Сократ – это человек, который по выражению известнейшего немецкого философа Карла Ясперса, вошёл в так называемую пятёрку людей кардинально изменивших мир, мировоззрение людей, их отношение к себе, к другому и окружающей их реальности. Сократ, по мысли Ясперса, наряду с Зороастром из Ирана, Буддой из Индии, Конфуцием из Китая и Иисусом Христом из Палестины стал тем человеком, который заставил людей начать думать по-другому, размышлять по-другому. Он заставил их думать не каким-то принуждениями, требованиями, уговорами, а только своим образом жизни. Сократ удивительный в этом смысле мыслитель потому, что это человек, который сделал образ своей жизни философией для многих других поколений, для всей мировой философии и мировой культуры.Личность Сократа очень загадочна, потому что как только начинаешь сталкиваться с проблемой понимания, проблемой изучения, погружения в этот мир античного мыслителя, то сразу же наталкиваешься на одну абсолютно реальную проблему, потому что сам Сократ не оставил после себя совершенно ни одного источника. Сократ не писал ничего. Как он проговаривает в одном из диалогов Платона: «Книга ничему не может меня научить. У книги, что не спросишь, она всё время отвечает одно и то же. С книгой невозможно поспорить, с книгой невозможно беседовать, её невозможно переубедить, она всегда статична, то есть её содержание представляет собой нерушимую константу». И в связи с этим, безусловно, для дальнейших исследователей жизни и творчества этого великого философа, мыслителя возник ряд трудностей и ряд проблем, связанных именно с ситуацией невозможности точного аутентичного изложения философии самого Сократа. И сегодня приходится опираться на двух авторов: на Ксенофонта, который написал несколько диалогов, посвящённых Сократу, в которых он пытался выразить отношение Сократа к жизни, к афинскому обществу, к тому, что есть такое этика, мораль и многим другим вещам. Но если опираться только на одного Ксенофонта, то это не есть достаточные фактографические свидетельства, потому что Ксенофонт пишет свои работы через несколько лет после смерти своего учителя, и в своих диалогах Сократу создаётся образ благонравного человека, послушному афинскому закону, который пропагандирует идею почитания богов, то есть после прочтения диалогов Ксенофонта складывается ощущение, что Сократ благонравен, благоразумен, который следует всем законам и требованиям тогдашнего афинского общества. Другой же автор, который показал Сократа, был знаменитый античный комедиограф – Аристофан. В своей комедии «Облака», Аристофан, в свойственной ему очень редкой саркастической манере, выводит Сократа как бесплодного мечтателя, обитающего на облаках, который взирает на этот мир с точки зрения некоторых совершенно нереальных идеалов. Но считается, что опираться целиком и полностью на работу Аристофана тоже нельзя, потому что он смеётся не только над Сократом, но и также над Софистами, над Протагором, над всеми теми, кто, по мысли Аристофана, занимается бесплодными вещами. И ещё один человек, который на сегодняшний день приобрёл наибольшее значение в плане своей весомости, авторитетного медиатора идеи и мысли Сократа – это Платон, известный великий ученик Сократа. Работы Платона считаются наиболее достоверны, хотя тоже грешат особенностями, которые заключаются в том, что они делают Сократа героем абсолютно всех диалогов, за исключением законов. В одной из своих поздних работ, Платон, в своём масштабном объёмном диалоге, не выводит Сократа как своего главного героя, во всех же остальных работах Сократ – это выразитель каких-то идей Платона, особенно это ярко проявляется в поздних диалогах и подчас очень трудно разграничить взгляды Сократа самого по себе и философию Платона, которую он использует и которую он пытается выразить, вкладывая свои идеи, свои размышления в уста Сократа. Собирая всю информацию, основываясь на Платоне, Ксенофонте, а позднее и Аристотеле, потому что он тоже упоминает о Сократе, анализируя и систематизируя весь огромный массив античной философии, науки и культуры, можно сделать некоторые выводы, что же есть такое жизнь и творчество Сократа. Сократ – это человек, который играл невероятную роль для своих слушателей и своих современников. Везде, где бы он не останавливался, с кем бы он не разговаривал, какой бы не был предмет интересен Сократу и его слушателям, всегда собиралось большое количество людей, всегда было интересно послушать Сократа. Это объяснялось невероятной харизмой, умением логично вести по пути своей цели, то есть он в совершенстве владел искусством подведения собеседника к той цели, которую он ставил себе изначально. Это знаменитый метод вопросов и ответов Сократа, это ирония Сократа, от которой нельзя было укрыться, и которая доставляла беспокойство некоторым людям. Одновременно с этим сильная погружённость и вера и понимание того, что он говорит своим слушателям, всё это было невероятно искренним, что производило потрясающий эффект на тех, кто его слушал, даже несмотря на то, что Сократ не был красив в классическом античном смысле этого слова. Он был достаточно низкого роста, его глаза были слегла навыкате, нос расплющен, фигура была далека от фигур богов античного пантеона, но тем не менее как уже говорилось, он производил невероятное впечатление на своих слушателей. Сократ был женат на Ксантиппе и у него было трое