Около 60 веков назад на берегах Нила Тигра и Евфрата начали возникать первые великие цивилизации, распались родоплеменные сообщества начали возникать первые государства. Одна из самых древнейших цивилизаций - египетская. Некоторые египетские поселения превратились в города, стала складываться система номов (около 40 гоcударств) городов-государств. Все религии Древнего Средиземноморья и Европы представляли собой политеическое язычество. Политеизм представляет собой свод языческих учений , предписывающий верховную власть в мире богам олицетворяющим природные стихии. Первые вероучение египетской религии можно почерпнуть из древнейших источников \"Текстов пирамид\" и \"Книга мертвых\" (24-ый по 23-ий века до нашей эры.) . На протяжении всего существования Египетского государства, религия является фундаментом древнеегипетской цивилизации. Древнейшие формой религии Египта было почитание местных новых божеств покровителей каждый ном почитал священное животное которое связалась так или иначе с местным Богом. Многие животные как например, бык или кошка пользовались более или менее пользовались всеобщим почитанием, иные почитались только в некоторых округах, других же терпели такого например крокодил и гиппопотам эти семейству животных обязаны своей святостью от части тем или иным богам и богиням изображавший свое местопребывание. Рядом с этим существовал особый настоящих животных культ (пример Культ Бога Ра-ястреб), где особое животное служило предметом воплощение божества, которое имело собственные храмы, жрецов и.т.д . Божество изображалось или в виде этого животного или смешанном зооантропаморфном образе (человек с головой животного, к примеру Ра- человек с головой сокола). Так, в южном номе в Элефатнине - почитали барана, Дендере - корову, , в Сиуте - шакала, в Файюмском оазисе - крокодила, в Гермополе - ибиса и павиана, Бубатисе - кошку. почитание местных богов покровителей происходил процесс антропоморфизация священных животных, так кошка превратилась в богиню Бастет, Сокол в Бога Гора, изображение Тота с головой ибиса, Анубиса с головой собаки , Xатхор с головой коровы и прочие. Все это служит очевидным указанием на происхождения зооантропоморфных образов от священных животных. Первоначальной стадией египетской религии является топографический политеизм. Это учение о множестве богов, каждый из которых олицетворяют определенную стихию (Cебек - бог рек и вод Нила-вода), каждая община поэтому создает собственный культ своему Богу (Культ бога Ра и др.) чужим богам при этом обращаться не принято, однако их существования не отвергается. Местный Бог считался властелином данной местности, он имел свой храм в своих владениях, почитание его считалось обязательным для местного населения. Он был защитником и хранителем своего города и округа. Как можно уже понять, его благословление считалось для жителей страны необходимым. Культ данного божества не отрицал существования и почитания других божеств. Но всемогущие боги Света, властители рода человеческого стояли от людей гораздо выше чем местный бог царствовавший в их стране; они не требовали строго обусловленного служения потому что они были выше всего человеческого им не было дело до мелких нужд смертных. Несомненно сила и значение каждого бога зависело главным образом от политического значения того города или округа, властелином которого он считался в качестве местного бога. К концу 4 века до нашей эры, в Египте наступила эпоха борьбы между государствами, которая привела к образованию двух больших государств верхнего и нижнего Египта. Противоборство между ними завершилось около 3000 до нашей эры. Победу одержал верхний Египет. Египет стал единым государством. Единый ном установил общий культ. Верховным Богом оказалось божество правящей династии. Следовательно, когда в Египте менялась династия это приводило к смене верховного бога. Самым известным и почитаемым божеством всех времен в древнем египте считался бог Ра. Ра не жил подобно местным богам на земле среди своих почитателей, он двигался по небу на своей ладье, проявляя себя великим благодетелем всей природы, источником жизни, хранителем cвета и покровителем Египетского народа. Люди благословляли его, и обращали к нему свои взоры. Ра- свет, солнце, которое рассеивает темноту и ежедневно ведет борьбу со змием Апепи. Хотя вечером темнота по-видимому одолевает светоносного бога, тем не менее на следующее утро он снова выходит на небосклон. Верховной силой в египетской религии оказываются боги которые олицетворяют природные стихии (Ра- бог солнца- огонь), а также создание общей египетского пантеона повлекло за собой установление богословско-мифологических связей между отдельными божествами, так появились известные триады местностях к примеру: Фиванская троица- Амон, Мут и Хонсу. Египетские боги создают сложную иерархию, на вершине которой стоит главный бог, Бог Солнца вызываемый именами Амон-ра, Птах и другие боги имели разные признаки своего высшего могущества, в т.