Есть темы, заглавие коих говорит об их нескончаемой, вечной проблемности. Без сомнения, к этим темам возможно отнести и размышления о русской душе. \"Таинственная русская душа\". Это словосочетание время от времени можно услышать в различных уголках мира. Почему именно про русскую душу так говорят? Чем русская душа выделяется среди других? Как раз на эти вопросы все мудрецы и философы пробовали, пробуют и будут пробовать находить ответы. В различные эпохи определению «русская душа» присваивали разные смыслы, по-разному трактовали. Даже само существование всевозможных, нередко несопоставимых трактовок, мнений о природе русского народа считается лишь свидетельством трудности и противоречивости самой русской души. Впрочем, невозможно опровергать и тот факт, собственно, что душа всякого народа сложна и противоречива. Любой человек рано или же поздно начинает думать о том, почему он существует в мире? С какой целью он живет? Ответы на эти вопросы находятся в зависимости от истории и жизни народа. И все же интересно; так ли значительно отличаются души различных наций друг от друга? Да, отличаются. К примеру, германская душа прагматична, аккуратная, она предпочитает во всем порядок. Не обращая внимания на то, что, к примеру, поляки и русские — это народы славянской ветки, нрав народа и его душа у них безусловно различные. Польская душа более аристократична, утончена и изящна, в ней развито чувство чести. Русская же душа простроена по принципу амбивалентности (двойственности) — люблю и ненавижу, вознесу до небес или сожгу дотла. Ю. Нагибин писал: «В русских удивляет сплав расслабленной доброты с крайней жестокостью, причем переход от одного к другому молниеносен». В основе исторического существования всякого народа всегда лежит вера. Вера в цель, в особенную судьбу, в некие высшие ценности и смыслы. Вследствие этого становление народной души — это процесс обретения веры. В этом и состоит причина сложности русской души-постоянное влечение нашего народа осмыслить собственный исторический путь, взять в толк значение своего исторического существования и свое общечеловеческое назначение, обрести свою веру. Н.А. Бердяев писал: «Русская национальная мысль чувствует потребность и долг разгадать загадку России, понять идею России, определить её задачу и место в мире». Русская культура — это фундаментальная культура, в которой национальная идея, как, наверное, ни у кого, проявлена в философии. Русская философия, как философия жизни, содержит неоценимый материал для основательного осознания нашей истории, того, как российский люд, выходя из глубин веков и одолевая бесконечные трудности, играл постановляющую, самую важную роль в мировой истории и культуре. Особенности русской философии Русская философская идея самобытна и многообразна. Безусловно, философия неразрывно связана с реальной жизнью человека. В то же время следует подчеркнуть, что философские проблемы базируются на глубочайшем сочетании собственного интереса и интереса мира, общества, о чем говорит и парадокс целостности и всеединства, и русский космизм, и тема России и Запада, и тема Родины. Основной темой русской философии была тема России, ее исторической участи. С данной темы начиналось развитие русской философской думы, и она оставалась и остается актуальной на всем протяжении ее становления, формирования. Трудности современного быта, стремление одолеть отсталость России, борьба за разрушение крепостничества и самодержавия занимали центральное пространство в русской философии. На протяжении всей истории России изменялись господствующие идейные течения и духовные установки, но поиск истины и смысла жизни по-прежнему оставалась основополагающими. Из вышесказанного можно сделать вывод, что, рассматривая особенности русской философии, невозможно не отметить значимость осмысления минувшего, которое занимало весомое место в трудах мыслителей. Философы детально рассматривали события прошлого, и это помогало им лучше осмыслить настоящее, и, быть может, даже предвидеть будущее. Одной из ключевых тем в русской философии считается тема человека, осмысления его участи и смысла жизни.Нередко именно проблема человека выступает у мыслителей России как исходное основание для философствования. К примеру, Н. А. Бердяев писал: «В центре моего философского творчества находится проблема человека. Поэтому вся моя философия в высшей степени антропологична». Если на Западе человек есть индивидуальность, особенность, личность, то в русской философии человек есть универсум, тотальность, что тождественно термину «вселенная». Невозможно представить какое-либо значительно исследование русской души, в котором не было бы указания на ее православные корни. За пределами данной темы русская душа как бы утрачивает собственную специфику и уникальность, не является таинственной и загадочной по отношению к другим европейским народам. В случае с Англией, о стране говорят «Старая добрая Англия», подразумевая сбережение и соблюдение традиций, о Франции – „Прекрасная Франция!