В наше время в людях не столько не хватает любви, сколько не хватает понимания ее ценности. Не могу сказать, что ее считают чем-то ненужным или не важным. Практически все песни посвящены любви, снято множество фильмов и написано книг именно на эту тему. Но мало кто считает нужным узнавать что-то о любви. Поскольку большинство людей хотят только быть любимыми и о том, что самим нужно любить даже не задумываются. Ниже процитирую монолог из малоизвестного видео, который в принципе описывает состояние любви в современном мире. «На вопрос «Зачем вы едите эту рыбу?» молодой человек ответил «Потому что я люблю рыбу». На это ему говорят: «О, вы любите рыбу. Поэтому вы выловили ее из воды, убили и приготовили». Ему объяснили: «Не говорите мне, что любите рыбу. Вы любите себя. Именно потому, что вам нравится вкус рыбы, вы выловили ее, убили и приготовили». Многое из того, что мы считаем любовью, это скорее такая вот «любовь к рыбе». Смотрите. Пара влюбленных молодых людей. Парень и девушка влюбляются друг в друга. Что это значит? Это значит, что он видит в своей избраннице ту, которая, по его мнению, может удовлетворить все его физические и эмоциональные потребности. По мнению девушки, ее избранник – любовь всей жизни. Но каждый из них беспокоится только о своих нуждах. Они не любят друг друга. Партнер становится лишь инструментом удовлетворения потребностей. Многое из того, что мы называем любовью, это всего лишь «любовь к рыбе». Внешняя видимость любви – это не то, что я хочу получать. Это то, что я собираюсь дать. Есть философ и этик Рабби Десслер, который сказал: «Люди очень ошибаются, когда думают, что мы отдаем что-то, потому что любим. Но вот ответ – правильный ответ – вы любите лишь тех, кому что-то даете». Вот в чем смысл: отдавая что-то вам, я передаю часть себя. Так как самолюбие – это естественно. Каждый любит себя. Теперь часть меня остается в вас. Часть моей любви теперь принадлежит вам. Любить – это, прежде всего, отдавать, а не получать». Любовь – основа человеческого существования. Существование человека в философском понимании называют экзистенциализмом. В это длинное непонятное слово заключены еще более непонятные определения. Например, модус, что означает способ/образ существования или действия чего-либо. Чуть-чуть поняли? Хорошо. Есть модус бытия, а есть модус обладания. «Быть» и «иметь». В нашей культуре стала преобладать рыночная ориентация. Счастье современного человека заключено в разглядывании витрин и приобретении всего, что он может себе позволить. По сути мы находимся на рынке, где каждый ищет себе товар «получше». Это приводит к такому же отношению к людям. И, следовательно, к деградации любви в обществе и к «модусу обладания». «Современные потребители могут определять себя с помощью следующей формулы: я есть то, чем я обладаю и что я потребляю». Человек может обладать не только материальными благами. Он также может считать, что у него есть какие-то внутренние качества, которых на самом деле может и не быть, просто в своем представлении каждый себя немного идеализирует. В отношениях с людьми, человек ориентированный на обладание, считает, что его вторая половинка, друзья, дети являются его собственностью. Неотъемлемую сущность обладания составляет опасность лишиться чего-либо из того, что ты имеешь. Поэтому человек становится зависим от того, чем он обладает. При потере чего-то, мы испытываем «чувство умаления нашей личности, превращение некоторой части ее в ничто». В модусе «иметь» все стремление человека направлено на что-то, чего ему не хватает, но все эти вещи приходящие. Добившись чего-то, человек испытывает удовлетворение, но оно длится совсем недолго, угасает и дает простор новым желаниям. Основная черта людей, живущих в модусе обладания, - уверенность в том, что источник блага лежит не в них самих, а где-то вне них. Получая блага извне, они чувствуют себя уверенно. Отдавая, они сталкиваются с ощущением потери или чувствуют себя обманутыми. Стремящиеся к обладанию не способны любить, хотя уверены в обратном. Ими движут зависть, когда у других есть что-то, чего человеку не хватает; жадность и агрессия, когда приходится отнимать или отстаивать свою собственность. Обладание другим человеком приводит к тому, что к нему относятся как к вещи. Парадоксально, но даже отдающийся другому, жертвующий ради него своей индивидуальностью, на самом деле стремится всеми силами им обладать, чтобы он всегда был в распоряжении для выполнения определенных функций. Человек в модусе обладания стремится избежать потери того, что он имеет, либо закреплять свои владения. Отсюда появляется стремление держать все под контролем. Контроль становится постоянной активностью таких людей. Зависимость от других лишает человека возможности быть хозяином своей судьбы. Все это приводит к манипулированию в отношениях вместо диалога и оказания искренней поддержки своему партнеру. Ожидания и императивы вместо ответа на вопросы «здесь и сейчас». Маски и роли вместо истинного лица. В модусе «иметь», в итоге, человек