детей. Жена Сократа была сварливой супругой, при том, что иногда она позволяла себе совершенно недопустимые, с точки зрения добропорядочных афинских граждан, поведения в отношении Сократа – она могла его прилюдно оскорбить или облить его водой, что было совершенно недопустимо для женщины тогдашней античной Греции. Когда над Сократом смеялись и пеняли ему на тему, что «посмотри, Сократ, как позволяет себе вести с тобой твоя собственная жена», философ всегда улыбался и говорил, что если он сумеет спокойно относиться ко всем выходкам Ксантиппы, находить с ней общий язык, то найти язык со всем остальным человечеством для него будет невероятно легко. Сократ живёт в уникальное историческое время, потому что годы его жизни это примерно первая треть пятого века и до конца. Пятый век для истории античной Греции-это очень сложное время, потому что с одной стороны Саккасу исполняется 20 лет, когда он застаёт итог и результат знаменитых победоносных греко-персидских войн, победа в которых укрепила античную Грецию. За счёт победы Афин и Греции в этих войнах, территориальная экспансия персидской державы Ахименидов была прекращена, а Греция вступила в полосу своего невиданного расцвета, то есть это влияние на мировом рынке, на рынке политическом, экономическом и т.д. С другой стороны Сократ застаёт ещё одну войну, но войну уже разворачивающуюся на территории самой Греции. Это знаменитая Пелопоннесская война, которая будет тянуться около 27 лет, война между Афинами и Спартой, и Сократ застанет поражение Афин, будет сам трижды принимать участие в битвах, разворачивающихся между афинянами и спартанцами, и по свидетельствам всех очевидцев, которые наблюдали за ним на поле боя, он демонстрирует невероятное мужество, храбрость и стойкость своего духа, например, когда он будет стоять на поле боя, не обращая внимания на стрелы, летящие вокруг него или когда он будет в самый тяжёлый и лютый мороз выходить слегка одетый, демонстрируя тем самым невиданное величие духа и вызывая попутно у кого-то ещё ненависть и зависть. Сократ же через 4-5 лет после окончания Пелопоннесской войны, после разгромного поражения Афин предстанет перед судом, который по свидетельству разных историков философии и историков культуры был направлен на то, чтобы объяснить афинскому народу смысл упадка афинского мира и золотого века Перикла. Сократу приходится оказаться «без вины виноватым», то есть его фигура станет примером, на которой попробуют показать, что развращение молодёжи, отвращение её от почитания старших, от почитания богов, приводит к плохим последствиям. На этом суде Сократ откровенно говорил о том, что это фарс, то есть «это своеобразный театр, в котором я сегодня участвую и вы все добропорядочные афиняне принимаете в этом участие». Известно, что Сократа осудили по приговору этого афинского суда на то, чтобы он выпил яд. Но тем не менее философ вёл себя невероятно мужественно и стойко. Платон в своём знаменитом диалоге «Федон» или в апологии Сократа, когда он описывает последние дни, в частности Сократа, то, как он обращался со своими учениками, говорит о том, что это был очень благородный, храбрый, добродетельный, стойкий человек. Платон восхищается Сократом. И как напишет потом Владимир Соловьёв, знаменитый русский философ, в своей работе «Жизненная драма Платона», именно смерть Сократа подвигла Платона на ту философию, которую мы наблюдаем, открывая все учебники по философии и истории античной философии; и знаменитый платоновский «мир идей и мир вещей», по мысли Соловьёва стал следствием того, что наблюдал Платон, то, что он расценил и охарактеризовал как невероятную справедливость в истории человечества. Но после смерти Сократа появляется невероятное число сократических школ, из которых самыми яркими и известными являлись школы киников и киренаиков, которые трактовали учения Сократа в двух совершенно разных срезах философии и жизни философа. Безусловно, когда мы пытаемся реконструировать жизнь Сократа, его творчество, нужно иметь в виду, что какая-то часть подлинного мыслителя, подлинность его жизни, его философствования останется навсегда скрытой, потому что понять до конца философа можно только основываясь на его собственном учении, на его текстуальном содержании, которого нет. В своем известном диалоге под названием «Пир» Платон очень ярко описывает потрясающее психологическое и эмоциональное воздействие Сократа на своих слушателей, его вопросно-ответную форму беседы, которые можно считать совершенно исторически достоверными фактами. Например, один из героев «Пира» Алкивиад, который «рукой» Платона говорит о Сократе следующее: «Когда я слушаю его, то сердце у меня бьётся гораздо сильнее, а из глаз моих от его речей льются слёзы, и то же самое я вижу происходит со многими другими. Когда я слушаю Перикла и других превосходных ораторов, я находил, что они хорошо говорят, но ничего подобного не испытывал. Душа у меня не приходила в смятение, негодуя на мою рабскую жизнь. А вот Сократ часто приводил меня в такое состояние, что мне казалось, нельзя больше жить так, как я живу…» Исходя из слов Алкивиада можно увидеть, что Сократ показывает человеку необходимость в смене отношения к тому миру, в котором он находится, к его жизни и условиям пребывания. В этом смысле мыслитель безусловно уникален, потому что он никого не поучает и никому не читает нотации, а основывается лишь на собственном образе жизни. Анализируя диалог Платона «Пир» и речь Алкивиада, мы замечаем, что главным предметом речей или бесед Сократа являются вопросы этики, то есть вопросы о том, как следует жить. Кроме того, мы наблюдаем в рассуждениях по всем моральным, этическим вопросам, что способ доказательства Сократа, способ опровержения им в своих оппонентах отличается необыкновенно невыразимой мощью и силой воздействия на своих слушателей. Анализируя сегодня жизнь и философию Сократа, возникает проблема: в каком отношении находятся Софисты и Сократ? В этом смысле появляется ряд вопросов, потому что, например, в некоторых учебниках мы можем встретить четкие указания на то, что Сократ не кто иной как Софист, прекрасно владеющий культурой речи, культурой спора, диалога и т.