзя не отметить, что человек как социальное существо способен вступать в конфликт с биологической природой, сдерживать свои различные инстинкты и даже избавляться от наиболее важных из них, но полностью подавить биологические данности он не может. Безусловно, человек это, наверно, самая большая загадка в мире, потому что в своё время еще великий Кант сформулировав для себя четыре знаменитых вопроса: Что я действительно могу знать? Что я должен делать? На что я могу надеяться? Так и не смог найти точного и однозначного ответа на последний «Что есть такое человек?». Кант признавался, что проработав больше двадцати лет в должности приват-доцента в Кёнигсбергском Университете, и преподавая в том числе философскую антропологию, он не знает, что есть такое человек. Люди это удивительные существа, скажет Кант, принадлежащие одновременно к двум мирам: миру ноуменальному, то есть миру умопостигаемого, и миру феноменальному.