В наши дни всё большее значение придаётся такому процессу как глобализация, ведь чем больше государств идёт по единому пути развития, тем стабильнее положение в мире. При этом не все государства готовы встать на этот путь, так как не хотят терять своих особенностей в развитии, они стараются изолироваться от экспансии других государств, отказываются от стандартизации и унификации. Так и начинается противостояние рас, этносов в самом глобальном смысле – цивилизаций. По большому счёту происходит разделение на «своих» и «чужих», «нашу цивилизацию» и «варваров». Как бы абсурдно не звучало такое разделение в нашу эпоху толерантности, оно имеет место быть. Эта проблема весьма актуальна не только для сфер жизни общества, но и для менталитета каждой отдельной личности. Разумеется, самым главным вопросом является то, чем чревато разделение людей на части для общества в целом? На основе этого вполне логичен вопрос, почему и на основе чего каждый из нас разделяет мировое общество на части? На первый вопрос ответ довольно очевиден: каждый из нас нуждается в самоидентификации, ведь, если человек не знает кто он, то он не будет знать ни своих прав, ни обязанностей, т.е. не сможет использовать их для преследования своих интересов, а значит будет изгоем общества. При этом мы узнаём, кем являемся, только после того, как нам становится понятно, кем мы не являемся, из этого следует, что пока не существует единого мирового государства, единой цивилизации, жизнь без дифференциации мирового социума на какие-либо группы невозможна. Ответ на второй вопрос не столь прозрачен, т.к. основа для разделения людей на какие бы то ни было категории может быть разной. Конечно, в основном каждый из нас привык делить людей по расовым, этническим или более широким – цивилизационным признакам. В связи с этим сферу политики можно разделить на три вида: расовую, этническую (национальную) и глобальную. Соответственно расовая политика – это деятельность государства, направленная на дискриминацию как отрицательную, так и положительную, отдельных групп людей, исходя из их расовой принадлежности; этническая политика – одно из направлений политики государства, касающееся его взаимоотношений с этническими группами по всему миру, которое также регулирует отношения между этническими общностями, населяющими страну; и глобальная политика – политика цивилизационной принадлежности. Каждый из трёх видов политики направлен на борьбу за господство на определённой территории или во всём мире. Итак, начнём с рассмотрения разделения на «своих» и «чужих». Во-первых, такое разделение характерно для расовой политики, связанной с дискриминацией рас по физиологическим признакам, таким как цвет кожи, разрез глаз, размер головного мозга и др. Такой вид противостояния существовал всегда. Ярким примером расизма в прошлом является дискриминация темнокожих рабов в США (их заставляли делать непосильную работу, насиловали, убивали за малейшие провинности). В наши дни расист – это представитель «ультраправой» радикальной организации. Такие люди имеются во всех государствах, их цель – очистить «свою территорию» от представителей других биологических рас. Яркими примерами этого могут служить скинхеды в России, радикальные европейские футбольные фанаты (ультрас) и т. д. Но такие течения общественной жизни сейчас не популярны, по крайним мерам в развитых странах мира, т.к. законодательствами многих государств закреплён пункт, запрещающий разжигание расовой борьбы (Пример: в соответствии со ст.13 Конституции РФ в России запрещается разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни). При этом, как бы мир не боролся с открытыми проявлениями расизма, его закрытая часть остаётся жива. Так, по итогам одного из опросов в популярной социальной сети ВКонтакте выяснилось, что 11, 57 % людей на вопрос «Против ли вы расизма?» ответили отрицательно, то есть они не видят в ненависти к людям другой расы ничего предосудительного и в какой-то степени согласны с тем, что одна раса должна бороться с другими. Данная позиция людей при определённых обстоятельствах может спровоцировать волну расовой ненависти, и как следствие начало борьбы рас. Примером этому может служить ряд скандалов во Франции. Пример одного из них (статья РИА Новости с заголовком «\"Белым вход воспрещен\". Во Франции набирает ход расизм наоборот»): Во-вторых, разделение мира на «своих» и «чужих» характерно для этнической (национальной) политики, связанной с ущемлением прав людей другой этнической принадлежности по таким признакам как язык, религия, традиции и др. Самым ярким и незабываемым примером нацизма в истории можно считать Вторую мировую войну, когда велось преследование и массовое уничтожение нацистами представителей различных этнических и социальных групп (советских военнопленных, поляков, евреев, цыган, масонов, безнадёжно больных и инвалидов и др.). Современные проявления национализма встречаются и чаще всего исходят из СМИ и государственных органов (например, всем известный плакат партии ЛДПР: «мы за русских», который возвышает русскую нацию над другими народами, проживающими на территории РФ): Разумеется, данные проявления лишь усиливают ксенофобию и тем самым лишь разжигают национальную борьбу, с которой, казалось бы, должны всеми силами бороться. После всех ужасающих нацистских, расистских, фашистских и др. проявлений и их последствий во второй половине XX века мир, казалось бы, осознал насколько разрушителен расизм и национализм, борьба с ним ведётся на постоянной основе и по сей день не только на законодательном уровне разных государств, но и на более масштабном – международном уровне. Например, борьба с расовой дискриминацией является одной из задач Международного дня, посвящённого терпимости, который был установлен ЮНЕСКО в 1995 г. Так почему же эта борьба не прекращается? Делая логичный вывод, можно утверждать, что такие явления как расизм и этническая дискриминация живы, пусть и в некоторой завуалированной форме. Возникает вопрос, почему? Я считаю, что дискриминация людей по расовым или национальным признакам происходит из-за столь популярного в мире людей стереотипного мышления, которое переходит от одного поколения к другому. Его основа такова: «моя нация лучше других». Расизм и национализм в менталитете каждого человека воспитывается с самого детства. Это происходит под воздействием на нас слов людей, в обществе которых мы проходим этап первичной социализации, а затей живём, информации, идущей из СМИ, пропаганды государства и т.