ни к чему не придет. Люди не в состоянии добиться окончательного удовлетворения своих желаний. Они обречены на вечную муку неудовлетворенности. И тут появляется модус бытия. Вам он точно понравится больше. В модусе бытия человек готов к тому, с чем его сталкивает мгновение. Р. Мэй пишет, что важна способность ощущать себя существом, «которое может, помимо прочего, сознавать себя субъектом происходящего». Быть способным «рассматривать внешний мир, составлять мнение о нем, оценивать реальность». В бытии наиболее важна внутренняя активность: «Быть активным – значит дать проявиться своим способностям, таланту. Это значит обновляться, расти, любить, вырваться из стен своего изолированного «я», испытывать глубокий интерес, страстно стремиться к чему-либо, отдавать». А. Маслоу указывает на важнейшую особенность познания в модусе бытия: умение видеть объект «вне его способности удовлетворять наши потребности или разочаровывать нас, то есть вне его ценности для наблюдающего или его воздействия на наблюдающего». У Э. Фромма есть похожее по смыслу высказывание, но уже конкретно связанное с проблемой любви: «Если я хочу овладеть искусством любви, я должен стремиться к объективности в любой ситуации и быть чувствительным к ситуациям, в которых я необъективен. Я должен стараться видеть различие между моим нарциссически искаженным представлением о человеке и его поведении и реальной личностью, существующей независимо от моих интересов, потребностей и страхов». Быть – значит уметь отдавать, не боясь остаться ни с чем. К. Маркс считал богатство таким же пороком, что и нищету. Главная цель человека, в его понимании, «быть многим, а не обладать многим». Исходя из этого: человеку надо стремиться Быть – быть единственным, самим собой, развивающимся, раскрывающим и совершенствующим присущие ему способности и таланты; не стремиться быть лучшим, то есть обладающим набором свойств, выделяющих его среди других людей. М. Экхарт считал, что человеку не принадлежит ничего, поэтому он не должен быть ни к чему и ни к кому привязан – даже к собственному Я. Привязанность делает человека закрытым для проживания мгновения. Лучше всего для понимания, модус бытия может быть описан символически. Синий стакан кажется синим, когда через него проходит свет, потому что он поглощает все другие цвета и, таким образом, не пропускает их. Значит, мы называем стакан «синим» именно потому, что он не задерживает синие волны, то есть не по признаку того, что он сохраняет, а по признаку того, что он сквозь себя пропускает. Сфера человеческих отношений полностью зависит от ответа на вопрос «Быть или Иметь?». В модусе «иметь» человек не найдет счастья, поскольку всегда будет зависим от других людей, от страха потери и необходимости манипулировать, применять силу. В модусе бытия, напротив, одиночество является предпосылкой существования, рывком в истинное единство с миром, другим человеком. «Как ни парадоксально, условие способности любить – это способность оставаться в одиночестве»; «… двое становятся одним, оставаясь двумя». Человек, открывший свою душу бытию, не обуянный страстью к обладанию, источает доброту и восходит к любви. Не бойтесь быть. Быть означает давать выражение всем задаткам, талантам и дарованиям, которыми наделен каждый из нас. Это значит преодолевать узкие рамки своего собственного «я», развивать и обновлять себя и при этом проявлять интерес и любовь к другим, желание не брать, а давать. В современном мире личное время очень важно для человека. Но всего времени ему не хватает. И ему кажется, что он постоянно теряет его, если не делает что-то быстро. Людям не достает терпения. Индустриальная система мира воспитала в человеке торопливость. Новое оборудование считается ценнее предыдущего, если оно производит какой-либо продукт в разы быстрее. Тому есть важные экономические причины, но теперь и во многих других областях человеческие ценности определяются экономическими. К сожалению, мы живем в эпоху потребления. К счастью, сейчас речь немного о другом, и мы погрустим об этом позже. Человек думает, что сделав что-то быстро, ему удастся сэкономить свое время. Но при этом он не знает, что ему делать с этим временем, кроме как его убить. Как говорилось ранее, любить – это, прежде всего, отдавать. Отдавая себя другому человеку, мы отдаем ему также свое время – наш важнейший ресурс. Так не убивайте свое время, а отдавайте его другим людям и всему миру, который вас окружает. И помните, что любовь не означает только связь с определенным человеком, «она – установка, ориентация характера, которая определяет отношение человека к миру в целом, а не к единственному «объекту» любви». Если человек любит кого-то одного, но равнодушен ко всему остальному миру, то это не любовь, а привязанность или расширенная версия эгоизма. «Если я на самом деле люблю кого-то – я люблю всех и люблю весь мир, я люблю жизнь. Если я могу сказать кому-то «Я тебя люблю», я должен быть в силах сказать: «В тебе я люблю всех, через тебя я люблю мир, в тебе я люблю и себя тоже»».