“, имея в виду ту красоту страны, которою она всякий раз славилась во всех проявлениях, то о России говорят: „Святая Русь“, предполагая то, что Россия – государство, исторически направленное на духовную жизнь, государство, придерживающееся традиционного уклада, государство, основанное на базе православных ценностей. Наконец, тема русской души-тема русской религиозной философии. Русская душа — это реальность особого рода, которая выделяется универсальной причинностью, оказывающей определяющее влияние на действия и помыслы русского человека. Она позволяет изъяснить прошлое, воспринимать реальное и предугадать будущее русской нации. Русская душа — это что-то большее, чем элементарные размышления о русском человеке и русском народе. Истоки и этапы исследования «русской души» Русская идея — это вопрос о существовании России во всемирной истории; это база духовного самосознания и менталитета русского народа. Тема русской души занимает особенное место в истории русской философии в одном ряду с русской идеей. Обратимся к дореволюционному этапу в исследованиях русской души. С одной стороны, у русского народа довольно высокое религиозное самомнение, которое проявлялось в понятии \"Москва - Третий Рим. Не случайно русский люд гордится тем, что он православный, то есть хранитель истинного христианства. Но с иной стороны, русский народ позднее иных народов вступил на путь культурного становления и не является образцом для других народов. В сознании русского народа появились две объективные действительности, порождающие вечный поиск истины: действительность православной веры и действительность отставания от иных народов. Это противоречие создавало значительно напряжение для мыслящего русского народа. Не случайно в России образовались две идейные философские \"партии\" - славянофилы и западники. Это была попытка разрешить основательное противоречие между вышеупомянутыми проявлениями русской жизни. Стоит обозначить, что славянофилы одними из первых в истории России попробовали продемонстрировать оригинальность и отличительные особенности русской души, по сравнению с иными христианскими народами. Они первыми задали вектор изучения русской души, обозначив ее как особенную христианскую душу- православную. Особенно темой русской души в дореволюционный этап становления русской философии занимался Аполлон Григорьев. Он пробовал раскрыть тайну русской души, применяя реальную историю страны. Он пришел к выводу, что характерными чертами русской души считается ее бунтарство, феноменальное сочетание противоположных характеристик. Григорьев выделял коренные черты русской натуры, к коим относил «незлобливость», отходчивость сердца, готовность к примирению, веру в Божественный промысел. В то же время влечение к великим эталонам, некая тревога и неудовлетворенность реальной жизнью остаются. Особое место среди русских писателей, которые более кропотливо и поочередно раскрывали содержание русской идеи, занимает Ф.М. Достоевский. Ф.М. Достоевский связывал назначение русского люда с его исторической миссией. Особую миссию спасения человечества Достоевский возлагал на русский народ, религиозное мировосприятие мира. Размышляя над задачами человеческого бытия, жизни и погибели, переживая личный житейский опыт, мужественно перенося потери близких, Достоевский неизбежно обращался к христианству, все более подчиняя свое мировоззрение христианским догмам. Воспитанный в духе христианского отношения к миру, Достоевский все настоятельнее чувствовал надобность полного принятия христианства, превращения его в универсальное средство восприятия мира. Достоевский был до глубины русский человек и русский писатель. Его невозможно представить вне России. По нему можно разгадывать русскую душу. И сам он был загадкой русской природы. Он совмещал в себе всю противоречивость данной природы. По Достоевскому люд Запада узнает Россию. Но Достоевский не только отражал строй русской души и познавал его, он был также сознательным глашатаем русской идеи и русского национального сознания. Итак, из вышесказанного можно сделать вывод, что основным положением в национальной идее Достоевского является роль православия в нашей истории, в становлении нашего нрава и менталитета. Православие для русского человека — это не просто вера, религия, это ещё и состояние его души. Следующий этап в изучении русской души- наиболее продуктивный с точки зрения определенного раскрытия своеобразия ее функций- послереволюционный. Русская душа стала одной из ключевых движущих сил российской революции 1917 года. После революции, стало невозможно говорить о русской душе за пределами этого исторического события. Философы сего времени сконцентрировались на русском человеке, русском народе, который не только изменил старый порядок в России, но и частично изменил душу. Лейтмотивом практически всех размышлений о русской душе было то, что русская душа, национальное сознание находятся в болезненном состоянии. Мощный русский дух был подломлен расколом меж верой и жизнью. Впрочем, нельзя считать, что в итоге произошедших событий русский народ невозвратимо утратил свои первоначальные духовные свойства. Он не стал бедным духом, а лишь утратил на время способность применять все свое достояние. Н.А. Бердяев о русской душе Продолжая беседу о философии русской души в послереволюционной России невозможно не остановиться подробно на творчестве величайшего русского философа сего времени- Н.