Социальные стереотипы:характерные черты развития и исследования. Жирнова Дарья Николаевна Студентка 1 курса Группа ГДД-18-2 Высшая школа сервиса daria.mordasova@mail.ru «Российский государственный университет туризма и сервиса» Г. Пушкино. Российская Федерация Аннотация: В данной статье я хочу разобраться в сущностных характеристиках, особенностях формирования и функционирования социальных стереотипов, как упрощенных алгоритмов человеческого мышления и поведения. Представлю различные точки зрения исследователей относительно природы и содержания стереотипов, авторами которых проанализированы ключевые характеристики социальных стереотипов. Определю место и значимость социальных стереотипов в современном обществе, а также в качестве инструмента моделирования социальной реальности. Ключевые слова: социальный стереотип, стереотипное мышление, стереотипное поведение, автостереотип, гетеростереотип, стереотипизация Введение В течении своей жизни и деятельности общество достаточно часто принимает решения,совершает поступки и иные действия,основываясь на уже сложившиеся в обществе определенные модели мышления и поведения. Такие упрощенные,схематизированные алгоритмы действий,именуемые социальными стереотипами, помогают ему ориентироваться в выборе верных, одобряемых решений, экономя при этом время и энергию. Если сказать по другому,то стереотипы- это своеобразная картина мира,которая состоит из потребностей человека ,привычек, желаний и интересов. Все стереотипы – это особенность восприятия ,которая упрощает процесс познания действительности. Социальный стереотип не является объективной действительностью, т.к. это предвзятое мнение. В книге «Общественное мнение» Уолтера Липпмана в 1922 году первый раз встречается понятие социальный стереотип, там он охарактеризовал стереотип как упрощенное, ранее уже имеющиеся в общественном сознании представление, понимание никак не проистекающее из собственного опыта конкретного человека. По его суждению, стереотипы -это высокоупорядоченные, схематичные, предопределенные цивилизацией “образы” мира в человеческом сознании, которые упрощают процесс постижения сложных общественных явлений, защищают ценности ,права и позиции человека, формируют традиции, устои и привычки. Зачастую выступая эталоном, образцом восприятия, стереотип не является адекватным представлением, так уровень субъективизма в нем весьма велик. При этом он категоричен в том, что делит все окружение человека на две части - “знакомое”(хорошее)и не “незнакомое”(соответственно что-то плохое).Кроме этого стереотип предполагает эмоциональную, чувственную, окрашенную оценку окружающей реальности и чувства, стереотип всегда соотносится с системой ценностей и действий какой-либо социальной группы. Учеными-современниками У. Липпмана стереотипы также рассматривались как ложные, ошибочные, лишенные логики и несовершенные действия или предвзятые суждения. Затем позже стереотипизация стала оцениваться как необходимый и главнейший познавательный процесс, сопровождающий поведение человека. Стереотип начали рассматривать как неотъемлемый критерий человеческой психики, а стереотипные суждения и оценки - как накопленный общественный опыт, ровно как повторяющиеся явления и свойства, зафиксированные в общественном сознании. Согласно утверждению большинства исследователей, стереотипы можно легко распространять, пропагандировать и даже навязывать с помощью средств массовой информации. В начале 60- г.г. 20 века. в рамках очередной волны изучения социальных стереотипов определятся новые аспекты их исследования, а именно: • анализируется влияние индивидуальных данных и психологических особенностей на механизмы стереотипизации; • исследуются ключевые структурно-динамические свойства стереотипов • изучаются требование и методы их появления и развития. При этом мнение экспертов относительно природы и сущности стереотипов разнятся. Одни исследователи полагают, что стереотипы общественного сознания создаются намеренно и функционируют на основе какого-либо конкретного социального запроса ,который целиком и полностью находится в зависимости от процесса социализации и никак не подразумевает наличия чувственных “нюансов” восприятия. Другие исследователи, наоборот, определяют значительную роль чувственному опыту в формировании стереотипа. Третьи, соглашаясь с суждением о стихийности появлении стереотипного, типичного мышления, выделяют интерес к сознательной поддержке и подпитке стереотипов с помощью априорных суждений, намеренно вводимых в глобальное понимание. Подобные мнения со временем проникают во все сферы жизни и в результате приобретают силу высоконравственного принципа или даже закона. Следовательно, в процессе