п. До сих пор, мы считаем всех кавказцев дикими людьми, всех ирландцев – пьяницами и т.п. При этом с помощью самых простых наблюдений можно опровергнуть все эти стереотипы. Но мы не хотим корректировать наши представления о мире, не хотим признавать тот факт, что все расы и этносы равны, т.к. это ведёт к уравнению прав и обязанностей, что зачастую не выгодно для всех сфер жизни государств. И всё же, сравнивая современную реальность с другими историческими периодами, мы видим, что расовая и этническая (национальная) борьба под воздействием мер, принимаемых международными организациями и каждым отдельным государством приглушились. Однако, жизнь не упростилась, появился новый вид противостояния. Только это уже не война внутри человеческого общества, это война обществ, столкновение цивилизаций. Прежде чем разобраться в сути данного явления, нужно понять современный смысл самого термина. Итак, цивилизация – это самый широкий уровень общности, качественная специфика (своеобразие материальной, духовной и социальной жизни) той или иной группы государств. Ведущей мировой цивилизацией, по признанию многих учёных является Западная цивилизация (страны Западной Европы, США, Канада, Австралия и др.). Именно она призывает мир принять её путь развития, фактически Западная цивилизация стремится подчинить себе мир. Однако, на фоне возрождения религий и традиций в государствах мира это стало весьма сложной задачей. По моему мнению, разделение людей на «нашу цивилизацию» и «варваров» наиболее актуально в условиях глобализации, чем другие виды разделений, т.к. на данный момент ни одна цивилизация не готова жертвовать своим путём развития и культурой (особенно религией). Проще назвать другие цивилизации «варварскими», чем пойти на компромиссы, которые неизбежно заставят перекраивать жизнь внутри цивилизаций, что весьма проблематично, потому что люди не готовы к таким глобальным переменам. На данном этапе человеческого развития общество может только формировать цивилизации среди родственных государств, но не может идти на компромиссы с другими цивилизациями из-за сильных противоречий. Чем шире процесс глобализации, тем чётче видны границы цивилизаций. Это ведёт к ожесточённой борьбе за мировое господство. Западная цивилизация пытается поглотить другие цивилизации, которые в свою очередь имеют лишь четыре варианта действий в данном случае: • Первый – полная изоляция государства (Северная Корея, Бирма), которая может привести к огромным потерям, но при этом гарантирует сохранность системы традиций во всех сферах жизни внутри изолированного социума. • Второй путь – попробовать примкнуть к Западу или, как говорится на языке международных отношений «вскочить на подножку поезда», (Украина). • Третья возможность – создание весомого противовеса Западной цивилизации, борьба за свою культуру (Как известно, 17 февраля 1989 г. 5 стран Магриба объединились в САМ, главная цель которого – противостоять ведущим капиталистическим странам, защитить свои национальные интересы). • Четвёртый вариант – это в условиях образовавшихся блоков противостояния создать свой блок, занимающий нейтральное положение (Пример: Евразийский союз: «Мы предлагаем модель мощного наднационального объединения, способного стать одним из полюсов современного мира и при этом играть роль эффективной «связки» между Европой и динамичным Азиатско-Тихоокеанским регионом» (с. В.В. Путин)). Естественно возникновение вопроса: как отличить государство, с которым можно сотрудничать от государства, с которым сотрудничество невозможно или неэффективно. По большому счёту, можно выделить всего три простых положения: • Государства, разделённые идеологией, но ощущающие культурное родство – объединяются (две Германии) • Общества, объединённые идеологией, но в силу исторических обстоятельств разделённые культурно – распадаются (Югославия, СССР, Украина) • Страны схожие в культурном плане – сотрудничают (Европейский союз, Евразийский экономический союз) Итак, мы видим, что деление на этносы устарело, сейчас принято делить в более крупных масштабах – цивилизационных. Конечно, на первый взгляд, в сотрудничестве отдельных групп стран по всему миру нет ничего предосудительного, плохого, но не стоит забывать, что по большому счёту страны объединяются не просто для развития сфер жизни людей, а именно для борьбы с другими группами стран, которые в силу соей истории имеют другую культуру, экономику и т.д. Разные по цивилизационной принадлежности группы стран не могут объединиться, следовательно, когда процесс формирования цивилизаций завершится полностью и границы цивилизаций будут четко видны, у каждой из них будет три варианта действий: • Изоляция • Присоединение путём уступок к другой цивилизации • Вооружённое столкновение (самый радикальный вариант) Таким образом, на основе вышеперечисленных фактов можно сделать следующие вывод: разделение людей на «своих» и «чужих», «нашу цивилизацию» и «варваров» необычайно актуально на сегодняшний день. Это можно проследить по событиям, происходящим в мире: Вооружённый конфликт в Южной Осетии, вооружённому конфликту на востоке Украины, Иракская война и т.д.). В мире разворачивается самая настоящая Вторая холодная война (Новая холодная война или Холодная война 2.0) – термин, появившийся после политического кризиса на Украине 2013—2014 гг. Используется для обозначения нового состояния политической и военной напряжённости между противостоящими геополитическими силами, где один блок, как обычно считается, возглавляет Россия и Китай, а второй — США, ЕС и НАТО. В данном противостоянии можно провести параллель с событиями первой Холодной войны — противостояния между Западным блоком, возглавляемым США, и Восточным блоком во главе с Советским Союзом. Что же ждёт мир в будущем? На этот вопрос дать ответ достаточно сложно, но уже сейчас можно говорить об разворачивании полномасштабной борьбы между различными цивилизациями. Можно лишь предполагать какое влияние это окажет на мир и всё общество в целом.