ч. утверждалось что они сотворили мир путем упорядочивания первоначального хаоса и породили остальных богов. В эпоху нового царства Амон-ра постепенно становится преобладающим Богом египетского пантеона, так же есть и другие божества. Кеб- Земля Нут- небо представляли собой космогонические божества не имевшие местных культов. Древнейшую эпоху Кеб иногда представлял собой бога погребения, но в последствии он мало-помалу уступил свое место Озирису, Нут долго занимала место богини смерти она являлась мертвецу в челноке, когда он вступал в Обитель мертвых (владения бога Сета) она одаряла его пищей и водой. Помимо Ра, Горус являлся одним из важных божеств Древнего Египта. Горус, являлся олицетворением неба, подобно Богу Ра, и он должен был вести борьбу с тьмой. Сам он изображался с головой ястреба и считался сыном последнего. Амон был местным Богом в Фивах, в верхнем Египте. До наших времен первоначальный характер этого божества не имело никаких точных сведений. Возможно он был богом земли и плодородия или богом смерти как Сет. Позже его воссоединили с Ра, таким образом получилась комбинация Амон-ра которого считали богом солнца. При первых правящих династиях нового царства Амон-ра делается самым могущественным богам Египта. Он был принят в большей части значительных святилищ страны. Его воплощением считался священным баран. В его честь Рамзес 3 приказал соорудить 65 храмов Амона-ра; из которых 56 были заложены в Египте, остальные 9 вне его пределов. Супругой Амона ра является богиня Мут ( в переводе\" мать\"). Ее храм был сооружен Аменхотепом 3; изображалась со львиной головой,что отождествляло с Сехет и Бастет. В Фивах первоначально местным Богом был Хонсу. он известен главным образом как бог луны, но по некоторым источникам он был отождествлен в качестве могильного бога: встречаются его изображения в виде мумии. Египтяне сильно любили и прославляли его как чудодейственного целителя. В верхнем Египте в городе Омбос и Фаюм местным богом являлся Себек, который изображался человеком с головой крокодила. Культ Себека приписывал крокодилов к священным животным, но не все города так считали. Другие области приписывали их как животное Тифона(Сета). То есть нельзя отрицать связь между Себеком и Сетом. Культ Cебека потерял свое дальнейшее значение, хотя во время правления 12-ой династии часто встречались имена с приставокй Себек, к примеру Себекхотеп. В Нубии около Элефантины, местным божеством признавался Хнум. Это был бог Нила, чаще всего он изображался человеком с бараньей головой; поэтому он слился с другими божествами вроде священного барана Озириса и Гаршефа. Его Культ долгое время существовал в южной части Египта, также был сооружён великолепный храм Езнехе. Позже была создана Великолепная Триада состоящий из Хнума, Сатет и Анукет. В священных текстах только Хнум играет большую роль. Cреди египетских божеств женского рода; Гатор была одной из самых известных богинь . Тексты о ней часто упоминаются в гробницах царей. Также у нее был свой храм Дендерахе существующий до сих пор. Oна почиталась как богиня неба, ее священным животным служила корова подобно Нут, тоже богиня неба. Также Гатор является и богиней преисподней подобно Озирису. Она встречает мертвых хлебом и водой, следит за усопшими чтобы они не вернулись обратно В Мемфисе был культ Бога Пта(Пта-бог земли). Мемфис являлся центром культуры и власти Древнего Египта, что придавало местному богу большую силу и значение. культ Пта пользовался широким и всеобщим распространением. Пта имел с собой в качестве своей супруги Сехет, она упоминалась как кровожадная и справедливая богиня неба, уничтожающая все огнем с головой льва. Хочется выделить из египетского пантеона бога Озириса. Озирис является одним из главных фигур религии Древнего Египта .Он имел важную роль народных верований и в учении о судьбе умерших, изначально, он считался богом Нила или богом смерти. Его культ восходит к первобытному времени; там его называли \"владыкой Бузириса\" был изображён в форме без лиственного дерева. Абидос являлся священным городом Озириса, где находилась его гробница жители этого города хвалились тем, что в них находились и были сохранены священные останки Озириса, часть его трупа обезображенный Сетом. Мифы об Озирисе группируются вокруг него включая его божественную триаду: Изида и Горсус, еще целый ряд божеств таких как Cет, Нефтис, Кеб, Тот, Анубис и другие. Озирис внес свои учения новые элементы, которые изменили старые воззрения о загробной жизни из мифа об Озирисе и Изиде. Озирис изображается мудрым и cправедливым царем Египта. Его родной брат Сет обманул его и заключил в гроб. Гроб был спущен в море и прибыл в Библос, между тем Изида родила Горуса и отправилась на поиски Озириса, позже она нашла его гроб и спрятала его. Cет нашел гроб брата, растерзал его труп и рассеял повсюду изувеченные части тела. Изида собрала останки тела Озириса вместе с Горусом и Анубисом при помощи час восстановили и воживили труп. Горус убил братоубийцу, тем самым отомстил за смерть отца. Сет, как оказалось, не был побежден. После, Кеб разделил Египет между Горусом и Сетом. Этот миф повествует каким образом возникла смерть на свете. Озирис это первый человек и в то же время первый умерший. Сет является представителем зла,смерти. Смерть Сета и победа Горуса, толкуется как начало доброго, как победа Ра над Апепи. Умерший и воскрешенный Озирис становится царем мертвых которых он вербует в своем