Древнегреческая философия является родоначальницей всей европейской философии. В отличие от восточной философии, древнегреческая не опиралась на идею деспотического правления, не поддерживала культ предков, и на их обычаи и потому способствовала развитию свободомыслия. Философию Древней Греции отличали: особые виды политического устройства – полис - это переход от родоплеменного строя к такому, где царила демократия; увеличивались контакты с другими народами и цивилизациями, из-за чего их опыт перенимался и трансформировался; развивались научные знания, торговля и ремесло; умственный труд превратился в особый вид деятельности. Это способствовало формированию свободный личности, у которой было собственное мнение, тяга к знаниям, способность делать выводы и размышлять, острота ума. Принцип состязательности поддерживал стремление к философствованию. Но состязательность выражалось не только в спортивных соревнованиях, но и в интеллектуальных. С началом развития древнегреческой философии заметна связь с мифологией, потому что они задавали одни и те же вопросы. Каким образом существует мир, как он появился, и кто управляет природой. Но у мифологии и философии есть главное отличие: философия пытается объяснить, почему рациональное мышление пытается постичь окружающий мир через разум. Поэтому в процессе развития философии и задаются новые вопросы. Почему происходит именно так? Что такое истина? Что является причиной какого-то явления? Для ответов на поставленные вопросы требовался критический склад ума, а мыслитель, который опирался на эту форму познания, абсолютно всё должен был подвергать сомнению. Но стоит отметить то, что при этом сохраняется, до самого последнего развития древнегреческой мысли, почитание богов, и тогда христианская религия активно начинает вытеснять пантеизм. Некоторые исследователи полагают, что у греческой философии в своём развитии существует сколько этапов: 1. Досократовский, который продолжался до V в. до н.э. Самыми известными школами того времени были милетская и элейская. 2. Классический длился одно столетие до IV в. до н.э., этот период считается периодом расцвета древнегреческой мысли, потому что именно тогда жили Платон, Сократ, Аристотель. 3. Эллинистический, закончился в 529 году, потому что император Юстиниан закрыл последнюю греческую философскую школу -Платоновскую Академию. Досократовский период в философии в Древней Греции. Милетская школа. Одна из первых появившихся школ в Древней Греции, в городе Милете. Ее последователи искали естественные первоначала мира (архэ), и отрицали мифы о создании мира богами. Фалес считал вода является первоначалом всей жизни, как амфотерные, текущее состояние материи. А Анаксимен предполагал: все вещи разрушаются и возникают в процессе разрушения или сгущения воздуха, наподобие воды, как она превращается в пар и в лёд. Анаксимандр считал, что первоначалом мира является что-то неопределённое и бесконечное (апейрон). Позднее Эмпедокл утверждал, что первоначалом мира были огонь, вода, земля, воздух. Любовь соединяет все эти элементы, а вражда их разрушает. В глазах античного человека мир представлял собой космос, систему, которая гармонична, прекрасна в своём совершенстве (космэ - красота). В ней никакие вещи не исчезают бесследно, а просто разрушаются. В мире всё упорядочено, всё подчиняется законам. Космоцентризм является чертой античного мировоззрения. Одной из заслуг первых философов материалистов, стала разработка раскрывающих сущность движения, развития и борьбы противоположностей, то есть диалектических идей. Гераклит. Главной заслугой Гераклита является то, что он считал, что через противоположности происходит всеобщее развитие. Также он развивал диалектические взгляды первых философов Древней Греции. Гераклит утверждал, в одну реку нельзя войти дважды, потому что всё течет, всё изменяется. Пытался показать, что всё движется на примере течения реки. Он был уверен, что даже покоящиеся тела испытывают постоянные внутренние изменения, движение - это изменение, возникновения нового, перемещение. Материя не может существовать без движения. Среди всех процессов, предметов, явлений сосуществуют противоположные начала. Движущей силой и источником развития является их борьба: «Враждующее соединяется, из