На большое количество проблем, анализирующихся в философии, долгое время смотрели с точки зрения мифологии. Это проблемы смысла жизни, определения места человека в мире и природе, вопросы человеческого бытия и другие. Ответы на данные вопросы находились, но только в рамках образного мышления. Со временем начал развиваться человеческий разум и стало появляться абстрактное мышление. И, соответственно, первая попытка ответить на данные вопросы с помощью человеческого разума и нашла проявление в образовании философских систем . В целом, появление философии означало переход человечества к новой стадии развития. Философия - это система взглядов на понимание человека, его места в мире, опирающаяся на науку. Она конкретизируется и развивается вместе с наукой , и сама оказывает сильное влияние на ее развитие . Роль философии в жизни человека и общества Термин “философия” , который перевел еще сам Пифагор, говорит сам за себя. “Любовь к мудрости”, действительно, всегда была, есть и будет актуальна, так как человек всегда стремится познать мир и окружающую среду. Аристотель называл философию: “ госпожой всех наук, которой они, подобно рабыням, не смеют перечить”. Роль философии в обществе заключается в том, что она помещает в себе открытия всех наук и дисциплин и структурирует систему знаний о мире, как об уникальном явлении. Но роль философии в жизни общества не заканчивается на построении принципов мироздания, ведь в обыденной жизни нас мало волнует, Земля крутится вокруг Солнца или же наоборот. Философская онтология достаточно сильно связана с человеческим миром, поскольку ставит себе цель ответить на подобные вопросы : “Кто мы такие?”, “Каково наше место в этом мире?” и тд. То есть, кроме онтологии, в философии существуют еще и другие отделы: гносеология ( теория познания с греческого), социальная философия ( учение о процессе развития общества и места человека в нем) и антропология ( учение о человеческом бытии), религиоведение, эстетика и этика. Также роль философии в жизни человека и общества состоит в том, что она указывает жизненные ориентиры, истинные ценности и цели, выстраивает мировоззрение и помогает понять, какова же роль индивидуума в жизни общества. Она может управлять поступками людей и объяснять причину того или иного действия человека, то есть выполняет регулирующую функцию. Нравственность - это тоже продукт философских учений, который призывает уважать и ценить чувства каждого человека, что помогает выстраивать в обществе стабильные и справедливые отношения. Философию занимает не сам мир, а мир в рамках человеческого существования в нем, поэтому философию относят к сфере культуры и наделяют всеми ее признаками. Так мы не говорим о французской или немецкой физике, а о русской и немецкой поэзии, музыкальных произведениях смело упоминаем. Античная философия в сущности является следствием эпической поэзии, ведь первые философские учения были написаны в поэтическом варианте. И не смотря на то, что в последствии сочинения философов стали писаться в прозе, они часто приобретают вид художественных произведений . Философию можно наблюдать не только в искусстве, но и в других духовных сферах жизни общества: религии, политике, праве, науке и др. С политикой ее объединяет заинтересованность в проблеме обустройства жизни людей. Так в философии отрицание господствующих режимов влечет за собой возникновение утопических философских учений. Близость философии к морали обуславливается тем, что в ней также рассматриваются вопросы счастья, смысла жизни, добра и зла, истины. И стоит заметить , что данными вопросами интересовались такие выдающиеся мыслители как И. Кант, Г. Гегель, И. Фихте, Аристотель, Сократ, Платон, Боэций, Ф. Энгельс и многие другие. Философия смогла хранить и удерживать в себе нерасторжимо целостный характер долгие годы. Данная природа философии, совмещающая в себе единство культуры и науки, хорошо сочетается с духом нашего времени, новыми историческими проблемами. Роль философии в духовной жизни общества является следующей: Во-первых, мировоззренческая функция. Философия наделяет людей всеми необходимыми знаниями о человеке и его месте в мире, тем самым помогая определиться с целями и путями их достижения, влияет на формирование определенных жизненных установок. При этом, философия отталкивается от науки и оказывает на нее свое влияние. Конечно же, чем более научный подход у человека к мировоззрению, тем более сильным и уверенным он себя чувствует. Во-вторых, выполняет гносеологическую функцию. Философия разбирает сам механизм определенного действия, процесса. Одной из самых главных проблем познания является вопрос о связи знания и реальности, так же вопросы истины и способах ее достижения, веры и познания и многие другие. Философия оказывает помощь в решении данных проблем и объясняет логику данных процессов. В-третьих, идеологическая функция. Философия изучает духовные ценности, то, как они существуют в реальной жизни и что значат для каждого индивидуума. Как влияют на поведение людей и общества в целом. Но именно философские размышления об этих проблемах, сыграли большую роль в том, что общечеловеческие ценности, а не национальные или же классовые, стали чаще приобретать важнейшее значение. Причем первостепенное значение не только в сознании людей, но и в государственной политике. В-четвертых, философия выполняет практически – деятельную функцию. Она выражается в том, что философия способствует преобразованию внешнего мира и жизни людей, а также на самого человека. Философия выполняет еще достаточное количество функций: онтологическую – как учение о бытии, коммуникативную – так как через философские размышления происходит связь времен, способствует культурному развитию человечества, гуманистическую функцию – так как она всегда акцентирует внимание на человеческое в человеке и призывает к честной и справедливой жизни, особенно в периоды войн и масштабных конфликтов. Ученые во многих областях науки требуют всеобщих, полных представлений о мире, о системах его устройства и т.