загробном царстве. Он- защитник и друг усопших, обычно его изображают обыкновенным человеком с зеленой кожей цветом, спеленатым подобно мумии. Безусловно в египетском пантеоне невозможно не иметь бога зла коим является Сет. По мнению египтологов Cет это древний семитический бог, пользовавшийся почитанием в восточной части дельты, которую населяли семиты, также он встречается в религии гиксов. По мифу об Озирисе и Изиде в глазах египтян он сделался злым духом, он был олицетворен богом земли, демоном песчаной пустыни. Посвященные как и другим богам животные для Сета сделались предметом отвращения в их числе крокодил, бегемот и осел. По мифу Озириса признали солнечным божеством, Cет стал богом тьмы и смерти и был отождествлен с змием Апепи. Изображение Сета было весьма необычным.Сета изображали в виде сказочного животного как человека со звериной головой, раздвоенным на конце хвостом и длинными ушами. Египтологи предполагали что это животное есть тушканчик жербуа. Помимо восточной дельты культ Сета был распространён в Омбосе, где он был ассимилирован с Себеком (бог вод Нила). На этом и закончим список божеств египетского пантеона. Безусловно это не все боги в которых веровали древние египтяне, потому что богов и демонов в Египте было очень много. Ведь для нас важны сведения о божествах игравшие наибольшую роль в жизни египетского царства и его народа. К сожалению сведения о них малы и очень скудны, следовательно, некоторые тайны религии Древнего Египта остались скрытыми для нас. Поэтому представления о египетской религии культах никак не могут быть достоверны. Религиозный культ стоит в зависимости от роли данного божества. Египтяне никогда не сомневались в силе и могуществе местного бога. Ведь он защитник и хранитель округа, который находился лично у своих почитателей, и имел свои потребности которые удовлетворял египетский народ. Божество не должно терпеть недостаток в пище,одежде и в прочем, оно должно быть удовлетворено процессиями, пением и молитвой. Счастлив тот город, в котором радо свое божество. Когда бог добр - счаcтлив его народ. Каждое божество имело своих почитателей,жрецов и храмы. В каждом храме находилась статуя бога и посвященное ему животное. Главным помещением египетского храма была часовня, где находилась статуя божества. Перед ней находился зал с колоннами-гипостиль. Гипостиль изображал весь мир. Потолок был украшен звездами, колонны имели вид дерев выходивших из земли. Перед залом -пилоны, защищавшие храм. Перед пилонами колоссальные статуи и обелиски. Назначение храма было не местом для сборища толпы почитателей, и не был домом для жрецов. Храм был предназначен для хранения божеских изобраний, сосудов и сокровищ. Разрешение войти имел только царь и высшие жрецы. Перед храмом проводились разные процессии; праздники и жертвоприношения. В древнем Египте было очень много праздников; не считая больших общенародных праздниковб каждый храм имел свои праздники, имевшие различные мистические происшествия из жизни божества. каждый храм имел свой особый календарь праздник; также было немало поводов для праздника: смена времен года, день рождения царя, или день вступления на престол. Благочестие египтянина проявлялась не только в участии в праздниках и процессиях. Его религиозные чувства имели чисто личностный характер в повседневной жизни. В его доме находилось изображение его излюбленного божества, перед которым он читал молитвы и просил благодати или излечить от болезни. Если магическое искусство не помогало, он прибегал к какому-нибудь другому божеству, который был прославленным целителем и после ухода болезни приносил ему благодарственную жертву. Главную роль играл магический элемент в египетской религии и в представителях египтянина о загробной жизни. Безусловно и в культе магия встречается на каждом шагу. Молитва должна была иметь магические свойство, так как верные слова заставляют богов исполнить мольбу человека. Благодаря такому представлению молитва и осталась в неизменной форме в древнем Египте. Магический элемент в религии служил большим препятствием в развитии идеи о том, что нравственность есть фактор определяющий судьбу и деяния человека в вечности. Как и любой другой человек, египтянин любил жизнь и ненавидел смерть. Покорный родительской воле, египтянин всегда уважал старших и оказывал почтение мудрым. Высокой добродетелью являлась верность в исполнении служебных обязанностей. На надгробной надписи усопшего писались надписи тем,что он был мужем вдовы ,отцом сирот, опорой слабых и тому подобное. Спустя много веков, развитие страны закончилось; персы, римляне и греки поочередно овладевали Египтом .Религия осталась неприкосновенной но жизнь народа сильно пострадала; в последствии эти увечья отразились и на религиозной жизни. Теперь чужеземный бог Бес, пользовался всеобщим почитанием, а роль Амон-ра и его триады ушла на задний план. Греческие манипуляции не смогли оказать никакого влияния на ход мыслей древнего египтянина. Египетская религия просуществовала еще целые столетия, но утеряла свое значение для духовного развития народа. Этому существованию положил конец Феодосий 1-ый вместе с Серапейоном. В Александрии угас последний луч религии древнего Египта.