расходящегося – прекраснейшая гармония, и всё происходит через борьбу». Гераклит пришёл к такому выводу: природа содержит в самой себе причину своих изменений, а значит движение природы - это само движение, природе не нужно какое-либо сверхъестественное первоначало. «Этот космос тот же самый для всех, его не создал никто из богов, и никто из людей, но он всегда был, есть и будет вечно живым огнём, закономерно разгорающимся и потухающим». Первоначалом мира для Гераклита был огонь - это символический образ циклически развивающегося мира. Гераклит был уверен, что мир - это порядок где всё происходит по единому закону, а не хаос, где может произойти что угодно. Такой закон он назвал Логосом. Весь мир подчиняется Лагосу, как общество подчиняется своду законов. Элейская школа. Парменид, основатель элейской школы, имел идеи, противоположные идеям Гераклита. Центральным понятием этой школы было бытие, которое означает всё реально существующие, а небытия не существует. Бытие вечно, неделимо, бесконечно, неподвижно. Парменид считал, что истину можно открыть только силой разума, органы чувств обманывают человека, чувства подсказывают человеку что существует движение, разум - это опровергает. В подтверждение этих идей последователь Парменида - Зенон создал логические противоречия «Летящая стрела», «Ахилл и черепаха», «Дихотомия». Демокрит. Учение Демокрита об атомах стала продолжением элейской философии. Демокрит утверждал: мир - это бесконечное множество мельчайших частиц –атомов, в нём не существует ничего кроме атомов и пустоты, частицы неделимы и не уничтожимы, поэтому ничего не может возникнуть из ничего и также не может исчезнуть бесследно. Атомы постоянны, непроницаемы, различаются лишь формой и размерами, они двигаются в пустоте, соединяются и образуют разнокачественные вещества, двигаются по строго определенным траекториям, неслучайно, а значит и в мире нет, вообще нет случайных событий. Демокрит считал случайности это, то причину чего люди не могут объяснить. Демокрит говорил о том, что существует немалое количество миров, о том, что Вселенная бесконечна, в которой миры рождаются и угасают. Также он одним из первых поставил вопрос об отношении чувства и разума в познании. Он считал, что чувство дает нам неполное, тёмное, недостоверное знание, только с помощью разума человек может понять сущность изучаемых явлений. Демокрит использовал атомы для объяснения природы человека, душа - это атомы, который человек вдыхает вместе с воздухом и которые рассеиваются после его смерти. Демокрит высмеивал учение о загробной жизни, он считал, что вера людей в богов возникла из-за страха перед неизвестными силами природы. Пифагорейцы. Пифагор и его ученики стали первыми представителями идеалистической философии Древней Греции. Он утверждал, что числа управляют миром, это сущность вещей. Пифагор считал числа самостоятельными сущностями, он наделил их мистическими свойствами. Софисты. Древнегреческих философов, учивших искусству спора, называли софистами. По их мнению, истина субъективна и относительна (релятивизм), объективной истины не существует «Человек есть мера всех вещей» (Протагор). Они доказывали относительность добра и зла: «Болезнь – зло для больного, но благо для врача. Смерть – зло для умершего, но благо для могильщиков». Классическая философия Древней Греции Классический период древнегреческой философии рисуется такими достижениями древнегреческих философов как Платон, Аристотель. В данный период времени происходит переориентация философского познания и поиск первоначала её проблем. Классическую философию часто называют афинской школой, представителями которой являются такие гиганты Греческой философской мысли, как Сократ, Платон, Аристотель. Сократ. В центре философии Сократа были в вопросы этики. Этика рассматривалась как учение о том, как нужно жить. Учение Сократа не записывалось, он излагал всё устно, обучение шло в виде беседы. Им создана концепция диалектики - искусства исследования понятий с целью постижение истины. Сократ называл свой метод майевтикой, то есть повивальное искусство, помогающее рождаться истине. Главным методом майевтики было то, что с помощью наводящих вопросов говорящий начал противоречить своим высказываниям, которые были до, после чего начинался совместный