Я выбрала для эссе тему «Рационализм Декарта и его методологическое сомнение», поскольку французский математик и философ Ренэ Декарт, в отличии от Бэкона, который разрабатывал в основном метод опытного исследования природы, а Гоббс только расширил его воззрения, ставил на первое место разум, сводя роль опыта к обыкновенной проверке интеллекта. Он разбирал универсальный дедуктивный метод, который бы подошел ко всем наукам. Взгляды философа на природу носили только механистический характер – вселенная, по мнению Декарта, это большой механизм, она изменяется со временем и имеет определенную историю своего развития. Первый толчок к развитию дает Бог, но впоследствии развитие мира происходит самостоятельно и имеет творческую силу. Декарт был одним из первых, кто разработал идеи эволюции и провел их через все области науки о природе – от возникновения планет и света до появления первых живых организмов, животных и человека. Образование планет и звезд осуществлялось, по его мнению, благодаря некому движению материи: материя мира бескрайна и однородна, она может делиться до бесконечности. Вся материя находится в постоянном движении, определяемом законами физики. Этим же законам подчиняется и органический мир: животные некие машины со сложными механизмами, а человек в отличие от них наделен разумом, умом, речью и обладает душой, все это выходит на пределы законов механики, то, что не поддается объяснению. Хочу немного рассказать о биографии этого философа. Философ Ренэ Декарт родился 31 марта 1596 года в городе Ла-Э-ан-Турен. Его мать умерла, когда мальчику был всего год, отец работал судьей и советником парламента. Воспитанием мальчика занималась бабушка по матери. Учился в колледже Ла-Флеш, любил геометрию и точные науки. В 1612 году он поступил в колледж, где изучал право, затем уехал в Париж, где совмещал личную жизнь с математическими исследованиями. Вскоре поступил на военную службу. Имел дочь, которая прожила всего пять лет. В 1649 году он переехал в Стокгольм, где и умер от серьезной простуды в возрасте 53 лет. Всю свою жизнь посвятил науке. Он считал, что если он мыслит, значит существует. Основным понятием воззрений Декарта являлась субстанция (корни этого понятия уходят в глубины античности). Декарт четко установил два механизма научной мысли – движение внешнего мира нужно понимать только как механистическое, на мой взгляд, что-то постоянно действующее, а явление внутреннего мира, то есть духовного необходимо рассматривать только с точки зрения чего-то ясного, возможно – рассудка. Декарт считал, что душа может быть только у человека (он отвергал возможность появления души у животных) и составляет она особую субстанцию. Причем субстанция, в понимании Декарта, означает вещь, только не в обычном смысле (как самодостаточное сущее). По сути, под субстанцией он понимал Бога. Все вышесказанное является только одним аспектом воззрения, но есть и другой. Декарт разделил мир, сотворенные Богом на две субстанции – духовную и материальную. Материальная субстанция, все то, что мы с вами можем потрогать и ощутить, делима до бесконечности, а духовная неделима вообще. Эти субстанции обладают своего рода специальными атрибутами – разумом и протяженностью, все прочее производное от них. Так, эмоции, желания, фантазия, чувства – модусы мысли. А, например, движение, модель, форма – модусы протяженности. Духовная субстанция заключает в себе идеи, которые были изначально присущи ей. Таким образом, духовный мир человека есть нечто врожденное, то, с чем он приходит в этот мир и совершенствует со временем. К врожденным Декарт относил Бога, а так же некоторые утверждения математики и логики. В подходе к субстанциям он выступал всегда с позиций дуализма, то есть признания пары независимых друг от друга субстанций. Первым и главным вопросом философии для Декарта был вопрос о возможности реального, правдивого знания и проблема метода, которым может быть получено это знание. Иными словами, существуют ли вообще достоверные знания? Как понять, что именно они достоверные и как их определить. В решении их вопросов Декарту пришлось побороть философский скептицизм. Суть познания заключается в