Введение: Одним из древнейших промыслов, известных человечеству, можно назвать керамику. История керамики насчитывает не одну тысячу лет. Своим происхождением она обязана мастерам Древней Греции, которые увидели невероятное чудо: как обыкновенная глина под воздействием огня превращается в крепкий и прочный материал. Получаемый продукт нашел себе разностороннее применение - от различных храмовых статуэток и до роскошных настенных панно и статуй. Но главной областью применения было все-таки жилище человека, где появилась разнообразная посуда. Художественная керамика — это художественные изделия из глин и других минеральных масс, одним из компонентов которых является глина, как монументального, так и прикладного характера. К монументальной керамике относятся архитектурные панно, мозаика, скульптура, садово-парковая керамика. Керамика - какие ассоциации рождает у вас это слово? В современном мире мы совершенно перестали ценить это ремесло и придаем ему очень узкое значение, что-то вроде “лепка горшка из куска глины”. А ведь на самом деле керамика имеет огромное значение и по сей день. Так вот, немного поговорим об узком видении этого вида, как творчества, так и промысла. Скорее всего оно связано с проблемами в образованности современного человека в целом - из курса истории людям часто запоминается рассказ о том, как при археологических раскопках было найдено множество черепков керамических горшков или сосудов. Даже в истории мировой художественной культуры всё внимание акцентировалось на изобразительных искусствах и архитектуре - прикладные искусства хорошо если вообще упоминались в контексте. То есть знать великих живописцев и архитекторов - обязательно, а вот кто изобрел фарфор или открыл первый завод по изготовлению керамической посуды - это оставим только для специалистов. К сожалению в современном мире имеется очень мало красивой керамики, которая украшает наши интерьеры и городские улицы и мы просто не имеем возможности созерцать ее. А ведь в древности керамика была одним из действидельно превосходных ремесел. Жаровня, канопка, кацея, кашник, крынка, корчага, кувшин, крупник и многие другие древние глиняные сосуды являются нынешними прородителями кермической сковороды с антипригарным покрытием и фарфоровых сервизов. А скопинский гончарный промысел, дымковская игрушка, майолика, фарфор, шамот, фаянс и подобные напраления керамики являются истинными достояниями истории глиняного и гончарного промысла. Керамика имела особенное влияние на веру людей в богов и духов, еще в Древнией Греции, мастера лепили, из глины разного происхождения, маленькие пластинки, рисовали на них характерный арнамент, продавали их за небольшую монетку или кусочек серебра, а иногда и обменивали на то, что пригодиться в хозяйстве. Пластинки надевали на шею или клали в мешочек с монетами - это считалось своего рода оберегами. Цвет, рисунок, размер - все, имело свой особенный филосовский смысл. Оберегами могли и служить небольшие фигурки людей или животных. Домовые, существа не понятного происхождения, барыни и многое другое “оберегало” дома наших предков. Считалось, что потеря или поломка так называемого “хранителя” несет за собой чреду неудачь или даже смерть. Из глины делали и украшения - браслеты, серьги, бусы и многое другое изысканно смотрелось как на женщинах, так и на мужчинах. Практичность керамики действительно недоизучена и недооценена, а совершенно напрасно - это один из самых экологически чистых материалов, который обладает уникальными свойствами и возможностями использования. Вопрос, который будоражит многие умы в современном мире - поиск новых экологичных материалов и технологий, но керамика, которая известна людям уже не одно тысячелетие - материал как нельзя лучше подходящий. Да, тут возможны разногласия о том, что для обжигов нужны ресурсы – электроэнергия, газ, дрова или уголь. Да и существует мнение, что в XIX веке в дыму от печей Сток-он-Трента* люди гибли как мухи – какая тут экология?!.К большому сожалению, это правда, но люди умирали не от вреда паров при обжиге керамики, а от погони владельцев этих заводов за прибылью. Для производства настоящей керамики действительно нужны не малые ресурсы, но и дальнейшее ее использование принесен на мало пользы. Керамическое изделие, технологически правильно сделанное при бережном за ним уходе может служить неограниченный срок, то есть в масштабах нашей жизни на планете оно практически вечно. Никаких из него выделений вредных веществ в окружающую среду, никаких затрат на переработку и утилизацию (кроме тех случаев когда керамические вещи бъются), но и тут мжно найти применение, их можно пустить в переработку и производство новых качественных продуктов. И какие ещё могут быть сомнения в экологичности этого производства? Так же керамические материалы в большинстве своём доступны. Глиненое сырьё можно найти практически по всей поверхности земного шара, именно этот фактор доступности поспособствовал такому раннему освоению керамического ремесла во многих уголках планеты. Конечно же не всем повезло иметь залежи «фарфорового камня», и большинство природных глин требуют манипуляций по очистке, обогащению и приведению в нужную консистенцию, но всё же - добыча глины, как для работы мастеров и художников-керамистов, так и для массового производства являестся возможной. Ну, и пожалуй самый важный аргумент - это уникальность «поведения» глины. В мире существует огромное количество природных материалов, обработка которых даёт нам разного рода вещи, используемые в быту и не только. Человек научился высекать формы из цельных кусков камня и дерева, «обуздал» технологию переработки металла, но нет другого такого же материала, обладающего и пластичными и камнеподобными характеристиками. Пластичность глины обусловлена уникальными свойствами глинистых частичек при наличии воды «слипаться», так и глинистые частички сцепляются и позволяют «тянуть» глину, не разрывая при этом. Только поддатливая глина способна в пластичном состоянии в руках человека принимать практически какую угодно новую форму и после обжига жить в этой форме вечно. То есть до обжига глина может принимать какие угодно состояния, размокать и высыхать заново - после обжига эти процессы невозможны. Но это ведь и есть самый настоящий акт творения нового объекта природы человеком в сотрудничестве со стихией воды и огня. И это является одним из важнейших приимуществ обычной глины - с помощью обжика превращать ее в настоящее творение искусства. Это рождение чего-то нового, уникального по своему химическому составу и с соверженно другими, уникальными физическими свойствами - его невозможно смять или размочить, только разбить на куски! Ну и последний немаловажный фактор - в керамике можно самовыражаться! Да, керамика - это ещё и уникальный по набору выразительных средств материал, позволяющий работать как с формой и структурой, так с цветом и характером поверхности. Художественные возможности керамики поистине неисчерпаемы - от скульптурных игр с объёмами и пространством до поистине живописных и графических декоров поверхности. От выверенных годами форм и пропорций народной керамики до абсолютно новаторских технологий и сочетаний формы с декорированием. Керамические творения могут быть лаконичным дизайнерским дополнением интерьера, а могут стать «кричащими» объектами инсталляции на выставке актуального или современного искусства. Многие художникикерамисты годами оттачивают своё мастерство, углубляясь в технологию, пытаясь найти новые яркие образы и решения, авторские приёмы, свой неповторимый стиль, который будет узнаваем и востребован. Движение к совершенству бесконечно, но если вам так приелась обычная “лепка горшка из куска глины”, или технология работы с гончарным кругом, то всегда можно переключиться и попробовать что-то новое - в керамике многое возможно!