А. Бердяеве. Гениальный русский философ Николай Александрович Бердяев отмечал противоречивость русской души как ведущую черту русского нрава. Именно этот признак, по его мнению, обусловливает сложность осознания индивидуальностей русской души и как раз в осознании данной противоречивости находится объяснение загадки русской души. Бердяев с полной уверенностью отмечал: «Подойти к разгадке тайны, скрытой в душе России, можно, сразу же признав жуткую противоречивость России». Н. Бердяев так определял русскую душу: «В ней есть много простоты, прямоты и безхитренности, ей чужда всякая аффектация, всякий взвинченный пафос, всякий аристократический гонор, всякий жест. Это душа — легко опускающаяся и грешная, кающаяся и до болезненности сознающая свое ничтожество перед лицом Божьим… В русском человеке так мало подтянутости, организованности души, закала личности, в складе души его нет ничего готического. Ждет русский человек, что сам Бог организует его душу и устроит его жизнь». Это было написано практически сто лет назад, и с этим трудно не согласиться. Для Н. Бердяева важны факторы воздействия на русскую душу, которые имеют главный смысл и вследствие чего не последнюю роль играет географическая среда, которую он именовал географией души. Речь идет о том, что нельзя говорить о душе народа, не беря во внимание того, что называется родными широтами. Земля и люд едины в своей символической связи. Природа русского народа сродни природе находящихся вокруг нее равнин. Бердяев говорит про людей Запада, что «их притягивает загадка русского Востока». Россия есть величавая равнина с неиссякаемыми далями. На лице русской земли нет резко очерченных форм, нет пределов. Нет в строении русской земли разнообразной сложности гор и долин, нет границ, сообщающих форму каждой части. Русская стихия разлита по равнине, она всякий раз уходит в бесконечность. И в географии русской земли есть соотношение с географией русской души. «Строение земли, география народа всегда бывает лишь символическим выражением строения души народа, лишь географией души. Все внешнее всегда есть лишь выражение внутреннего, лишь символ духа». И бесконечность русской земли, безграничность ее далей есть лишь выражение бесконечности русской души, ее безграничных далей. Все это лишь знаки природы русского человека. Не случайно народ проживает в той или же иной природе, на той или иной земле. Здесь есть внутренняя связь. Сама природа, сама земля определяется ведущей направленностью этнической души. Еще для Бердяева важен тот факт, что русский народ, будучи менее социализированным, чем народы Запада, очевидно более открыт для общения, чем они сами. Бердяев не пытается создать новый набор характеристик русской души- он использует исторически образовавшиеся свойства русского народа, выделяя конкретные классические качества русской души. Особенностью русской души Бердяева является ее противоречивость, которая определяется противостоянием восточного и западного начал. Особенности «загадочной русской души» и русского характера Известно три точки зрения, по коим обрисовывают нрав русского человека: позитивно, негативно, с недоумением или же удивлением. Положительными сторонами русского характера считаются духовность и душевность. Духовность –высочайшее ощущение веры в эталон, который правит миром. В этом и состоит русская вера. В русском нраве целеустремленность духовности смягчается душевностью, широтой души. Н.О. Лосский писал: «Первичное свойство русского человека – доброта; особенно славятся жалостью сердца русские женщины. В этом и есть смысл русской душевности». Душевность есть сердечность. Душевность понимается как широта и открытость души, терпимость, упорство и терпеливость, способность к жертвенности во имя идеала. «Русский человек душевен, – писал Н.А. Бердяев, – но задача состоит в том, чтобы стать духовным». Так как душевность – это воплощение духовности, но все же еще не духовность, «всегда остается соблазн и опасность психологизма, соблазн принять и выдать душевное за духовное». Естественно, душа не может быть широкой в буквальном значении сего слова, и под данным выражением имеется в виду, что русский люд обладает следующими чертами характера: добродушие, милосердие, гостеприимство, радушие, открытость. Душа русского человека не закрыта для мира. Влечение взять в толк и принять другого, откликнуться на чужую боль и неудачу, терпимость и терпеливость — вот в чем и проявляется эта сердечность. Духовность в единстве с душевностью образуют единую основу русского нрава. Встречается довольно много прельщающих характеристик русского народа как со стороны иностранцев, так и со стороны соотечественников. Маркиз А. де Кюстин, французский аристократ и монархист, мягко говоря, не любивший Россию как государство, отмечает огромное количество плюсов и достоинств русского человека. Он именует русский народ «избранной расой». С большой симпатией описывает русских В.Шубарт- известный немецкий поэт. По его мнению, русский видит в людях вокруг себя братьев, а не врагов. Чувство братства во многом упрощает русскому человеку жизнь и делает ее более сносной, чем у западного с его инстинктами борьбы, хищничества, конкуренции. Шуберт отмечает, что у русского человека ощущается влечение к свободе, он поражается его скромностью и искренностью. Среди наших земляков также встречаются люди, высоко оценивающие свой люд и его качества. Например, С. Булгаков говорит о «дивной красоте народной души». Достоевские писал о «всемирной отзывчивости русских». Данные слова не вымысел, так как доподлинно известна бескорыстная поддержка русских «братьям-славянам» в период царской России и помощь национальным окраинам Советского Союза в советское время, что в высшей степени поражало германцев во время Великой Отечественной войны; их поражало умение русских «прощать и забывать зло», их «непоколебимая вера в человеческое добро», «отсутствие ненависти даже к немцам». Безусловно, выделяют и негативные черты русского человека. В европейском социальном мировоззрении есть устойчивое направление, представители которого «рисуют» русских в высшей степени нелестными чертами. К примеру, О.Шпенглер, немецкий философ, говорит о «безвольности» русской души. Некая Берта заявляла, что «Россия есть «творческая пустота», а русский люд – «мировая чернь». Естественно, среди людей, выросших в России, есть много тех, кто с презрением и ненав