взаимодействия с другими людьми индивид использует стереотипы как “парадигмы”,которые существуют как результат обобщения ранее накопленного опыта. В данном контексте стереотипы дают возможность человеку в типичных ситуациях действовать как принято. Думаю все согласятся с тем, что в повседневной жизни любой человек, не в состоянии по-своему реагировать на все встречающие ему вызовы. Кроме этого, большинство людей предрасположены к стереотипному мышлению и восприятию при отсутствии достаточного количества времени, в силу сильной занятости, усталости, а также в юном возрасте, когда опыт оценки своих собеседников и окружающих людей еще невелик. Накапливающие совместный опыт и передаваемые человеку в процессе жизни стереотипы, могут помочь ему ориентироваться и принимать решения в различных, даже сложных, но типовых ситуациях. Они становятся способом организации человеческого опыта и в то же время препятствием,которое не позволит выйти людям за границы привычного образа жизни. В ходе дальнейшего изучения социальных стереотипов рационально принимать во внимание как психологическую, так и социальную стороны, при этом эти аспекты исследования должны являться взаимодополняемыми. Сложный, комплексный психологический и социальный метод извлечения и последующей обработки данных, регламентирующий многочисленные процессы человеческой деятельности предполагает стереотип. По этой причине ошибочным является утверждение о том, что его возникновение имеет под собой только психологическую основу, где не всегда отражаются реалии общественной жизни. Также неверно расценивать стереотипы ровно как абсолютно ложные понятия о реальных свойствах явлений и обвинять их носителей в ограниченности представлений и невсеобъемлемости мышления. Как неотъемлемый атрибут человеческой деятельности, стереотипы никак не сводятся к “совокупности мифических взглядов “,а имеют материальное выражение, отображают некую объективную реальность(хотя и с некоторыми искажениями), сформировывают ее и гарантируют ее функционирование. Стереотипы также выступают как индикаторы общественной интеграции и дифференциации социальных групп, являются своего рода регулятором человеческого поведения. В структуре социального стереотипа можно выделить две ключевые ступени: 1.когнитивная ступень\\уровень - это сведения ,полученные человеком об объективных явлениях реальности. Информация , преобразуемая в стереотипные суждения в том случае, если они “схематизированным и генерализированным содержанием”. Когнитивным источником стереотипов чаще всего является наше естественное (природное) стремление сводить сложные взаимосвязи к простым. Упрощение- это естественная черта стереотипов. Психика человека устроена так, чтобы максимально облегчить наше существование . Стереотипизация включается всегда, когда в поступающей информации люди встречают ситуации, не требующие глубокого анализа. 2.ценностный уровень - отношение субъекта к действительности, которая отражается. Она включает в себе разнообразные чувства, эмоции, симпатии или антипатии к реальному или абстрактному объекту. Главным фактором в стереотипах часто является составляющая. Часто кажется, что в стереотипе как бы исключается процесс рационального осознания, что он представляет собой «предшевствующее разуму» «образование» ,которое не воспринимается человеком, т.е. не артикулируется им. Это заблуждение. Всякий стереотип, даже если он не артикулирован, обладает когнитивной основой, потому что появляется благодаря распознанию предмета, с которым имеет дело человек. Социальный стереотип имеет определенные свойства: • Предвзятость • Ригидность • Оценочная окрашенность • Однозначность • Репрезентативность Думаю, стоит их рассмотреть более детально. Предвзятость является ярким и четко проявляемым качеством стереотипов. Общество часто воспринимает информацию с определенной долей предвзятости, даже и не всегда понимания это. Они находятся в “абсолютной” уверенности, что их отрицательное отношение к человеку, событию или группе людей обусловлено их негативными свойствами или плохим поведением. Прошлый негативный опыт общения с участником группы способен затем проецироваться абсолютно на всех соучастников этой группы. Факт является исключением, когда личный опыт противоречит стереотипу. Свойство предвзятости в отношении улавливаемой информации\\действительности выражается следующим образом: индивид сперва сканирует ресурс влияния и только лишь, затем переходит к смысловому содержанию коммуникации, то есть к уведомлению, уже заранее формируется позитивное или негативное отношение. Это следствие нередких вероятных ошибок и неточностей в практической деятельности людей. Ригидность является другим свойством