том, что именно сомнение, которое может быть распространено на всякое знание, приводит к утверждению возможности реального знания, которое можно назвать достоверным. Поняв, что, возможно, меня хочет обмануть злой человек, рассуждает Декарт, я начинаю сомневаться во всем. Но при всем этом, я не могу сомневаться, что существует мое сомнение, мысль. Человек жив до тех пор, пока он может думать, мыслить, пока работает его сознание и разум. Метод научного познания философа называется рационалистическим или аналитическим. Это дедуктивный метод и он требует понимания и ясности самого разума, распределения объекта мышления на элементарные части и сначала изучения их в отдельности, а потом уже как целое и единое. – движение мыслей от элементарного к более сложному. Декарт часто говорил о том, что нет ничего столь сложного и далекого, чтобы этого нельзя было достичь, так же нет ничего столь тайного, чего нельзя было бы познать. Согласно Декарту, противоречия в философии, как и в любой другой науке могут существовать по любому вопросу. Одним действительно проверенным методом является математическая дедукция и логика. Именно поэтому в качестве научного идеала Декарт всегда рассматривал математику. Именно он (идеал) и стал главным основополагающим фактором философии ученого. Декарта можно считать основоположником рационализма, от слова разум- направления в философии, в котором основной источник знания является разум. Рационализм – антагонист эмпиризма. Если философия, как утверждает Декарт, должна быть дедуктивной, то тогда нужно отыскать истинные предпосылки, то есть аксиомы. Если они являются неточными или сомнительными, то выводы имеют мало ценности. Как же можно найти абсолютно точные и правдивые предпосылки философской дедукции? Существующие бесспорные положения мы можем использовать в качестве этих предпосылок, то есть все то, что не подлежит доказательству, так как, возможно, уже было когда-то и кем-то доказано. Методическое сомнение – есть ничто иное, как метод исключения всех утверждений, которые не являются, по каким бы то не было причинам, предпосылками дедуктивной системы философии. С помощью методического сомнения философ подвергает испытанию всякие виды знания. 1. Первым делом он рассматривает традицию философии. Возможно ли вообще подвергать сомнению то, о чем пишут и говорят философы? По утверждению Декарта, да, это возможно потому, что философы были несогласным по многим вопросам. У многих из них были совершенно разные взгляды на одни и те же вещи. 2. Возможно ли вообще сомневаться в наших чувствах и восприятиях? Да, говорит он и приводит следующий аргумент- люди иногда, опять же по совершенно разным, порой независящим от них причин, могут подвергаться иллюзиям и своего рода галлюцинациям. То, что мы чувствуем, не есть то, что есть на самом деле. Возможно какой-то предмет нам может казаться квадратным, хотя впоследствии окажется, что он круглый. Наши чувства не могут быть предпосылками дедуктивной философии. 3. Декарт указывает на то, что вообще не может определить находится ли он в полнейшем сознании или же он находится в состоянии сна. По этой самой причине он в принципе сомневается в реальности внешнего мира. Философ предлагает, как он сам излагает в «Правилах для руководства ума», «четкие и легкие правила, которые не позволят тому, кто ими будет пользоваться, принять ложное за истинное» Разобрав философию Декарта, можно сделать вывод о том, что Декарт был не только философом, но и великолепным математиком, так же в нем были очень неплохие начала биолога. Разбирая природу души, он вносил огромный вклад в психофизиологическую сущность этого понятия. Он дал понять сущность механизмом работы мозга, выявив рефлекторную основу психики. В честь него И.П. Павлов воздвиг памятник под Санкт-Петербургом. Декарт оказал огромное влияние на дальнейшее развитие философии и науки. Его учения о достоверности самосознания, о существовании врожденных идей, о противоположностях идеального и материального являются опорой для развития идеализма. Однако с другой стороны, учение Декарта о природе делают его философию одним из этапов материалистического мировоззрения нового времени.