поиска истины. В этом главное убеждение Сократа, что истины нет в готовом виде, она рождается в процессе диалога или спора совместными усилиями искателей. Похоже, что Сократ стоит на принципах рационализма, потому что он рассматривает разум как основу правильного поведения человека и хороших его поступков. Человека делает нравственным именно знание о добре, а отсутствие такого знания делает человека расположенным ко злу. Консервативные круги афинского полиса обвинили Сократа в совращении молодёжи, воспитании в ней неуважение к богам, поклонение какому-то идеалу, понимающегося Сократом как внутренний голос. Его приговорили к смертной казни через принятие яда цикуты. Сократ не совершил побега. так как это противоречите его принципом. Платон Платон считается родоначальником идеализма. Своей концепции он создаёт два мира: «мир идей» и «мир вещей». Мир вещей - это материальный и чувственный мир, существующий неистинным образом, а мир идей - мир чистых сущностей, это подлинный мир, увидеть его может только кормчий души или ум. Мир идей Платона помещается в занебесную область, это идеальный мир, мир сущностей, благо, а материальный мир - это мир явлений, а это зло. Мир идей - мир подлинного бытия неизменного, вечного. По сути своей Платон является философом - трансцендентализм, то есть, он чувственно на реагирует на мир и способен выходить в духовное измерение. Концепция государственного устройства, созданная Платоном, является утопичной, а его критика, в социальной и политической мысли, сохраняет свое значение и сейчас. У Платона выделяется 4 типа несправедливого государственного устройства: тимократия (власть военных), олигархи (власть богатых), демократия (власть толпы), тирания. Самыми неприемлемыми формами государственного устройства признаётся им демократия и тирания. Платон считал, что демагоги, крикуны, пользуясь обещаниям и умением убеждать ведут за собой массы и приходит к власти, чрезмерная демократия самоотрицается и приводит к тирании. Аристотель Ученик Платона Аристотель критикует платоновскую теорию идей, он говорит о том, что Платон приписывай самостоятельное существование тому, что по своей сути самостоятельно существовать не может. Аристотель является новатором в научном мире в том, что первым стал отличать философское знание от конкретного, научного. Он первый выделил философию как науку, которую назвал метафизикой. Есть познание не природы, а что-то существующего сверх неё, то есть сверхчувственные вечные сущности, постижимые умозрением. Второй его философией была физика или учение о природе. Теория метафизики Аристотеля - учение об абсолютном уме как наивысшей ступени бытия. Абсолютный Ум есть Бог, это безличный Божественный Ум, пребывающий в постоянной деятельности, рассматриваемый Аристотелем как деятельное мышление. Мысль Бога - это мышление ради мышления. Божественный Ум - это всеобщая цель и высшее благо, имеющее всеобщее развитие. Божественный Ум обеспечивает целесообразность мирового развития направляя его к единой цели - к себе, как к наивысшему благу. Учению Аристотеля присущие телеологичность и целесообразность развития всего сущего. У Аристотеля нет модели идеального государства он считает, что все формы государственного управления хороши, но только лишь в том случае, если они направлены на достижение всеобщего блага. Эллинизм. Чаще всего эллинизма делят на два вида: ранний и поздний. Этот этап считается наиболее длительным периодом истории древнегреческой философии, охвативший даже начало Римского этапа. На первом месте в данный период находится поиск человеком утешения и примирения с новой реальностью, главными становятся этические проблемы. Школы этого направления: Эпикуреизм. Главной целью всей жизни эпикуреиста было удовольствие. Но удовольствие не в чувственном наслаждении, а в чём-то, возвышенном и духовным, присущем лишь мудрецам, способным преодолеть боязнь кончины. Скептицизм. Представители этого направления проявляли недоверие ко всем «истинам» и теориям, они считали, что их нужно проверять как научным, так и эмпирическим путем. Неоплатонизм. Это в каком-то смысле смесь учения Платона и Аристотеля, с добавлением восточных традиций. Последователи этой школы стремились достичь единения с Богом путем создания ими практик и методик.