социального стереотипа. Иногда в течении длительного времени стереотипы отмечаются консервативностью и стабильностью. С стереотипным мышлением и поведением люди успешно сопротивляются рациональным доводам или информации, которые ведут их изменения, Человек должен теперь приспосабливаться к изменению реалий общества, поэтому социальный стереотип изменяется от объективных политических, социальных, экономических перемен, но это происходит довольно медленно. В корректировке ценностей, установок, мотиваций, модификаций действий в той или иной ситуации выражается гибкость стереотипов. Когда человек открыт для новой информации , не совпадающей с его стереотипным представлением р происходящем, сломавшей его привычку судить, опираясь на стереотипы ,происходит «ломка» мышления. Человеку трудно выйти за рамки своего привычного кругозора, он не может быстро поменять радиус уже сложившегося мнения или оценок. Рассуждая о вероятности абсолютного исчезновения стереотипов, исследователи имеют схожесть в суждения о том, что с течением времени стереотипы модифицируют собственную сущность, однако целиком исчезнуть никак не могут, так как выступают инструментами сознания и деятельности. Не существуют совершено одинаковых проблемных ситуаций, для решения которых нужных те или иные социальные стереотипы, поэтому их содержание переменчиво. Оценочная окрашенность, как одно из важных качеств социальных стереотипов, выражается основным способом в их наглядности, в реальных поступках и действий людей. Например, стереотип негативного отношения к каким-либо индивидам либо группам приводит к напряжению среди них со всеми вытекающими последствиями -от оскорблений вплоть до физического принуждения, насилия. Из этого следует, что социальные стереотипы никак не считаются промежуточными с точки зрения аксиологического подхода. Стереотипизация любого действия всегда подразумевает его оценку, что находится в зависимости от ряда факторов: личности оценивающего и ракурса оценки, поскольку оценка “предназначена для того, чтобы организовывать ,упрощать и регулировать человеческую деятельность”.Оценка любого социального явления носит необъективный характер, так как часто зависит от стереотипов тех, кто оценивает. При единичной оценке неминуемо упускаются из виду многие объективные признаки расцениваемого субъекта, а получившееся стереотипное суждение наполняется ложными понятиями. Строгим логическим законом мышления подчиняется социальный стереотип, который обладает качеством однозначности. Это означает ,то что не может быть одновременно двух противоречащих друг другу суждений. Репрезентативность – это свойство еще одного социального стереотипа. Упрощенным методом понятия какого- либо множества явлений, качеств, свойств и т.д. представляет стереотипизация. Это значит сжато представить и выразить сущность всей группы. Гендерные, этнические, конфессиональные , прфессиональные, политические, эстетические, этические , бытовые и многие другие – это все разновидности стереотипов . Они проявляются в жизнедеятельности современного общества, ровно как стереотипы идентификации его членов. Совокупность сразу нескольких видов стереотипов, можно часто заметить в линии обстановок. Механизм стереотипизации (формирование стереотипа)никак не является врожденным и не бывает результатом, итогом индивидуального опыта. С того времени, как ребенок приступает принимать себя членом, частью конкретной группы, он в ходе социализации и инкультурации берет уже ранее имеющиеся социальные стереотипы мышления, поведения и действия данной группы. По этому поводу можно с определенной долей уверенности и решительности говорить о том, что социальные стереотипы, прививаемые человеку в процессе социализации, потом станут индивидуальными. Таким образом, личностные стереотипы считаются “подвидом” общественных, они выражаются в самых различных ситуациях, в которых человек обладает независимостью решения или действия по отношению к тому или иному явлению. С другой стороны, данное никак не означает, что индивид не способен обладать собственными лично сформированными стереотипами. Однако и тут имеется одна проблема: самостоятельно выработанные человеком стереотипы создаются в процессе его совместной ,коллективной работы с другими людьми, по этой причине они также носят общественный характер. Без выяснения вопроса о том, каким образом происходит конструирование реальности, не может быть понятна сущность социального стереотипа, Для осуществления акта самоидентификации, чтобы сформировать образ самого себя и свою самооценку, нужен какой- то другой человек. Так как этот другой будет отличен от тебя , ты будешь самим сабой . Каждый коллектив, общество ,группа