д., но они сами подобные представления не формируют. В некоторых науках используют широкоуниверсальные категории, принципы и разные способы познания. Однако умышленно специалисты не занимаются разработкой, систематикой, осмысливанием познавательных способов, приемов. В данном случае общемировоззренческие и теоретико-познавательные основания науки изучаются, отрабатываются в сфере философии. Философский взгляд на мир выполняет в таком случае некоторые познавательные функции, родственные функциям науки. Наравне с такими значимыми функциями, как интеграция, обобщение информации, анализ различных знаний, установление единых закономерностей, взаимодействий главных подсистем бытия, теоретическая всеохватность философского рассудка дает ему производить также функции прогнозирования, основания гипотез о главных принципах, тенденциях развития и первичных гипотез о происхождении определенных явлений, еще не проработанных научными методами. Аристотель. Как один человек научил весь мир мыслить. Аристотель (384-322 гг. до н.э.), как известно, является великим философом, он выразил приемы и методы мышления, которыми мы пользуемся до сих пор. И вполне очевидно, что спустя тысячелетия Аристотель остается незаменимым мыслителем. Сократ говорил, что жизнь, которую мы не изучили, не имеет никакой значимости. Аристотель поразмышлял над данной точкой зрения и выразился, что не спланированная жизнь не заслуживает изучения, ввиду того, что мы не можем знать, что мы делаем, куда хотим попасть и каким образом. Бездумная жизнь – как бесперспективная деятельность, беспорядок. Никуда не сможет привести. Философ считал, что достойная жизнь или счастье – это конечная цель человеческой деятельности. Он добавляет, что помимо телесных и внешних благ, к которым стремятся люди, нужно еще добавить блага для души, блага разума, такие как различные навыки, знания и умения. Также Аристотель считал, что нельзя себя лишать крайне необходимого блага – возможности любить и быть любимым. Каждый человек должен осознавать, что не сможет добиться собственного счастья, не учитывая счастье других людей, ведь являться успешным и эгоистичным одновременно невозможно. Именно поэтому для достойной жизни нужна справедливость. Но любовью и справедливость достаточно заметно отличаются. Справедливость, по мнению Аристотеля, эгоистичнее любви. Он объяснил это тем, что когда мы любим, то готовы отдавать себя и свои чувства абсолютно бескорыстно, не требуя ничего взамен. А когда человек действует по отношению к другому справедливо, то в ответ он ждет того же. Именно поэтому фраза о том, что нужно относиться к другому человеку так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе, эгоистична. Аристотель говорил: “ Счастье – это хорошая жизнь, в которой человек имеет все желаемое, при условии, что он не хочет чего-то неправильного ”, и считал, что полезными привычками считаются привычки совершать правильный выбор. Но это вовсе не означает, что можно совершить один-два “правильных выбора” и быть уверенным, что живешь правильно. Если неверные выборы сильно превышают количество верных, то вы однозначно движетесь не в ту сторону, от счастья, а не к нему. По Аристотелю, ум – является важнейшим фактором людской деятельности, а все остальное лишь инструменты. Делайте акцент на главном, и все будет по плечу. В центре внимания философии повседневности экзистенциальные проблемы, т.е. проблемы существования людей, которые связаны с переживанием человеком своего бытия в мире. Такие проблемы поднимаются не только в философии, но и, конечно же, в каждодневной жизни на уровне обыденного сознания. Экзистенциальная проблематика всегда была интересна философам. В античной философии тема существования человека в первый раз была поставлена Сократом. Главная экзистенциальная проблема –счастье– была важной эпикурейцев и стоиков. Философия средних веков с позиций христианского мировосприятия исследовала экзистенциальные проблемы греха и добродетели, смысла жизни и смерти. Философия Возрождения вернулась к проблемам обыденной жизни. Повседневность там рассматривалась как арена людских страстей. Проблемой экзистенциального анализа становятся глупость, алчность, властолюбие, похоть, страх и вместе с этим достоинство и гордость человека. В философии Нового времени вопросы повседневной жизни становятся вторичными, уступая свое место вопросам научного познания, поиска сущности бытия, открытия законов существования мира. В немецкой классической философии Л. Фейербах уделяет свое внимание одной из главных проблем людского существования – проблеме любви. В русской философии конца XIX – начала ХХ вв. экзистенциальные проблемы получили развитие в философии В.С. Соловьева, Н.А. Бердяева, С.Л. Франка и других. Повседневность начала становиться отдельным вопросом философского размышления в западной философии ХХ в. Впервые к ней обратился основоположник феноменологии Эдмунд Гуссерль, который ввел понятие «жизненный мир». Важнейшее место проблемы повседневной жизни занимают в экзистенциализме, психоанализе, в персонализме.