д. Сходство у Сократа с Софистами действительно есть, потому что и Сократ, и Софисты ставят в центр своих размышлений человека. Они уходят от абстрактной проблематики, от проблематики поиска единого или множественного начала, то есть от таких проблем, которые волновали философов, работающих под знамением натур философских проблем. Кроме того, Сократа с Софистами роднят некоторые приемы и особенности преподавания, а именно публичное преподавание. Сократ, как и Софисты,- это публичный оратор, который выносит на суд общественности свои рассуждения, мысли и искания. Он также применяет форму спора или беседы для выяснения вопроса. То же самое делают и Софисты, когда в форме вопросов и ответов они пытаются беседовать с человеком в поисках ответа на тот вопрос, который стоит перед ними. Безусловно, некоторые черты скептицизма, то есть недоверие к тому, что говорит собеседник, также является схожестью Сократа и Софистов. Сократ не слушает своих собеседников с широко распахнутыми глазами, он сомневается в том, что ему говорят, подвергается к критике иногда доброжелательной, иногда насмешливой. Стоит отметить, что одновременно с множеством схожих черт Сократ является и борцом против софистики. Он не может принять один из главных тезисов софистов о том, что всё изменчиво, также знаменитый античный софистический релятивизм, то есть учение о всеобщей текучести и изменчивости вещей и в то же самое время не может принять софистический скептицизм. Мыслитель полагает, что рассуждение Софистов о том, что каждый человек есть мера своего мира, у каждого человека есть своя правда и что не может быть найдено в принципе никакого единого морального основания, никаких единых моральных ценностей, а в след за этим и никаких правовых ценностей не совсем верное. Сократ очень ярко противостоит Софистам и он говорит о том, что такое единое моральное основание обязательно должно быть найдено. Нельзя представить человека или общество, живущее по отсутствующим моральным нормам и ценностям, которые так или иначе разделяются всеми людьми. Ранние диалоги Платона, в которых Сократ выступает певцом своей философии, будут направлены именно на то, что бы показать, что можно и нужно искать сущность предмета или вещи не в том, как эта вещь проявляется в мире, а в том, какой она есть сама по себе. Это одна из ключевых тем, которая проходит «красной нитью» через все размышления Сократа. Также в противостоянии Сократа Софистам присутствует некий меркантильный момент. Сократ никогда не брал деньги за своё учение в отличие от софистов. Очень яркое противопоставление заключается ещё и в том, что для софистов проблема поиска истины как ценности самой по себе не стояла в априори. В то время как Сократ ставит для себя цель понять, что есть такое истина. Можно сказать, что истина-это цель всех диалогов и бесед Сократа со своими слушателями, потому что он не пытается сделать истину всего лишь средством для достижения других целей. Когда мы говорим о философии Сократа, то может быть выделено несколько моментов, которые так или иначе характеризуют его творчество. Один из таких моментов это самопознание. Самопознание Сократ ставит в основу своих рассуждений о человеке. Знаменитая фраза «Познай себя», выбитая на храме Аполлона в государстве Дельфы, станет девизом Сократа в его мировоззренческих размышлениях и философских исканиях. «Познай самого себя» скажет Сократ и это будет начало в его философии. Эту фразу мыслитель понимает прежде всего как призыв к постоянному моральному самосовершенствованию и видит в ней истинное религиозное благочестие. Значение этой фразы выливается в то, что бы сформулировать главный смысл занятий по философии, который состоит в изменении самого себя, в становлении достойным, хорошим и по-настоящему нравственным человеком. После общения с Сократом это и происходило. Люди меняли мнение о своей жизни. Все понимали то, что философия Сократа воплощается в нём самом, в его образе жизни. Философ предполагал, что сам человек и его образ жизни делает человека человеком. Сократ говорил, что на пути самопознания выражаются нежелание, страх, неспособность человека признаться в своем незнании. В связи с этим в историю войдет одна из известнейших фраз Сократа «Я знаю, что ничего не знаю». Этим высказыванием мыслитель выражает одну из характеристик современного мира. Чем больше мы узнаем или проникаем в ту или иную проблему, тем больше мы начинаем понимать, что знаем о ней совершенно мало. Сократ-это один из столпов античного мира. Он демонстрирует в своих диалогах высочайшее искусство,