или отдельный человек осознает свое отличие посредством выделения в образах поведения по отношению к другим, Эти различия будут границей, где заканчивается «я» или «мы№ и начинается внешний мир «они». В роли другого человека может быть весь мир, общество, к которому он принадлежит. «Они» или «мы» отделившись друг от друга – это огромное количество людей, связанный системой сложных отношений. Два аспекта характеризуются предпочтениями принадлежности человека к конкретной группе, когда он всегда предоставляет наиболее благоприятную оценку, чем чужой. Во - первых, элементы других культур воспринимаются человеком негативно, а своей культуры воспринимаются как самые верные, естественные. Мы -хорошие, они- плохие – это позитивная самоидентификация. Все люди рассматривают культуры других народов через свои обычаи, ценности. Различий между народами может совсем не быть, но иногда эти воображаемые проблемы возносятся как враждебные. Это ведет к негативному восприятию другого народа ,группы, коллектива. Это разобщает народы, а затем в теории оправдывает дискриминацию. В конечном результате дискриминируемые народы, группы обнаруживают высокую степень сложности. Острое ощущение своей исключительности выступает условием «сплочения» внутригрупповой солидарности. Во- вторых, человек близко общается с членами своей группы , оказывая им помощь, гордясь их достижениями, а вот с членами другой группы он может враждовать. Это называется «добро за добро». В трудное время человек ищет поддержку у своих. Потребность человека удовлетворяется в психологическом комфорте, в защищенности и безопасности. Каждая социальная группа в имя сплоченности максимизирует межгрупповые различия и минимизирует разлимия между членами своей группы, фиксируя их в форме автостереотипов и гетеростереотипов – специфических стандартов восприятия, которые дают возможность «быстро, просто и довольно основательно категоризировать , упрощать, схематизировать ближайшее и более отдаленное социальное окружение». Самосознание группы,ее представление о себе описывает социальный автостереотип. А вот сложившейся образ другой группы – это уже социальный гетеростереотип .Межгрупповая стереотипизация сама по себе не плохая и не хорошая , она лишь осуществляет объективно требуемую функцию, т.к. это метод восприятия социальной реальности. Заключение Итак, обобщим в кратком виде основную мысль статьи. Социальные стереотипы, осуществляя ряд значимых функций, могут нести в себе благоприятный результат в том случае, если они выступают способом решения ряда проблем для человека, а не уничтожают его индивидуальность, его личностные характеристики. Любой индивид в первую очередь является личностью, невзирая на все его характерные черты мышления, действия и нрава. И в случае если в обществе проявляется потребность развенчивания какого-либо стереотипа, то тогда нужно иметь в виду то, что этот процесс всегда сопровождается достаточно острыми внутриличностными, межличностными и межгрупповыми инцидентами. Глубокое разногласие, кажущееся мнимой бездной между личными нуждами и предрасположенностями, и потребностями существования, жизни общества” присутствуют в мире, где любой индивид в своей внутренней жизни изолирован, а во внешней - он только часть общественной системы, концепции. С целью удовлетворения всех уровней потребностей, с целью укрепления самоуважения, соответственной самооценки, и как следствие, общественного порядка каждый человек имеет необходимость в конкретных реакциях и оценках со стороны других людей или социальных групп. Это говорит о ориентированности социальных стереотипов, устойчивости и стабильности. Социальные стереотипы - это неотъемлемые элементы обыденного сознания. Стереотип легко формируется, т.к. культура человека, его воспитание порождает ряд ожиданий по отношению к поведению, жизни и привычкам других людей. Использование социальных стереотипов с пониманием и осмыслением может во многом облегчить социальную жизнь людей. Формирование социальных стереотипов важно использовать ни как предопределяющий и бездумный характер Литература 1.Агеев В.С.Психологическое исследование социальных стереотипов. 2.Артунова Н.Д.Проблемы структурной лингвистики. 3.Белл.Д.Грядущее постиндустриальное общество: опыт социального прогнозирования. 4.Кон.И.С.Психология предрассудка: О социально-психологических корнях этнических предубеждения. 5.Липпман.У.Общественнон мнение. 6.Майерс.Д.Социальная психология. 7.Мельник.Г.С.Mass Media:Психологические процессе и эффекты. 8.Суходольская.Н.П.Социальный стереотип в жизнедеятельности людей. 9.Шихирев.П.Н.Современная социальная психология в Западной Европе. 10.Штомпка.П.Социология:анализ современного общества.